Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:28, реферат
Банк Финляндии был основан императором Александром I 1 марта 1812 года в Турку, столице Великого княжества Финляндского. В период с 1840-х по 1890-е годы Банк Финляндии прошёл важнейшие этапы на пути превращения в центральный банк. Так в 1840 году была проведена реформа Банка Финляндии. В 1860 году, по указу императора Александра II, на территории Великого Княжества Финляндского была введена собственная валюта — финляндская марка, содержавшая четверть российского рубля. Через пять лет, в 1865 году, она была отделена от рубля, и привязана к международному серебряному стандарту, а позднее, в 1877, к золотому.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный
университет имени первого
Реферат
по курсу «Деньги кредит банки»
на тему:
«Особенности банковской системы Финляндии»
Екатеринбург 2011
Банк Финляндии (фин. Suomen Pankki, швед. Finlands Bank) — центральный банк Финляндской Республики, входит в Европейскую систему центральных банков. Четвёртый из старейших центральных банков мира. Банк выпускал и регулировал финляндскую марку до1999 года, когда её сменила общеевропейская валюта евро.
Банк Финляндии был
основан императором Александро
Центральный банк страны — Банк Финляндии был учреждён российским императорским указом «Об открытии меновой, заёмной и депозитной конторы Великого княжества Финляндского» в 1811 году, через два года после отделения Финляндии от Швеции и вхождения в состав Российской Империи. В то время основные задачи «Suomen Pankki» были определены следующим образом: принимать под проценты вклады, выдавать ссуды и иными способами доставлять деньги частным лицам, содействовать развитию промыслов, давать общинам средства к полезным учреждениям и утверждать единство и твёрдость в денежных оборотах края. В соответствии с первым уставом Банка от 12 декабря 1811 года все свободные остатки казны должны были помещаться в Банк Финляндии в качестве депозитов Казначейства. В свою очередь Банк был обязан иметь в наличии достаточное количество средств для удовлетворения потребностей различных ведомств. Банк Финляндии на протяжении всего периода существования традиционно оказывал значительную поддержку многим отраслям народного хозяйства страны.
С деятельностью Банка неразрывно связана история становления денежной системы Финляндии.
Им была организована и успешно проведена
так называемая денежная реализация —
замена находившихся в обращении денежных
знаков финскими и русскими рублями. Следует
заметить, что в конце 1830х годов денежная
система Финляндии пребывала в весьма
хаотичном состоянии. В обращении находились
билеты Меновой, заёмной и депозитной
конторы Финляндии, российские банковские
ассигнации, шведские кредитные билеты
и трансфертные свидетельства (transportsedlar).
Что касается металлической монеты, то
в обороте находились русские рубли различной
чеканки (начиная с Петра Великого), русские
серебряные и медные разменные монеты,
шведская разменная монета и серебряные
талеры; встречались даже шведские медные
кредитные знаки времён Карла XII. Расчёты
велись одновременно и шведскими, и российскими
денежными знаками. В западных губерниях
шведские деньги вытесняли российские
рубли, а в восточных губерниях, наоборот,
доминировали российские денежные знаки.
Конец этому хаосу был положен высочайшим
манифестом 1840 года. Серебряный рубль
был объявлен единственным законным платёжным
средством. Денежная реформа 1840 года была
проведена быстро и энергично и в значительной
мере гарантировала высокие темпы развития
финансов и народного хозяйства Финляндии.
Спустя двадцать лет (1860 год) Банк Финляндии
получил право эмитировать национальную
денежную единицу — марку. Проведённая
в 1865 году новая денежная реформа привязала
марку к серебру и объявила её единственным
законным платёжным средством. Начало
1878 года было ознаменовано переходом к
золотому стандарту, история которого
в Финляндии отличалась особым динамизмом.
В 1915 году Банк Финляндии прекратил размен
банкнот на золото. В 1926 году золотой стандарт
был восстановлен, но спустя пять лет был
вновь отменён.
Правовую базу деятельности Банка Финляндии
составляют нормы Основного закона «Форма
правления Финляндии» 1919 года и Сеймового
устава 1928 года, которые на конституционном
уровне закрепляют статус центрального
банка, а также положения устава Банка
1925 года (с рядом впоследствии внесённых
изменений и дополнений), определяющие
внутреннюю организацию Банка, его задачи
и основные правила деятельности. Первоначально
Банк Финляндии находился в ведении правительственного
совета (позже переименован в сенат Финляндии).
В 1868 году Банк был переподчинён парламенту,
что, по существу, означало заимствование
«шведской модели» управления центральным
банком (Риксбанк в Швеции с момента своего
создания в 1668 году находился в ведении
законодательного представительного
органа). Такая модель управления была
сохранена и после 1917 года.
