Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы является, что наличие национальной валюты это один из признаков государственного суверенитета, а способность государственных органов обеспечить ее устойчивость является одним из критериев эффективности государственной власти.
Введение
Глава 1 Конституционно-правовые основы защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты Российской Федерации
1.1 Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации
1.2 Основные понятия Федерального закона о валюте РФ
1.3 Принципы валютного регулирования и валютного контроля
1.4 Акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля
Глава 2. Валютное регулирование
2.1. Органы валютного регулирования
2.2. Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала
2.3. Внутренний валютный рынок Российской Федерации
2.4. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг
Содержание курсового
проекта
Введение
Глава 1 Конституционно-правовые основы
защиты и обеспечения устойчивости национальной
валюты Российской Федерации
1.1 Защита и обеспечение устойчивости
рубля - основная функция Центрального
банка Российской Федерации
1.2 Основные понятия Федерального закона
о валюте РФ
1.3 Принципы валютного регулирования и
валютного контроля
1.4 Акты органов валютного регулирования
и акты органов валютного контроля
Глава 2. Валютное регулирование
2.1. Органы валютного регулирования
2.2. Регулирование Центральным банком
Российской Федерации валютных операций
движения капитала
2.3. Внутренний валютный рынок Российской
Федерации
2.4. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз
из Российской Федерации валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг
Введение
Глядя на статистику Российского комитета
статистики, подытожим, что экономика
набирает рост. Темпы роста внутри валового
продукта составляют около 4%, промышленность
также демонстрирует рост на уровне 5,2%,наблюдается
прирост вкладов. Конечно не всегда так,
как хотелось бы видеть эти цифры - есть
и минусы .
Несмотря на то, что цены на нефть продолжают
вероломно нарушать границы и подниматься,
рубль, вопреки нашим ожиданиям, не демонстрирует
какого-либо желания к укреплению, — отмечают
аналитики.— Доказательством этого служит
динамика международных резервов, которые
прекратили свой рост. И это, подчеркнем,
происходит в сезон традиционно сильного
превышения предложения валюты над спросом
на российском рынке.
Если не будет внешних скачков, в 2011 году
экономика будет развиваться в темпе,
демонстрируя рост на уровне 4%, отмечает
С.Алексашенко. Правда, стоит учитывать
риск замедления роста, в результате исчерпания
фактора запасов .
В целом же, если показатели останутся
неизменными, то, Россию в 2012 году ждет
практически нулевой рост экономики с
профицитом бюджета.
Актуальность данной курсовой работы
является, что наличие национальной валюты
это один из признаков государственного
суверенитета, а способность государственных
органов обеспечить ее устойчивость является
одним из критериев эффективности государственной
власти.
Структурно работа состоит из введения,
двух глав, ряда сносок и ссылок на разные
источники, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1 Конституционно-правовые основы
защиты и обеспечения устойчивости национальной
валюты Российской Федерации
1.1 Защита и обеспечение устойчивости
рубля - основная функция Центрального
банка Российской Федерации
Непосредственно всю ответственность
за состояние российского рубля на Банк
России возлагает Конституция Российской
Федерации , признавая защиту и обеспечение
устойчивости национальной валюты его
основной функцией (согласно статье 75
Конституции Р Ф). Полномочия по защите
и обеспечению устойчивости национальной
валюты Банк России осуществляет независимо
от других органов государственной власти,
но в рамках единой государственной денежно-кредитной
политики.
Наличие национальной валюты это один
из признаков государственного суверенитета,
а способность государственных органов
обеспечить ее устойчивость является
одним из критериев эффективности государственной
власти. Поэтому конституционный принцип
независимости Банка России в процессе
реализации функции по защите и обеспечению
устойчивости рубля не исключает обязанности
Банка России взаимодействовать с другими
органами государственной власти, в особенности
с Президентом России, Правительством
России и Федеральным Собранием России.
Независимый статус Банка России при реализации
функции по защите и обеспечению устойчивости
рубля, как представляется, предполагает
его оперативную самостоятельность в
принятии регулирующих решений, основанных
на Конституции России и федеральном законодательстве.
В то же время принцип независимости Банка
России не исключает реализации другого
конституционного принципа - единства
системы государственной власти ( статья
78; статьи 80, 103, 106, 114 Конституции Р Ф, статья
5; часть 4). Действие вышеупомянутого конституционного
правового принципа предполагает, в частности,
наличие необходимого уровня взаимодействия
и согласованного функционирования между
государственными органами, деятельность
которых оказывает влияние на состояние
национальной валюты, а также особую ответственность
Банка России и Правительства России перед
обществом за осуществление и результаты
единой государственной денежно-кредитной
политики.
Детальный анализ конституционных правовых
норм свидетельствует о некоторой логической
противоречивости формулировок, устанавливающих
конститу ционные функции Банка России
(часть 2, статьи 75 Констит. РФ). Не ясно,
за что конкретно отвечает Банк России
перед обществом, реализуется ли функция
по защите и обеспечению устойчивости
рубля. Отвечае т ли Банк России за ре альный
результат – устойчивость, направленных
на защиту и обеспечение его устойчивости,
которые вместе с тем могут и не привести
к искомому экономическому результату?
Давайте определим: является ли защита
и обеспечение устойчивости рубля функцией
Банка России, как это установлено в Конституции
России, или целью его деятельности, как
установлено в статье 3 Федерального закона
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)"? Не ясно, что понимать
под устойчивостью рубля, на основании
каких объективных показателей (покупательная
способность, уровень инфляции, соотношение
курсов иностранных валют к рублю и т.п.)
и за какой период времени оценивать состояние
устойчивости или неустойчивости национальной
валюты. В 1996 г. в качестве целей государственной
денежно-кредитной политики Банка России
и Правительства Росси йской Федерации
вместо конституционного термина "защита
и обеспечение устойчивости рубля"
использовался термин "обеспечение
стабильности национальной валюты"
(Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 1997 год).
Между тем по своему содержанию термин
"обеспечение стабильности национальной
валюты" вовсе не равнозначен термину
"устойчивость национальной валюты".
Можно обеспечить стабильность как "устойчивой",
так и "неустойчивой" национальной
валюты.
Кроме того, Конституция России и федеральное
законодательство не устанавливают и
не раскрывают содержание тех действий
Банка России, которые можно было бы признать
мерами, направленными на "защиту",
а какие - на "обеспечение" устойчивости
рубля. Не решена в Конституции России
и более общая задача: отсутствуют какие-либо
официальные качественные или количественные
критерии (признаки) устойчивости рубля.
В практике денежно-кредитного регулирования
Банка России используются такие критерии,
как "покупательная способность рубля",
"курс рубля по отношению к иностранным
валютам", "внутренняя или внешняя
стабильность национальной валюты"
и пр. (Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 1997 год).
Нет адекватных критериев и в федеральном
законодательстве. Федеральный закон
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" лишь однажды упоминает
о "защите и обеспечении устойчивости
рубля", провозглашая цел и деятельности
Банка России (статье 3 упомянутого Федерального
закона). В то же время при отсутствии официально
установленных критериев вряд ли можно
получить реальное представление о состоянии
национальной валюты, ее влиянии на стабильность
банковской системы, об эффективном регулировании
соответствующих общественных отношений,
а тем более определять пределы компетенции
органов денежно-кредитного регулирования
и их ответственность перед обществом.
Не способствуют разрешению вышеназванных
проблем и существующие международно-правовые
нормы, что вполне закономерно. В 20-21 веках,
по практическим данным, опираясь только
на существующие международные валютно-финансовые
механизмы, нельзя защитить и обеспечить
устойчивость не только национальной,
но и мировой валютно-финансовой системы.
Для этого есть конкретные причины, среди
них: общемировые экономик о-политические
противоречия и проблемы, хозяйственные
трудности, переживаемые государствами,
национальная валюта. Международная валютная
система сама испытывает серьезные трудности
и неизбежно оказывает определенное негативное
влияние на состояние экономики и национальной
валюты России. Это объективные факторы,
которые, с одной стороны, влияют на состояние
национальной валюты, а с другой стороны
- обеспечить стабильность национальной
валюты, опираясь только на нормы международного
права или международные финансовые институты
(например, МВФ), невозможно.
За многие годы реформ в России так и не
создан основной на собственной Конституции
и федеральном законодательстве, детально
разработанный правовой механизм защиты
и обеспечения стабильности рубля.
