Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 09:37, контрольная работа
В 1968 году в честь 50-летия ВЛКСМ в Советском округе на проспекте Мира был разбит небольшой сквер. В работе по высадке деревьев и благоустройству территории участвовали учащиеся школ и студенты вузов города, а также жители микрорайона. В середине сквера установлен памятный камень с надписью: «50 лет ВЛКСМ. Здесь заложена капсула с посланием молодежи 2018 года».
Введение………………………………………………3
Первый памятник В.И. Ленину в Омске……………………3
Улица Твардовского…………………………………………5
Памятник “Книга”……………………………………………6
Памятник Ф.М. Достоевскому “Крест несущий”………….7
Памятник жертвам политических репрессий………………8
Динамическое равновесие, или Весы бытия………………..9
Пожарник на каланче………………………………………..10
“Дон Кихот”……………………………………………………11
Памятный знак основателям города “Держава”……………12
Заключение……………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………
ОМСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа по дисциплине
«Деньги, кредит, банки».
ТЕМА
контрольной работы: «Памятники
выдающимся личностям -
элементы дизайна и
архитектурно-ландшафтной
организации среды».
Факультет,
Курс группа.
Выполнила:
Брудер Диана Юрьевна
Омск 2011
План
Введение………………………………………………3
Первый памятник В.И. Ленину в Омске……………………3
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………16
Введение
Памятники выдающимся личностям - элементы дизайна и архитектурно-ландшафтной организации среды.
В 1968 году в честь 50-летия ВЛКСМ в Советском округе на проспекте Мира был разбит небольшой сквер. В работе по высадке деревьев и благоустройству территории участвовали учащиеся школ и студенты вузов города, а также жители микрорайона. В середине сквера установлен памятный камень с надписью: «50 лет ВЛКСМ. Здесь заложена капсула с посланием молодежи 2018 года». Закладка капсулы датирована октябрем 1968 года.До открытия капсулы осталось всего 8 лет. И хотя комсомольской организации больше нет, сквер находится в хорошем состоянии. Дорожки чисто убраны, деревья ухоженные, а летом на клумбах распускаются цветы. В сквере 50-летия ВЛКСМ ежегодно проходят праздничные мероприятия, посвященные Дню города. Концертные выступления организует местный КТОС для жителей микрорайона. В будние дни и в праздники в сквере гуляют дети, пожилые люди, жители соседних домов. Иногда сюда забредают студенты Омского государственного университета, корпуса которого расположены напротив сквера.
Памятники Владимиру Ильичу Ленину еще 30 лет назад были на каждой улице. Сегодня их количество резко сократилось. В Омске оставили только те, которые обладают некоторой художественной ценностью. Этой чести удостоился и первый установленный в городе памятник вождю.Открытие памятника состоялось 7 ноября 1934 года, в день празднования годовщины Октябрьской революции. Место для памятника было выбрано в непосредственной близости от завода «Красный пахарь», выпускавшего сельскохозяйственные машины. Памятник не очень большой. На сложном по архитектуре постаменте фигура В.И. Ленина кажется очень маленькой. Сегодня вокруг монумента разрослись высокие ели, которые дают чудесную прохладу в июльскую жару. В их тени памятник остается незаметным, пока человек не подойдет совсем близко. Территория монумента огорожена небольшим заборчиком, на уступе постамента лежат цветы. На фасадной части постамента – герб.В.И. Ленин, одетый в пальто, стоит, скромно сжав в руке кепку.
В городке Нефтяников, что расположился в северной части города, есть небольшая улочка. Эта улица названа именем Героя Советского Союза Юрия Владимировича Твардовского. Он родился на Дальнем Востоке, и с Омском судьба этого человека связана только с 1939 года, когда его семья переезжает сюда. В сентябре 1940 года Юрия принимают в Омское пехотное училище, где он учится всего несколько месяцев: в декабре 1941 года он участвует в своем первом бою. До конца войны Юрий Твардовский не дожил, он погиб 7 декабря 1943 года в бою за освобождение села Нераж Житомирской области. Летом улица Твардовского представляет собой зеленый уютный уголок города. На ней расположен один из самых крупных корпусов Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, поэтому здесь всегда много студентов.Примерно на середине улицы в месте ее пересечения с проспектом Мира установлена памятная доска с информацией о Ю.В. Твардовском, а рядом с ней, как символ потерь, которые привели нас к победе, стоит небольшой противотанковый еж.