Управление и деятельность Банка Финляндии сейчас контролируют избранные парламентом девять банковских уполномоченных, которым предоставлено право принятия важнейших решений. Из числа девяти банковских уполномоченных избираются трое, составляющие Банковский совет. Из своего состава члены банковского совета выбирают председателя и его заместителя. Банковский совет готовит вопросы, выносимые на рассмотрение банковских уполномоченных, которые заседают, как правило, 1 раз в месяц. Принимаемые ими решения действительны при наличии кворума в шесть человек.
Банковские уполномоченные избираются сеймом на первой очередной сессии на срок полномочий законодательного органа с учётом соотношения политических сил в самом парламенте. При этом банковский уполномоченный не должен обязательно быть депутатом парламента. Одной из юридических гарантий административной независимости Банка Финляндии от Государственного совета — правительства Финляндии является правило, в соответствии с которым, в случае назначения банковского уполномоченного членом Государственного совета, он обязан оставить пост банковского уполномоченного. В компетенцию банковского уполномоченного входит принятие решений по учётной ставке Банка Финляндии и другим применяемым Банком процентным ставкам, а также по пределам допустимых колебаний ставок. Банковские уполномоченные осуществляют назначения на основные штатные должности в Банке, утверждают функциональные обязанности членов правления Банка и др. Соответствующим актом банковских уполномоченных оформляется решение о денежной эмиссии, внешних займах, строительстве или купле-продаже Банком недвижимости и т.д.
Ежегодно банковские уполномоченные
представляют отчёт о деятельности Банка
парламентской комиссии по банковским
вопросам, в обязанности которой входит
изучение управления и состояния Банка
Финляндии, работы банковских уполномоченных
и правления Банка, а также представление
Сейму отчёта по этим вопросам. Комиссия
также рассматривает все внесённые в парламент
вопросы, касающиеся Банка Финляндии;
она выступает с инициативами и готовит
необходимые правительственные предложения
по деятельности Банка. До того как будут
заслушаны заключения парламентской комиссии
по банковским вопросам, не может быть
принято решение, касающееся распоряжения
доходами Банка Финляндии.
Банк Финляндии в своей деятельности
тесно сотрудничает с правительством.
Он обеспечивает мониторинг экономического
развития страны и координирует проведение
различными ведомствами экономической
политики. Сотрудничество между правительством
и Банком Финляндии обусловлено не только
практической целесообразностью, но и
законодательно. Например, размещение
правительством внутренних займов требует
согласия со стороны правления главного
банка страны. Прямые кредиты правительства
хотя и могут предоставляться Банком Финляндии,
но на практике выдаются только в исключительных
случаях.
Основным инструментом денежной политики
являются операции Банка Финляндии на
открытом рынке, прежде всего купля-продажа
инвестиционных сертификатов, обязательные
резервы банков и учётная ставка Банка
Финляндии. Минимальные резервы депонируются
коммерческими банками на текущих счетах
в Банке Финляндии и могут использоваться
для платёжных операций. Однако их среднемесячный
показатель ежедневных остатков не должен
быть ниже минимальных резервных требований.
Внутренняя структура Банка Финляндия, помимо центрального офиса в Хельсинки, включает в себя двенадцать территориальных отделений в крупнейших городах страны. Функции последних сводятся в основном к техническим вопросам организации расчётов и денежного обращения. Отдельной самостоятельной единицей является типография Банка Финляндии, в которой, кроме банкнот, печатаются бланки паспортов, ценных бумаг, почтовые марки и т.п. У типографии есть своё правление и свой директор-распорядитель. Более половины всех занятых в системе Банка Финляндии — женщины.
Банк
Финляндии обладает монопольным правом
выпуска в обращение банкнот. Это право
было предоставлено ему в 1886 году. Банкноты
печатаются в типографии Банка в г. Вантаа.
Банк Финляндии выпускает в обращение
и монеты, которые чеканятся на Монетном
дворе в Финляндии, подведомственном не
центральному банку, а Министерству финансов.
Эмиссионное право устанавливает, что
находящиеся в обращении денежные знаки
могут превышать размер золотого запаса
страны и бесспорных заграничных авуаров
(активов банка, за счет которых производятся
платежи и погашаются обязательства) не
более чем на величину суммы, установленной
законом. Это превышение обычно обеспечивается
казначейскими векселями и краткосрочными
векселями, принятыми к переучёту.
Банк Финляндии является центральным
органом валютного регулирования и валютного
контроля. На него возложено управление
золотовалютными резервами страны. Наиболее
стабильными статьями официальных валютных
резервов Финляндии являются золото и
резервная позиция в Международном валютном
фонде, членом которого Финляндия является
с 1948 года. Значительная часть валютных
резервов состоит из иностранных ценных
бумаг с фиксированными процентными ставками,
многочисленных краткосрочных депозитов
в зарубежных банках и остатков валюты
на корреспондентских счетах. Валютные
резервы наряду с конвертируемыми валютами
содержат в себе и ограниченно конвертируемые
валюты, применяемые в расчётах с некоторыми
государствами (прежде всего с Россией).
На Банк Финляндии также возлагается установление
EUR/USD |
1.4280 |
EUR/JPY |
115.32 |
EUR/SEK |
8.9951 |
курсов иностранных валют к финской марке.
