Операции с векселями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Ценная бумага – денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа или его отношение к лицу, выпустившему такой документ. Выпускать ценные бумаги могут любые предприятия, АО, кредитные учреждения и государство.
К ценным бумагам относят акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты и др. ценные бумаги.

Содержание

Введение................................................................................3
Глава 1 Понятие векселя, виды и классификация............. 4
Глава 2 Операции с векселями...........................................10
Глава 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг ..............................................................................................15
Заключение...........................................................................21
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Операции с векселями.docx

— 39.19 Кб (Скачать)

Недостатками банковских векселей является то, что при расчетах ими между предприятиями у  последних растет задолженность  по текущим платежам в бюджет различных  уровней (этот недостаток есть и у  коммерческих векселей). Возможность  переоценить банком своих кредитных  возможностей, неоправданный выпуск долговых обязательств.

В качестве ценных бумаг признаются только такие удостоверения  прав на ресурсы, которые отвечают следующим  фундаментальным требованиям:

  • обращаемость на рынке; доступность для гражданского оборота;
  • стандартность и серийность;
  • документальность;
  • регулируемость и признание государством;
  • ликвидность; рискованность;
  • обязательность исполнения.

Обращаемость –  это способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также  во многих случаях выступать в  качестве самостоятельного платёжного инструмента, облегчающего обращение  других товаров. Обращаемость указывает  на то, что ценная бумага существует только как особый товар, который, следовательно, должен иметь свой рынок с присущей ему организацией, правилами работы на нём и т.д. Должны в основной массе принадлежать рынку, быть товарами и те ресурсы, отражением прав на которые являются ценные бумаги.

Доступность для  гражданского оборота. Способность  ценной бумаги не только покупаться и  продаваться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая  все виды сделок (займа, дарения, хранения и т.п.).

Стандартность –  ценная бумага должна иметь стандартное  содержание (стандартность прав, которые  представляет собой ценная бумага, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным  правам, стандартность сделок, связанных  с передачей ценной бумаги из рук  в руки, стандартность формы любой  бумаги и т.п.). Именно это делает ценную бумагу товаром, способным обращаться.

Серийность –  возможность выпуска ценных бумаг  сериями, классами, составляющая элемент  такого их качества, как стандартность.

Документальность. Ценная бумага – это всегда определенный документ, содержащий все предусмотренные  законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечёт недействительность ценной бумаги или её перевод в  разряд иных обязательственных документов.

Регулируемость  и признание государством. Документы, претендующие на статус ценных бумаг, должны быть признаны государством в  качестве таковых, что обеспечивает их хорошую регулируемость и доверие  публики к ним. Плохо регулируемые и не признанные государством бумаги не могут претендовать на статус ценных, как бы беспредельна ни была фантазия финансистов, предлагающих публике всё новые и новые финансовые продукты и услуги.

Ликвидность – способность  ценной бумаги быть быстро проданной, превратиться в денежные средства (в  наличной или безналичной форме) без существенных потерь для держателя. Если рынок отказывается признать её ликвидность, реальность выраженных её прав, то ценная бумага превращается из товара в ничего нестоящий клочок бумаги. Необходимо отличать ликвидность  конкретной ценной бумаги от: ликвидности  фондового рынка в целом (способность  рынка поглощать значительные количества ценных бумаг при незначительных колебаниях курсовой стоимости и  низких издержках на реализацию); ликвидности  предприятия, банка, инвестиционного  института (степень ликвидности, готовности превращения в денежные средства активов предприятия с целью  выполнения обязательств по привлеченным ресурсам).

Рискованность –  возможности потерь, связанные с  инвестициями в ценные бумаги и неизбежно  им присущие.

Обязательность  исполнения. Законодательство не допускает  отказа от исполнения обязательства, выраженного  ценной бумагой, если только не будет  доказано, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путём.

 

 

 

 

3. Государственное  регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка  ценных бумаг (РЦБ) обычно имеет следующие  цели:

  • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный РЦБ, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование  РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов государственной  власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

  1. государственные и иные нормативные акты;
  2. государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка.

