Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 13:37, курсовая работа
Кооперация - удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Она возникла в Европе в первой половине XIX века – то был ответ мелкотоварных производителей и бесправных потребителей на развитие капиталистических отношений. Но это, казалось бы, антикапиталистическое движение обнаружило в себе необыкновенную устойчивость в самых разных социально-экономических, общественно-политических и этнических условиях XX века. Идеи и практика кооперативного движения с успехом использовались и используются для смягчения социальных противоречий и как эффективное средство мобилизации сил, способных оживить и поднять экономику, стимулировать самодеятельность, эту основу основ всякого гражданского общества.
Еще в 1913 году, банк
организовал товарный отдел,
Таблица 5
Показатели деятельности товарного отдела Московского Народного Банка
Год |
1913 |
1914 |
1915 |
1916 |
Оборот |
536 |
1160 |
2758 |
15379 |
В 1916 году было установлено сотрудничество с департаментом земледелия, что существенно упрощало процесс получения иностранной валюты и уменьшало риск от товарных операций. Благодаря этому товарный отдел стал закупать значительные партии сноповязального шпагата на американских и лондонских рынках при помощи лондонского комиссионерства.
Для организации облегчения сбыта правлением банка были заключены соглашения с Сибирским союзом маслобойных артелей, артелью смолокуров Важской области, Центральным товариществом льноводов и Лондонским «Union of the Siberian cooperative associations».
Важнейшие виды товаров, прошедших через товарный отдел банка в 1916 году представлены в таблице 6.
Таблица 6
Распределение товаров по объему закупок8
Наименование товара |
Сумма закупок тыс. руб. |
В процентах от общей суммы закупок |
Шпагат |
6920,9 |
45 |
Земледельческие машины |
2522,7 |
16,5 |
Кровельное железо |
2356,8 |
15,1 |
Удобрения |
1669,7 |
10,9 |
Семена |
737,9 |
4,8 |
Итого: |
92,2 |
Первый период жизни Московского Народного Банка совпал с великой войной. В таких условиях о самостоятельной финансовой политике, установления ссудного процента, нельзя было и предполагать. До войны средний процент, взимаемый банком за пользование кредитом, держался на уровне 7,5 процентов и не подвергался значительным колебаниям. После объявления войны его пришлось значительно повысить, средний уровень составлял 8,7,11 процента. Процент, выплачиваемый банком по вкладам, составлял 5,9 процентов.
Процент напряженности в 1914 году составлял 3,031 процент, его большую величину можно объяснить тяжелым военным временем, но тем не менее он был очень велик по сравнению с западноевропейской практикой. Данное положение вещей объяснялось сравнительно небольшой чистой прибылью банка. Одной из причин акционеры видели в слишком большой сумме, в которую обходилась работа аппарата банка. Совет в свое время обратил внимание на эту проблему и вынес постановление, в котором предписывалось принять меры к понижению стоимости содержания центрального аппарата банка, вследствие непомерно большой стоимости его содержания по отношению к балансу банка. Сразу достигнуть крупных результатов в этом направлении не удалось, в виду продолжающегося организационного периода жизни банка и военными действиями, вследствие частой смены обслуживающего персонала в связи с мобилизацией. Однако процесс удешевление работы аппарата, пусть и не такими большими темпами как хотелось бы.
Снижая различные издержки, банк мог позволить тратить больше денег на общественно полезные цели. Преследуя цель развития кооперации, Московский Народный Банк уделял значительное внимание культурным задачам, главным образом, связанным с распространением кооперативного образования. Выделение средств на подобные цели всегда встречали поддержку на общем собрании, которое всегда увеличивало финансирование мероприятий пропаганды кооперативного движения. Так банк вложил значительные суммы в фонд кооперативного института и музея, спонсировал курсы по кооперации в университете им. Шанявского, а в 1917 году перевел в фонд помощи жертвам войны 128 тысяч рублей на помощь пострадавшим в борьбе за свободу и пленным войнам.
