Парабанковские институты РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть становление и развитие институтов парабанковской системы РФ и зарубежных организаций небанковского типа.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- определить понятие парабанковской системы и ее элементы

- провести анализ развития организаций небанковского типа на примере наиболее развитых институтов парабанковской системы РФ

- провести анализ состояния и особенности развития зарубежных организаций небанковского типа

Содержание

Введение 2

1.Парабанковская система. Теоретические основы 3

1.1.Понятие парабанковской системы 3

1.2.Виды и сущность 3

2.Анализ становления и развития парабанковской системы РФ 5

2.1.Кредитные союзы 5

2.1.1.Сущность 5

2.1.2.История развития 6

2.2.Инвестиционные фонды. 8

2.2.1.Понятие и виды 8

2.2.2.Состояние рынка ПИФов в России 11

2.3.Негосударственные пенсионные фонды 12

2.3.1.Структура пенсии 12

2.3.2.Понятие НПФ 13

2.3.3.Возникновение и развитие НПФ 15

2.4.Страховые компании 18

3.Зарубежный опыт 19

3.1.Кредитные потребительские кооперативы 19

3.2.Инвестиционные фонды 21

3.3.Добровольное пенсионное страхование 23

Заключение 27

Список литературы: 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Парабанковские институты РФ.docx

— 79.05 Кб (Скачать)

     Источник: Национальная Лига Управляющих, на 28 марта 2011 года 

     Из  таблицы видно, что наметились тенденции к увеличению среднего уровня доходности российских ПИФов после напряженной ситуации во второй половине 2008 года и в начале 2009 года. В этот кризисный период фондовый рынок России практически рухнул, индексы РТС и ММВБ снизились в разы, стабилизация цен и даже их снижение на рынке недвижимости, а также некоторые другие причины - все это оказало существенное отрицательное воздействие на доходность многих паевых инвестиционных фондов.

2.3.Негосударственные пенсионные фонды

2.3.1.Структура пенсии

     - Государственная

     Государственная трудовая пенсия разделена на две  части — страховую и накопительную. Средства для выплат формируются за счёт уплаты работодателями страховых взносов (до 2010 года — Единого социального налога). В 2010 году основная часть работодателей отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) 20 % фонда оплаты труда. Из них 14 % формируют страховую часть пенсии, а оставшиеся 6 % — накопительную.

     Страховая часть включает в себя минимальную  базовую часть (устанавливается  правительством и регулярно индексируется) и собственно страховую часть, которая  зависит от размера взносов, которые  работодатель отчислял в Пенсионный фонд. Накопительная часть есть только у граждан 1967 года рождения и моложе.

     По  желанию гражданин может передать накопительную часть своей пенсии в частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — в противном случае она попадает в государственную управляющую компанию, Внешэкономбанк. В дальнейшем накопительная часть инвестируется в финансовые инструменты, а полученный доход зачисляется на индивидуальные пенсионные счета.

     - Негосударственная

     Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) — совокупность выплат пенсий гражданам в дополнение к государственным пособиям. Негосударственные пенсии выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — напрямую или через управляющие компании (УК), — а также страховые компании, занимающиеся страхованием жизни. В данной статье речь пойдет только о НПФ, так как для страховщиков НПО не является профильным бизнесом. Негосударственный пенсионный фонд — некоммерческая организация, исключительными видами деятельности которой являются:

    • негосударственное пенсионное обеспечение своих участников;
    • обязательное пенсионное страхование;
    • профессиональное пенсионное страхование;

2.3.2.Понятие НПФ

     Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими  организациями социального образования. Специфической особенностью НПФ  является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношений  с вкладчиками и участниками. Негосударственное пенсионное обеспечение  позволяет работнику предприятия  или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов  самого работника либо третьих лиц  в его пользу. Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. 

     Вкладчик  перечисляет взносы в НПФ на основании  пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую  спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

     Фонд  учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном  счете вкладчика и формирует  пенсионные резервы. Эти резервы  он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

     При выходе участника на пенсию НПФ (а  в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок  ее получения.

     Важнейший вопрос – инвестирование собранных  взносов. НПФ возмещает собранные  резервы через специальную коммерческую организацию – управляющую компанию. В данном случае скопирована западная модель, которая в наших условиях дала прямо противоположенный эффект. Учитывая, что размер пенсий заранее  не устанавливается и зависит  от получения дохода, повсеместной практикой стало занижение настоящего дохода от инвестирования резервов, лишнее звено при слабом контроле резко  снижает надежность всей системы. Практически  доверяют такой модели только корпорации, владеющие как НПФ, так и управляющей  компанией, что превращает НПФ в  инструмент решения далеко не социальных проблем. При этом мало шансов не только на эффективное вовлечение собранных  ресурсов в экономику страны, но и просто на осуществление контроля со стороны государства за финансовыми  потоками.

     Несмотря  на это сейчас намечается некоторая  тенденция поддержания НПФ. Ярким  примером может служить введение налоговых льгот для НПФ.  
Платежи по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, включаются в стоимость продукции (работ, услуг).

     В перечень выплат, на которые не начисляются  страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, включены суммы работодателей  по договорам с негосударственными пенсионными фондами.

     Между тем последний кризис нанес сокрушительный удар по НПФ. Большинство фондов перестали  выполнять свои обязательства перед  вкладчиками из-за кризиса на фондовом рынке, из-за прекращения погашения  государственных ценных бумаг и  т. п. И если с корпорациями фонды  еще работают, то частный вкладчик надолго потерял доверие к  НПФ.

