Политика
доходов предполагает параллельный
контроль над ценами и заработной
платой путем полного их замораживания
или установления пределов их роста.
По социальным мотивам этот вид антиинфляционной
политики применяется редко. Во-первых,
замедление роста цен вызывало дефицит
на некоторые товары, во-вторых, рост
цен сдерживался лишь на определенное
время, а с отменой ограничений
снова ускорялся.
Варианты
антиинфляционной политики выбирались
в зависимости от приоритетов. Если
ставилась цель сдерживания экономического
роста, то проводилась дефляционная
политика, если целью было стимулирование
экономического роста, то предпочтение
отдавалось политике доходов. В случае,
когда ставилась цель обуздать инфляцию
любой ценой, то параллельно использовались
оба метода антиинфляционной политики.
Деноминация
- метод укрупнения масштаба цен, т.
е. метод «зачеркивания нулей». Практически
все эти разновидности реформ
по методам проведения делятся на
три типа:
а) обмен
бумажных денег по дефляционному курсу
на новые деньги с целью резкого уменьшения
массы бумажных денег;
б) временное
(полное или частичное) замораживание
банковских вкладов населения и предпринимателей;
в) сочетание
методов первых двух методов.
Денежные
реформы могут осуществляться в
различных режимах. Наибольшее звучание
приобрело в последние годы проведение
денежных реформ в режиме «шоковой
терапии».
В
зависимости от конкретной антиинфляционной
стратегии и тактики правительства
денежная реформа может быть начальным
или конечным шагом в антиинфляционной
борьбе. Вне контекста других антиинфляционных
мер любая денежная реформа самостоятельного
значения в снижении инфляции не имеет.
Антиинфляционная политика означает комплекс
мер по государственному регулированию
экономики, направленных на борьбу с
инфляцией. Выбор целей, методов
и инструментов антиинфляционной политики
государства во многом зависит от
того, какая концепция денежно-кредитного
регулирования принята в качестве
теоретической основы для разработки
стабилизационных мероприятий.
Основные
методы антиинфляционного регулирования
сформировались в развитых странах
к 60-м гг. 20 в. Они являются общими
для большинства государств, хотя
их применение различается в зависимости
от существующих теоретических концепций,
а также от характера уровня инфляции,
состояния экономики и т. д.
Антиинфляционные
меры в сфере экономики происходят
на фоне существования значительных
отраслевых и других диспропорций,
которые заключают в себе потенциальную
возможность нарушения сбалансированности
денежного обращения, тогда наряду
с другими инфляционными мероприятиями
следует проводить структурную
перестройку производства в соответствии
с потребностями общественного
хозяйства. Структурная политика обычно
осуществляется с целью увеличения
предложения тех товаров, относительные
цены которых увеличиваются, вызывая
тем самым повышение общего уровня
цен.
В
числе общеэкономических мер
немаловажное значение имеет антимонопольная
политика, направленная на поддержание
конкуренции на рынках товаров и
рабочей силы, на устранение или
предупреждение использования преимущества
монопольного положения в производстве
особо важных товаров или в
предложении исключительных производственных
навыков. Антимонопольное регулирование
экономики противодействует лоббированию
интересов крупнейших предприятий
и корпораций в отношении размещения
государственных заказов, получения
льгот по налогообложению, при установлении
тарифов и квот и т. д.
Антиинфляционное
регулирование в сфере финансов
направлено на сокращение дефицита бюджета
и стимулирование уменьшения совокупного
спроса. К прямым фискальным методам
регулирования в сфере финансов
относится снижение государственных
расходов, в том числе объемов
государственных закупок и государственных
капиталовложений, расходов на содержание
государственного аппарата и социальные
выплаты, военных расходов. Косвенные
методы регулирования включают главным
образом меры по изменению налогообложения,
то есть повышения налогов на прибыль,
косвенных налогов и подоходного налога,
уменьшения налоговых льгот, сокращения
не облагаемого налогом минимума, изменение
порядка уплаты налогов и т. д. Все это
оказывает мультипликационное воздействие
на уровень личного потребления и объема
инвестиций. Кроме того, на финансовые
возможности предприятий и платежеспособный
спрос населения можно влиять посредством
изменения нормы ускоренной амортизации
основного капитала, которые используются
при исчислении облагаемого налогом дохода
и тем самым оказывают воздействие на
уровень цен.
