Перспективы развитие лизинга в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Лизинг в современной как развитой, так и развивающейся экономике занимает с каждый годом все большее место. Это достаточно эффективный механизм в предпринимательской деятельности многих стран мира. С помощью лизинга реально могут быть привлечены и инвестиции, необходимые для модернизации основных фондов в различных отраслях экономики, и непосредственно необходимое оборудование, что помогает экономике и стимулирует ее развитие в целом.

Работа содержит 1 файл

Лизинг.docx

— 60.51 Кб (Скачать)

       2. Арендодатель (лизингодатель) на  момент заключения лизингового  соглашения не является собственником  имущества, которое подлежит передаче  в лизинг. Более того, на арендодателя (лизингодателя) возлагается обязанность  приобрести в собственность имущество,  принадлежащее другому лицу (продавцу) [1, ст. 636 ГК].

       3. Передача имущества арендатору (лизингополучателю)  по договору лизинга осуществляется  не арендодателем (лизингодателем), а продавцом имущества, хотя  норма, определяющая данное условие,  является диспозитивной, то есть  стороны могут определить это условие в договоре иначе [1, ст. 639 ГК].

       4. Арендатор (лизингополучатель) вправе  предъявлять непосредственно продавцу  имущества, являющегося предметом  договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи,  заключенного между продавцом  и арендодателем (лизингодателем), в частности в отношении качества  и комплектности имущества, сроков  его поставки и в других  случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом [1, ст. 641 ГК].

       5. С момента передачи имущества  арендатору (лизингополучателю) к  последнему переходит риск случайной  гибели или случайной порчи имущества [1, ст. 640 ГК]. (Данная норма опять же является диспозитивной.)

       Таким образом, в настоящее время в  Республике Беларусь выработан официальный  подход к трактовке юридической  природы договора лизинга, состоящий  в признании лизинга разновидностью аренды.

       В Республике Беларусь лизинговая сделка является финансовой, если выполняются  следующие условия:

  • срок договора финансового лизинга не может быть менее одного года;
  • лизинговые платежи в течение срока договора финансового лизинга возмещают лизингодателю не менее 75 процентов первоначальной (восстановительной) стоимости объекта лизинга;
  • по истечении срока договора финансового лизинга лизингополучатель либо выкупает объект лизинга, либо возвращает его лизингодателю, либо продляет договор лизинга.

       Кроме перечисленных выше, в Республике Беларусь действуют некоторые другие нормативные правовые акты, предусматривающие  налоговые и другие льготы для  участников лизинговых отношений.

       Так, согласно п. 9 Положению о лизинге  лизинговый платеж относится на себестоимость  продукции (работ, услуг) лизингополучателя. Одним из достоинств лизинга является и то, что величина амортизации (износа) объекта лизинга устанавливается  договором лизинга по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем.

       Еще более привлекательным в целях  получения налоговых и таможенных льгот является международный лизинг.

       Так, в соответствии с Инструкцией  о порядке исчисления, уплаты и  контроля уплаты таможенных сборов за таможенное оформление таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 11 мая 2005 г. N28 [6], при ввозе оборудования по договорам финансового лизинга, предусматривающим переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю, плательщику таможенных платежей может быть предоставлена рассрочка уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость или акцизов на весь срок договора лизинга, но не более чем на пять лет со дня принятия таможенной декларации.

       При ввозе оборудования по договорам  финансового или оперативного лизинга  без обязательства выкупа имущества, когда предмет лизинга ввозится на территорию Республики Беларусь в  таможенном режиме временного ввоза, может  применяться полное или частичное  освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с  постановлением Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь от 17 июня 2004 г. N 51 "О порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов  за пользование товарами в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), а  также освобождения временно ввезенных (вывозимых) товаров от обложения  таможенными пошлинами и налогами" [7].