Отсутствие должного правового регулирования
порядка, защиты и обеспечения устойчивости
рубля , возможны различные механизмы
управления с выбором и использованием
критериев, характеризующих устойчивость
национальной валюты. Причем существует
опасность подобных действий в корпоративных,
политических или экономических интересах
отдельных наиболее влиятельных групп
населения, а не в интересах всего общества.
Такое "корпоративно-групповое влияние"
способно порождать возникновение кризисных
явлений в общегосударственном масштабе,
что и подтвердил кризис денежно-кредитной
системы России в 1998 г. Так, в качестве
одного из целевых ориентиров денежно-кредитной
политики на 1997 г. была провозглашена задача
удержания внутренней и внешней стабильности
национальной валюты как необходимого
условия для восстановления не инфляционного
экономического роста. Наряду с этим проводилась
политика "динамичного развития финансового
рынка". В этот период Банк России и
Правительство России в интересах активизации
рынка государственных ценных бумаг, по
сути, гарантировали иностранным и крупным
отечественным участникам фондового рынка
сохранение валютного курса в строго определенных
рамках верхнего и нижнего пределов колебаний
национальной валюты России к доллару
США. В результате создавались стабильные ��словия для биржевых игроков
и их спекулятивных операций на российском
рынке ценных бумаг, позволявшие на полученные
от операций с государственными ценными
бумагами прибыли приобретать по стабильному
курсу иностранную валюту и вывозить ее
из России.
В этот же период Правительство России
и Банк России заявляли об эффективности
практики установления среднесрочных
ориентиров динамики курса российской
национальной валюты (несколько месяцев,
полугодие, год, несколько лет)( Основные
направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 1998 год ). Так, в Совместном
заявлении от 10 ноября 1997 г. "О политике
валютного курса" Правительство РФ
и Банк России объявили о переходе от краткосрочных
к среднесрочным ориентирам динамики
курса рубля. В качестве такого ориентира
- как минимум на 1998 - 2000 гг. - был определен
"центральный курс" (т.е. средние курсы,
относительно которых разрешены отклонения
в ограниченных пределах) 6,2 руб. за 1 долл.
США с возможными отклонениями от него
в пределах 15% (между уровнями 5,25 руб. и
7,15 руб. за 1 долл. США). Такая курсовая валютная
политика была подтверждена и в других
официальных документах, относящихся
к государственной денежно-кредитной
политике того периода, и сопровождалась
одновременной либерализацией рынка государственных
ценных бумаг для иностранных инвесторов.
На выполнение вышеупомянутых "обязательств"
перед иностранными и крупными отечественными
инвесторами была израсходована значительная
часть национальных золотовалютных резервов
Российской Федерации в 1998 г. В этой связи
заслуживают внимания основные выводы,
содержащиеся в заключении Временной
комиссии Совета Федерации по расследованию
причин, обстоятельств и последствий принятия
решений РФ от 17 августа 1998 г. о реструктуризации
государственных краткосрочных обязательств,
девальвации обменного курса рубля, введении
моратория на осуществление валютных
операций капитального характера
Защита и обеспечение устойчивости рубля
(наряду с другими направлениями денежно-кредитного
регулирования) осуществляются с использованием
государственной политики валютного курса,
позволяющей не допустить резких колебаний
рубля и обеспечить плавное изменение
его стоимости как в сторону повышения,
так и понижения.
Например, в период экономических реформ
в России активно использовалась политика
запланированного (в соответствии с принятым
прогнозом) изменения стоимости национальной
валюты относительно одной или нескольких
валют иностранных государств. Также активно
применялась политика, направленная на
установление минимальной, максимальной
либо и максимальной, и минимальной цены
национальной валюты к валютам других
государств в течение определенного периода
времени (например, в течение года).
Интересно заметить, что в течение года
перед кризисом 1998 г. Банк России и Правительство
России осуществляемую ими политику валютного
курса именовали политикой фиксированного
валютного курса, хотя в реальности она
выражалась в односторонних обязательствах
России по поводу фиксации курса валют.
В то же время для действительного режима
фиксированных курсов валют, применявшегося
в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями,
было характерно одновременное принятие
соответствующих решений и обязательств
многими странами, чего в реальности в
период 1997 - 1998 гг. не происходило и происходить
не могло. Поэтому применявшуюся в упомянутые
годы валютную политику скорее можно признать
разновидностью режима "плавающих валют",
зафиксированных в пределах определенного
периода времени в строго определенных
верхних и нижних границах колебаний курса
рубля к доллару США, чем "режимом фиксированного
валютного курса" в действительном
его смысле.
Денежно-кредитная политика в 1999 - 2000 гг.
и в последующие годы проводилась (по терминологии
Банка России и Правительства России)
в условиях режима "плавающего" валютного
обменного курса. Как отмечается в Основных
направлениях единой государственной
денежно-кредитной политики на 2000 г., использование
режима "плавающего" валютного курса
было обусловлено позицией Банка России,
основанной на необходимости сближения
фактического валютного курса и валютного
курса, соответствующего "фундаментальным
макроэкономическим параметрам". Кроме
того, по мнению Банка России, в послекризисных
условиях установление ориентиров динамики
обменного курса рубля могло приобрести
в глазах общественности форму официальных
обязательств и в определенных ситуациях
могло использоваться участниками рынка
как сигнал для оказания давления на национальную
валюту (Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2000 г.).
Содержание упомянутого режима выражалось,
в частности, в том, что Банк России не
устанавливал количественных ориентиров
динамики курса рубля, его операции на
внутреннем рынке были направлены на сглаживание
резких колебаний обменного курса национальной
валюты и на сохранение и пополнение золотовалютных
резервов. Так, в отличие от 1997 - 1998 гг. валютная
политика российского государства в 2000
г. должна была обеспечить защиту денежной
системы России и экономики в целом от
негативных последствий резких конъюнктурных
колебаний обменного курса рубля, от истощения
золотовалютных резервов и тем самым способствовать
укреплению экономической безопасности
страны. В Основных направлениях единой
государственной денежно-кредитной политики
на 2000 г. отмечается, что присутствие Банка
России на валютном рынке лишь в целях
сглаживания резких колебаний котировок
рубля, а не для поддержки фиксированного
курса создавало значительный "оперативный
простор" для маневрирования на валютном
рынке, давало ему возможность гибко реагировать
на перепады рыночной конъюнктуры, а также
на изменения ситуации с текущим счетом
платежного баланса.
В настоящее время устойчивость рубля
также прогнозируется исходя из предполагаемого
максимального годового значения курса
рубля к доллару США. На основании такого
прогноза Правительство России рассчитывает
федеральный бюджет на соответствующий
год и реализует бюджетную политику. Но,
как и прежде, отсутствуют какие-либо правовые
нормы, в которых был бы зафиксирован алгоритм
действий государства по защите и обеспечению
устойчивости рубля, учитывающий, что
признаком неустойчивости национальной
валюты может считаться не только резкое
падение, но и резкое повышение ее стоимости
по отношению к основным иностранным валютам
("укрепление" рубля), с чем столкнулось
российское общество в конце 2002 - середине
2003 гг.
Итак, валютный курс, конечно же, явление
не только экономического или социально-психологического,
но и правового характера. В связи с этим
сложившаяся практика денежно-кредитного
регулирования не может не вызывать недоумения
по поводу отсутствия в федеральном законодательстве
правовых норм, устанавливающих порядок
реализации конституционной функции государства
по защите и обеспечению устойчивости
рубля.
В целях обеспечения суверенитета Российской
Федерации при осуществлении национальной
политики по защите и обеспечению устойчивости
рубля необходимо на основе Конституции
России разработать и установить в федеральном
законодательстве: общие критерии определения
устойчивости национальной валюты России;
основные виды используемых в России режимов
валютных курсов, критерии, основания
и порядок их использования; общий порядок,
формы, методы и иные существенные особенности
государственной политики, направленной
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля. Защита и обеспечение устойчивости
рубля как элемент единой государственной
денежно-кредитной политики должны осуществляться
в рамках установленного правового порядка,
опираясь на официальные качественные
и количественные критерии, характеризующие
состояние национальной валюты в определенный
промежуток времени.
Упомянутые предложения касаются и порядка
осуществления валютных интервенций.
