Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:47, реферат
Мера стоимости — это функция, в которой деньги обеспечивают выражение и измерение стоимости товаров, предоставляя ей форму цены. Двоякое назначение этой функции — выражать и измерять стоимость — объясняется тем, что стоимость товара не может быть выражена иначе, чем сравнением ее с товаром — общим эквивалентом, стоимость которого общепризнанная . И только через количественное определение в единицах эквивалента-товара-эквивалента осуществляется измерение стоимости товаров
Мера стоимости — это функция, в которой деньги обеспечивают выражение и измерение стоимости товаров, предоставляя ей форму цены. Двоякое назначение этой функции — выражать и измерять стоимость — объясняется тем, что стоимость товара не может быть выражена иначе, чем сравнением ее с товаром — общим эквивалентом, стоимость которого общепризнанная . И только через количественное определение в единицах эквивалента-товара-эквивалента осуществляется измерение стоимости товаров.
Двойное назначение меры стоимости наичетче оказывалось в условиях использования благородных металлов как денежного товара. Все конкретные товары «искали» тогда себе золотой или серебряный эквивалент и получали цену как определенное весовое количество этого металла. Такие «золотые» или «серебряные» цены сначала определялись по весовому масштабу и имело чем различались на всех рынках.
С началом централизованной
чеканки монет государствами
возник денежный масштаб, или масштаб
цен, который сначала совпадал с весовым.
Так, в Англии фунт стерлингов как денежная
единица равнял фунту серебра, а монета
отчеканивалась весом 1/240 фунта серебра.
Так же сформировалась и итальянская денежная
единица лира (итал. фунт). Со временем
масштаб цен по определенным причинам
существенным образом отклонился от весового,
причем в каждой стране разной мерой. Поэтому
цены, которые выражались в национальных
деньгах, начали значительно различаться
на разных рынках, которое обусловило
необходимость применения специальных
коэффициентов сопоставления валют (валютных
курсов).
Итак, в условиях обращения настоящих
денег цена формировалась вследствие
двойного их функционирования — как воплощение
общей работы для выражения стоимости
конкретных товаров и как масштаб цен
для определения самого весового количества
денежного металла. Масштаб цен
как весовое количество благородного
металла, принятого за денежную единицу,
является составляющей функции меры стоимости,
дополняет ее назначение выражать стоимость
товаров. Его нельзя ни противопоставлять
мере стоимости, считая их двумя разными
функциями, ни отождествлять с ним меру
стоимости, сводя только к счетным денег.
В условиях обращения неполноценных денег механизм меры стоимости существенным образом изменился. Между стоимостью товара, которую нужно измерить, и денежной ценой как результатом такого измерения нет золота, нет «золотой» цены. Отпала потребность в весовом количестве золота, которая принята за денежную единицу и служит масштабом цен. Все государства мира перестали фиксировать золотое содержимое денежных единиц. Создается впечатление, которая денежная единица непосредственно измеряет стоимость товара и что функция меры стоимости сводится к техническому исчислению, к обеспечению практики ценообразования счетной единицей.
Представители
современных экономических
В самом деле, если признавать, что все современные формы денег есть носителями меновой стоимости, то можно определить и реальную схему выполнения такими деньгами функции меры стоимости. Все обычные товары, поступая к сфере обмена, ищут себе денежный эквивалент, который представленный там готовностью субъектов рынка купить соответствующие товары. В столкновенье сторон - желание продать и готовность купить - определяется в конечном итоге меновая стоимость товара или и сумма денег, которой товар оценивается на рынке и которая удовлетворяет обеих субъектов операции. К этому и сводится экономическое содержание выражения стоимости с помощью денег в современных условиях.
Изменяется и механизм действия масштаба цен. Как инструмент измерения денежной цены он действует не отдельно от определения стоимости, а одновременно с ним как один процесс, поскольку эквивалентная товару стоимость уже выражена в денежных единицах, а не в весовом количестве золота. Поэтому роль масштаба цен будто поглощена мерой стоимости. Уровень цен на товары, который сложился, предопределяет и масштаб цен для новых товаров, а не наоборот, как это было в условиях золотого стандарта.
Функцию меры стоимости деньги выполняют идеально. Производитель заранее, к появлению с товаром на рынке, определяет цену, за которой удобно продать его. Но и при встрече с покупателем на рынке, где окончательно решается цена товаров, наличие денег в любой форме (золотые монеты, банкноты, чеки, кредитные карточки и др.) не обязательная. Продажа вообще может происходить в долг, под будущие деньги, но цена определяется в момент операции купли-продажи. Тем более не необходимо наличие реальных денег в случае установления товарных цен государственными органами. Тем не менее эти органы должны иметь четкое представление о меновой стоимости денег, которая фактически сложилась и действует на рынке, чтобы установить цену, адекватную стоимости товара.
Деньги как
мера стоимости широко используются
как счету, как единица счета.
За их помощью можно предоставить
количественного выражения всем
экономическим процессам и
На макроэкономическому равные с помощью счетных денег определяются такие важные показатели развития экономики, как объем валового внутреннего продукта, национального дохода, инвестиций, финансовых и кредитных ресурсов и т.п., без которых невозможное сознательное регулирование экономической жизни общества.
Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют идеальные, то есть мысленно представляемые деньги. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена. В тоже время данную функцию выполняют не условные знаки, а полноценные деньги, т. е. обладающие самостоятельной стоимостью.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Получившая денежное выражение стоимость товара проявляется в виде цены. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для их сопоставления нужно принять определенное количество денежного металла за единицу измерения, или за масштаб цен.