Интересные памятники различным вещам и сказочным или литературным героям сегодня в моде. В 2005 году в Омске на волне этой моды появился памятник книге. В одних печатных изданиях его называют скульптурой «Книге», в других – композицией «Книга – источник знаний».Скульптура представляет собой металлическое сооружение весом около 200 килограммов, выполненное методом электродувной сварки. Раскрытая книга расположена у входа в книжный магазин на улице Ленина. Ее страницы скреплены цепями, на открытом развороте прохожий видит буквы, сказочных персонажей, например, избушку на курьих ножках.Скульптура не выделяется из общей массы разноцветной рекламы, ее замечаешь только когда подходишь совсем близко. Над книгой висит фонарь, который освещает фолиант в темное время суток.Автор скульптуры – А.Н. Капралов, работы которого украшают и другие улицы города. Он родился и сейчас живет в родном рабочем поселке Москаленки Омской области, где сам построил дом, создал литейную мастерскую, кузнецу, в которой и преображает свой любимый материал – металл в идеи и образы.
В 1850-1854 году в Омском остроге отбывал каторгу великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Омские исследователи творчества писателя очень гордятся этим фактом, хотя впечатления от пребывания в Омске, описанные в книге «Записки из мёртвого дома», у писателя остались весьма негативные. В письме к брату Ф.М. Достоевский пишет об Омске: «Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени». Для писателя, видевшего город из-за тюремной решетки острога, с кандалами на ногах, характерно мрачное, одностороннее отношение и к жителям, и к природе.В 2000 году рядом с Омским драматическим театром была установлена металлическая скульптура А.Н. Капралова «Крест несущий». Это единственная скульптура Ф.М. Достоевского, созданная методом сварки. Она представляет собой символическое изображение человека, сгорбившегося под тяжестью креста, который он несет.С одной стороны скульптуры – крест, с другой – архитектурный блок, олицетворяющий тюрьму. У изображенного в металле писателя немного деформировано плечо и спина, но это не огрехи, а составляющие замысла. В фигуре Федора Михайловича Достоевского скульптор запечатлел трагизм его судьбы и творчества.
В центре города напротив Главпочтамта в 1994 году установили памятник жертвам политических репрессий тоталитарного режима. Инициатором его установки выступило историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». В ходе исследовательской работы членами общества было обнаружено пять массовых захоронений политических заключенных. Это подтвердили и архивы Министерства внутренних дел по Омской области.Памятник жертвам политических репрессий своим внешним видом напоминает часовню. Его создателями были заслуженный архитектор России, в то время главный архитектор области, Михаил Макарович Хахаев и Серей Александрович Голованцев – автор многих известных в Омске уличных скульптур. Ежегодно 30 октября у мемориального памятника жертвам массовых репрессий проходит митинг. В нем участвуют дети и внуки бывших политических заключенных, представители общества «Мемориал» и делегации многих общественных организаций города. Звучат речи, возлагаются цветы, люди вспоминают тех, кто пострадал от существовавшего режима.На мемориальных досках памятника даже зимой лежат живые цветы. Они, как ни что другое, вновь напоминают нам: «никто не забыт, ничто не забыто».
В 1999 году рядом
с Врубелевским корпусом Музея изобразительных
искусств была установлена первая парковая
скульптура Александр Капралова «Динамическое
равновесие, или Весы бытия». Ее высота
составляет 6 метров, материал – металл.
Эта работа была подарена скульптором
родному городу.
Скульптура отражает желания человека,
его вечные метания от одной крайности
к другой. В ней использованы основные
символы творчества Александра Капралова:
крест, лестница и трон. Сами весы – огромный
крест, вертикальная ось которого представляет
собой лестницу. На самом верху – слегка
покачнувшийся трон – символ власти. Чаши
весов находятся в равновесии, на каждой
весит клетка, а в ней маленькие клеточки.
