Мировой рынок факторинговых услуг

Автор: s************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении принципов функционирования факторинга, мирового рынка факторинговых услуг.
При выполнении работы использованы метод экономического анализа и аналитический метод.
Результаты исследования:
определены основные перспективы развития факторинга;
произведён анализ мирового рынка факторинговых услуг.

Содержание

Введение.............................................................................................................................4
1. Общая характеристика факторинга…………………. ..……….................................6
1.1. Факторинг как особая форма кредитования.................................................6
1.2. Формы и типы факторинга…….....................................................................9
1.3. Типы факторинговых соглашений...............................................................13
2. Мировой рынок факторинговых услуг......................................................................16
2.1. Международная факторинговая индустрия................................................16
2.2. Международно-правовое регулирование факторинга...............................20
2.3. Характеристика международного факторинга..........................................21
3. Правовое регулирование факторинга в Республики Беларусь...............................28
Заключение......................................................................................................................33
Список использованных источников............................................................................35
Приложения………………………………………………………………………….…37

Работа содержит 1 файл

факторинг.doc

— 420.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Мировой рынок факторинговых услуг 
 
 
 
 
 
 

                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2008 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение.............................................................................................................................4

1. Общая  характеристика факторинга…………………. ..……….................................6

     1.1. Факторинг как особая форма  кредитования.................................................6

     1.2. Формы и типы факторинга…….....................................................................9

     1.3. Типы факторинговых соглашений...............................................................13

2. Мировой рынок  факторинговых услуг......................................................................16

     2.1. Международная факторинговая индустрия................................................16

     2.2. Международно-правовое регулирование  факторинга...............................20

     2.3. Характеристика международного  факторинга..........................................21

3. Правовое регулирование  факторинга в Республики Беларусь...............................28

Заключение......................................................................................................................33

Список  использованных источников............................................................................35

Приложения………………………………………………………………………….…37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа:45с., 18 источников, 7 приложений. 

     ФАКТОРИНГ, ФАКТОРИНГОВЫЕ АССОЦИАЦИИ, КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ, ЛИМИТ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ФАКТОРИНГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ  

     Объект  исследования - факторинг. Предмет – факторинговые операции и факторинговые услуги.

     Цель  данной курсовой работы состоит в  изучении  принципов функционирования факторинга, мирового рынка факторинговых услуг.

     При выполнении работы использованы метод экономического анализа и аналитический метод.

     Результаты  исследования:

    • определены основные перспективы развития факторинга;
    • произведён анализ мирового рынка факторинговых услуг.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Факторинг – рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового  маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

     В процессе своей деятельности многие предприятия (в том числе и  белорусские сталкиваются с такими проблемами как:

  • недостаточная капиталовооруженность;
  • растущие риски кредитования;
  • высокая дебиторская задолженность;
  • рост неплатежей;
  • указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.

     Справиться  с этими трудностями можно  прибегнув к одному из самых перспективных  видов банковских услуг, наиболее приспособленному к современным процессам развития экономики, который носит название факторинг.

     В национальном законодательстве отношения, связанные с финансированием  под уступку денежного требования, пока не нашли достаточно полного  нормативного развития.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод об актуальности и важности выбранной темы, о необходимости ее раскрытия, анализа положения дел на мировом факторинговом рынке, количества и качества предоставляемых услуг и количества компаний, предоставляющих эти услуги.

     Цели  и задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

     Во-первых, дать развернутую теоретическую  базу таких понятий, как факторинг, виды факторинга, факторинговые операции, специфику их использования;

     Во-вторых, показать тенденции применения этих инструментов в современных условиях, динамику распространения и уровень их сегодняшнего развития в мире;

     В-третьих, понять принципы функционирования факторинга с целью возможного использования  полученных знаний в будущем в  профессиональной деятельности.

     Теоретическую основу данной курсовой работы составляют работы отечественных и зарубежных ученых по банковскому делу, мировой экономике, труды по общим вопросам экономики, проблемам банковской деятельности, а также по международным отношениям.

     Нормативную базу исследования составляют Банковский Кодекс и иное действующее белорусское законодательство,  а также международные документы. 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРИНГА
 
 

  • 1.1. Факторинг как особая форма кредитования 
     

         Термин  «факторинг» происходит от латинского «facere» - действовать, совершать. Однако чаще факторинг трактуется как производное понятие от английского «factor» - посредник, агент.

         Факторинг – это особая форма финансирования оборотного капитала клиента, связанная  с переуступкой клиентом-поставщиком  фирме-фактору неоплаченных денежных требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним, то есть инкассирования дебиторской задолженности клиента [10, с. 307].

