Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:45, реферат
Государство обычно неэффективно управляет своей долей собственности в капитале акционерных предприятий, поскольку политические интересы часто преобладают над интересами экономическими.
Утверждение : Государство обычно неэффективно управляет своей долей собственности в капитале акционерных предприятий, поскольку политические интересы часто преобладают над интересами экономическими.
Опровержение.
В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует большое количество акционерных обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства (от 0,5% до 100%). В общей сумме всех доходов от использования государственного имущества, доходы от дивидендов по находящимся в государственной собственности акциям составляют незначительную сумму, что говорит о неэффективности управления государственными пакетами акций.
Многие акционерные компании, в которых имелась государственная доля признаны банкротами, часть принадлежавших государству пакетов акций отчуждена по цене, гораздо меньшей чем их рыночная стоимость. Можно отметить и то, что из акционерных компаний с государственным участием сегодня выводятся активы, размывается доля государства. Также нередки случаи невыполнения взятых на себя обязательств победителями инвестиционных торгов, несоблюдение условий инвестиционного конкурса. Виновниками этого являются, прежде всего, управленцы компаний, другие акционеры, а, в ряде случаев, этому способствуют государственные органы или отдельные представители государства в акционерных компаниях [1, с.13].
Проблема эффективности управления госпакетами хорошо видна на региональном уровне. Стремление региональных и местных властей к завладению собственностью мотивируются заботой о поддержке производства и занятости, которая якобы чужда "корыстному" частному капиталу. Реально же речь идет о том же стремлении к усилению власти чиновников, к неэффективному государственному предпринимательству, удобному, однако, для бюрократии, поскольку оно позволяет контролировать финансовые потоки.
Все это, однако, представляет собой естественное явление, так как парадокс собственности заключается в том, что собственность не у тех, кто ей просто владеет, а у тех, кто ей эффективно распоряжается. Следовательно, важным является то, каким образом распоряжается своей собственностью государство, каковы цели управления принадлежащими государству пакетами акций и государственным имуществом в целом.
Исходя из нашего утверждения, предполагается, что цели государства носят лишь политический характер. Однако это далеко не так.
Так целями управления, принадлежащими государству пакетами акций (паями, долями), находящимися в государственной собственности являются [5]:
1. Максимизация неналоговых доходов бюджета.
2. Обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегосударственных функций (социальные программы, регулирование естественных монополий).
3. Оптимизация
управленческих затрат (сокращение
количества обществ, где
4. Реструктуризация
предприятий, создание
5. Стимулирование
развития производства, улучшение
общих финансово-экономических
6. Снижение рисков при выделении инвестиционных ресурсов хозяйствующим субъектам, относящимся к негосударственным формам собственности.
При оценке эффективности управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации, и достижении поставленных целей могут использоваться различные критерии, в частности, обеспечение акционерным обществом интересов государства, коммерческое использование федеральной собственности, социальная значимость предприятия и т.д. Однако до настоящего времени Российская Федерация не обеспечила четкое закрепление в уставах акционерных обществ указанных критериев, за исключением критерия "получение прибыли". Поэтому рассмотрение вопроса эффективности управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществлялось только в соответствии с нормами Федерального закона "Об акционерных обществах" и уставов акционерных обществ [4, с.28].
Реализация указанных
выше целей естественно требует
совершенствования и
Во-первых, это
акционерные общества, в которых
находящиеся в собственности
государства пакеты акций целесообразно
сохранять в собственности
В таких акционерных компаниях необходимо обеспечить:
Второй группой акционерных обществ с государственным участием составляют общества, находящиеся в государственной собственности пакеты акций которых необходимо реализовать в ближайшее время. Следует подчеркнуть, что вопрос о реализации каждого пакета акций должен решаться индивидуально, с разработкой стратегии продажи данного пакета акций. Прежде всего, необходимо четко определить будет ли пакет акций реализовываться на денежном аукционе, либо на инвестиционных торгах, либо через фондовую биржу. Далее следует, решить будет ли пакет продавиться целиком, либо пакет будет раздроблен на несколько мелких партий. Следующее - это определение того, останется ли какая-то часть пакета акций в собственности государства или нет, поскольку нередко сохранение хотя бы 1% акций общества является более чем необходимым для получения требуемой информации о деятельности данного общества.
