Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:54, курсовая работа
Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономике.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Коммерческий банк – основной элемент банковской системы
1.1 Сущность коммерческих банков и их значение в банковской системе РК ………………………………………………………………………….4
1.2 Принципы организации и структура управления коммерческих банков………………………………………………………………………6
1.3 Функции коммерческих банков…………………………………............9
2. Основные операции коммерческих банков
2.1. Основные операции коммерческих банков.............................................12
2.2. Пластиковые карты…………………………............................................22
2.3. Банкомат как элемент электронной системы платежей……………………………………...…………………………...25
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………
Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:
- Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов. Имеются в виду, во-первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спец.счета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций.
- За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.
- Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, то для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связи с магазинами и т.д.).
Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях переходной экономики рискованными.
По состоянию на 1 ноября 2010 года выпуск платежных карточек фактически осуществляет 20 банков и АО «Казпочта». Банками второго уровня выпускаются платежные карточки локальных систем: Altyn Card – АО «Народный Банк Казахстана»; SmartAlemCard – АО «БТА Банк» и локальная карточка Ситибанка Казахстан - АО «Ситибанк Казахстан». Кроме того, банками Казахстана выпускаются и распространяются платежные карточки международных систем: VISA International, Europay International, American Express International, China Union Pay и Diners Club International.
По состоянию на 1 ноября 2010 года банками выпущено 8.5 млн. платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило – 7.9 млн. чел. (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года - рост на 14.1% и 13.7% соответственно)[1]. Наиболее распространенными платежными карточками являются карточки международных систем, их доля составляет 97.9%, доля карточек локальных систем – 2.1%. На 1 ноября 2009 года данное соотношение составляло 97.9% и 2.1% соответственно.
В октябре 2010 года объемы транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов составили 294.6 млрд. тенге (рост по сравнению с октябрем 2009 года составил 24.2%). Количество транзакций за октябрь 2010 года составило 11.6 млн. транзакций и увеличилось по сравнению с октябрем 2009 года на 10.6%. При этом рост количества и суммы безналичных платежей составил 16.3% (2.2 млн. транзакций) и 19.8% (35.6 млрд. тенге), а операций по снятию наличных денег 9.3% (9.4 млн. транзакций) и 24.8% (258.9 млрд. тенге) соответственно.
Более подробная информация о развитии рынка платежных карточек в Казахстане представлена в Таблице 1
Таблица 1 | ||
Показатели | на 01.11.09 | на 01.11.10 |
Количество карточек в обращении (тыс.ед.), в т.ч. | 7 463.4 | 8 516.6 |
- локальные системы | 153.6 | 176.3 |
- международные системы, в том числе: | 7 309.7 | 8 340.3 |
Visa International | 5 871.5 | 6 933.1 |
Europay International | 1 430.3 | 1 396.1 |
Количество держателей карточек (тыс.чел.), в т.ч. | 6 989.2 | 7 943.5 |
- локальные системы | 145.8 | 168.5 |
- международные системы, в том числе: | 6 843.4 | 7 775.0 |
Visa International | 5 460.9 | 6 430.0 |
Europay International | 1 374.7 | 1 334.1 |
Количество использованных карточек (тыс.ед.), в т.ч. | 3 537.5 | 4 073.5 |
- локальные системы | 89.9 | 92.9 |
- международные системы, в том числе: | 3 447.6 | 3 980.6 |
Visa International | 2 671.6 | 3 288.2 |
Europay International | 771.7 | 686.5 |
Количество POS - терминалов (шт.), в т.ч. | 22 218 | 25 199 |
у торговых предприятий | 17 875 | 20 548 |
в банках | 4 343 | 4 651 |
Количество импринтеров (шт.), в т.ч. | 838 | 715 |
у торговых предприятий | 445 | 409 |
в банках | 393 | 306 |
Количество банкоматов (шт.) | 6 847 | 7 498 |
Количество торговых предприятий (ед.) | 9 909 | 10 633 |
Среднемесячные остатки на счетах, по которым осуществляются операции с использованием платежных карточек (млн.тг.) | 112 898.1 | 143 162.1 |
2.3. Банкомат как элемент электронной системы платежей.
Банкоматы (АТМ. – Automated Teller Machine) – это многофункциональные автоматы, так называемые автобанки, управляемые последним поколением магнитных пластиковых карточек. Первые АТМ появились в конце 60-х гг. Большинство первых автоматов выдавало лишь небольшие суммы наличных денег. В конце 60 – начале 70-х гг. наблюдались большие трудности с использованием кассовых автоматов (поломки автоматов, частые повреждения персональных карточек или задержки карточек после совершения операций). В результате большинство клиентов банков предпочитали выполнять свои операции традиционным способом непосредственно в банке.
Использование банкоматов для выполнения простых банковских операций высвобождает банковских служащих, позволяя им сосредоточиться на оказании более специализированных видов услуг, и дает возможность в долгосрочной перспективе сократить затраты на предоставление услуг населению.