       Отношения, связанные с лизингом, регламентируются также актами международного права. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июля 1998 г. N 352 [9] Республика Беларусь присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.  [10]. В рамках СНГ 25 ноября 1998 г. подписана Конвенция о межгосударственном лизинге, ратифицированная Республикой Беларусь Законом от 9 ноября 1999 г. N 309-З "О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге"  [11].

       Вместе  с тем комплексных правовых работ, посвященных проблемам правового  регулирования лизинговых отношений, в Республике Беларусь пока нет. Будучи новым явлением в праве, лизинг только начинает обращать на себя внимание представителей отечественной науки и практики  и законодательство все же требует совершенствования в области налогообложения, ценообразования, лицензирования и защиты прав собственника-инвестора. 

       
    1.  Перспективы  развитие лизинга в РБ

       Использование лизинга как одной из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу  в решении проблем технического перевооружения производства.                                                           

       В настоящее время можно утверждать, что прорыв на рынке лизинговых услуг  на территории Республики Беларусь все  же сделан.

       Эффективное содействие развитию межгосударственного  лизинга оказывает Лизинговая конфедерация СНГ, учрежденная в 1997 г. национальными  лизинговыми ассоциациями (союзами) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины.

       Задачами  Конфедерации являются: организация  разработки и исполнения крупных  межгосударственных лизинговых проектов и программ; содействие формированию и совершенствованию нормативно-правовой и организационно-методологической базы межгосударственного лизинга; сервисное обслуживание субъектов  межгосударственного лизинга.

       Более того, одним из приоритетных направлений  развития межгосударственного лизинга  по решению Экономического совета СНГ  является осуществление государственной  поддержки межгосударственного  лизинга транспортных средств, сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, создание Межгосударственной инвестиционной лизинговой корпорации.

       Иными словами, государства - участники СНГ, в том числе и Республика Беларусь, "повернулись лицом к лизингу", и положительный результат не заставил себя ждать.

       Так, не увеличивая суммы государственного долга и не привлекая государственных  гарантий, белорусские автомобильные  перевозчики ввезли в страну по лизингу более 6000 единиц подвижного состава. Это позволило Беларуси стать одной из ведущих автомобильных держав Европы в области международных перевозок.

         В 2007 г объем внешней торговли услугами Беларуси составил 3,677 млрд. долларов США. Положительное внешнеторговое сальдо Беларуси по транспортным услугам составило 354,9 млн. долларов США. Это яркий пример того, как, стимулируя лизинг, государство получило положительный экономический эффект во внешнеторговых показателях.

       Первые  годы лизинговый рынок Беларуси был  поделен дочерними структурами  банков и частными лизинговыми компаниями. Затем появились предприятия  финансовых и страховых компаний. В последние десятилетия на рынок  лизинговых услуг вышли многие белорусские  банки, а также структурные единицы  крупных предприятий-изготовителей. Следует заметить, что сегодня  у некоторых банков до 30-40% кредитного портфеля сформировано за счет лизинговых контрактов. Банкам для осуществления лизинговой деятельности необходимо получение лицензии Национального банка Республики Беларусь.

       В Республике Беларусь активно развиваются  лизинговые компании, созданные при  крупных товаропроизводителях, например, такие как «МАКРОТРАНСЛИЗИНГ», «Беларустракторолизинг». В 2001 году была создана первая муниципальная лизинговая компания – ОАО «Промагролизинг». Компания создана Минским областным исполнительным комитетом, ее основная задача – обеспечение по лизингу сельскохозяйственными машинами и оборудованием предприятий Минской области. В настоящий момент в Республике Беларусь насчитывается около 190 лизинговых компаний.

       Особое  место на белорусском рынке занимают лизингодатели-нерезиденты Республики Беларусь. Используя значительные финансовые возможности западных банков, лизингодатели-нерезиденты  инвестировали в транспортную отрасль  Беларуси во много раз больше средств, чем все белорусские лизинговые компании [16].

