Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 12:30, отчет по практике
Под организацией как объект управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации подобно единому целому. Объект управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций объект управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2. МИССИЯ И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ
4. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. SWOT-АНАЛИЗ
5. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
6. ПОЗИЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ. МАТРИЦА БКГ
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Несмотря на лидирующие позиции Газпрома среди европейских газовых компаний, организация имеет серьезных конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского региона, Центральной и Средней Азии и Ближнего Востока. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов призвано ограничить влияние России. В свою очередь Китай осуществит ряд проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в Китай нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.
Существует
ряд проблем, связанных с выходом
Газпрома на внешний рынок. Среди
них такие, как: проблема модернизации
действующей системы
В этой связи в качестве первоочередных мер по изменению сложившейся ситуации можно выделить: рост внимания, как на государственном уровне, так и со стороны крупнейших нефтегазовых компаний к внутреннему сектору газо- и нефтедобычи; стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений; инвестирование в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т.п.; сохранение и расширение присутствия российских компаний в ТЭКе Ирака, Ирана, других государств региона; особое внимание необходимо уделить проектам по производству СПГ как наиболее перспективным с точки зрения будущего мирового ТЭКа; повышение технологической безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей; расширение поставок углеводородов на рынки в Европе за счет строительства дополнительных энерготранспортных магистралей (в Северную, Южную Европу и на Балканы) и закрепление на азиатско-тихоокеанском рынке; для российских нефтегазовых компаний необходимо использовать благоприятную внешнюю конъюнктуру для реконструкции производственных мощностей с применением современных технологий, и для развития сети сбыта, что позволит снизить себестоимость производства и предложить на внешние рынки более конкурентоспособный продукт.
Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Газпром с каждым годом улучшает положение на мировом энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на европейском и мировом рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.
Акционеры
Уставный
капитал ОАО «Газпром»
Таблица 2
«Внешние» акционеры |
Доля акционеров | |
2006 |
2007 | |
Доля, контролируемая Российской Федерацией |
50,002 |
50,002 |
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом |
38,373 |
38,373 |
ОАО «Роснефтегаз» |
10,740 |
10,740 |
ОАО «Росгазификация» |
0,889 |
0,889 |
Владельцы АДР |
13,200 |
21,020 |
Прочие зарегистрированные лица |
36,798 |
28,978 |
В 2007 г. акции ОАО «Газпром» сохранили положительную динамику котировок. По итогам года обыкновенные акции компании на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) подорожали на 13 %, АДР (американская депозитарная расписка, выпущенная на акции ОАО «Газпром», эквивалентная четырем обыкновенным акциям ОАО «Газпром») увеличились в цене на 23 %.
Средняя капитализация ОАО «Газпром» в 2007 г. увеличилась на 8,2 % и составила 259,0 млрд долл. (239,3 млрд долл. – в 2006 г.). Таким образом, ОАО «Газпром» в отчетном году занимало лидирующее место по уровню рыночной капитализации среди европейских компаний и третье место (после «ПетроЧайна» и «ЭксонМобил») по данному показателю среди крупнейших энергетических компаний мира.
Главной
задачей Дивидендной политики ОАО
«Газпром» является соблюдение права
акционеров на получение дивидендов
при обеспечении баланса
По
итогам работы за 2007 г. Совет директоров
рекомендует выплатить
Таким образом, интересы, приоритеты и ожидания акционеров связаны со следующими показателями:
реализация прав акционеров;
дивиденды, их размер;
как отразятся решения, принимаемые руководством «Газпрома», на его дальнейшем развитии;
важность долгосрочного роста стоимости акционерного капитала Общества;
совершенствование системы корпоративного управления и повышению прозрачности компании;
рост рыночной капитализации ОАО «Газпром»;
снижения издержек компании;
размещений облигаций;
снижение
стоимости привлечения
улучшение структуры долгового портфеля;
повышению
эффективности работы Общества как
вертикально интегрированной
внедрение новых технологий;
повышение
экономической эффективности
необходимость расширения минерально-сырьевой базы Общества;
сохранение социальной защищенности работников в процессе проводимых структурных изменений;
приведение акций Общества к единой системе обращения;
определение
условий доступа независимых
производителей к «трубе» таким
образом, чтобы стимулировать
Таблица 3 - SWOT-АНАЛИЗ
Потенциальные внутренние сильные стороны |
Потенциальные внутренние слабые стороны |
1 |
2 |
1. Эффективное
управление (минимизация расходов,
процесс интенсификации |
1. Необходимость развития сбытовой сети |