Валютные интервенции, или "девизная
политика", являются разновидностью
государственного воздействия на валютные
курсы в целях защиты и обеспечения устойчивости
национальной валюты с использованием
косвенных, неадминистративных методов
регулирования. Кроме того, в настоящее
время применение Банком России валютных
интервенций является одной из используемых
в Российской Федерации форм осуществления
денежной эмиссии. Однако и валютные интервенции,
и установление официального валютного
курса, и денежная эмиссия, как и многие
другие элементы денежно-кредитной политики
Российской Федерации, лишь упоминаются
в Конституции России и в федеральном
законодательстве (п. 2, п. 15 ст. 4, ст. 7, ст.
29, ст. 53 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)").
При этом порядок их осуществления не
устанавливается, т.е. остается вне пределов
законодательного регулирования. Например,
федеральное законодательство ограничивается
лишь формальным упоминанием о валютных
интервенциях как об инструменте денежно-кредитной
политики Банка России, предполагающем
куплю-продажу иностранной валюты на валютном
рынке для воздействия на курс рубля и
на суммарный спрос и предложение денег
(ст. ст. 35, 41 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)").
Поэтому имеющиеся пробелы федерального
законодательства в процессе собственного
подзаконного нормотворчества вынужден
восполнять Банк России. Например, необходимость
принятия Положения от 19 декабря 2001 г.
№ 169-П "Об установлении Центральным
банком Российской Федерации официальных
курсов иностранных валют к российскому
рублю" обосновывается Банком России
ссылкой на Федеральный закон "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)".
Но на самом деле в упомянутом Федеральном
законе закреплено, что Банк России лишь
"устанавливает и публикует официальные
курсы иностранных валют по отношению
к рублю" (п. 15 ст. 4, ст. 53 Федерального
закона). При этом федеральное законодательство
не возлагало и не возлагает на Банк России
функцию самостоятельно определять порядок
установления официального курса иностранных
валют к российскому рублю. Следовательно,
действия Банка России, направленные на
самостоятельное подзаконное нормативно-правовое
регулирование упомянутых и многих других
аспектов денежно-кредитных отношений,
находятся вне его полномочий, определенных
Конституцией России и федеральным законодательством.
Установление порядка денежной эмиссии,
официального валютного курса, как и установление
порядка осуществления многих других
направлений денежно-кредитного регулирования,
затрагивает интересы всего общества,
а поэтому не может быть полностью передано
на усмотрение Банка России. Даже ст. 7
Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)"
ограничивает право Банка России на издание
нормативных правовых актов вопросами,
отнесенными к его компетенции.
С точки зрения компетенции существует
большая разница между правом на осуществление
какой-либо деятельности, например денежной
эмиссии, валютных операций, установление
официального валютного курса, исполнение
иных функций и правом нормативного правового
регулирования порядка реализации соответствующих
полномочий. Устанавливать наиболее общие
принципы и порядок реализации Банком
России возложенных на него Конституцией
России полномочий по защите и обеспечению
устойчивости рубля должен законодатель
в федеральном законодательстве, а не
исполнитель - Банк России в собственных
подзаконных нормативных правовых актах.
Для реализации конституционной функции
Российской Федерации по защите и обеспечению
устойчивости рубля, а в широком смысле
- для обеспечения национальной безопасности
России в денежно-кредитной сфере особое
значение имеют золотовалютные резервы.
Без золотовалютных резервов защита и
обеспечение устойчивости национальной
валюты современными экономическими методами
были бы невозможны. Однако многочисленные
проблемы правового статуса, особенностей
формирования и использования золотовалютных
резервов содержат такие серьезные институциональные
противоречия, существование которых
может служить угрозой национальным интересам
России.
До настоящего времени федеральное законодательство
не содержало согласованных правовых
норм, устанавливающих юридический статус
золотовалютных резервов, их виды и цели
создания. Вовсе не урегулированы в действующем
законодательстве порядок управления
золотовалютными резервами, их структура
и источники формирования. Особую актуальность
приобретает необходимость установления
в федеральном законодательстве способов
хранения, учета, расходования, а также
контроля за законностью и обоснованностью
использования золотовалютных резервов.
С точки зрения обеспечения национальных
интересов в денежно-кредитной сфере наиболее
важным является уточнение компетенции
и ответственности государственных органов
за результаты формирования и использования
золотовалютного резерва страны.
Федеральное законодательство до настоящего
времени не содержит ответа на простые
вопросы: на балансе каких именно государственных
органов находятся или должны находиться
золотовалютные резервы России? Должны
ли золотовалютные резервы находиться
на балансе (в ведении) Правительства РФ
или профильных министерств и ве домств
(например, Минфин России) либо на балансе
(в ведении) Банка России? А может быть,
они могут находиться на балансе сразу
нескольких государственных органов?
Как в зависимости от этого изменяется
порядок их формирования и использования?
Как представляется, государственные
золотовалютные резервы могут находиться
не только в федеральной собственности,
но и в собственности субъектов Российской
Федерации, а также в собственности организаций,
принадлежащих государству. Как следует
из Послания Президента России от 30 марта
1999 г. "Россия на рубеже эпох" (о положении
в стране и основных направлениях политики
Российской Федерации), он не вполне поддерживает
создание золотовалютных резервов субъектов
Российской Федерации, однако существование
таких резервов или фондов признано не
только законодательством субъектов Российской
Федерации, но и некоторыми правовыми
актами федерального уровня. Законодательство
не исключает существования и формирования
соответствующих резервов (фондов), находящихся
в собственности местного самоуправления,
в частной или смешанной форме собственности.
Действующее законодательство и некоторые
международные соглашения Российской
Федерации предполагают создание межгосударственных
золотовалютных резервов, например России
и Белоруссии. Как следует из Соглашения
между Российской Федерацией и Республикой
Белоруссия о введении единой денежной
единицы и формировании единого эмиссионного
центра Союзного государства, стороны
договорились, что введение единой денежной
единицы Союзного государства в качестве
единственного законного платежного средства
предполагает создание единых золотовалютных
резервов и других высоколиквидных банковских
активов, предназначенных для целей обеспечения
устойчивости единой денежной единицы.
Создание и использование государственных
золотовалютных резервов имеют публично-правовое
содержание и цели, обеспечивают платежеспособность
государства и его резидентов в международных
торговых и валютно-финансовых отношениях,
включая расчетные. Они гарантируют относительную
стабильность экономики, воздействуют
на инфляционные процессы и, самое главное,
являются материальной основой для осуществления
политики, направленной на защиту и обеспечение
устойчивости национальной валюты. При
этом денежно-кредитная политика - и ее
часть - защита и обеспечение устойчивости
рубля, как это следует из Конституции
России, относятся к исключительному ведению
Российской Федерации. Поэтому упомянутая
политика должна обеспечиваться золотовалютными
резервами, находящимися в федеральной
собственности и закрепленными за Банком
России (ст. ст. 71, 75 Конституции Российской
Федерации). В то же время Россия - единое
государство, и в случае каких-либо особых
обстоятельств золотовалютные резервы
субъектов Российской Федерации, конечно
же, могут использоваться в общенациональных
интересах. Вышеупомянутые и многие другие
особенности, присущие государственным
золотовалютным резервам России, федеральное
законодательство не регулирует.
До июля 2002 г. федеральное банковское законодательство
признавало, что золотовалютные резервы,
формируемые и используемые Банком России
при осуществлении денежно-кредитной
политики, являлись золотовалютными резервами
Российской Федерации (ст. 23 Федерального
закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)").
В то же время Устав Центрального банка
РСФСР, утвержденный Постановлением Президиума
ВС РСФСР от 24 июня 1991 г. и действовавший
наряду с вышеупомянутым Федеральным
законом до мая 1995 г., несколько по-иному
интерпретировал сущность золотовалютных
резервов. В Уставе Банка России одновременно
упоминались "собственные золотовалютные
резервы Банка России" (ст. 4 Устава)
и "золотовалютные резервы Российской
Федерации" (ст. 22 Устава).
В Федеральном законе от 26 марта 1998 г. "О
драгоценных металлах и драгоценных камнях"
упоминается "государственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней
Российской Федерации". Этот государственный
фонд составляет часть золотовалютных
резервов России и представляет собой
совокупность драгоценных металлов, драгоценных
камней и изделий из них, полученных из
источников, предусмотренных в вышеназванном
Федеральном законе. В Федеральном законе
"О драгоценных металлах и драгоценных
камнях" упоминается и "золотой запас
Российской Федерации", состоящий из
аффинированного золота в слитках, находящийся
в федеральной собственности и являющийся
частью золотовалютных резервов РФ (ст.