Банк
Финляндии наделён весомыми полномочиями
в сфере валютного регулирования, что
позволяет ему не только наблюдать за
внешнеторговым платёжным оборотом, но
и при необходимости регулировать его.
В последние годы в Финляндии наблюдается
постепенное смягчение режима валютного
регулирования. В 1939 году все расчёты в
иностранной валюте были сосредоточены
в Банке Финляндии, туда же было предложено
населению сдать все имеющиеся у него
валютные ценности. В послевоенное время
все расчёты в инвалюте проводились через
центральный банк или поднадзорные ему
коммерческие банки. Экспортёры же были
обязаны сдавать в Банк Финляндии всю
свою валютную выручку в обмен на эквивалент
по официальному курсу в финских марках.
Одновременно для импортёров получение
разрешения на импорт автоматически предоставляло
им право приобрести требуемую сумму в
иностранной валюте. Теперь же экспортные
валютные поступления могут использоваться
без ограничений. Активы нерезидентов
могут храниться на счетах в местных банках,
как в марках, так и в конвертируемой валюте,
свободно переводятся за границу. Перевод
капитала и инвестирование на длительный
срок может осуществляться только с разрешения
Банка Финляндии. Текущие операции и краткосрочные
коммерческие кредиты, предоставляемые
через уполномоченные на совершение валютных
операций банки, осуществляются без валютных
ограничений.
Особенностью деятельности Банка Финляндии
является практика прямого кредитования
частных фирм. Это кредитование, прежде
всего, направлено на проведение структурной
экономической политики. Оно осуществляется
в рамках так называемого постоянного
режима специального финансирования,
с помощью которого осуществляется финансирование
экспорта и обеспечивается достаточный
уровень финансовой конкурентоспособности
на внутреннем рынке финских производителей
инвестиционных товаров по сравнению
с иностранными поставщиками. Однако основная
доля кредитов приходится на коммерческие
банки, в отношении которых Банк Финляндии
выступает с 1890х годов в роли кредитора
последней инстанции. В свою очередь коммерческие
банки могут депонировать излишки ликвидных
средств в Банке Финляндии.
Банк Финляндии, будучи соучредителем
Банка международных расчётов, координировал
платёжный оборот и внутри страны. Однако
постепенно, ввиду развития новых форм
и каналов платежей, банк утратил функцию
главного посредника при осуществлении
платежей. Также Банк Финляндии прекратил
обслуживание частных лиц.
Банк
Финляндии, в отличие от большинства центральных
банков, не осуществляет кассовое исполнение
бюджета и расчётные операции государства.
Эти функции возложены на Государственное
казначейство и Почтовый банк. Последний
принадлежит государству, контролируется
Министерством финансов и имеет 30 отделений.
Отдельные операции Почтового банка осуществляются
отделениями Банка Финляндии и в 3180 почтовых
отделениях.
Итак, банковская система
Финляндии — медленно, но стабильно
развивающийся сектор экономики
страны. В ней доминирующее положение
занимает единственный банк, составляющий
конкуренцию крупнейшим скандинавским
банкам. С учетом еще двух крупнейших банков Финляндии второй
уровень банковского сектора страны можно
считать полностью рассмотренным. Доля
других финансово-кредитных учреждений
незначительна, что свидетельствует о
сильной централизации.
Главный банк страны — Банк Финляндии
действует на основании стабильного законодательства,
принятого более 70 лет назад и подвергавшегося
в течение этого времени лишь ряду изменений.
Банк Финляндии подчиняется парламенту
и непосредственно независим от правительства
страны. Более того, по ряду вопросов решения
правительства требуют согласования с
Банком Финляндии. Назначаемые парламентом
страны банковские уполномоченные решают
все вопросы, относящиеся к компетенции
центрального банка. Распределение прибыли
банка осуществляется по согласованию
с соответствующей комиссией парламента.
Строгий парламентский контроль за деятельностью
Банка Финляндии позволяет иметь в законодательстве
право прямого кредитования правительства,
к которому прибегают лишь в исключительных
случаях. Стабильность экономической
ситуации в стране позволяет использовать
применяемые инструменты денежной политики
достаточно мягко (например, допускается
поддержание банками обязательных резервов
на установленном среднемесячном, а не
ежедневном уровне).
Финансовая политика властей последовательно
смещается в сторону международной интеграции
— смягчается валютное регулирование,
бывшее ранее одним из самых запретительных
в странах Западной Европы.
Одной из особенностей Банка Финляндии
является прямое кредитование частных
фирм, помимо традиционного рефинансирования
коммерческих банков. Другой особенностью
является слабая филиальная сеть, занимающаяся
в основном техническими вопросами расчетов
и денежного обращения при последовательно
растущем штате Банка Финляндии. Кроме
того, Банк Финляндии, как и ряд других
центральных банков, постепенно утрачивает
роль главного расчетного центра в стране.
Информация о работе Особенности банковской системы Финляндии