2. Большие запасы газа на территории России |
2. Необходимость
инвестировать серьезные |
3. Диверсификация
маршрутов и повышение |
3. Недостаточное финансирование проектов, направленных на диверсификацию поставок газа |
4. Способность
удовлетворять растущий с |
4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа; |
5. Лидирующее
место по темпу роста рыночной
капитализации среди |
5. Стоимость акций Газпрома все-таки остается заниженной в цене |
6. Большие
затраты на НИОКР; 95 % используемых
технологий соответствуют |
6. Проблема
модернизации действующей |
7. Развитие
производства и морской транспо |
7. Невозможность
обеспечения растущего с |
8. Соблюдение
всех требований Конвенций |
8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа |
9. Лучшие
рекламные компании, спонсорская
и благотворительная |
9. Большие затраты на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа |
10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов |
10. Другое |
11. суммарная
экономия топливно- |
|
12. Другое |
|
Потенциальные
внешние возможности |
Потенциальные внешние угрозы |
1. Сохранение
достигнутых позиций на |
1. Проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение) |
2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР) |
2. Сохранение транзитных рисков |
3. Газовые
ресурсы Центральной Азии дают
возможность выхода на новые
рынки сбыта при сохранении
надежности поставок |
3. Ставка
на закупки среднеазиатского
газа вместо инвестиций в |
4. Признанный лидер рынка |
4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ |
5. Возможности
расширения ассортимента |
5. Выход
на рынок иностранных |
6. Контроль над всеми конкурентами внутри России |
6. Организация
имеет серьезных конкурентов
в лице стран, обладающих |
7. Независимость в выборе поставщика газа |
7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны |
8. Лидирующее место в сфере распределения газа |
8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС |
9. Резкий рост мировой потребности в энергетических ресурсах |
9. Снижение уровня обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа |
10. Заинтересованность
государства в развитии |
10. Рост
политических рисков в |
11. Отсутствие
политического элемента в |
11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам |
12. Вертикально интегрированная компания |
12. Другое |
13. Другое |
5. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Структура управления организацией относится к факторам внутренней среды и зависит от выбранной стратегии.
Газпром
относится к вертикально
Данный тип организационной структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта – от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии.
ОАО «Газпром» уже несколько лет проводит внутреннюю реформу, направленную на рост эффективности работы Общества. Основные задачи первого этапа реформы выполнены. Усовершенствована структура управления, более мобильными стали регламентные процедуры, внедрены системы бюджетирования.
Суть
второго этапа реформирования заключается
в повышении эффективности
Указанные
этапы реформирования способствуют
эффективному достижению целей организации,
обеспечивают возможность четкого
и оперативного принятия управленческих
решений и соответствуют принят
Эффективность структуры
ЭО.С.У. = ПР/ЗУ,
где ЭО.С.У. – эффективность организационной структуры управления, руб./руб.; ПР – прибыль от реализации продукции, услуг, тыс.руб.; ЗУ – затраты на управление организацией, тыс. руб.
2006 год: ЭО.С.У. = 1 040 534 981/17 856 671 = 58,27 руб./руб.
2007 год: ЭО.С.У. = 1 051 198 416/23 678 150 = 44,39 руб./руб.
ЭО.С.У. = NУ/NСР.СП.,
где NУ – численность управленческого персонала, чел.; NСР.СП. – среднесписочная численность трудящихся, чел.
2006 год: ЭО.С.У. = 528/5678 = 0,09299 чел./чел.
2007 год: ЭО.С.У. = 536/5768 = 0,09293 чел./чел.
Вывод: снижение показателя эффективности структуры на 24 % скорее связано с увеличением затрат на управление организацией, поскольку темп роста управленческих затрат опережает темпы роста прибыли от реализации – прибыль увеличилась на 1 %, а управленческие расходы на 33 %. При этом изменение доли управленческого персонала на 1 трудящегося незначительно.
6. Позиция основных видов
Используя матрицу Бостонской консультативной группы (США), определяем положение основных видов продукции (услуг), выпускаемых организацией, на рынке. Данная матрица позволяет быстро оценить позицию продукта на рынке и стадию его жизненного цикла.
Таблица 4 - Исходные данные (внутренний рынок)
Основные виды продукции |
Объем реализации в млрд. руб. |
Доля рынка, % | ||
2006 |
2007 |
«Газпром» |
«Лукойл» | |
1.Газ |
356,1 |
399,5 |
61 |
11 |
2.Нефть и газовый конденсат |
434,4 |
529,7 |
29 |
15 |
3.Синтетические каучуки |
5,6 |
4,9 |
46 |
34 |
4.Шины |
51,2 |
54,3 |
35 |
41 |
5.Полиэтилен высокого давления |
12,9 |
14,8 |
32 |
30 |
6.Полипропилен |
17,6 |
18,2 |
23 |
31 |
Итого: |
1021,4 |
Таблица 5
Показатели |
Основные виды продукции | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1.Относительная доля рынка (ОДР) |
5,54 |
1,93 |
1,35 |
0,85 |
1,07 |
0,74 |
2. Рост рынка (РР) |
1,12 |
1,22 |
0,88 |
1,06 |
1,15 |
1,03 |
3.Доля продукции в общем объеме, % |
39,1 |
51,9 |
0,5 |
5,3 |
1,4 |
1,8 |
Информация о работе Отчет по производственной практике в ОАО «Газпром»