         С экономической точки зрения факторинг  представляет собой торговлю долговыми обязательствами (разновидность учётных операций), с правовой – сделку, означающую уступку права требования, с финансовой – финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам.

         В белорусском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования.

         «Факторинг  – финансирование под уступку  денежного требования, при котором  одна сторона (фактор) согласно договору факторинга обязуется второй стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником (плательщиком) на стороне кредитора путём выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) с переходом прав кредитора на фактора либо без такого перехода [13].

         Факторинг выполняет следующие функции:

      • финансирование поставщика;
      • инкассирование дебиторской задолженности;
      • страхование финансовых рисков;
      • ведение счетов, связанных с получением дебиторской задолженности.

         При финансировании поставщика факторинговая  компания покупает счета-фактуры у  клиента на условиях немедленной  оплаты (до наступления платежа срока  платежа по ним) до 85-90% стоимости  отгрузки, то есть авансирует оборотный  капитал своего клиента. Фактор возмещает финансирование последующим поступлением средств  от покупателей. Оставшаяся часть дебиторских задолженностей в размере 10-15%, за вычетом комиссии фактора, выплачивается поставщику после того, как покупатель произведёт оплату.

         Инкассирование  фактором дебиторской задолженности  поставщиков предполагает получение  причитающихся в их пользу платежей. Фактор выступает в качестве посредника. Инкассирование дебиторских счетов может осуществляться как в сочетании  с финансированием поставщика, так и без него.

         При инкассировании с финансированием  фактор посредством инкассирования возмещает себе сумму досрочного платежа поставщику и получает в  пользу клиента оставшуюся часть  невыплаченной дебиторской задолженности (за вычетом комиссии).

         При инкассировании без финансирования клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета фактору. Факторинговая компания получает платёж в пользу клиента в сроки, оговорённые  в факторинговом соглашении, которые  совпадают со сроками платежа по договору купли-продажи. В случае, если платёж не был осуществлён вовремя, факторинговая компания осуществляет его в пользу клиента, а затем занимается получением платежа в свою пользу.

         Факторинговые операции возникли на основе коммерческого  кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

         В факторинговых операциях участвуют  три стороны:

    1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированная организация, получающая счета-фактуры у своих клиентов (кредиторов, поставщиков);
    2. клиент (кредитор, поставщик товара);
    3. заемщик (предприятие) — фирма-потребитель товара.

         Операция  факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

         Сферой  факторингового обслуживания являются прежде всего отрасли экономики, где в силу специфики продукции и технологии её производства функционируют средние и мелкие предприятия, а также создаются конкурентные условия производства и осуществления продаж. Важнейшими «факторабельными» отраслями являются: лёгкая промышленность, производство строительных материалов, металлургия, транспорт, электротехническая, пищевая, мебельная и полиграфическая отрасли.

         Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для  малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

         Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего,   может воспользоваться услугами   факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

    • предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
    • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
    • строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
    • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях консигнации, послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
    • предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

         Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия.

         Как правило, основными ограничениями для проведения операций являются: узость платёжеспособного спроса на продукцию; невозможность определения точной суммы дебиторской задолженности и сроков её погашения; повышенный кредитный риск. 

  • 1.2. Формы и типы факторинга 
  •      Основные  формы факторинга: внутренний и международный. При внутреннем факторинге все участники операций факторинга являются резидентами одной страны. Если одна из участвующих сторон является резидентом другой страны, факторинг признаётся международным.

         В зависимости от осведомлённости покупателя о заключении факторингового соглашения  факторинг разделяют на открытый и закрытый.

         При открытом (конвенциальном) факторинге покупатель уведомляется об участии  в сделке факторинговой компании. Поставщик обычно посылает покупателю письмо, в котором последний ставится в известность о переуступке дебиторской задолженности фактору. При данном типе факторинга поставщик передаёт фактору юридическое право требования денежных сумм с покупателя, в результате чего фактор становится кредитором покупателя. В то же время обязанность по надлежащей поставке товара остаётся на поставщике.

         При закрытом (конфиденциальном) типе факторинга покупатель вообще не ставится в известность  о заключении договора факторинга до тех пор, пока не нарушит условия  договора купли-продажи и откажется платить. В случае отказа покупателя платить поставщик уполномочивает факторинговую компанию уведомить его о переуступке. При конфиденциальном факторинге фактору передаются экономические права на будущие денежные поступления; юридическое право требования не передаётся [10,319].

         При факторинге с правом регресса (с  гарантией поставщика) поставщик  несёт кредитный риск в отношении  дебиторских задолженностей, проданных  фактору. Фактор имеет право в  случае неплатежей покупателя предъявить поставщику требование оплаты в части неоплаченных сумм.