8 Федерального закона). В отличие от федерального
банковского законодательства, которое
вообще не устанавливает цели формирования
и использования золотовалютных резервов,
в Федеральном законе "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях" подчеркивается,
что "золотой запас" предназначен
для осуществления финансовой политики
государства и удовлетворения экстренных
потребностей Российской Федерации при
чрезвычайных ситуациях (ст. ст. 6, 8 Федерального
закона). Однако и в этом случае золотовалютные
резервы России или их часть - "золотой
запас" никак не связываются с денежно-кредитной
политикой или с защитой и обеспечением
устойчивости рубля, а вместо термина
"денежно-кредитная политика" используется
термин "финансовая политика". Федеральное
законодательство не раскрывает также,
в чем состоит "удовлетворение экстренных
потребностей России в чрезвычайных ситуациях".
Остается только догадываться, о каких
именно "чрезвычайных ситуациях"
и "экстремальных потребностях" идет
речь.
В то же время, в отличие от Федерального
закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)", вышеупомянутый
Федеральный закон "О драгоценных металлах
и драгоценных камнях" пытается определить
место Банка России применительно к золотовалютным
резервам России. Например, установлено,
что часть золотого запаса Российской
Федерации, хранящаяся в Банке России,
учитывается на его счетах, а решение о
расходовании этой части золотого запаса
РФ принимается Банком России в порядке,
согласованном с Правительством России.
Отчет о состоянии, учитываемой на счетах
Банка России части золотого запаса Российской
Федерации, представляется Банком России
Государственной Думе как составная часть
доклада Председателя Банка России о деятельности
Банка России. Другая часть золотого запаса
Российской Федерации, находящаяся в Государственном
фонде драгоценных металлов и драгоценных
камней Российской Федерации, учитывается
на счетах специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти.
Решение о расходовании находящейся в
Государственном фонде драгоценных металлов
и драгоценных камней Российской Федерации
части золотого запаса Российской Федерации
принимается в соответствии с планами,
предусмотренными ст. 23 вышеупомянутого
Федерального закона.
Существование "золотовалютных резервов
Российской Федерации", "золотовалютных
резервов страны", "государственных
золотовалютных резервов" или "официальных
золотовалютных резервов", с использованием
различных терминологических сочетаний,
подтверждается во многих официальных
документах Правительства России и Банка
России.
В то же время в одних и тех же документах
и нормативных правовых актах одно и то
же экономико-правовое явление именуется
либо "золотовалютными резервами Банка
России", либо "золотовалютными резервами
Российской Федерации" (Основные направления
единой государственной денежно-кредитной
политики на 2001 год ; Положение о Департаменте
иностранных операций Банка России от
25 июля 1997 г.).
Например, в платежном балансе и внешнем
долге России в первом полугодии 2002 г.
в едином контексте наряду с термином
"золотовалютные резервы Российской
Федерации" в строке "Резервные активы"
упоминаются уже "золотовалютные резервы
Минфина России как органа денежно-кредитного
регулирования". В Заявлении Банка России
о политике валютного курса в 1997 г. применяется
термин "официальные золотовалютные
резервы". В тексте Основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики на 2000 год упоминаются уже не
золотовалютные резервы Российской Федерации
или Банка России, а "золотовалютные
резервы органов денежно-кредитного регулирования".
Тот факт, что в официальных документах
государственных органов используются
различные термины для обозначения одного
и того же экономико-правового явления
- золотовалютных резервов Российской
Федерации, - свидетельствует об отсутствии
должного понимания сущности и содержания
этого явления, а следовательно, и полномочий
органов государства, формирующих, использующих
или контролирующих использование золотовалютных
резервов РФ.
Как известно, непосредственно перед банковским
кризисом 1998 г. Президент России принял
решение "согласиться с предложением
Правительства Российской Федерации и
Банка России об использовании Банком
России для пополнения его золотовалютных
резервов финансовых средств, предоставляемых
Международным валютным фондом для стабилизации
финансов и экономики Российской Федерации
в 1998 г., в размере 3,6 млрд. специальных
прав заимствования, без зачисления указанных
средств на счета Минфина России".
На первый взгляд долг получен исключительно
Банком России, а не Правительством Российской
Федерации. Отсюда делается ошибочный
вывод, будто юридически и Российская
Федерация не имеет по данному долгу каких-либо
обязательств. Но сложность и глубина
проблемы в том и состоят, что ни Правительство
России, ни Банк России собственниками
имущества в России не являются. По Конституции
России и гражданскому законодательству
единственным собственником федерального
имущества, как бы его ни именовали, в конечном
итоге является Российская Федерация.
Следовательно, и по ранее действовавшему,
и по действующему законодательству никаких
собственных золотовалютных резервов
Банка России не было и быть не может, как
бы эти резервы ни назывались.
Не желая принимать во внимание вышеуказанные
обстоятельства, законодатель усугубил
ситуацию, когда в ст. 2 Федерального закона
от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)"
вместо термина "золотовалютные резервы
Российской Федерации" впервые на уровне
федерального банковского законодательства
применил термин "золотовалютные резервы
Банка России".
Такой подход противоречит конституционно-правовому
статусу Банка России и правовым нормам
федерального банковского и гражданского
законодательства, регулирующим особенности
права государственной собственности
(ст. 2 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)";
ст. 214, гл. 19 ГК РФ).
Имущество, закрепленное за Банком России,
"включая золотовалютные резервы Банка
России", является федеральной собственностью.
Следовательно, закрепленные за ним, формируемые
и используемые им "золотовалютные
резервы" и юридически, и фактически
являются федеральными резервами. Не являясь
их собственником, Банк России вправе
владеть, пользоваться и распоряжаться
ими, как и другим закрепленным за ним
федеральным имуществом, в ограниченных
пределах, а именно в соответствии с целями
и в порядке, предусмотренном Федеральным
законом "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)". Поэтому все
особенности, присущие имуществу, закрепленному
за Банком России и имеющему статус золотовалютных
резервов, было бы целесообразно установить
в вышеназванном Федеральном законе, а
само это имущество именовать "золотовалютными
резервами Российской Федерации". Не
случайно ст. 23 Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)", сохранившаяся в прежней
редакции, устанавливает, что "Банк
России без взимания комиссионного вознаграждения
осуществляет... операции с золотовалютными
резервами". Если бы золотовалютные
резервы принадлежали не Российской Федерации,
а Банку России, как это указано в ст. 2
названного выше Федерального закона,
то незачем было бы оговаривать, что операции
с упомянутыми средствами Банк России
осуществляет без взимания комиссионного
вознаграждения. Такой вывод был бы абсолютно
очевиден.
Если же необходимость в собственных золотовалютных
резервах Банка России существует, тогда
следует менять конституционные основы
организации нынешнего Банка России, его
правовое положение и имущественный статус,
а не ограничиваться поправкой в одну-единственную
правовую норму путем переименования
"золотовалютных резервов Российской
Федерации" в "золотовалютные резервы
Банка России".
Вместе с тем нельзя допустить другой
крайности - попыток лишить или ограничить
возможности Банка России аккумулировать
в целях реализации государственной денежно-кредитной
политики денежные средства в специализированных
фондах и резервах. Наоборот, необходимо
установить в федеральном законодательстве
не только право, но и обязанность Банка
России иметь золотовалютные резервы,
а также специализированные федеральные
рублевые резервы (фонды), хранить их и
осуществлять необходимые операции в
процессе государственного регулирования.
Кроме того, в федеральном законодательстве
следовало бы установить порядок формирования,
хранения, использования, учета золотовалютных
резервов Российской Федерации и порядок
внутреннего контроля за ними. В особенности
это касается тех золотовалютных резервов,
которые непосредственно используются
в процессе защиты и обеспечения устойчивости
рубля. Соответствующие полномочия и ответственность
желательно возложить на Правительство
России и на Банк России с учетом их компетенции
по реализации единой государственной
денежно-кредитной политики. Кроме того,
необходимо обеспечить прозрачность операций
с государственными золотовалютными резервами
для федеральных представительных органов
государственной власти, а также обеспечить
эффективный внешний контроль за их состоянием,
включая Счетную палату России. Уполномоченные
государственные органы следовало бы
обязать отчитываться перед обществом
в лице представительных органов государственной
власти о результатах использования федеральных
золотовалютных резервов или соответствующих
резервов (фондов) субъектов РФ.
