Отчет о прохождении практики в Отделе операционного обслуживания юридических лиц Сбербанка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:15, отчет по практике

Описание работы

В банках, имеющих лицензию на осуществление валютных операций, практикант знакомится:
- с порядком открытия валютных счетов, операциями по ним;
- выдачей валютных кредитов;
- организацией купли-продажи наличной валюты;
- механизмом осуществления валютного таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями;
- используемыми формами и механизмом международных расчетов;
- прочими валютными операциями, осуществляемыми банком.

Содержание

I. Общая характеристика деятельности Сбербанка России и его подразделений
Краткая характеристика деятельности Сбербанка России
Управленческая деятельность в Операционном управлении центрального аппарата Сбербанка России
Организация труда работников Отдела операционного обслуживания


II. Формы безналичных расчетов в Российской Федерации

III. Заключение

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике в Сбербанке РФ.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

    При поступлении от банка-эмитента непокрытого (гарантированного) аккредитива сумма  аккредитива учитывается на внебалансовом  счете N 91305 "Гарантии, поручительства, полученные банком".

    При сомнении в правильности указания реквизитов исполняющий банк обязан не позже рабочего дня, следующего за днем получения аккредитива, направить запрос в произвольной форме в банк-эмитент и до получения дополнительной информации не производить платеж по аккредитиву.

    В случае покрытого (депонированного) аккредитива  поступившие от банка-эмитента денежные средства зачисляются на счет сумм до выяснения.

    Для получения денежных средств по аккредитиву  получатель средств представляет в  исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов формы, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.

    Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, документам, предусмотренным аккредитивом, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств образцам, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

    При установлении нарушений в части представления документов, предусмотренных аккредитивом, а также правильности оформления реестров счетов платеж по аккредитиву не производится, документы возвращаются получателю средств. Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия.

    При платеже по аккредитиву сумма, указанная  в реестре счетов, зачисляется  на счет получателя средств. Первый экземпляр  реестра помещается в документы  дня банка в качестве основания списания денежных средств. Второй экземпляр реестра с приложением товарно-транспортных и иных требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр направляются банку-эмитенту для вручения плательщику.

    Если  условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица, последний обязан представить исполняющему банку:

  • доверенность, выданную плательщиком на его имя, содержащую образец подписи уполномоченного лица;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность;
  • образец своей подписи (проставляется в банке в карточке с образцами подписей и оттиска печати).

    Данные  предъявленного паспорта или иного  документа, удостоверяющего личность, и адрес уполномоченного плательщиком лица записываются банком в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Образец подписи уполномоченного лица в карточке с образцами подписей и оттиска печати сличается с образцом его подписи, указанным в доверенности. В этой же карточке делается отметка о дате и номере доверенности, выданной организацией, открывшей аккредитив.

    Все записи в карточке с образцами  подписей и оттиска печати заверяются подписью главного бухгалтера исполняющего банка или его заместителя.

    Уполномоченное  плательщиком лицо на всех экземплярах  бланков реестра счетов заполняет  следующие реквизиты: 

    "Акцептован  за счет аккредитива от ___________ N __________

                                         (дата)

    Уполномоченным ____________________________________________

                            (Ф.И.О., паспортные данные)

    Наименование организации - покупателя _____________________

    Подпись  _______________        Дата ______________________" 

    В целях подтверждения выполнения условий основного договора уполномоченное плательщиком лицо делает аналогичную  надпись на товарно-транспортных и других документах, требуемых в соответствии с условиями аккредитива.

    Закрытие  аккредитива в исполняющем банке  производится:

  • по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
  • на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
  • по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива (в сумме аккредитива или в сумме его остатка).

    При отзыве аккредитив закрывается или  его сумма уменьшается в день получения от банка-эмитента распоряжения плательщика о полном или частичном  отзыве аккредитива. При частичном отзыве аккредитива на лицевой стороне аккредитива исполняющим банком проставляется отметка "Частичный отзыв", сумма, обозначенная цифрами, обводится и проставляется новая сумма. На оборотной стороне покрытого (депонированного) аккредитива производится запись о размере возвращаемой суммы и дате возврата, которая заверяется подписью ответственного исполнителя с указанием фамилии, а также штампом банка.

    Неиспользованная  или отозванная сумма покрытого (депонированного) аккредитива подлежит возврату исполняющим банком платежным поручением банку-эмитенту одновременно с закрытием аккредитива или уменьшением его суммы.

    О закрытии аккредитива исполняющий  банк должен направить в банк-эмитент  уведомление в произвольной форме. 

Расчеты чеками

    Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

    Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

    Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается  предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека.

    Бланки  чеков являются бланками строгой  отчетности.

    Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые  кредитными организациями. Эти чеки могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками, разрабатываемыми кредитными организациями и определяющими порядок и условия использования чеков.

    Межбанковское соглашение о расчетах чеками может предусматривать:

- условия обращения  чеков при осуществлении расчетов;

- порядок открытия  и ведения счетов, на которых  учитываются операции с чеками;

- состав, способы  и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;

- порядок подкрепления счетов кредитных организаций - участников расчетов;

- обязательства  и ответственность кредитных  организаций - участников расчетов;

- порядок изменения  и расторжения соглашения.

    Внутрибанковские  правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать:

- форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения  чека;

- перечень участников  расчетов данными чеками;

- срок предъявления  чеков к оплате;

- условия оплаты  чеков;

- ведение расчетов  и состав операций по чекообороту;

- бухгалтерское  оформление операций с чеками;

- порядок архивирования  чеков. 

Расчеты по инкассо

    Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

    Расчеты по инкассо осуществляются на основании:

  • платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке),
  • инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

    Платежные требования и инкассовые поручения  предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика  через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

    Получатель  средств (взыскатель) представляет в  банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 04010148, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.

    При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований плательщика и получателя расчетного документа) реквизитам исполнительного документа.

    После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных  документов проставляется штамп  банка - эмитента, дата приема и подпись  ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка - эмитента.

    Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.

    Первые  экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.

    Поступившие в исполняющий банк платежные  требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. Учреждениями и подразделениями расчетной сети Банка России при регистрации дополнительно указываются БИКи банка плательщика и банка получателя средств (банка взыскателя). На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа.

    Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений.

    При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика  платежные требования, акцептованные  плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку.

    Исполняющий банк обязан известить банк - эмитент  о помещении расчетных документов в эту картотеку, направив извещение.

    Оплата  расчетных документов производится по мере поступления денежных средств  на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

    Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке, которая производится платежным ордером.

Информация о работе Отчет о прохождении практики в Отделе операционного обслуживания юридических лиц Сбербанка России