Мировые финансовые кризисы и их влияние на состояние финансового и реального секторов экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование самого явления кризиса, причин возникновения, а также его влияния на финансовый и реальный сектор экономики.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
-изложить экономическое содержание финансовых кризисов;
-изучить влияние кризиса на финансовый и реальный сектора экономики;
-изучить прогнозы экономистов о дальнейшем развитии экономической ситуации в мире;
-выявить взаимосвязь реального сектора экономики и банковской сферы в период кризиса;
-рассмотреть мероприятия, направленные на преодоление последствий кризиса.

Содержание

Введение.........................................................................................................6
1 Теоретические подходы к исследованию сущности финансовых кризисов....................................................................................................................8
1.1 Финансовые кризисы как часть экономической системы.....................8
1.2 Самые крупные финансовые кризисы ХХ века....................................10
1.3Формы проявления финансовых кризисов и их последствия…………………………………………............................................13
2 Характерные особенности финансово-экономического кризиса 2008-го года.....................................................................................................................17
2.1 Причины возникновения и проявления современного финансового кризиса в США......................................................................................................17
2.2 Последствия финансового кризиса 2008-го года в США.................24
2.3 Прогнозы экономистов о дальнейшем развитии экономической ситуации в мире.....................................................................................................27
3 Мировой финансовый кризис в России и его влияние на финансовый и реальный сектора экономики............................................................................29
3.1 Влияние мирового финансового кризиса на денежно-кредитную политику и банковский сектор России................................................................29
3.2 Реальный сектор экономики России в условиях кризиса..................37
3.3 Основные направления в бюджетной политике Российской Федерации в период кризиса................................................................................46
Заключение..................................................................................................55
Список использованных источников……………………..………….....56

Работа содержит 1 файл

Мировые финансовые кризисы и их влияние на состояние финансового и реального секторов экономики.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

     1) вырос дисконт по залогам: с 30% до 50%;

     2) изменилось отношение к видам залогов (ТМЦ как вид залога для многих кредитных организаций является неприемлемым);

     3) изменились сроки краткосрочного кредитования, с 1,5 до 1 года.

     Однако, как утверждают сами банкиры с формальной точки зрения, подходы и требования к корпоративным клиентам не изменились. Качественно изменились риски, связанные с финансированием корпоративного бизнеса в целом. Длинные кредиты, например, исчезли не только по причине нехватки ликвидности, но и в связи с невозможностью в некоторых случаях построения долгосрочных прогнозов, в связи с тем, что участились задержки выплат по кредитам, так как финансовый кризис значительно ухудшил платёжную дисциплину организация, в результате чего растет просроченная ссудная задолженность.

     Однако, некоторым компаниям финансовый кризис сыграл на руку, так как произошел не только обвал на фондовом рынке, но и произошли изменения расклада сил на рынке и появления новых лидеров. Ими могут стать компании, которые наиболее эффективно управляют своими финансами. Наиболее правильная реакция на кризис - поиск новых возможностей для развития бизнеса.

     Так, например, у многих компаний появился шанс реализовать свои инвестиционные программы с меньшими затратами (за счет снижения стоимости строительных материалов и рабочей силы). Сейчас можно более эффективно решать кадровые вопросы, так как на рынке появились квалифицированные специалисты без завышенных зарплатных ожиданий. Есть варианты с покупкой падающих в цене активов, в частности акций добывающих и перерабатывающих компаний. Наконец, финансовый кризис позволяет снижать долговую нагрузку, в частности, за счет обратного выкупа

существенно подешевевших облигаций. Есть и другие варианты усиления рыночных позиций во время экономического кризиса. Правда, для всего этого нужны деньги.

     В наиболее выигрышной позиции в настоящее время оказались компании, которые, с одной стороны, не имеют большой долговой нагрузки, а с другой - в докризисный период смогли сформировать существенный запас денежных средств на счетах. Если еще несколько месяцев назад чрезмерные запасы денег на счетах рассматривались как негативный фактор, так как бизнес недостаточно эффективно использует капитал, то сейчас такие предприятия получили возможность развиваться наиболее эффективно, в связи с тем, что у них имеется недостающая многим наличность [14].