Надежная система общественно-государственного
контроля отсутствует даже за золотовалютными
резервами, закрепленными за Банком России,
размеры которых приближаются к 70 млрд.
долл. США.
Сам Банк России признает, что при учете,
обобщении и использовании данных о золотовалютных
резервах он руководствуется "определением
валовых золотовалютных резервов",
которое дано в одном из изданий Руководства
по платежному балансу Международного
валютного фонда.
Однако государственное устройство России,
ее экономическая система, включая особенности
формирования, учета, использования и
контроля за золотовалютными резервами
государства, не могут основываться на
положениях, зафиксированных во внутренних
документах международных финансовых
организаций. Тем более в условиях нестабильности
международных денежно-кредитных отношений
и непрекращающихся кризисных явлениях
в международной политической и валютно-финансовой
системе. В таких условиях государственные
органы России, формирующие или использующие
золотовалютные резервы страны, должны
иметь возможность принимать решения
на основе Конституции России и федерального
законодательства.
Отсутствие в действующем законодательстве
каких-либо, хотя бы общих, указаний о структуре
золотовалютных резервов может породить
не только теоретические, но и сугубо практические
вопросы денежно-кредитного регулирования.
Например, согласно разъяснению Банка
России от 11 марта 1999 г. в состав золотовалютных
резервов Банка России, помимо монетарного
золота, входили активы в долларах и ряде
других валют. В упомянутый период на долю
евро приходилось порядка 30% валютных
резервов.
В дальнейшем, как отмечал Банк России,
вышеупомянутый показатель зависел от
ряда факторов, в частности от стабильности
евро и уровня развития финансовых рынков
в евро. После 11 сентября 2001 г. около 80%
резервов Банка России хранилось в долларах
США, около 5% - в евро, остальная часть -
в золоте. По различным экспертным оценкам
в результате курсовых колебаний доллара
США, евро и рубля потери только государственных
золотовалютных резервов, закрепленных
за Банком России в период с декабря 2001
г. по январь 2003 г., могли составить очень
значительные денежные суммы в долларах
США. Помимо других объективных и субъективных
обстоятельств, такие потери могли произойти
благодаря отсутствию в федеральном законодательстве
даже общих требований к структуре государственных
золотовалютных резервов, а также благодаря
отсутствию закрепленного федеральным
законодательством порядка контроля за
их хранением и использованием. При размере
золотовалютных резервов более 40 млрд.
долл. США к 7 января 2003 г. в результате
колебаний валютного курса доллара и евро
Банк России был вынужден диверсифицировать
структуру золотовалютных резервов (На
28 марта 2003 г., по данным, опубликованным
в средствах массовой информации, 23% объема
валютных резервов Банка России хранилось
в евро).
Проблема золотовалютных резервов Российской
Федерации усугубляется и тем, что по сложившейся
практике значительная часть ее валютных
активов хранится в государственных ценных
бумагах иностранных государств.
Профессиональный государственный подход
к формированию структуры золотовалютных
резервов, их использованию в национальных
интересах России и ее граждан требует,
чтобы деятельность Банка России или органов
исполнительной власти России по управлению
золотовалютными резервами основывалась
не только на личном опыте их руководства
и сотрудников и не только на опыте других
государств или на опыте международных
финансовых организаций, а в первую очередь
на Конституции России и принятом на ее
основе федеральном законодательстве.
При адекватном уровне и качестве правового
регулирования накапливаемые государственные
золотовалютные резервы могли бы стать
материальной основой для реализации
предусмотренных законом экономических
инструментов государственной денежно-кредитной
политики, и в первую очередь для защиты
и обеспечения стабильности рубля; выступать
обеспечением внутренней и внешней конвертируемости
российского рубля; в разумных пределах
применяться для стимулирования роста
занятости населения, повышения уровня
его платежеспособности и активизации
темпов роста национальной экономики.
Пробелы и противоречия федерального
законодательства не способствуют формированию
объективного представления о реальном
объеме имеющихся в России золотовалютных
накоплений, принадлежащих различным
собственникам. Вместе с тем упомянутая
информация может характеризовать инвестиционный
потенциал российского общества и его
собственные экономические возможности.
Современная экономическая и правовая
реальность свидетельствует о существовании
в России не только государственных золотовалютных
резервов, но и соответствующих резервов
(фондов, накоплений), принадлежащих частным
или основанным на смешанной форме собственности
организациям (кредитные организации,
крупные топливно-сырьевые, промышленные,
производственные, иные компании) и физическим
лицам.
Объективное представление о золотовалютных
и рублевых резервах (фондах), принадлежащих
резидентам Российской Федерации, и в
первую очередь Банку России, и качественное
правовое регулирование их формирования,
хранения и использования позволили бы
государству, используя неадминистративные
налоговые, таможенные, денежно-кредитные
и иные экономические правовые режимы,
более рационально осуществлять экономическую
политику. Временно свободные денежно-кредитные
ресурсы можно было бы более эффективно
использовать, стимулируя их инвестирование
в российскую экономику или в экономику
других государств в наиболее приемлемых
для общества и предпринимателей формах.
Предложения по совершенствованию правового
регулирования реализации государственной
функции по защите и обеспечению устойчивости
рубля могли бы способствовать изменению
сложившейся практики, когда выбор порядка,
форм, методов и инструментов, направленных
на защиту и обеспечение устойчивости
национальной валюты, часто осуществляется
не в соответствии с конституционными
правовыми нормами и не в порядке, предусмотренном
федеральным законодательством, а произвольно,
на основе субъективных суждений отдельных
государственных органов или должностных
лиц.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона
используются следующие основные понятия:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты
Банка России, находящиеся в обращении
в качестве законного средства наличного
платежа на территории Российской Федерации,
а также изымаемые либо изъятые из обращения,
но подлежащие обмену указанные денежные
знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских
вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монеты, находящиеся в обращении
и являющиеся законным средством наличного
платежа на территории соответствующего
иностранного государства (группы иностранных
государств), а также изымаемые либо изъятые
из обращения, но подлежащие обмену указанные
денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских
вкладах в денежных единицах иностранных
государств и международных денежных
или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная
стоимость которых указана в валюте Российской
Федерации и выпуск которых зарегистрирован
в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие
право на получение валюты Российской
Федерации, выпущенные на территории Российской
Федерации;
4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги,
в том числе в бездокументарной форме,
не относящиеся в соответствии с настоящим
Федеральным законом к внутренним ценным
бумагам;
5) валютные ценности - иностранная валюта
и внешние ценные бумаги;
6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами
Российской Федерации, за исключением
граждан Российской Федерации, признаваемых
постоянно проживающими в иностранном
государстве в соответствии с законодательством
этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской
Федерации на основании вида на жительство,
предусмотренног�� законодательством Российской
Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории
Российской Федерации филиалы, представительства
и иные подразделения резидентов, указанных
в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства,
консульские учреждения Российской Федерации
и иные официальные представительства
Российской Федерации, находящиеся за
пределами территории Российской Федерации,
а также постоянные представительства
Российской Федерации при межгосударственных
или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования,
которые выступают в отношениях, регулируемых
настоящим Федеральным законом и принятыми
в соответствии с ним иными федеральными
законами и другими нормативными правовыми
актами;
7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами
в соответствии с подпунктами "а"
и "б" пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством иностранных государств
и имеющие местонахождение за пределами
территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств и имеющие местонахождение
за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации
дипломатические представительства, консульские
учреждения иностранных государств и
постоянные представительства указанных
государств при межгосударственных или
межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные
организации, их филиалы и постоянные
представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской
Федерации филиалы, постоянные представительства
и другие обособленные или самостоятельные
структурные подразделения нерезидентов,
указанных в подпунктах "б" и "в"
настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей
части;
8) уполномоченные банки - кредитные организации,
созданные в соответствии с законодательством
Российской Федерации и имеющие право
на основании лицензий Центрального банка
Российской Федерации осуществлять банковские
операции со средствами в иностранной
валюте, а также действующие на территории
Российской Федерации в соответствии
с лицензиями Центрального банка Российской
Федерации филиалы кредитных организаций,
созданных в соответствии с законодательством
иностранных государств, имеющие право
осуществлять банковские операции со
средствами в иностранной валюте;
9) валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента
и отчуждение резидентом в пользу резидента
валютных ценностей на законных основаниях,
а также использование валютных ценностей
в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента
либо нерезидентом у резидента и отчуждение
резидентом в пользу нерезидента либо
нерезидентом в пользу резидента валютных
ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг на законных
основаниях, а также использование валютных
ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг в качестве
средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента
и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента
валютных ценностей, валюты Российской
Федерации и внутренних ценных бумаг на
законных основаниях, а также использование
валютных ценностей, валюты Российской
Федерации и внутренних ценных бумаг в
качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской
Федерации и вывоз с таможенной территории
Российской Федерации валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты
Российской Федерации, внутренних и внешних
ценных бумаг со счета, открытого за пределами
территории Российской Федерации, на счет
того же лица, открытый на территории Российской
Федерации, и со счета, открытого на территории
Российской Федерации, на счет того же
лица, открытый за пределами территории
Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской
Федерации, внутренних и внешних ценных
бумаг со счета (с раздела счета), открытого
на территории Российской Федерации, на
счет (раздел счета) того же лица, открытый
на территории Российской Федерации;
10) специальный счет - банковский счет
в уполномоченном банке, либо специальный
раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями
в реестре владельцев ценных бумаг специальный
раздел лицевого счета по учету прав на
ценные бумаги, используемый для осуществления
по нему валютных операций в случаях, установленных
в соответствии с настоящим Федеральным
законом. В случае установления в соответствии
с настоящим Федеральным законом требования
об осуществлении валютной операции с
использованием специального счета (далее
также - требование об использовании специального
счета) такая валютная операция может
осуществляться только с использованием
указанного специального счета;
11) валютные биржи - юридические лица, созданные
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, одним из видов деятельности
которых является организация биржевых
торгов иностранной валютой в порядке
и на условиях, которые установлены Центральным
банком Российской Федерации.
