Накопительные пенсионные фонды в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель нашей работы – рассмотреть особенности проблемы деятельности накопительного пенсионного страхования, ее структура в рамках пенсионных реформ.

Работа содержит 1 файл

Накопительные пенсионные фонды в Казахстане курсовая переделанная.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

 

Введение

 

С давних времен  в  обществе существовала объективная  необходимость нетрудоспособных ее членов. На протяжении веков эту  функцию выполняли церковь, благотворительные  организации, организации общественного  призрения, общества взаимопомощи и  другие.

Ситуация коренным образом  изменилась в конце 19 в., когда в  Германии были приняты первые законы об обязательном государственном страховании  наемных работников на случай болезни (1883 г.), трудового увечья (1884 г.), инвалидности и старости (1889 г.).  На рубеже веков аналогичное законодательство появилось  и других европейских странах (Великобритании, Франции, России, Швеции и пр.).

Указанные законы имели  ограниченную сферу действия, устанавливали  крайне низкие размеры выплат, но они  заложили основу для создания государственной системы социального обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.

Актуальность темы определяется тем, что во всех странах мира государственная  система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.

Человеческая жизнь  является очень хрупкой. В процессе жизни каждый гражданин находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы – основного источника средств существования. Во многих случаях человек не может преодолеть указанные обстоятельства самостоятельно, поскольку они в значительной степени предопределяются объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от его воли. Но они оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества в целом, поэтому государство в определенной степени принимает на себя ответственность за их наступление, предоставляет государственные пенсии, пособия другие выплаты нетрудоспособным гражданам, оказывает им медицинскую и иную помощь.

Право на социальное обеспечение  закреплено в статье 29 Конституции  РК 1995 года. Оно является одним из основных прав и свобод человека, которые  неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.

Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права человека на социальное обеспечение, являются пенсионные отношения. К пенсионным отношениям примыкают и тесно с ними связанные отношения, возникающие: в связи с выплатами всевозможных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета; по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

В последние годы в  пенсионное законодательство РК неоднократно вносились изменения, затрагивающие  все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры. Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства и субъектов пенсионного страхования. В настоящей работе будет затронута важная и злободневную тема - выплаты из пенсионных фондов и система ее реформирования. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, так как проблемы пенсионного страхования касаются каждого гражданина нашей страны.  

Поэтому цель нашей  работы – рассмотреть особенности  проблемы деятельности накопительного пенсионного страхования, ее структура  в рамках пенсионных реформ.

Задачи работы:

  1. изучить этапы организации  и структура деятельности накопительных пенсионных фондов;
  2. рассмотреть основные проблемы сопровождающие нормативно-правовое регулирование пенсионной реформы;
  3. провести анализа финансового рынка, на котором работают пенсионные фонды.  

Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Пенсионные фонды в Республике Казахстан

 

1.1. Предпосылки  и особенности функционирования  накопительного пенсионного страхования

 

 

В 1998 году свою деятельность начали осуществлять 1 государственный накопительный пенсионный фонд, 12 негосударственных НПФ и компаний по управлению пенсионными активами и 5 банков-кастодианов. Все денежные переводы пенсионных отчислений вкладчиков накопительного пенсионного страхования осуществляются через Государственный орган по выплате пенсий персонифицировано1.

В декабре 1998 года за счет пенсионных активов негосударственных  НПФ были впервые приобретены  акции казахстанских акционерных обществ. 15 марта 1999 года были внесены изменения в Закон “О пенсионном обеспечении в РК”, в соответствии с которыми пенсионные взносы в накопительную пенсионную систему стали удерживаться непосредственно из заработной платы работников. В период перевода к свободно плавающему курсу тенге, государство приняло дополнительные меры для защиты пенсионных накоплений. В 1999 году в портфелях негосударственных накопительных пенсионных фондов впервые появились облигации Международного банка реконструкции и развития.

В конце 1999 года Национальная комиссия РК по ценным бумагам выдала лицензию на осуществление деятельности Ассоциации управляющих активами, и на начало 2000 года ее членами уже являлись 7 компаний по управлению пенсионными активами (КУПА). В Казахстане на тот период работали Государственный накопительный пенсионный фонд, 15 негосударственных НПФ, 7 КУПА и 11 банков-кастодианов. По состоянию на 1 июля 2002 года численность вкладчиков всех фондов достигла 4 969 тысяч человек. По оценкам НБ РК, средний размер накоплений одного вкладчика на 1 июля 2002 года составляет 120 тысяч тенге. На тот момент общий объем пенсионных активов достиг 222,1 млрд. тенге. Постоянный прирост пенсионных активов предполагал создание соответствующих условий для их размещения в наиболее качественные и высоколиквидные финансовые инструменты.