Антиинфляционные
мероприятия в денежно-кредитной
сфере реализуются в рамках рестрикционной
денежно-кредитной политики. Она
включает ограничение эмиссии денег
центральным банком, а также применение
общих и селективных методов
денежно-кредитного регулирования, направленных
на уменьшение объемов кредитования экономики
и ограничение денежной массы. Обычно
денежно-кредитная политика влияет на
темпы инфляции через воздействие на спрос
на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия
(повышение учетной ставки и нормы обязательных
резервов, продажа государственных ценных
бумаг центральным банком) приводят к
ограничению ресурсов банковской системы,
используемых для кредитования, и росту
рыночных процентных ставок.
Одной
из главных проблем проведения эффективной
антиинфляционной денежно-кредитной
политики в настоящее время является
определение ее целевых ориентиров.
Важность правильного определения
промежуточных монетарных целей
обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, для органов денежно-кредитного
регулирования невозможно прямое достижение
целей денежно-кредитной политики.
Во-вторых, довольно сложно оценить
эффективность мер регулирования
на основе наблюдения только за конечными
целями, так как воздействие на
них денежно-кредитной политики
происходит с лагом времени. Кроме
того, промежуточные цели обычно таргетируются,
чтобы снизить инфляционные ожидания
экономических агентов и соответствующим
образом скорректировать их решения
относительно цен на товары и услуги.
При
проведении денежно-кредитной политики
применяются следующие промежуточные
цели:
а)
показатели денежной массы
б)
рыночные ставки процента;
в)
валютный курс.
Критериями
их выбора являются измеримость, управляемость,
предсказуемость влияния на конечные
цели. Каждая из этих целей имеет
свои преимущества и недостатки.
К
преимуществам денежной массы традиционно
относили существование на долгосрочных
временных интервалах достаточно прочной
и устойчивой связи между динамикой
ее отдельных агрегатов и динамикой
рыночных цен. Недостатком является
невозможность полного контроля
за ее динамикой со стороны центрального
банка. Центральный банк не может
полностью регулировать прирост
денежной массы даже за счет внутренних
факторов, не говоря уже о внешних
(например, он не может достаточно эффективно
контролировать воздействие международных
финансовых рынков). Целевые показатели
по процентным ставкам в настоящее
время применяются редко. Преимуществом
является то, что их динамика легко
доступна для наблюдения, их можно
использовать при крайне неустойчивом
спросе на деньги.
Страны
с малой открытой экономикой, развивающиеся
страны и страны с переходной экономикой
в качестве промежуточных целей
используют валютный курс, который
с разной степенью жесткости фиксируется
по отношению к стабильной иностранной
валюте или корзине валют. Преимуществом
является его наглядность (информация
о его динамике постоянно доступна
и понятна всем экономическим
агентам), а также непосредственная
связь с уровнем внутренних цен.
Стабилизация валютного курса снижает
инфляционные ожидания, укрепляет доверие
к национальной денежной единице.
В последнее
время в качестве целевого ориентира
денежно-кредитной политики в ряде
стран, главным образом развитых,
стали использовать уровень внутренних
цен. Переход к прямому таргетированию
инфляции был связан с тем, что
глобализация и либерализация финансовых
рынков привели к усилению воздействия
внешних факторов на внутреннее денежное
обращение. К преимуществам таргетирования
инфляции можно отнести: понятность и
наглядность целей органов денежно-кредитного
регулирования населению и участникам
рынков; возможность проводить более гибкую
денежно-кредитную политику, свободную
от обязательств по выбору и достижению
промежуточных целей. При таргетировании
инфляции в качестве целевого ориентира
чаще всего выступает индекс потребительских
цен, который является основным показателем
инфляции, понятен населению и в связи
с этим более всего подходит для воздействия
на инфляционные ожидания. Антиинфляционные
мероприятия государства по регулированию
процессов ценообразования носят административный
характер и могут быть направлены: на контроль
над ценами в государственном секторе
экономики, что способствует сдерживанию
роста общего уровня цен; на законодательное
определение пределов роста цен на отдельные
товары или группы товаров; на использование
антимонопольного законодательства для
противодействия повышению цен в монополизированном
секторе экономики и т.д. Однако искусственное
занижение и сдерживание цен способно
дать положительный эффект только в краткосрочном
периоде и само по себе не может оказать
заметного влияния на развитие инфляционного
процесса. Более того, рассматриваемые
меры могут усугубить негативные социально-экономические
последствия инфляции, поскольку препятствуют
эффективному перераспределению ресурсов
и стимулируют инфляционное перераспределение
доходов. Политику доходов государственные
органы осуществляют с целью ограничения
платежеспособного спроса населения путем
прямого контроля одновременно заработной
платы и цен. Ее применение аргументируется
значительной ролью фактора роста издержек
производства, и прежде всего заработной
платы, в развитии инфляции. При этом профсоюзы
рассматриваются как своего рода монополисты
на рынке труда, которые необоснованно
повышают цену рабочей силы. Контроль
за ростом цен применяется для ограничения
доходов предпринимателей и сдерживания
роста заработной платы, если он не обусловлен
соответствующим ростом производительности
труда. Эффективность политики дохода
в основном зависит от того, насколько
действенным и стабильным будет сотрудничество
государственных органов с профсоюзами
и предпринимателями.
