Независимость Банка России - за и против

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:39, доклад

Описание работы

В настоящее время одной из актуальных проблем является независимость Центрального банка РФ. Должен ли Банк России быть независимым, или в кризисной ситуации его следует поставить в зависимость от других органов государственной власти? Если требуется независимый Банк России, то как и на каких принципах обеспечить его эффективное взаимодействие с другими государственными органами?

Работа содержит 1 файл

Независимость Банка России.docx

— 13.87 Кб (Скачать)

Независимость Банка  России - за и против

 

В настоящее время одной  из актуальных проблем является независимость  Центрального банка РФ. Должен ли Банк России быть независимым, или в кризисной  ситуации его следует поставить  в зависимость от других органов  государственной власти? Если требуется  независимый Банк России, то как и на каких принципах обеспечить его эффективное взаимодействие с другими государственными органами? Как обеспечить систему государственного контроля за деятельностью независимого Банка России и одновременно не лишить его этой самой независимости? Эти вопросы предстоит решить Правительству РФ в ближайшее время. 
Существенная степень независимости Центрального банка от Правительства является необходимым условием эффективности деятельности Банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость Центрального банка от Правительства имеет относительный характер, так как экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ РФ. 
Банк России должен быть независимым в корректировке промежуточных и операционных целей денежно-кредитной политики при возникновении угрозы финансовой и экономической стабильности страны. Что же касается конечных целей денежно-кредитной политики, то они, несомненно, должны согласовываться с Правительством РФ, с заинтересованными министерствами и ведомствами. Кроме того, Банк России должен постоянно отчитываться перед Государственной Думой о результатах своей работы. 
Правовая независимость Центрального банка является необходимым условием выработки самостоятельной денежно-кредитной политики, но ее эффективность определяется степенью координации гуманитарной и общеэкономической политики, постоянным прогрессом в сфере институционального развития и структурных мер и согласованностью их с государственными интересами. 
С точки зрения законодательства, Конституция РФ наделила Банк России независимостью от других органов государственной власти, при этом в ней закреплены и другие правовые нормы, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики, которые Банк России не может не учитывать. Так, согласно п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». По своему содержанию это положение означает, что, если Банк России осуществляет не зависимую от других органов государственной власти деятельность по защите и обеспечению устойчивости рубля, то Правительство РФ обеспечивает проведение единой денежной и кредитной политики по другим направлениям. При этом Банк России и Правительство России обязаны тесно взаимодействовать. 
Значительно ограничены права Банка России предоставлять кредиты Правительству РФ. Так, согласно ст. 22 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России также не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, согласно ст. 48 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», Банк России не имеет права: осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; заниматься торговой и производственной деятельностью, если иное не предусмотрено Федеральным законом о ЦБ РФ. 
Вышеупомянутый закон прямо подчеркивает независимость Центрального банка в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами. Ограниченность Банка России в принятии решений ставит под сомнение его независимость. 
На основании вышеизложенного можно утверждать, что определение статуса Банка России - это комплексная политическая, экономическая и юридическая проблема. Поэтому в условиях экономического кризиса следует не ограничивать, а развивать и совершенствовать принципы единства и централизации государственного управления денежно-кредитной системой страны. 
Для целенаправленного решения всех имеющихся проблем необходима единая государственная концепция развития денежно-кредитной системы, включая Центральный банк. 
Однако на сегодняшний день Президент РФ и Председатель Банка России заняли разные позиции в этой ситуации, что негативно отражается на экономической ситуации в стране. Необходимость решения этого вопроса назрела слишком сильно, поэтому решить его требуется в ближайшее время.


Информация о работе Независимость Банка России - за и против