Реализация же
полномочий государства как собственника
- субъекта корпоративных отношений,
в органах управления акционерным
обществом требует
Стратегически альянс с активным владельцем может оказаться более выгодным для государства, чем иные формы управления собственностью. Стратегические альянсы наблюдается в значимых для экономики страны сферах производства (автомобилестроение, авиастроение, нефтяная промышленность).
Во-первых, активный собственник сам по себе заинтересован в сохранении и приумножении своей собственности.
Во-вторых, приумножение
собственности увеличивает
В-третьих, активный собственник имеет собственный интерес в контроле за издержками, что снимет с государства затраты на дополнительный контроль ха использованием активов.
В-четвертых, наилучшим материальным вознаграждением активного собственника за управление государственной собственностью, прежде всего, является право на выкуп государственной собственности по заранее фиксированным ценам, т.е. опцион в процессе приватизации, а не комиссионное вознаграждение.
В-пятых, такой альянс с частным владельцем является наиболее явным примером социального договора между государством и бизнесом, причем такой договора сам по себе есть один из сильнейших стимулов развития демократического общества.
В современное
время наблюдается тенденция
сотрудничества государства с активными
совладельцами акционерных
Эффективность и преимущества государственного участия в управлении акционерным обществом можно рассмотреть на примере ОАО "Объединенная авиастроительная компания". Доля государства в этой компании составляет 90%, остальные 10 приходятся на частных инвесторов.
Корпорация создана
в целях сохранения и развития
научно-производственного
Начнем с того,
что корпорация кардинально изменяет
организационную структуру
Матричный подход в Корпорации характеризуется следующими элементами: структурирование, концентрация и специализация управления программами и разработками, в т. ч. концентрация ресурсов на приоритетных направлениях с целью ликвидации дублирующих функций организационной структуры; улучшение взаимодействия с крупными контрагентами (покупатели, поставщики, государственные органы и др.) за счет концентрации функции закупок и реализации продукции и услуг; концентрация инженерных и производственных ресурсов, переход от "затратной" модели производства к распределению по центрам компетенций; выделение центров инвестиций (производств в новой технологической модели).
В соответствии с принятым матричным принципом организации управления на уровне исполнительных органов Общества основная деятельность координируется Первым вице-президентом по управлению программами и разработками и Исполнительным вице-президентом по корпоративному развитию. Вице-президентам непосредственно подчинены подразделения проектного блока и корпоративного блока, соответственно.
В целом, действующая организационная структура ОАО "ОАК" отличается сбалансированным распределением ответственности и полномочий на всех уровнях управления.
Переход ОАО "ОАК"
к современному управлению производственными
программами посредством
В корпорации происходит переосмысление ключевых ресурсов. Если раньше таковыми были поддержка государства, то сейчас во главе приоритетов руководство ставит персонал, передовые технологии и организация бизнеса.
Наращивание ресурсов будет происходить за счет опережающего роста инвестиций в новые программы и технологическое перевооружение, создания научно-технических заделов и приоритетного развития критических технологий.
Переход на новый
технологический уровень
Основным критерием эффективности деятельности предприятия руководство считает не объем полученной прибыли, а достижение поставленных целей. К основным целям корпорации можно отнести реструктуризация Общества, проведение маркетинговых исследований с целью выявления потребностей потребителя, научная организация производства, внедрение научных разработок в производство, повышение эффективности собственной научной базы исследований, повышение квалификации специалистов компании.
Особое внимание
уделяется стратегическому
Информация о работе Не эффективность управления органами государственновй власти акциями в ООО