     В условиях растущей экономики большинство компаний предпочитали реинвестировать финансовые ресурсы, причем для реализации амбициозных программ развития активно использовались кредитные средства. Сейчас бизнесу нужно учиться управлять финансами в новых условиях: роста стоимости финансовых ресурсов и сокращения доступности денег. В итоге популярные ранее методы долгового финансирования снижают свою актуальность. Привлечение ресурсов через фондовый рынок также в значительной степени затруднено: именно биржи как инструмент привлечения инвестиций пострадали от кризиса в наибольшей степени. Можно ожидать, что в ближайшие несколько лет наиболее серьезную динамику роста покажут прямые инвестиции.

     Успешно складываются дела в условиях кризиса и у некоторых отдельных отраслей экономики, в частности у коллекторских фирм. Кризис породил спрос на эту услугу. Так, если вклады физических лиц на сумму до 700 тыс. руб. компенсируются Агентством по страхованию вкладов, то остатки средств на расчетных счетах предприятий в банке, автоматически попадают в разряд безнадежных.

     Анализ сложившейся ситуации, позволяет сделать вывод, что ключевой проблемой является то, что деньги не идут в реальный сектор, для этого необходимо — запустить механизм кредитования и расчистить облигационный и долговые рынки. Государство закачивает ликвидность в банковскую систему и справедливо ожидает изменения ситуации на рынке. Но этого не происходит, потому что банки решают свои вопросы: восстанавливают капитал после полученных убытков, следят за произошедшим резким уменьшением стоимости залогов, создают излишнюю подушку ликвидности на случай ухудшения ситуации.

     Для решения вопроса необходим общественный договор государства с банками: государство оказывает помощь и принудительно доводит лимиты кредитования жизнеобеспечивающих отраслей и населения, а банки берут добровольное обязательство быть инструментом проведения государственной политики, осознанно неся риски в период турбулентности.

     В случае необходимости в такие банки государство вводит спецказначеев — представителей штаба для контроля соблюдения «соглашения», нарушение которого в нынешних условиях означает немедленное банкротство банка.

     Восстановление полноценного процесса кредитования невозможно без расчистки облигационного и долгового рынков, которую можно провести либо через прямой выкуп государством образовавшихся долгов из денег, выделенных на поддержку фондового рынка, либо дополнительным целевым заданием через банковскую систему.

     Что касается реального сектора, так он уже начал в полной мере ощущать влияние кризиса и сжиматься под воздействием уменьшения спроса, ограничения доступа даже к оборотным средствам; резко повысились взаимные неплатежи и товарные запасы на складах, массово начались переходы на режим неполной загрузки вплоть до остановки производства с сокращением численности работающих.

     Принципиально важным становится реализация мер по стимулированию спроса на продукцию предприятий реального сектора с помощью:

  1. госзаказа (реализация крупных инфраструктурных проектов и выкуп  товаров в госрезерв);
  2. экспорта;
  3. заказов промышленности;
  4. развития потребительского кредитования населения.

    При   выборе   отрасли   или   конкретной   компании   необходимо

государственным органам составлять стратегическую дорожную карту, которая поможет сберечь государственные средства и достичь желаемого целевого результата.

     Не стоит забывать сейчас и о проблемах регионов, так как меры, принятые правительством, направлены на поддержку наиболее крупных государственных и частных корпораций и банков, однако значительную часть в ВВП субъектов составляет продукция именно средних жизнеобеспечивающих предприятий, дающих значительную часть региональных налоговых поступлений и не попадающих в выбранную схему стабилизации. Предложенная технологическая модель «дорожной карты» может быть клонирована на региональном уровне через предоставление субъектам Федерации субсидий федерального бюджета для дальнейшего рефинансирования наиболее значимых региональных предприятий.

