Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить пассивные операции коммерческих банков и понять структуру ресурсов коммерческого банка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач. К ним относятся: изучение понятия и сущности пассивных операций банка, рассмотрения их основных видов и форм, методов управления пассивными операциями определить из чего складываются ресурсы коммерческого банка и как он их использует. Для написания курсовой работы были использованы Учебные пособия для вузов, статьи из периодических изданий, а также официальные сайты в Интернете.
Введение
1. Структура и общая характеристика пассивных операций банка.
2. Операции по формированию собственных ресурсов банка
3. Привлеченные средства банка их роль в формировании банковских ресурсов
3.1. Достоинства и недостатки депозитов.
3.2. Депозитная политика.
4. Управляемые пассивы как источник привлечения денежных ресурсов
Заключение
Список используемой литературы
Недостаток срочных депозитов для клиентов заключается в низкой ликвидности и невозможности использовать средства на счетах срочных депозитов для расчетов и текущих платежей, а также для получения наличных денег.
Сберегательные вклады выгодны банкам тем, что они, как правило, носят долгосрочный характер и, следовательно, могут служить источником долгосрочных вложений.
Недостатки сберегательных вкладов для банков состоят в следующем:
Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Структура их в банке подвижна и зависит от конъюнктуры денежного рынка. Этому источнику формирования банковских ресурсов присущи некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит в значительной степени от клиентов (вкладчиков), а не от самого банка. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.
Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы (процентную ставку, различные услуги и льготы вкладчикам). При этом все банки соблюдают несколько основополагающих принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:
Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждым коммерческим банком собственной депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию. Реализацию депозитной политики можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле – это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов, а также определением (регулированием) соответствующих комбинаций источников средств. В узком смысле – это действия, направленные на удовлетворение потребностей банка в ликвидности путем активного изыскания привлечения средств, в том числе и заемных.
Конечной целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков.
Основными элементами депозитной политики коммерческого банка являются:
1) стратегия
банка по разработке основных
направлений депозитного
2) тактика
банка по организации
3) контроль за реализацией депозитной политики.
Как правило,
банкам предлагается разрабатывать
специальный документ по депозитной
политике, который позволял бы определять
стратегию и тактику банка
в организации депозитного
Учитывая мировой опыт проведения банками депозитных операций и возможность его адаптации к российским условиям, можно было бы рекомендовать следующую схему модели формирования депозитной политики коммерческого банка (рис. 1):6
Рис. 1.
Модель формирования депозитной политики
коммерческого банка
Приведенная выше модель сформирована исходя из текущих задач, которые требуется решать в процессе осуществления пассивных операций и создания оптимальной ресурсной базы банка. Депозитная политика банка должна соответствовать его стратегическим целям. Поэтому при ее формировании чрезвычайно важен выбор генеральной линии.7 Банк может выбрать в качестве своих приоритетных потенциальных клиентов либо частных вкладчиков – «розничных» клиентов, либо коммерческие фирмы и других юридических лиц, либо тех и других. Если банк не привлекает широко депозиты населения, то он может заменить постоянные издержки процентными. При работе с населением банк на начальном этапе вырабатывает стратегию проникновения по рынкам, клиентам и банковским продуктам, а затем – стратегию развития и диверсификации. В условиях конкуренции банки вынуждены проводить агрессивную политику. На рынке частных вкладов стратегию лидера проводит, безусловно, Сберегательный банк России. Депозитная политика банка предполагает, что особое внимание должно уделяться управлению рисками в области депозитных операций. Ее основу составляет постоянное поддержание необходимого уровня диверсификации депозитных ресурсов, а также обеспечение возможности привлечения денежных средств из других источников и поддержание сбалансированности пассивов банка с его активами по срокам и процентным ставкам.
Задачами депозитной политики банка могут быть:
- соблюдение ликвидности баланса банка;
- привлечение
ресурсов с минимальными
- создание
в перспективе условий для
устойчивости привлеченных
Поддержание стабильных остатков на счетах клиентов может стимулироваться, например, путем установления более высокой ставки процента, но на минимальный остаток средств на счете либо посредством дифференциации процента в зависимости от размера минимального остатка.
Депозитная
политика банка должна быть оформлена
документально. Она может быть зафиксирована
в виде самостоятельного документа
на 1-2 года либо представлена отдельными
положениями о порядке
Положение о депозитной политике банка может содержать следующие разделы:
- общие положения;
- цели ресурсной политики банка;
- взаимодействие
структурных подразделений
-структура ресурсов банка;
-сроки привлечения денежных средств и порядок установления условий договоров;
- перечень документов, необходимых для заключения договора и открытия депозита или счета в банке;
- перечень
документов и порядок
- порядок
привлечения средств и
- порядок начисления и уплаты процентов по пассивным операциям;
- порядок
отчисления в фонд
- порядок хранения документов.
Кроме того, в зависимости от состава клиентуры и направления деятельности банка документ может включать и другие разделы. Таким образом, депозитная политика банка определяется, во-первых, приоритетами в выборе клиентов и депозитных инструментов (сегментирование рынка), во-вторых, нормами и правилами (в том числе законодательными, инструктивными, внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими практическую деятельность банковского персонала, реализующего эти приоритеты на практике. Качество депозитной политики и эффективность пассивных операций зависят также и от компетентности руководства банка и уровня квалификации персонала и выработкой условий депозитных договоров.
Депозитная политика создает необходимые предпосылки эффективной работы персонала ресурсных подразделений банка, объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений.
Наличие системы гарантирования вкладов укрепляет доверие к национальной банковской системе и создает предпосылки для перетока сбережений населения в банки. Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается федеральный фонд обязательного страхования вкладов.8 Участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется федеральным законом.
Банки
имеют право создавать фонды
добровольного страхования
Управляемые пассивы – это пассивы, создаваемые банками по их собственному желанию. В этом их отличие от «основных пассивов» - вкладов до востребования, «обычных» сберегательных и срочных депозитов и т.д. - формирующихся независимо от потребностей банковских институтов, по воле населения.
Первым видом управляемых пассивов были межбанковские кредиты, позволявшие банкам с нехваткой резервов получать их у банков с избыточными запасами денег. Другими важными видами управляемых пассивов, возникшими за последние 25-35 лет, являются депозитные сертификаты, соглашения об обратном выкупе (РЕПО) и евродолларовые займы.
Стратегия управляемых пассивов позволяет банкам профинансировать инвестиции промышленных фирм даже при нехватке резервов за счет деятельности на оптовом рынке банковских инструментов. Посредством этой стратегии банки получают возможность изменять структуру своих пассивов, так, чтобы больший удельный вес в их портфеле составляли новые финансовые инструменты, пока еще не попавшие под контроль центрального банка (практика показывает, что центральные банки обычно вообще не налагают резервные ограничения на большую часть управляемых пассивов, не рассматривая их в качестве вероятного объекта изъятий при банковских паниках и возможной причины краха банковской системы).
К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся межбанковские кредиты (МБК) и кредиты, полученные от ЦБ РФ. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении банки, у которых есть излишек ресурсов. Привлечение МБК может быть осуществлено самостоятельно, путем прямых переговоров или через финансовых посредников. В их качестве могут выступать: сами банки, брокерские конторы, фондовые биржи, финансовые дома, кредитные магазины.