Не смотря на малое число кооперативных учреждений, кредитовавшихся в Московском Народном Банке, район его фактической деятельности был чрезвычайно широк. В него входили десятки губерний и областей России, включая даже такие отдаленные, как Якутская и Сырь-Дарьинская области, всего более 80.
Установление постоянных связей с местными кооперативными учреждениями было первостепенной задачей для правильного выполнения основных целей банка и превращения его из “народного” в ”центральный кооперативный” банк. Однако в своем расширении банк всегда опирался на кооперативы и предпочитал осуществлять свою деятельность через кредитные союзы. Особенно внимательно рассматривался вопрос открытия новых отделений в областях с развитой кооперативной сетью, а в областях с небольшим количеством кооперативов всячески стимулировалось их создание и расширение.
Банк быстро развивался вместе
с кооперативным движением
На основании постановления был создан новый отдел, тесно связанный с московским отделением банка и имеющий общие с ним органы управления. Этот отдел имел особый основной и резервный капитал, отдельный баланс, и самостоятельную отчетность. Операции заключались в выдаче ссуд двух категорий. Первая категория ссуд выдавалась наличными деньгами на срок не более 10 лет, а вторая категория ссуд, гарантируемых залогом недвижимости, на срок до 36 лет и 4 месяцев выдавалась облигациями банка. Ссуды выдавались суммами не менее 20000 рублей союзам кооперативных учреждений и лишь в отдельных случаях отдельным товариществам под гарантию союза.
Постановление об открытии
операций долгосрочного кредита
должно было послужить началом нового
этапа развития Московского Кредитного
Банка, и процветания для
3. Ликвидация Московского Народного Банка.
Деятельность других банков в России
в 20-х годах ХХ века.
Как показала история, пришедшим к власти людям кооперативное движение было не нужно. Соответственно под угрозу сразу попал Московский Кредитный Банк, как символ и оплот российской кооперации - единственный в России и один из крупнейших в мире кооперативных банков. В начале ноября 1918 года большевиками был подготовлен проект декрета о национализации МНБ. В связи с этим, руководство банка созвало в ноябре чрезвычайное собрание акционеров, которое приняло резолюцию протеста и решило направить делегацию к В. И. Ленину для переговоров. По настоянию кооператоров Ленин принял делегацию в первой половине дня 18 ноября. Ленин признал приемлемым компромиссное предложение одного из них о преобразовании банка в союз кредитных кооперативов. Это было легко сделать, так как банк фактически осуществлял не только функции кредитования, но и широкие хозяйственные связи с кооперативами, особенно в области организации снабженческо-сбытовой деятельности. В тот же день, после заслушивания доклада делегации, собрание акционеров банка приняло резолюцию о преобразовании банка в кредитный союз и направило ее Ленину. Но, как показали дальнейшие события, Ленин не видел Московского Кредитного Банка в будущей экономической системе страны, не смотря на все многочисленные положительные моменты его работы для рядового населения в целом и крестьянства в частности. Ленин обвинил кооператоров в попытке обмануть советскую власть: “Перекрашиванием слов можно, разумеется, накормить или обмануть дураков”, — писал он в опубликованной 21 ноября в «Правде» статье, добавляя, что “почва для соглашения дается лишь их кооператоров согласием на полное слияние особого банка с единым банком республики”. Декретом СНК от 2 декабря 1918 г. Московский Народный Банк был национализирован и слит с Народным (Государственным) банком РСФСР (НБ) в качестве кооперативного отдела последнего.
В дальнейшем Московскому Народному Банку удавалось еще какое-то время исполнять свои функции централизации финансовых средств кооперативов в качестве коопотдела Госбанка, о чем свидетельствуют выявленные архивные материалы этого отдела. Циркуляром Наркомфина от 28 января 1919 г. была утверждена структура коопотдела, а вскоре было принято и Временное положение о кооперативном отделе. Как явствует из его текста, за отделом в значительной мере были сохранены функции национализированного банка. Более того, в некоторых сферах отделу предоставлялись такие функции, которые банком не исполнялись. В частности, предусматривалось, что отдел разрабатывает вопросы финансирования кооперативных организаций, осуществляет их инструктирование и ревизию в области финансовой деятельности, а также руководство оперативной работой кооперативных отделений местных отделов НБ РСФСР, в качестве которых с 1 января 1919 г. выступали отделения или конторы национализированного кооперативного банка. Устанавливалось, что новые коопотделения должны открываться по плану центрального коопотдела, но, прежде всего там, где они были намечены к открытию Московским Народным Банком.