2. Используемые в настоящем Федеральном
законе институты, понятия и термины гражданского
и административного законодательства
Российской Федерации, других отраслей
законодательства Российской Федерации
применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства
Российской Федерации, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального
закона и отношения, регулируемые настоящим
Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон устанавливает
правовые основы и принципы валютного
регулирования и валютного контроля в
Российской Федерации, полномочия органов
валютного регулирования, а также определяет
права и обязанности резидентов и нерезидентов
в отношении владения, пользования и распоряжения
валютными ценностями, права и обязанности
нерезидентов в отношении владения, пользования
и распоряжения валютой Российской Федерации
и внутренними ценными бумагами, права
и обязанности органов валютного контроля
и агентов валютного контроля (далее также
- органы и агенты валютного контроля).
1.3 Принципы валютного регулирования и
валютного контроля
Основными принципами валютного регулирования
и валютного контроля в Российской Федерации
являются:
1) приоритет экономических мер в реализации
государственной политики в области валютного
регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства
государства и его органов в валютные
операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной
политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования
и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав
и экономических интересов резидентов
и нерезидентов при осуществлении валютных
операций.
1.4. Валютное законодательство Российской
Федерации, акты органов валютного регулирования
и акты органов валютного контроля
1. Валютное законодательство Российской
Федерации состоит из настоящего Федерального
закона и принятых в соответствии с ним
федеральных законов (далее - акты валютного
законодательства Российской Федерации).
Органы валютного регулирования издают
нормативные правовые акты по вопросам
валютного регулирования (далее - акты
органов валютного регулирования) только
в случаях, предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
2. Международные договоры Российской
Федерации применяются к отношениям, указанным
в статье 2 настоящего Федерального закона,
непосредственно, за исключением случаев,
когда из международного договора Российской
Федерации следует, что для его применения
требуется издание внутригосударственного
акта валютного законодательства Российской
Федерации.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
те, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила указанного
международного договора.
3. Акты валютного законодательства Российской
Федерации и акты органов валютного регулирования
применяются к отношениям, возникшим после
вступления указанных актов в силу, за
исключением случаев, прямо предусмотренных
настоящим Федеральным законом или иными
федеральными законами.
Глава 2. Валютное регулирование
2.1. Органы валютного регулирования
1. Органами валютного регулирования в
Российской Федерации являются Центральный
банк Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
2. Для реализации функций, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, Центральный
банк Российской Федерации и Правите��ьство Российской Федерации
издают в пределах своей компетенции акты
органов валютного регулирования, обязательные
для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных
операций, порядок использования счетов
(включая установление требования об использовании
специального счета) не установлены органами
валютного регулирования в соответствии
с настоящим Федеральным законом, валютные
операции осуществляются, счета открываются
и операции по счетам проводятся без ограничений.
При установлении требования об использовании
специального счета органы валютного
регулирования не вправе вводить ограничения,
не предусмотренные настоящим Федеральным
законом.
3. Не допускается установление органами
валютного регулирования требования о
получении резидентами и нерезидентами
индивидуальных разрешений.
Не допускается установление органами
валютного регулирования требования о
предварительной регистрации, за исключением
случаев, установленных частью 3 статьи
12, частью 5 статьи 15 настоящего Федерального
закона.
4. Центральный банк Российской Федерации
устанавливает единые формы учета и отчетности
по валютным операциям, порядок и сроки
их представления, а также готовит и опубликовывает
статистическую информацию по валютным
операциям.
5. Центральный банк Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации,
а также специально уполномоченные на
то Правительством Российской Федерации
федеральные органы исполнительной власти
осуществляют все виды валютных операций,
регулируемых настоящим Федеральным законом,
без ограничений.
Сумма резервирования должна быть внесена
резидентом в день истечения трехлетнего
срока со дня фактического пересечения
экспортируемыми товарами таможенной
границы Российской Федерации.
2. Расчеты и переводы между резидентами
и нерезидентами на условиях предоставления
резидентами нерезидентам отсрочки платежа
на срок более пяти лет за производимые
резидентами за пределами территории
Российской Федерации строительные и
подрядные работы, а также за поставляемые
товары, необходимые для выполнения этих
работ, осуществляются в порядке, который
устанавливается Правительством Российской
Федерации и предусматривает только установление
требования о резервировании резидентом
на срок до исполнения нерезидентом обязательств,
но не более двух лет, суммы, не превышающей
в эквиваленте 50 процентов определенной
на день резервирования суммы, на которую
предоставлена отсрочка платежа.
Сумма резервирования должна быть внесена
резидентом в день истечения пятилетнего
срока со дня заключения договора о проведении
соответствующих строительных и подрядных
работ между резидентом и нерезидентом,
а при экспорте товаров - со дня фактического
пересечения экспортируемыми товарами
таможенной границы Российской Федерации.
3. Расчеты и переводы между резидентами
и нерезидентами на условиях предоставления
резидентами нерезидентам отсрочки платежа
на срок более 180 календарных дней в связи
с осуществлением внешнеторговой деятельности,
за исключением случаев, предусмотренных
частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются
в порядке, который устанавливается Правительством
Российской Федерации и предусматривает
только установление требования о резервировании
резидентом на срок до исполнения нерезидентом
обязательств, но не более двух лет, суммы,
не превышающей в эквиваленте 50 процентов
определенной на день резервирования
суммы, на которую предоставлена отсрочка
платежа.
Сумма резервирования должна быть внесена
резидентом в день истечения 180 календарных
дней со дня возникновения обязательств
в связи с осуществлением внешнеторговой
деятельности, а при экспорте товаров
- со дня фактического пересечения экспортируемыми
товарами таможенной границы Российской
Федерации.
4. Расчеты и переводы между резидентами
и нерезидентами при предоставлении резидентами
нерезидентам коммерческих кредитов на
срок более 180 календарных дней в виде
предварительной оплаты в связи с осуществлением
внешнеторговой деятельности, за исключением
случаев, предусмотренных частью 5 настоящей
статьи, осуществляются в порядке, который
устанавливается Правительством Российской
Федерации и предусматривает только установление
требования о резервировании резидентом
на срок до исполнения нерезидентом обязательств,
но не более двух лет, суммы, не превышающей
в эквиваленте 50 процентов определенной
на день резервирования суммы осуществленной
предварительной оплаты за вычетом суммы
полученного резидентом от нерезидента
встречного предоставления.
