Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение места Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитной системе страны и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана. В первой главе курсовой работы рассматривается структура кредитной системы Республики Казахстан.
Введение 3
1 Понятие и структура кредитной системы в республике казахстан 4
2 Роль нацбанка в денежно-кредитном регулировании экономики рк 7
2.1 Цели и направления денежно-кредитного регулирования 7
2.2 Инструменты Нацбанка РК в регулировании денежно-кредитной системы 9
3 Основные направления деятельности нацбанка на 2008-2009 гг. 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Приложение
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Понятие и структура кредитной системы в республике казахстан | 4 |
2 | Роль нацбанка
в денежно-кредитном |
7 |
2.1 | Цели и направления денежно-кредитного регулирования | 7 |
2.2 | Инструменты Нацбанка РК в регулировании денежно-кредитной системы | 9 |
3 | Основные направления деятельности нацбанка на 2008-2009 гг. | 16 |
Заключение | 20 | |
Список использованной литературы | 22 | |
Приложение 1 | ||
Приложение 2 |
Центральный банк является главным звеном современной банковской системы.
Центральный банк страны призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны. Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.
В настоящее время центральные банки (в Казахстане – Национальный Банк) обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции.
Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско - информационным центром кредитной системы страны.
Денежно-кредитная политика будет проводиться Национальным Банком, исходя из определенной законом его основной задачи - обеспечения внутренней и внешней устойчивости тенге. Основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание низких темпов инфляции (на уровне 6-8% на конец года). Достижение этой цели будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов.
Целью данной курсовой работы является определение места Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитной системе страны и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана. В первой главе курсовой работы рассматривается структура кредитной системы Республики Казахстан.
Во второй главе рассмотрены основные моменты, определяющие роль Нацбанка РК в денежно-кредитном регулировании.
Третья глава посвящена рассмотрению основных направлений денежно-кредитной политики Нацбанка РК на 2008-2009 гг.
Структурно курсовая работа состоит из оглавления, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Кредитная
система с одной стороны
Кредитная система включает в себя не только банки, хотя они — главный элемент системы, но и специализированные финансово-кредитные учреждения: пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, инвестиционные банки, выпускающие и размещающие ценные бумаги.
В Казахстане, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, получила развитие двухуровневая банковская система. Она состоит из центрального банка и коммерческих банков.
По определению П.Самуэльсона, центральный банк— это банк для банков и для правительства. «Каждый центральный банк имеет одну основную функцию: он осуществляет контроль за денежной массой и кредитом в экономике»[18, 344].
В развитых странах центральные банки выполняют большое количество регулирующих и контрольных функций. Они несут громадную общественную ответственность и обладают обширными исполнительными полномочиями.
К числу основных функций центральных банков, реализация которых позволяет им выполнять свое главное предназначение в национальной экономике, относятся:
1 Денежная эмиссия
и управление резервами
2 Определение приоритетных
целей денежно-кредитной и
3 Определение правовых
основ и принципов
4 Как банкир правительства центральный банк открывает банковские депозиты и предоставляет займы правительству, управляет государственным долгом, выступает фискальным агентом и гарантом размещения ценных бумаг правительства.
5 Как банк банков
или банкир местных
Центральный банк изменяет резервные нормы коммерческих банков или минимума депозитных обязательств (ликвидных средств), которые в любой момент должны находится в коммерческом банке. Этот минимум ликвидных средств центральный банк устанавливает в процентах к активам коммерческих банков. Этот резерв не может использоваться в качестве кредита. За минусом этого минимума, оставшиеся активы могут использоваться в качестве кредитных ресурсов.
Контроль над резервным фондом коммерческих банков — это вопрос контроля над денежной массой в стране со стороны центрального банка. Уменьшая или увеличивая резервную норму, центральный банк проводит политику удешевления-удорожания кредита, дешевых или дорогих денег.
Реализация дешевых и дорогих денег позволяет понять действия центрального банка как банкира коммерческих банков, ответственного за поддержание макроэкономического равновесия в условиях конъюнктурных экономических колебаний.