     Одним из направлений проводимой государством пенсионной политики является развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). НПО позволяет получать негосударственную  пенсию в дополнение к государственной, тем самым обеспечивая повышение  жизненного уровня пенсионера. НПО  основано на добровольных взносах (из личных средств человека или средств  работодателя), перечисляемых в негосударственный  пенсионный фонд в течение определенного  периода.

     Необходимость формирования дополнительной пенсии связана  с тем, что государственная пенсия не в состоянии обеспечить сохранения привычного качества жизни гражданина после выхода на пенсию.

     Это объясняет интерес предприятий  и физических лиц к формированию негосударственных пенсий.

     Программы с фиксированным размером выплат предусматривают обязательсво НПФ  выплачивать пенсионеру оговоренную  на момент заключения договора сумму  пенсии (и встречное обязательство  вкладчика финансировать пенсионную программу по заранее определенному  графику).

     В программах с фиксированным размером взносов размер пенсии рассчитывается не в момент заключения договора, а  в момент выхода человека на пенсию и зависит от объема накопленных  к этому моменту средств. Данный тип программ является более гибким и обычно не накладывает на вкладчика  жестких ограничений по срокам и  объему взносов в НПФ.

     Также все пенсионные программы делятся  на срочные и пожизненные. Срочные  программы предусматривают выплату  пенсии в течение определенного  числа лет, бессрочные – выплату  пенсий пожизненно.

2.3.3.Возникновение и развитие НПФ

     Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа  Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных  пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических  реформ и имел силу закона.

     На  основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся  к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

     К концу 1996 года выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

     К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

     Всего фондов, имеющих лицензию на 01.01.2004. – 286.

     До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

     В апреле 2008 года был принят закон, в рамках которого с 1 января 2009 года стартовала государственная программа софинансирования пенсий. Она означает, что если гражданин или его работодатель станет пополнять накопительную часть пенсии на сумму от 2 до 12 тыс. рублей в год, государство пополнит индивидуальный пенсионный счёт на такую же сумму. Подать заявление на участие в программе можно до 2013 года, она будет действовать 10 лет, причём участвовать в ней могут в том числе и те, у кого нет накопительной части пенсии.

     В 2009 году участники программы государственного софинансирования пенсии вносили в  среднем по 3,5 тыс. рублей и за год  принесли в НПФ 2,5 млрд рублей. Из 70 млн работающих в России граждан в программе приняли участие 2,1 млн человек, то есть около 3 %. К сентябрю 2010 года число участников программы софинансирования увеличилось до 2,6 млн человек. Правительство уточнило, что, в случае смерти участника программы до выхода на пенсию, его пенсионные накопления перейдут правопреемнику.

     Минздравсоцразвития начал работать над принципиально  новой формой пенсионного обеспечения  россиян, предполагающей наличие нескольких стратегий формирования пенсионного  портфеля, в зависимости от возраста гражданина.

     По  состоянию на начало 2010 года НПФ  были более успешными инвесторами, чем государственный Внешэкономбанк. По сравнению с 2004 годом, когда стартовал  процесс накопления пенсий, доходность частных НПФ вдвое превысила  доходность ВЭБа. Если среднегодовая доходность Внешэкономбанка с 2004 по 2009 год составляла 6,71 %, то доходность частных институтов — 11—13 %. Рл словам ген. директора УК «Капиталъ» Вадима Соскова «Выходит, что только частные управляющие „отбивают“ инфляцию. Однако до сих пор использование НПО, в основном, практикуется лишь крупными корпорациями, предоставляющими своим сотрудникам таким образом социальный бонус в виде дополнительной пенсии.

     По  данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), на конец 2009 года совокупные пенсионные резервы 163 НПФ превысили 518 млрд рублей (из них на долю НПФ «Газфонд» приходилось 47 %), выплаты — 15,8 млрд рублей (доля «Газфонда» — 25 %). Количество участников НФП по негосударственному пенсионному обеспечению приблизилось к 6,4 млн человек, из них негосударственную пенсию получали 1,2 млн граждан. На конец 2009 года в России бессрочная лицензия (без ограничения срока действия) была у 173 НПФ, у 54 фондов на тот момент была отозвана лицензия за нарушение законодательства, ещё у десяти — по заявлению лицензиатов (владельцев лицензии).

     К 2010 году число участников НПФ достигло 7,8 млн человек, при этом в 2009 году к НПФ присоединились 2,28 млн россиян. В первом полугодии 2010 года совокупные пенсионные резервы 160 НПФ увеличились  до 591 млрд рублей (доля «Газфонда» не изменилась), выплаты составили 12,8 млрд рублей (доля «Газфонда» также не изменилась), получателями негосударственной пенсии стали 1,3 млн россиян. Доходность НПФ по итогам первого полугодия 2010 года составила  от 13 до 26  % (для сравнения, доходность ВЭБа за этот же период — 9,79 %, инфляция — 4,4 %).

     Важнейшими  показателями НПФ являются пенсионные резервы, имущество, предназначенное  для обеспечения уставной деятельности фонда, выплаты. Пенсионные резервы — собственные средств фонда, предназначенные для исполнения им обязательств по пенсионным договорам перед участниками. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда (ИОУД), образуется за счёт вкладов учредителей, взносов вкладчиков, части дохода от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений (накопительной части государственной пенсии), части сумм пенсионных взносов, дохода от использования ИОУД, благотворительных взносов и других законных поступлений. Выплаты — сумма, ежемесячно выплачиваемая вкладчику НПФ по достижении им пенсионного возраста.  

Информация о работе Парабанковские институты РФ