В правой клетке заключены фигурки людей
и животных, левая – пустая. Много разнообразных
фигур, предметов Капралов поместил на
перекладину весов. Некоторые из них узнаваемы,
другие – вызывают раздумья. Скульптура
насыщенна смысловыми оттенками, наличие
цепей придает им более выраженный философский
смысл. Скульптор стремился отразить
стремление человека к гармонии, показать
насколько труден выбор между духовным
и материальным. Александр Капралов говорит:
«Тема человека униженного, страдающего,
но не сломленного, проходит через все
мои работы».
Одной из центральных достопримечательностей города, объектом пристального внимания туристов является пожарная каланча, построенная в начале XX века для нужд пожарной охраны. Изображения башни украшают многочисленные сувениры с символикой города, а с 2002 года на них появилась новая деталь. С 21 марта 2002 года на верхней смотровой площадке пожарной каланчи стоит пожарник, наблюдающий за порядком в городе. Фигура представляет собой мужской манекен, одетый в каску и брезентовую форму пожарного. Бессменный дозорный оперся на поручни и смотрит в даль, он только изредка меняет позу – умельцы снабдили его гибкими руками. «Васильич», как прозвали его горожане, бывалый пожарный, закаленный в борьбе со стихией, он не боится ни дождя, ни снега, ни лютого сибирского мороза. Полюбоваться вместе с ним красотой Омска с высоты сегодня не получится, поскольку вход в башню закрыт. На первом этаже каланчи в стеклянных окнах просматривается историческая экспозиция предметов из жизни пожарных начала прошлого века.
У Театра юного зрителя уже несколько лет стоит удивительная скульптура. Ее создал из металла методом сварки известный омский скульптор Александр Капралов. Он подарил свою работу городу летом 2000 года. Скульптура отображает Дон Кихота, скачущего на своем Росинанте во весь опор. Работы А. Капралова пользуются у омичей большой любовью и популярностью, еще несколько металлических скульптур украшает улицы Омска.К созданию металлической скульптуры А.Капралов пришел не сразу. С начала он творил из дерева, камня (мрамор, гранит), глины. Однако в последнее время он отдает предпочтение именно металлу. Его работы «Весы бытия», «Крест несущий» несут в себе атмосферу философского раздумья над бытием, отражают гротескность мировоззрения. В скульптуре «Дон Кихот» поверхность металла сознательно сохранена необработанной. Таким образом, скульптор задействует природные свойства материала, которые помогают отразить стремительность и статичность работы одновременно. Обилие прямых линий также не случайно: искусствоведы указывают на пристрастие А. Капралова к символам креста (копье – вертикаль, спина лошади – горизонталь) и колеса (щит, шлем), которые в «Дон Кихоте» в изобилии.
На площади Бухольца
напротив речного вокзала в августе 1997
года установили Памятный знак основателям
города. Он называется «Держава», и представляет
собой шар диаметром семь метров. Площадь
для его установки была выбрана не случайно:
именно в этом месте в 1716 году заложили
первый камень Омской крепости.На живописных
изображениях, встроенных в «Державу»,
запечатлены личности, внесшие весомый
вклад в основание и развитие города: основатель
первой Омской крепости Иван Дмитриевич
Бухольц, автор первого атласа сибирской
земли Семен Ульянович Ремезов и исследователь
Сибири Григорий Николаевич Потанин. Автором
скульптурного проекта был омский скульптор
Василий Андреевич Трохимчук (1949-1998). В
музее изобразительных искусств имени
М.А. Врубеля с 15 по 30 декабря 2009 года пройдет
выставка, посвященная его памяти. Однако
в целом традиции монументальной скульптуры
в Омске не имели глубоких корней и многие
десятилетия не давали ярких имен. Только
в 60-е годы XX века здесь сложилось сообщество
скульпторов, чьи творения в дальнейшем
украсили улицы и здания Омска. Среди них
– Ф. Бугаенко, Н. Бабаева, Д. Манжос, Ю.