Так, политика дешевых денег, как правило, реализуется в условиях экономического спада и роста безработицы. Центральный банк в этой ситуации стремится сделать кредит более дешевым и доступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Центральный банк достигает этой цели за счет уменьшения учетной ставки процента, увеличения покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, уменьшения нормы резервных требований и увеличения за счет этого мультипликатора денежного предложения.[8, 152]
Политика дорогих денег реализуется центральным банком с целью ограничения денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции. Для этого центральный банк повышает учетную ставку процента, сокращает покупку ценных бумаг, увеличивает нормы резервных требований.
Быстрота и гибкость денежно-кредитной политики центрального банка оказывает существенное влияние на эффективность ее воздействия на макроэкономические процессы. Однако ее эффективность может снижаться в случае противонаправленности в изменении скорости обращения денег.
Коммерческие банки — объективно необходимый элемент не только в денежно-кредитной системе в условиях рынка, но и в социально-экономической системе вообще, на всех уровнях ее организации.
Коммерческие банки осуществляют расчетные и кредитные функции. Осуществляя расчетные операции между всеми хозяйствующими субъектами, коммерческие банки ускоряют движение денег, сокращают необходимость в наличных деньгах, ускоряют расчеты, сокращают издержки обращения денег и товаров.[6, 170]
Как крупное учреждение коммерческий банк мобилизует свободные денежные средства и предоставляет их во временное пользование предприятиям и населению на основе возвратности и платности. Тем самым кредит способствует образованию ссудного капитала и его использованию для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства и экономического роста. Наряду с прибылью предприятий и финансированием государственного бюджета кредит служит инвестиционным источником. Плата за использование кредита выступает в форме ссудного процента, который К. Маркс назвал иррациональной ценой ссудного капитала. Термин «иррациональная» применительно к цене ссудного капитала означает, что она не соответствует стоимости ссудного капитала. Цена ссудного капитала складывается на рынке ссудного капитала в зависимости от предложения и спроса на него, но в рамках средней нормы прибыли функционирующего капитала. Прибыль капитала делится на предпринимательский доход и ссудный процент.[10, 240]
В кредитной практике современных коммерческих банков распространены следующие основные формы кредита:
- коммерческий предоставляется предприятиями и организациями друг другу в товарной форме. Эта форма кредита существует в основном в виде отсрочки платежа, которая и определяет срочность его предоставления;
- банковский предоставляется специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (банками, различными фондами), всем хозяйствующим субъектам, нуждающимся в кредитах;
- потребительский предоставляется физическим лицам на покупку потребительских товаров длительного пользования, как правило, на срок до 3-х лет и за самый низкий процент;
- ипотечный кредит выдается под залог недвижимости (землю, строения) с целью получения долгосрочной ссуды;
- межхозяйственный предоставляется предприятиями (друг другу) с хорошо налаженными межхозяйственными связями путем продажи акций, облигаций и других ценных бумаг;
- государственный предоставляется населением страны своему государству путем покупки государственных облигаций внутренних займов;
- международный предоставляется странами друг другу в денежной и товарной формах. Кредиторами и заемщиками в данном случае могут выступать не только центральные правительства, но и фирмы, банки и другие
учреждения с разрешения правительства, которое выступает в качестве гаранта сделок.
Сформировавшаяся
до кризиса банковская система Казахстана
была отражением кризисного состояния
национальной экономики. Главной особенностью
коммерческих банков того периода была
коммерциализация кредитных отношений.
Непосредственное кредитование отраслей
реального сектора экономики практически
отсутствовало. Процентные ставки для
предприятий-
Банковская система требует реформирования в интересах подъема отечественной экономики. Сравнивая функционирование кредитной системы развитых и развивающихся стран, М.Тодаро указывает на две причины, оказывающие негативное воздействие на эффективность функционирования банков в развивающихся странах. Это наличие малоквалифицированных и неопытных работников в этой сфере, слабо разбирающихся в чрезвычайно сложных проблемах эффективной монетарной политики в современных рыночных условиях, а также наличие сильного политического давления и контроля со стороны правительства и местной власти. Очевидно, что преодоление этих недостатков будет полезным и для Казахстана.[2, 145]
Информация о работе Основные направления деятельности нацбанка на 2008-2009 гг