Прямое или административное управление РЦБ со стороны государства  осуществляется путём:

  • установления обязательны требований ко всем участника РЦБ;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ;
  • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    1. систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
    2. денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
    3. государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
    4. государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура органов  государственного регулирования российского  рынка ценных бумаг в настоящее  время ещё не сложилась.

Государственные органы регулирования РЦБ министерского  уровня:

  • Федеральная комиссия по РЦБ(ФКЦБ);
  • Министерство финансов РФ (Минфин);
  • Центральный банк РФ (ЦБ);
  • Государственный комитет по антимонопольной политике;
  • Госстрахнадзор.

ФКЦБ имеет много  полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства –  регистрирует выпуски ЦБ корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов  федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ЦБ, осуществляет выпуск государственных ЦБ и регулирует их обращение.

ЦБ РФ – федеральный  орган, действующий на основании  закона, регистрирует выпуски ЦБ кредитных  организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет  по антимонопольной политике устанавливает  антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на РЦБ страховых компаний.

Основные законодательные  акты, которыми регулируется российский РЦБ:

  • Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995–1996 гг.);
  • Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);
  • Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);
  • Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);
  • Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);
  • Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.);
  • Закон об акционерных обществах (1996 г.);
  • Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
  • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
  • Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

Заключение

В международной  практике вексельное обращение в  основном связано с предоставлением  отсрочки платежа, как дополнительной услуги покупателю в результате усиливающейся  конкуренции, которая оформляется  простым или переводным векселем. Однако при все увеличивающихся  объёмах поставок фирмы уже не могут своевременно получать деньги по векселям, а в случаях появления  проблем по оплате векселя терпят убытки. На помощь фирмам пришли факторинговые и форфейтинговые фирмы.

Факторинг – это  покупка банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.

Форфетирование – это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без оборота на любого предыдущего должника.

Практика показывает, что, придав векселю силу ценной бумаги и наделив определёнными способами  защиты её законных держателей, он превратился  из обыкновенной долговой расписки в  универсальное средство товарно-денежных отношений.

Вексель способен оформить практически любые имущественные  отношения. При этом следует учитывать  простоту вступления в вексельные правоотношения посредством односторонних сделок.

Вексельное право  имеет под собой крепкую нормативную  базу, основные принципы которой признаются и регулируются международным правом. Однообразие свойственное вексельным системам способствует деловому сотрудничеству между различными народами.

Потребность в новых  формах имущественных отношений  не идёт в разрез с основами вексельного  законодательства. Наоборот, постулаты  вексельного права только способствуют упрочнению позиций этого правового  института на «передовой» человеческих отношений по поводу конкретных имущественных  благ. В настоящее время нет  каких-либо существенных ограничений  по бездокументарному обращению  векселей. Основная строгость в таких  отношениях касается технологии учёта  ценных бумаг, а также отражения  векселей в балансе депозитария. Однако, в целях однообразного  применения и усовершенствования депозитарного  учёта неэмиссионных ценных бумаг (это могут быть и складские свидетельства, и закладная) необходимо издание единого нормативного акта как основного источника депозитарного учёта векселей. Разработчики могут активно использовать опыт коммерческих банков в этом направлении. Как показывает практика, применение таких схем используется в основном между крупными хозяйствующими субъектами (их структурными подразделениями) и в основном направленно на быстрое погашение взаимной задолженности. Интерес к этому начинают проявлять и инвесторы с целью вложения средств и получение дохода.

В настоящее время  в российской системе права сложилась  обособленная подотрасль в рамках права гражданского, имеющая обособленную совокупность юридических норм, основанная на собственных принципах и методе правового регулирования, широко применяемая на практике и способная вовлекать в соответствующие отношения широкий круг субъектов, основным «инструментом» которой является вексель.

Регулирование рынка  ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны  организаций, уполномоченных обществом  на эти действия.

Информация о работе Операции с векселями