Овчинников, А. Цымбал и другие. В конце
90-х годов прошлого века вся Сибирь удивилась
нешаблонным скульптурам, созданным Александром
Капраловым и Сергеем Норышевым. Их персонажи
моментально стали местом паломничества
горожан и гостей Омска, заняли свое место
в семейных фотоальбомах. Омские скульпторы
стали первыми за Уралом, кто нашел альтернативу
мраморным и гранитным бюстам вождей,
выполненным по канонам советского монументального
искусства. К 300-летию Омска планируется
кардинально обновить жилищный фонд, реконструировать
дома первых массовых серий, построить
новые микрорайоны, расширить магистрали.
Между тем проблема создания оригинального
облика города не менее важна, чем дороги,
коммуникации и жилье. По мнению многих
омских художников, чтобы написать во
всех красках портрет города, сегодня
недостаточно застроить его современными
высотками, соорудить новые мосты и реанимировать
набережную. Необходимы детали, способные
внести яркие мазки в это полотно. Городская
скульптура, не только оживляющая серый
и безликий пейзаж, но и создающая настроение,
- один из способов разнообразить панораму
улиц и площадей родного города.
Заключение
Однако
в целом традиции монументальной скульптуры
в Омске не имели глубоких корней и многие
десятилетия не давали ярких имен. Только
в 60-е годы XX века здесь сложилось сообщество
скульпторов, чьи творения в дальнейшем
украсили улицы и здания Омска. Среди них
– Ф. Бугаенко, Н. Бабаева, Д. Манжос, Ю.
Овчинников, А. Цымбал и другие. В конце
90-х годов прошлого века вся Сибирь удивилась
нешаблонным скульптурам, созданным Александром
Капраловым и Сергеем Норышевым. Их персонажи
моментально стали местом паломничества
горожан и гостей Омска, заняли свое место
в семейных фотоальбомах. Омские скульпторы
стали первыми за Уралом, кто нашел альтернативу
мраморным и гранитным бюстам вождей,
выполненным по канонам советского монументального
искусства. К 300-летию Омска планируется
кардинально обновить жилищный фонд, реконструировать
дома первых массовых серий, построить
новые микрорайоны, расширить магистрали.
Между тем проблема создания оригинального
облика города не менее важна, чем дороги,
коммуникации и жилье. По мнению многих
омских художников, чтобы написать во
всех красках портрет города, сегодня
недостаточно застроить его современными
высотками, соорудить новые мосты и реанимировать
набережную. Необходимы детали, способные
внести яркие мазки в это полотно. Городская
скульптура, не только оживляющая серый
и безликий пейзаж, но и создающая настроение,
- один из способов разнообразить панораму
улиц и площадей родного города. Наше библиографическое
пособие будет интересно всем, кому небезразлична
тема скульптурного украшения Омска: его
улиц, площадей, парков. Оно расскажет
о памятниках и памятных знаках, появившихся
в городе за последние два десятилетия
(90-е годы XX в. – начало XXI в.), а также об
их создателях – скульпторах, архитекторах,
дизайнерах. Информация по теме представлена
в четырех разделах. Первый раздел - «Искусство
людных площадей», познакомит с разнообразием
нетрадиционной, «нешаблонной» городской
скульптуры, произведениях, позволивших
в свое время заговорить об Омске как о
«продвинутом» городе. Второй раздел библиографического
указателя - «В камне и металле…», представит
памятники и памятные знаки выдающимся
историческим деятелям, мастерам культуры
и искусства, имена которых связаны с нашим
городом. В третьем разделе - «Памятник
- от слова «память» собрана информация
о мемориальных комплексах Омска. Раздел
пособия «Авторы» познакомит с омскими
и иногородними мастерами - авторами скульптурных
произведений .Однако, в целом традиции
монументальной скульптуры в нашем городе
не имели глубоких корней и многие десятилетия
не давали ярких имен. Только в 60-е годы
XX века здесь сложилось сообщество скульпторов,
чьи творения в дальнейшем украсили улицы
и здания Омска. Среди них – Ф. Бугаенко,
Н. Бабаева, Д. Манжос, Ю. Овчинников, А.
Цымбал и другие.В конце 90-х годов прошлого
века вся Сибирь удивилась нешаблонным
скульптурам, созданным Александром Капраловым
и Сергеем Норышевым. Их персонажи моментально
стали местом паломничества горожан и
гостей Омска, заняли свое место в семейных
фотоальбомах.