     Однако, резкое изменение условий создает не только проблемы, но и большие возможности по наращиванию конкурентных преимуществ, захвату и созданию новых рынков — как в России, так и за ее пределами. Наша страна обладает большими золотовалютными резервами и мощной сырьевой экономикой, которая дает шанс побороться за максимальную долю от мирового финансового рынке путем создания мирового финансового центра

в Москве и превращения рубля в одну из резервных валют. В этой связи выглядит необходимым реализация ряда мер, а именно:

  • введение механизма гарантии государства за биржевые операции в рублях и хранение ценных бумаг; улучшение законов;
  • создание собственного класса инвесторов (инвестбанки, инвестиционные фонды и НПФ, население и государство);
  • введение расчетов в рублях за нефть, газ, драгоценные металлы, то есть там, где существует сильное рыночное влияние России;
  • экспансия российского капитала в на рынки развивающихся стран с наймом лучших инвестиционных кадров, высвободившихся в результате финансового кризиса. Это необходимо для усиления влияния России на мировом финансовом рынке и повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной финансовой системы. Сжатие старой неэффективной экономики высвобождает значительные подешевевшие трудовые и материальные ресурсы, которые необходимо направить на ускоренное развитие следующих областей экономики:
  • строительства современной инфраструктуры (дороги, жилье, новые города);
  • создания новых рынков инновационной экономики, таких как углубленная переработка энергоносителей, альтернативная энергетика, материаловедение и нанотехнологии, экология и катализ;
  • вовлечения земли в активный экономический оборот и создания прозрачного рынка обращения;
  • целевого оборонного заказа на модернизацию армии в рамках военной доктрины;
  • развития сельского хозяйства и процессов современной переработки сельскохозяйственной продукции для решения задачи продовольственной независимости страны.

     Для выхода из кризисной ситуации органам власти предлагаются следующие решения:

  1. Наведение федеральными властями порядка в банковском секторе, способствующем оздоровлению кредитной политики. Предоставление налоговых льгот, включая налоговый кредит предприятиям, осуществляющим активную инвестиционную и инновационную политику.
  2. В сложившейся ситуации, для поддержки промышленных предприятий необходимо принятие более гибких условий для возможного предоставления государственных кредитов, субсидий, субвенций, налоговых кредитов и льгот.
  3. Государственные средства должны напрямую попадать в реальный сектор экономики, а не через спекулятивную цепь коммерческих банков.
  4. Власти должны воздержаться от повышения налогового бремени в реальном секторе экономики на ближайшие 2-3 года.
  5. В сложившейся ситуации наиболее действенным механизмом поддержки организации может служить освобождение от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов на определенный период.

     В нынешних условиях многие видные экономисты считают необходимым:

  • смягчение кредитной политики банков по обеспечению заемными средствами;
  • удержание процентных ставок по ранее выданным и по выдаваемым кредитам на уровне прошлого года;
  • снижение дисконта по залогам;
  • увеличение срока действия кредитных договоров;
  • для предприятия, основной производственной деятельностью которого является переработка, необходимо положительное решение
  • правительства по снижению ставки по НДС и рассрочки его уплаты, что позволит каждому предприятию пополнить оборотные средства.
  • выделение из налогооблагаемой базы прибыли средств, направленных на техническое перевооружение;
  • государственное кредитование со ставкой менее 8%, что маловероятно.

     Так же можно порекомендовать, руководителям предприятий обратить внимание на различные возможности для получения более дешевых кредитов. К таковым, в частности, относятся залоговые займы (под акции, недвижимость), которые даже сейчас позволяют получать ресурсы под 12-16% годовых. Кроме того, основной риск, который уже в полной мере ощутили на себе некоторые крупные отечественные бизнес-группы, -требование дополнительного обеспечения под обесценивающиеся залоги (ценные бумаги, дешевеющая недвижимость и пр.). Руководителям следует обратиться к нетрадиционным формам обеспечения, например, к экспортной выручке. При наличии долгосрочных контрактов риск требований дополнительного обеспечения становится более прогнозируемым и менее вероятным [16].

     Таким образом, перечисленный комплекс мер позволит нормализовать кредитные взаимоотношения, сложившееся между банковским и реальным секторами экономики, что снизить последствия от мирового финансового кризиса. 
 

           3.3. Основные направления в бюджетной политике Российской Федерации в период кризиса 
 

     Нестабильность  финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее, может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

     Следует отметить, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими  как в условиях спада, так и  в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

     В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема — обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

Информация о работе Мировые финансовые кризисы и их влияние на состояние финансового и реального секторов экономики