Сумма резервирования должна быть внесена
резидентом в день истечения 180 календарных
дней со дня перечисления резидентом нерезиденту
денежных средств в виде предварительной
оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.
5. Расчеты и переводы между резидентами
и нерезидентами при предоставлении резидентами
нерезидентам коммерческих кредитов на
срок более трех лет в виде предварительной
оплаты при импорте товаров, указанных
в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности, осуществляются
в порядке, который устанавливается Правительством
Российской Федерации и предусматривает
только установление требования о резервировании
резидентом на срок до исполнения нерезидентом
обязательств, но не более двух лет, суммы,
не превышающей в эквиваленте 50 процентов
определенной на день резервирования
суммы осуществленной предварительной
оплаты за вычетом суммы полученного резидентом
от нерезидента встречного предоставления.
Сумма резервирования должна быть внесена
резидентом в день истечения трехлетнего
срока со дня перечисления резидентом
нерезиденту денежных средств в виде предварительной
оплаты импортируемых товаров.
6. Требования о резервировании, установленные
частями 3 и 4 настоящей статьи, не применяются
при предоставлении резидентами нерезидентам
отсрочки платежа либо коммерческого
кредита на срок до года при условии наличия
указанного в статье 17 настоящего Федерального
закона обеспечения исполнения обязательств
нерезидента перед резидентом.
7. Расчеты и переводы при приобретении
резидентами у нерезидентов долей, вкладов,
паев в имуществе (уставном или складочном
капитале, паевом фонде, кооператива) юридических
лиц при внесении резидентами вкладов
по договорам простого товарищества с
нерезидентами осуществляются в порядке,
который устанавливается Правительством
Российской Федерации по согласованию
с Центральным банком Российской Федерации
и может предусматривать только:
1) установление требования об использовании
специального счета резидентом;
2) установление требования о резервировании
резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте
100 процентов суммы осуществляемой валютной
операции, на срок не более 60 календарных
дней.
8. Действие настоящей статьи не распространяется
на валютные операции движения капитала,
осуществляемые между кредитными организациями
- резидентами и нерезидентами.
2.2. Регулирование Центральным банком
Российской Федерации валютных операций
движения капитала
1. Валютные операции движения капитала
между резидентами и нерезидентами, указанные
в настоящей статье, регулируются Центральным
банком Российской Федерации, который
может устанавливать только требование
об использовании специального счета
и требование о резервировании.
Не допускается установление требования
об использовании специального счета
в случаях, прямо не установленных настоящим
Федеральным законом.
2. Требование об использовании специального
счета резидентом может быть установлено
Центральным банком Российской Федерации
при регулировании следующих валютных
операций, осуществляемых между резидентами
и нерезидентами:
1) расчетов и переводов при предоставлении
кредитов и займов в иностранной валюте
резидентами нерезидентам;
2) расчетов и переводов при получении
кредитов и займов в иностранной валюте
резидентами от нерезидентов;
3) операций с внешними ценными бумагами,
включая расчеты и переводы, связанные
с передачей внешних ценных бумаг (прав,
удостоверенных внешними ценными бумагами);
4) исполнения резидентами обязательств
по внешним ценным бумагам;
5) операций кредитных организаций, за
исключением банковских операций.
3. Требование об использовании специального
счета нерезидентом может быть установлено
Центральным банком Российской Федерации
при регулировании следующих валютных
операций, осуществляемых между резидентами
и нерезидентами:
1) расчетов и переводов при предоставлении
кредитов и займов в валюте Российской
Федерации резидентами нерезидентам;
2) расчетов и переводов при получении
кредитов и займов в валюте Российской
Федерации резидентами от нерезидентов;
3) операций с внешними ценными бумагами,
включая расчеты и переводы, связанные
с передачей внешних ценных бумаг (прав,
удостоверенных внешними ценными бумагами);
4) исполнения резидентами обязательств
по внешним ценным бумагам;
5) операций, связанных с приобретением
нерезидентами у резидентов прав на внутренние
ценные бумаги, включая расчеты и переводы,
связанные с передачей внутренних ценных
бумаг (прав, удостоверенных внутренними
ценными бумагами);
6) операций, связанных с приобретением
резидентами у нерезидентов прав на внутренние
ценные бумаги, включая расчеты и переводы,
связанные с передачей внутренних ценных
бумаг (прав, удостоверенных внутренними
ценными бумагами), а также исполнением
резидентами обязательств по внутренним
ценным бумагам.
4. Расчеты и переводы при предоставлении
кредитов и займов в валюте Российской
Федерации резидентами нерезидентам осуществляются
путем зачисления суммы кредита или займа
на банковский счет нерезидента в валюте
Российской Федерации, открытый в уполномоченном
банке.
5. Центральный банк Российской Федерации
может устанавливать требование о резервировании
суммы, не превышающей в эквиваленте 100
процентов суммы осуществляемой валютной
операции, на срок не более 60 календарных
дней:
1) резидентами - в случаях, указанных в
пунктах 1,3 - 5 части 2 и пунктах 1, 3, 4 и 6 части
3 настоящей статьи;
2) нерезидентами - в случаях, указанных
в пункте 3 части 2 и пункте 3 части 3 настоящей
статьи.
6. Центральный банк Российской Федерации
может устанавливать требование о резервировании
суммы, не превышающей в эквиваленте 20
процентов суммы осуществляемой валютной
операции, на срок не более года:
1) резидентами - в случаях, указанных в
пунктах 2, 3 и 5 части 2 и пункте 3 части 3
настоящей статьи;
2) нерезидентами - в случаях, указанных
в пункте 3 части 2 и пунктах 2, 3 и 5 части
3 настоящей статьи.
7. Центральный банк Российской Федерации
не может устанавливать одновременно
применительно к одному виду валютных
операций требования, предусмотренные
частями 5 и 6 настоящей статьи.
8. Денежные расчеты между резидентами
и нерезидентами по операциям с внутренними
ценными бумагами осуществляются в валюте
Российской Федерации, если иное не установлено
Центральным банком Российской Федерации
в целом или применительно к отдельным
видам внутренних ценных бумаг.
Денежные расчеты между резидентами и
нерезидентами по операциям с внешними
ценными бумагами могут осуществляться
в валюте Российской Федерации и иностранной
валюте, если иное не установлено Центральным
банком Российской Федерации в целом или
применительно к отдельным видам внешних
ценных бумаг.
9. Валютные операции между физическими
лицами - резидентами и нерезидентами
с внешними ценными бумагами, включая
расчеты и переводы, связанные с приобретением
и отчуждением внешних ценных бумаг (прав,
удостоверенных внешними ценными бумагами),
на сумму до 150 000 долларов США в течение
календарного года осуществляются без
ограничений.
10. Центральный банк Российской Федерации
устанавливает требования о резервировании,
предусмотренные частями 5 и 6 настоящей
статьи, по согласованию с Правительством
Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в
течение семи рабочих дней со дня получения
соответствующего проекта нормативного
акта Центрального банка Российской Федерации
должно согласовать предложение Центрального
банка Российской Федерации об установлении
требования о резервировании либо представить
мотивированный отказ в его согласовании.
11. Центральный банк Российской Федерации
вправе устанавливать особенности применения
требований, предусмотренных настоящей
статьей, к банковским операциям кредитных
организаций.
2.3. Внутренний валютный рынок Российской
Федерации
1. Купля-продажа иностранной валюты и
чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте, в Российской Федерации производится
только через уполномоченные банки.
2. Центральный банк Российской Федерации
устанавливает для кредитных организаций
требования к оформлению документов при
купле-продаже наличной иностранной валюты
и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте.
Установление требования об идентификации
личности при купле-продаже физическими
лицами наличной иностранной валюты и
чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте, не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными
законами.
Сведения, идентифицирующие личность,
могут быть внесены в документы, оформляемые
при купле-продаже физическим лицом наличной
иностранной валюты и чеков (в том числе
дорожных чеков), номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте,
по просьбе самого физического лица.