При
проведении политики доходов могут
применяться различные методы: прямое
«замораживание» заработной платы
и цен; установление нормативных
пределов роста заработной платы
и цен; установление верхних пределов
заработной платы только для государственного
сектора с целью воздействия
на частный сектор путем примера;
введение налога на сверхнормативный
фонд оплаты труда; применение системы
поощрений и санкций для соблюдения
установленных пределов роста цен
и заработной платы и т.д. Эти
мероприятия обычно носят краткосрочный
характер, так как негативно влияют
на жизненный уровень населения
и встречают достаточно сильное
противодействие профсоюзов. Кроме
того, длительный контроль над заработной
платой и ценами искажает рыночные
целевые ориентиры. Для эффективного
распределения ресурсов в экономике
относительные цены и относительные
ставки заработной платы должны меняться.
В связи с этим политика доходов
должна осуществляться таким образом,
чтобы при жестком ограничении
общего уровня цены могли изменяться,
а это сделать очень трудно.
При необходимости, наряду с использованием
рассмотренных методов макроэкономической
стабилизации для сдерживания инфляционных
процессов, прибегают также к
средствам валютной политики, в частности,
к повышению курса национальной
валюты, ограничению притоков в страну
иностранной валюты. При развитии
гиперинфляции некоторые страны
прибегают к жесткой антиинфляционной
политике, известной под названием
«шоковая терапия». Ее суть заключается
в резком ограничении темпов прироста
денежной массы в обращении до
нескольких процентов в месяц
на протяжении достаточно длительного
периода времени (не менее года).
Одновременно «замораживаются» заработная
плата и все доходы населения или значительно
сокращаются темпы их прироста, намного
уменьшаются расходные статьи государственного
бюджета. В результате быстро и резко сжимается
совокупный спрос, темпы роста цен падают
до нескольких процентов в месяц, устраняется
фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие
субъекты начинают активно приспосабливаться
к изменившейся экономической конъюнктуре.
Конечно, «шоковая терапия» достаточно
болезненна для населения и экономики,
но при решительном и грамотном проведении
эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает
быстрый выход из экономического кризиса
и создание реальных предпосылок для экономического
роста.
Для
проведения устойчивости национальной
денежной единицы может быть проведена
денежная реформа. Под ней понимают
изменение денежной системы, направленное
на упорядочение и стабилизацию денежного
обращения в стране. В широком
смысле слова - это переход от одной
денежной системы к другой, то есть
введение в оборот новой денежной
единицы, а в узком смысле - частичные
изменение денежной системы. Необходимо
учитывать, однако, что как средство
борьбы с инфляцией денежная реформа
не является самодостаточным мероприятием
и для достижения долговременных
положительных результатов должна
проводиться параллельно с ужесточением
финансовой и денежно-кредитной
политики и сопровождаться антикризисными
мерами, направленными на предотвращение
спада производства. Итак, реформирование
организации денежного обращения
в стране обычно осуществляется либо
путем образования новой денежной
системы, либо путем частичных изменений
действующей - в зависимости от уровня
инфляции, состояния экономики, политической
ситуации в стране и других факторов.
В первом случае проводится нуллификация,
то есть объявление обесценившихся денег
недействительными, потерявшими силу
законного платежного средства. Нуллификация
часто сопровождается девальвацией,
при которой старые денежные знаки
обмениваются на новые по очень низкому
курсу. Обмен может происходить различными
способами - по единому соотношению, независимо
от суммы обмениваемых денег, по дифференцированному
соотношению, в пределах установленного
лимита и т. д. Иногда проводится деноминация,
которая представляет собой увеличение
нарицательной стоимости обесценившихся
денежных знаков без переименования денежной
единицы и осуществляется с целью упрощения
ценообразования, упорядочения денежного
обращения, облегчения учета и расчетных
операций, а также для придания большего
веса национальной валюте по сравнению
с иностранными. Старые денежные знаки
обмениваются на новые в соответствии
с коэффициентом укрупнения, по нему же
одновременно пересчитываются действующие
цены, тарифы, номинальная заработная
ставка, балансы хозяйствующих субъектов
и кредитных учреждений и т.д. При этом
курс национальной валюты может быть повышен
по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом
деноминации, если это диктуется интересами
государства во внешнеэкономической сфере.