Коопотдел Народного Банка
получил также право собирать
съезды уполномоченных представителей
от всех видов кооперативных
Как это вытекает из частично сохранившихся протоколов, коопотдел регулярно заседал в течение всего 1919 г. и первых
четырех месяцев 1920 г. (Последний из обнаруженных протоколов датирован 29 апреля, что не исключает его работу и в последующие месяцы.) Уже 24 января 1919 г. отдел принял принципиально правильное решение о передаче баланса товарного отдела МНБ в распоряжение Сельскосоюза, в результате важная функция национализированного банка была не упразднена, а передана центру сельхозкооперации. Оперативная работа коопотдела сосредотачивалась в его регистрационном и учетном подразделениях.
Советская власть просто вынуждала кооперативное сообщество идти на односторонние уступки. Все попытки сохранить если не кооперативный банк, то хотя бы организовать его функции в рамках другой организации не увенчались успехом. Шло планомерно выдавливание сначала самого банка, потом его структуры затем начался процесс полной передачи управляющих функций кооперационной системы России большевикам, с последующим гонением и искоренением кооперативной мысли.
В условиях нэпа логично было ожидать восстановления Московского Народного Банка - гордости российской кооперации, но этого не произошло.
С целью наиболее полной мобилизации ресурсов самой кооперации и объединяемого ею населения, а также улучшения кредитного обслуживания кооперативных организаций в феврале 1922 г. Был учрежден Банк потребительской кооперации (Покобанк) в форме паевого кооперативного товарищества с участием Госбанка. Новый банк первоначально ограничивался кредитованием лишь своих пайщиков – организаций потребительской кооперации. Развитие других видов кооперации потребовало расширение сферы деятельности банка и круга его участников в лице организаций всех прочих видов кооперации. В феврале 1923г. Покобанк был преобразован во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк). Эта реорганизация способствовала развитию деятельности банка. Но той самостоятельности, какой обладал Московский Народный Банк, Всекобанк не имел, он зависел от государственной кредитной системы.
Заключение
Возрождение кредитных кооперативов в России началось только в начале девяностых годах прошлого века. Это было время резких экономических реформ и мощной инфляции. Первые кредитные союзы появились как самостоятельные организации в конце 1991 г.- начале 1992 г., решающую роль сыграло принятие в 1992 г. Федерального закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации". Кредитные союзы стали регистрироваться как потребительские кооперативы или потребительские общества. И сегодня такая форма наиболее распространена среди кредитных союзов.
В январе 1993 г. созданные в России кредитные союзы собрались на свой первый форум в Суздале и сформулировали основные принципы Движения кредитных союзов.
Рост численности и накопление опыта деятельности кредитных союзов потребовали их организационного оформления. В ноябре 1994 г. состоялась учредительная ассамблея "Лиги кредитных союзов". Стали создаваться и региональные объединения, ассоциации. Сегодня многие эти ассоциации в состоянии обеспечить эффективную методическую, организационную и финансовую поддержку деятельности кредитных союзов. Однако актуальной продолжает оставаться задача консолидации движения кредитных союзов России, обобщения их опыта, помощи в решении проблем.
Развитие движения поставило задачу четкого и фундаментального, единого правового поля деятельности кредитных союзов. Почти десять лет пробивал себе дорогу закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Принятый 7 августа 2001 года, этот закон закрепил непредпринимательский характер основной деятельности кредитных союзов, их некоммерческий статус, взаимный, внутренний характер их деятельности, принципы членства в них, прописал меры защиты финансовых интересов пайщиков, ограничения финансовых и управленческих рисков деятельности кредитного союза.