       К сожалению, на внутреннем рынке лизинговых услуг существует ряд проблем, которые  сдерживают развитие лизинга в Республике Беларусь. Одна из основных – невозможность  обеспечения залога имущества по лизинговым договорам с государственными предприятиями. Предприятиям запрещено выступать в залоговых сделках поручителями за юридических лиц негосударственной формы собственности, а основная масса лизинговых компаний таковыми и являются. Предприятия государственной формы собственности составляют основу экономики страны, и именно они лишены возможности в полном объеме использовать возможности лизинга для обновления производственных фондов.

       В современной Беларуси часто забывают, что лизинг – это один из финансовых механизмов рыночной экономики. Максимальный эффект достигается при совпадении многих факторов: стимулирующей законодательной  базы, благоприятного инвестиционного  климата и других факторов, которые  характеризуют нацеленность государства  на построение мощной и эффективной  экономики.

       С началом процесса приватизации в  розничной торговле активными лизингополучателями  стали торговые предприятия. Во многом благодаря лизингу многие магазины обновили оборудование и приобрели  респектабельный внешний вид. Введение жестких ограничений торговых наценок  снизило рентабельность розничной  торговли  и соответственно ее потенциал  как перспективного лизингополучателя.

       Очень слабо воспользовались возможностями  лизинга промышленные предприятия. За исключением Минского автомобильного завода промышленные предприятия Беларуси широко не использовали лизинговые схемы ни для обновления средств производства, ни для стимулирования сбыта своей продукции.

       Наибольшего эффекта от использования лизинга достигли транспортные предприятия Беларуси. Обновив с помощью лизинга подвижной состав, они вышли на одно из первых мест в Европе по объекту международных автомобильных перевозок.

             С 2003 по 2006 год произошло  существенное снижение стоимости рублевых и валютных ресурсов. Это привело  к оживлению на рынке лизинговых услуг. В настоящее время стоимость  рублевых ресурсов составляет около 14-16% годовых, а валютных – 13,5% годовых. Национальный банк разрешил работу с СКВ с резидентами Республики Беларусь по объектам лизинга, закупленным за свободно конвертируемую валюту.

             Беларусь выступила  инициатором и участником межправительственного  соглашения о создании благоприятных  правовых, экономических и организационных  условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых  Государств. 15 июня 2006 года принят Закон о ратификации данного соглашения. Безусловно, ратификация и привидение данного законодательства в соответствие с межправительственным Соглашением станет мощным стимулом дальнейшего развития нормативной базы в Республике Беларусь [16].

             Республика Беларусь является достаточно перспективной  и привлекательной страной для развития лизинга. Причем не только для развития лизинговых компаний-резидентов, также  большую роль играет развитие международного лизинга, используя который можно привлекать иностранные инвестиции, необходимые нашей экономике. В свою очередь нашей стране необходимо повышать свою инвестиционную привлекательность путем совершенствования законодательной основы всех аспектов лизинга.  
 
 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Изучив такой механизм экономики, как лизинг, можно сделать вывод, что лизинг играет важную роль и занимает значительное место в экономике развитых стран.  Он помогает и стимулирует развитие производства и предпринимательской деятельности. Кроме того, лизинговая деятельность, как в нашей стране, так и в мировой практике является одним из видов инвестиционной деятельности. Привлекая инвестиции, как внутренние, так и внешние, лизинг помогает обновлению основных фондов, ускорению производства и тем самым развитию экономики в целом.

       Лизинг  в Беларуси сравнительно новый вид  деятельности. И нам для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности  отечественных производителей нашей  страны необходимо развивать лизинговые отношения и соответственно для  этого необходимо создать соответствующие  условия. Как показывает опыт передовых  стран мира, этому уделяют самое  пристальное внимание: соответствующее  законодательство, налоговые льготы и другое законодательное регулирование  различных аспектов лизинга помогают развитию лизинговых операций.

Информация о работе Перспективы развитие лизинга в РБ