3. Центральный банк Российской Федерации,
за исключением установленных пунктом
5 части 3 статьи 9 настоящего Федерального
закона и частями 5 и 6 настоящей статьи
случаев купли-продажи иностранной валюты
и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте, устанавливает порядок купли-продажи
иностранной валюты и чеков (в том числе
дорожных чеков), номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте,
резидентами, не являющимися физическими
лицами, и нерезидентами, который может
предусматривать:
1) установление требования об использовании
специального счета резидентами и нерезидентами;
2) установление требования о резервировании
резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте
100 процентов суммы покупаемой иностранной
валюты, на срок не более 60 календарных
дней до даты осуществления покупки иностранной
валюты;
3) установление требования о резервировании
нерезидентами суммы, не превышающей в
эквиваленте 20 процентов суммы продаваемой
иностранной валюты, на срок не более года.
4. Центральный банк Российской Федерации
не может устанавливать одновременно
применительно к одному виду валютных
операций требования, предусмотренные
пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи.
5. Требования, установленные в соответствии
с частью 3 настоящей статьи, не применяются
при совершении купли-продажи иностранной
валюты и чеков (в том числе дорожных чеков),
номинальная стоимость которых указана
в иностранной валюте, уполномоченными
банками, а также при совершении купли-продажи
иностранной валюты и чеков (в том числе
дорожных чеков), номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте,
физическими лицами не для целей осуществления
ими предпринимательской деятельности.
6. Требования, установленные в соответствии
с частью 3 настоящей статьи, не применяются,
если требования о резервировании уже
установлены в связи с осуществлением
валютной операции, для проведения которой
производится купля-продажа иностранной
валюты и чеков (в том числе дорожных чеков),
номинальная стоимость которых указана
в иностранной валюте.
2.4. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз
из Российской Федерации валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг
1. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной
валюты и внешних ценных бумаг в документарной
форме осуществляется резидентами и нерезидентами
без ограничений при соблюдении требований
таможенного законодательства Российской
Федерации.
2. Физические лица - резиденты и физические
лица - нерезиденты имеют право вывозить
из Российской Федерации иностранную
валюту, а также внешние ценные бумаги
в документарной форме, ранее ввезенные,
пересланные или переведенные в Российскую
Федерацию, при соблюдении требований
таможенного законодательства Российской
Федерации в пределах, указанных в таможенной
декларации или ином документе, подтверждающем
их ввоз, пересылку или перевод в Российскую
Федерацию.
3. Физические лица - резиденты и физические
лица - нерезиденты имеют право единовременно
вывозить из Российской Федерации наличную
иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте
10 000 долларов США или не превышающей этой
суммы. При этом не требуется представление
в таможенный орган документов, подтверждающих,
что вывозимая наличная иностранная валюта
была ранее ввезена, переслана или переведена
в Российскую Федерацию либо приобретена
в Российской Федерации.
При единовременном вывозе из Российской
Федерации физическими лицами - резидентами
и физическими лицами - нерезидентами
наличной иностранной валюты в сумме,
равной в эквиваленте 3000 долларов США
или не превышающей этой суммы, вывозимая
наличная иностранная валюта не подлежит
декларированию таможенному органу.
При единовременном вывозе из Российской
Федерации физическими лицами - резидентами
и физическими лицами - нерезидентами
наличной иностранной валюты в сумме,
превышающей в эквиваленте 3000 долларов
США, вывозимая наличная иностранная валюта
подлежит декларированию таможенному
органу путем подачи письменной таможенной
декларации на всю сумму вывозимой наличной
иностранной валюты.
Единовременный вывоз из Российской Федерации
физическими лицами - резидентами и физическими
лицами - нерезидентами наличной иностранной
валюты в сумме, превышающей в эквиваленте
10 000 долларов США, не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных частью 2 настоящей
статьи.
4. При единовременном вывозе из Российской
Федерации резидентами и нерезидентами
иностранной валюты и внешних ценных бумаг
в документарной форме, за исключением
случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей
статьи, вывозимые иностранная валюта
и внешние ценные бумаги в документарной
форме подлежат декларированию таможенному
органу путем подачи письменной таможенной
декларации.
5. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию
и вывоз и пересылка из Российской Федерации
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг в документарной форме осуществляются
резидентами и нерезидентами в порядке,
который устанавливается Правительством
Российской Федерации по согласованию
с Центральным банком Российской Федерации
и может предусматривать требование о
предварительной регистрации.
Заключение
Рубль - достаточно стабильная валюта,
она свободно конвертируемая, в отличие
от китайского юаня, заметим что большинство
расчетов с Белоруссией происходят в нашей
валюте.
Рубль в течение ближайших двух-трех лет
останется стабильной валютой, несмотря
на колебания цены на нефть в этом периоде.
Напомним, что сейчас идет небольшое укрепление
российской национальной валюты, потому
что "цена на нефть очень высокая".
Мы, конечно, понимаем, что цена на нефть
не будет такой долгий период. Может быть,
это будет год, может быть полтора, но в
долгосрочной перспективе этого не будет.
С другой стороны, наблюдается обратный
процесс - укрепление рубля вызывает увеличение
импорта и тем самым отток средств из России,
поэтому высокая цена в конечном итоге
приводит к какой-то сбалансированности
через увеличение импорта, поэтому рубль,
в конечном счете, опять стабилизируется.
По прогнозу Минэкономразвития, индекс
реального обменного курса рубля по сравнению
с предыдущим годом в 2011 году составит
7,7%, в 2012 - 3,5%, в 2013 - 2%, в 2014 - 1,2%
Без качественного федерального законодательства,
без создания необходимых институтов,
без эффективного взаимодействия между
всеми органами государственной власти,
без сотрудничества и взаимопонимания
с предпринимательскими структурами Банк
России, да и любой другой государственный
орган, вряд ли был бы способен единолично
защищать и обеспечивать устойчивость
рубля.
Защита и обеспечение устойчивости рубля
(наряду с другими направлениями денежно-кредитного
регулирования) осуществляются с использованием
государственной политики валютного курса,
позволяющей не допустить резких колебаний
рубля и обеспечить плавное изменение
его стоимости как в сторону повышения,
так и понижения.
Список использованной литературы
1. Куликов Л. Банки и их роль в экономике.
- М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
3. Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы
развития региональных банков. // Деньги
и кредит. №1 2001. С. 27-32
4. Глазьев С. ЦБ РФ: цена «независимость».
// Российский экономический журнал 2001
№№5-6.
5. Матовников М.Ю. О пользе банковской
конкуренции. // Банковское дело 2001 №3 С.
35-40.
6. Сорвин С. К вопросу о концепции развития
регионального банковского сектора. //
Деньги и кредит 2000 №5. С. 12-13
7. Данные института "Центр развития"
НИУ-ВШЭ
8.Федеральный закон Российской Федерации
от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ О валютном регулировании
и валютном контроле
9.Facebook Twitter VKontakte LiveJournal
10. Уголовный кодекс
11. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле» от 10.12. 2003 № 173-ФЗ
12. Газета «Коммерсантъ» №49 (4104) от 20.03.
2009 «У валютной корзины прохудилось дно»,
№190 (4007) от 20.10. 2008 «Рубль пройдет испытание
словом»
13. «Российская газета» №4839 от 02.02. 2009 «Рубль
шагнул в Думу»
14. Данные с интернет сервера «Гознак»
www. goznak. ru
15. Материалы с интернет сервера «Помощь
Бизнесу» www. bishelp. ru «Большое будущее отечественного
рубля»
16. Материалы с интернет сервера «Портал
коллекционеров» text. uuu. ru «История рубля
и копейки»
17. Материалы с интернет сервера «РосБизнесКонсалтинг»
www. rbc. ru
18. Материалы с сервера интернет а «Сайт
МВД» www. mvd. Ru
Речь выступления,
Без качественного федерального законодательства,
без создания необходимых институтов,
без эффективного взаимодействия между
всеми органами государственной власти,
без сотрудничества и взаимопонимания
с предпринимательскими структурами Банк
России, да и любой другой государственный
орган, вряд ли был бы способен единолично
защищать и обеспечивать устойчивость
рубля.
Рубль - достаточно стабильная валюта.
заметим что расчеты
с Белоруссией происходят в нашей валюте.
Несмотря на то, что цены на нефть продолжают
восхождение к новым вершинам, рубль, вопреки
нашим ожиданиям, не демонстрирует какого-либо
желания к укреплению
Информация о работе Обеспечение устойчивости национальной валюты Российской Федерации