Проводимая Правительством работа по выводу на фондовый рынок  государственных пакетов акций  предлагала обеспечение участия  в проводимых аукционах КУПА. В 2001 году на торгах Казахстанской фондовой биржи с их участием было реализовано 5 % государственного пакета акций АО “Корпорация “Казахмыс”. К началу 2003 года инвестиционные портфели НПФ содержали более ста финансовых инструментов. Основная часть пенсионных активов была размещена во внутренние финансовые инструменты и инвестирована в ценные бумаги казахстанских эмитентов. Средневзвешенная реальная доходность (с корректировкой на инфляцию) по пенсионным активам негосударственных НПФ в 1998 году составила 17,8 %; в 1999 году - 32,9 %; в 2000 году -6,7 %, в 2001 году - 8,2 %; а за 2002 год — 9,1 %.  На 1 июля 2003 года около 35 % суммарного инвестиционного портфеля негосударственных накопительных пенсионных фондов было представлено негосударственными ценными бумагами эмитентов республики. Во многом сказался тот факт, что для повышения эффективности контроля за деятельностью участников накопительного пенсионного страхования в августе 2001 года НБ РК были переданы функции Национальной комиссии РК по ценным бумагам, а и мае 2002 года — функции Комитета по регулированию деятельности НПФ Министерства труда и социальной защиты населения.

Таким образом, Нацбанк  — был единственным органом, регулирующим деятельность накопительного пенсионного страхования.

 

1.2.  Общая характеристика деятельности и структура накопительных пенсионных фондов Казахстана

 

В статье первой Закона Республики Казахстан  “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан” от 20 июня 1997 года № 136-1 закреплены основные понятия, где под накопительным пенсионным фондом понимается государственный накопительный пенсионный фонд и негосударственные накопительные пенсионные фонды.

Государственный накопительный  пенсионный фонд – юридическое лицо, производящее сбор обязательных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, а также осуществляющее деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций.

Негосударственный накопительный пенсионный фонд – юридическое лицо, осуществляющее сбор обязательных о добровольных пенсионных взносов вкладчиков и иных средств, поступающих в соответствии с законодательством, и осуществляющее пенсионные выплаты получателям, а также деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирование  их через компании по управлению пенсионными активами в порядке, установленном Законом.

 Вкладчиком может выступать физическое или юридическое лицо, осуществляющее пенсионные взносы в пользу получателя пенсионных выплат.

Получателем пенсионных выплат может выступать физическое лицо, в пользу которого производятся пенсионные взносы и (или) осуществляются пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов и (или) которому назначены пенсионные выплаты из Центра2.

В соответствии с законодательством  РК негосударственные накопительные  пенсионные фонды могут быть:

  1. открытые;
  2. корпоративные.

Открытые накопительные  пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные  пенсионные фонды создаются для получателей – работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного фонда.

Государственный накопительный  пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан. Государственный накопительный пенсионный фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

Негосударственный накопительный  пенсионный фонд  тоже создается в форме закрытого акционерного общества. Число акционеров закрытого общества не должно превышать ста, за исключением случаев, когда закрытое общество является некоммерческой организацией. Накопительные пенсионные фонды вправе открывать филиалы и представительства по согласованию с уполномоченным органом.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне месте его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица расположенное вне месте его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки или иные правовые действия. Руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности. Учредителями и акционерами открытого накопительного пенсионного фонда могут быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан. Учредителями и акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда могут быть юридические лица Республики Казахстан.

Лицо, которому отказано в выдаче разрешения на осуществление права обязано реализовать в установленном законом порядке свою долю, превышающую 25% уставного капитала фонда лицам, продажа акций которым не повлечет возникновения права у лиц, которым были реализованы акции.

Заявитель, получивший разрешение Агентства на осуществление права, обязан поддерживать объем собственного капитала накопительного пенсионного фонда не ниже уровня, установленного требованиями нормативных актов Агентства.

Агентство вправе отозвать разрешение на осуществление права при наличии следующих условий: несоблюдение фондом или лицом требований, установленных Положением; обнаружение недостоверности сведений, на основании которых было выдано такое разрешение.

Существуют специальные Пенсионные правила акционерного общества "Государственный накопительный пенсионный фонд" разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", иными нормативными правовыми актами и определяют порядок деятельности Фонда по заключению, исполнению, изменению и расторжению пенсионных договоров с вкладчиками/получателями на пенсионное обеспечение за счет обязательных пенсионных взносов3. Пенсионный договор прекращает свое действие после полного выполнения обязательств Фонда перед вкладчиком/получателем по выплате или переводу пенсионных накоплений.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан накопительные пенсионные фонды имеют право: осуществлять сборы пенсионных взносов; получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность; осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора.

Кроме того, накопительные пенсионные фонды обязаны:  производить пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан; осуществлять индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат. В целях обеспечения надлежащего учета пенсионных накоплений каждому вкладчику (получателю) накопительного пенсионного фонда  должен быть открыт индивидуальный пенсионный счет. Основанием открытия ИПС является пенсионный договор. Государственный накопительный пенсионный фонд вправе открыть индивидуальные пенсионные счета своим вкладчикам вне зависимости от наличия пенсионных договоров, по мере поступления первого пенсионного взноса на их имя.

Вкладчик получатель имеет право перевести свои пенсионные накопления из Фонда в негосударственный накопительный пенсионный фонд. Операции по переводу пенсионных накоплений вкладчика/получателя в негосударственный накопительный пенсионный фонд осуществляются за счет средств Фонда.

Информация о работе Накопительные пенсионные фонды в Казахстане