Применение автоматов-кассиров отражает стремление банков приблизить свои услуги к клиентам. Их ценность для потребителя заключается в том, что они расширяют временные и пространственные рамки, в которых клиент может осуществить банковские операции, например, по получению наличных денег и осуществлению вкладных операций. Для банка же банкомат является эффективным средством, которое позволяет сокращать персонал отделений и получать большую прибыль, а также для сохранения позиций на потребительском рынке (для привлечения клиентов в борьбе за пассивы), получения преимуществ в конкурентной борьбе. Столь бурное развитие АТМ объясняется также и тем, что банки стремятся создавать альтернативу закрытым банковским учреждениям в субботние и воскресные дни. С точки зрения расходов банка на создание АТМ, применение автоматов считается эффективным, поскольку в этих условиях отпала необходимость в дополнительных расходах на помещения и обслуживающий персонал. Именно поэтому английские банки сегодня выполняют значительно большой объем операций, в то врем как площади банковских учреждений и число работающих в них остались на уровне 70-х гг.
С точки зрения клиента, пользование АТМ имеет ряд преимуществ по сравнению с обслуживанием в банке. Прежде всего это быстрота и удобство для клиента, возможность осуществить операции через банкомат в любое время дня и ночи, упрощенный доступ к АТМ ввиду объединения сетей. Поэтому в последние годы клиенты банков чаще обращаются к услугам банкоматов, чем в отделения банков. Причем больше половины клиентов банков пользуются услугами банкоматов регулярно.
К недостаткам пользования АТМ относят: а) списание средств со счета клиента в день проведения операции (за исключением субботы и воскресенья), а не через определенный промежуток времени, как в случае обращения в отделение банка (кроме отделения, в котором открыт счет клиента); б) возможные потери и кражи карточек (например, в США для предотвращения несанкционированного пользования банкоматами в некоторых автоматах установлены фотокамеры стоимостью до5 тыс. долл., которые начинают действовать в момент набора клиентом персонального номера на клавиатуре банкомата); в) могут быть сложности в случае, если в данное время АТМ не работает по разным причинам (по оценкам экспертов, время поломок АТМ не превышает 5% его рабочего времени. Учитывая огромные объемы работ, выполняемые АТМ, - это достаточно большие потери для банка и его клиентов.).
В будущем предполагается увеличить число действующих банкоматов, повысить их надежность, увеличить время работы до 24 часов в сутки, осуществить меры по развитию сети АТМ. Но чтобы полнее реализовать потенциал банкоматов, банк должен увязать услуги, предоставляемые АТМ, с услугами, оказываемыми отделениями, банковским обслуживанием клиентов на дому и другими способами оказания услуг в общую систему обслуживания клиентов.
С переходом экономики Казахстана к рынку перед банками открываются совершенно новые горизонты. В результате приватизации и разгосударствления собственности все шире развиваются частная собственность, коллективные и акционерные формы собственности, кооперативное движение. Появляются предприниматели, коммерсанты, соответственно имущий класс в обществе. По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику.
Для большинства коммерческих банков в настоящее время характерна явная тенденция к универсализации, к превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур универсализация деятельности коммерческих банков представляется явной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Вместе с тем, по мере развития и укрепления рыночных отношений, формирования реальных механизмов разделения властей и полномочий для каждого банка, на повестку дня встает вопрос поиска своей специализированной ниши или оптимального региона деятельности. Такие поиски будут вынуждать многие банки к глубокой перестройки своей деятельности.
Говоря о современных коммерческих банках, необходимо подчеркнуть, что, как и другие звенья кредитной системы, они постоянно эволюционируют, меняются формы операций, методы конкуренции, система контроля и управления.
В последние годы конкуренция в банковской сфере силилась благодаря более широкой поддержке открытия отделений банков, появлению электронных терминалов и распространению международных банковских операций. Конкуренция усилилась и в связи с быстрым ростом других финансовых институтов (например, сберегательные учреждения и взаимные фонды денежного рынка, которые предоставляют многие услуги, обычно характерные для коммерческих банков).
Обладая значительным по размерам собственным капиталом, коммерческие банки в потенциале могут превратиться в крупных инвесторов, то есть самым непосредственным образом воздействовать на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваться в структурные перестройки и даже определять перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы управления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятий, а также развития различных форм участия.
Основным средством придания банкам их подлинной экономической роли является формирование в обществе правильного рыночного понимания категории коммерческого банка и создание для этого комплекса регуляторов, позволяющих удерживать их в рамках такого представления. Очень важное место в таком комплексе должны занять механизмы саморегулирования, которые должны выработать сами коммерческие банки с учетом своей миссии, выраженной в четко продуманной и обоснованной стратегии их развития.
По-моему мнению, на основе правильного восприятия роли коммерческих банков в рыночной экономике каждый из них должен найти свое оптимальное место в ней, в противоречивых процессах взаимодействия при решении целевых задач накопления, производства, обращения и потребления, используя для повышения их коммерческого и социального эффекта все имеющиеся средства.