         При факторинге без права регресса (без  гарантии поставщика) риск неплатежа  со стороны покупателя по уступленным  требованиям несёт исключительно  факторинговая компания. На базе безрегрессного факторинга факторинга в современной мировой практике обслуживается большая часть производителей, оптовых торговцев, сервисных компаний.

         В зависимости от наличия элемента финансирования различают факторинг  с уплатой и финансированием  и факторинг с уплатой.

         Факторинг с уплатой и финансированием предусматривает финансирование до 90% стоимости поставки сразу после отгрузки товара, а также страхование рисков, инкассирование дебиторской задолженности и ведение счетов поставщика.

         Факторинг с уплатой включает инкассирование задолженности и контроль за её погашением, принятие на себя финансовых рисков.

         По  объёму передаваемого денежного  требования различают полный и факультативный факторинг.

         При полном факторинге поставщик уступает все определённого вида требования, за исключением определённых в соглашении о факторинге.

         При факультативном факторинге поставщик  уступает фактору лишь конкретные требования, определённые факторинговым соглашением.

         С условием кредитования поставщика в  форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае, клиент факторинговой компании отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.

         В случае предварительной оплаты факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счёте на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

         Помимо  учета счетов фактур факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно - финансовой деятельностью клиента:

    • вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности;
    • консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.;
    • информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п.;
    • предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

         В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

         В настоящее время факторинговый  отдел может предоставлять своим  клиентам следующие основные виды услуг:

    • приобретать у предприятий – поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);
    • осуществлять покупку у предприятий – поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности).

         Суть  операций по услугам 1-й группы заключается  в том, что отдел за счет своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований – поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований – поручений поставщика фактически означает предоставление ему факторингом кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент факторинга имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.

         Плата, взимаемая факторинговой компанией  с клиента (поставщика), состоит из двух элементов.

         Во-первых, платы за управление, т.е. комиссии за собственное факторинговое обслуживание – ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от годового оборота поставщика, и его величина значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5-3,0%. При наличии регресса делается скидка на 0,2-0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов – фактур составляет 0,1-1,0% годового оборота поставщика.

         Во-вторых, платы за учетные операции, которая взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2-4%превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании. Стоимость внешнеторгового факторинга выше, чем внутреннего, т.к. расходы факторинговой компании при проведении операций за пределами своей страны значительно выше. Кроме того, размер платы зависит от конкретной страны – импортера. 
     
     
     
     

         1.3. Типы факторинговых соглашений 

         В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании в мировой практике разработан ряд стандартных разновидностей факторинга.

         Соглашение  о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.

         За  редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика — ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, не переуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон.

         Соглашение  о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

         Разновидностью  факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым, она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию.

         Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате.

         Если  поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой  компании, то может быть заключено  открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика. 

     

    1. МИРОВОЙ РЫНОК ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ
     

  • 2.1. Международная факторинговая индустрия 

         Признаки  факторинговых операций некоторые исследователи находят в деятельности компаний античных времён. Первые факторинговые компании располагались в крупных городах (Вавилон, Рим). Они занимались хозяйственной деятельностью и одновременно предоставляли ссуды. Эти компании выступали в качестве клиринговых банков, осуществляя двусторонние клиринговые расчёты.

         Однако  историческим предшественником современного финансового факторинга является импортный  факторинг колониального типа, когда  купцы брали на себя функции агентов  по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Их называли «факторами», используя этот термин  как синоним понятий «агент» и «комиссионер».

           Активно факторинг начал развиваться  в Англии в 14 веке, что было  непосредственно связано с развитием  текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

         Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами "делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции[17].

         В Европе факторинг начал развиваться  в 1950-1960-е гг. и был связан прежде всего с экспансионистской деятельностью  американских факторинговых учреждений. Именно в этот период предприятия  стали все активнее применять  рассрочку платежа при поставках  товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый "рынок покупателя", где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно.

         При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто  были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

         С середины ХХ века начал развиваться  международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая  ассоциация - International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.

         В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в  мире факторинговой ассоциацией. Она объединяет 229 компаний из 62 стран мира[16].

         Рост  объемов рынка сопровождался  и развитием законодательной  базы как на национальном, так и  на международном уровне. Основным документом, который содержит определение  понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА "О международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring). 31 января 2002 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется "Правилами международной факторинговой деятельности" (GRIF - General Rules for International Factoring), которые приняты членами FCI.

         Отличительной чертой развития современного рынка факторинговых услуг является широкая сеть национальных факторинговых ассоциаций: Ассоциация шведских финансовых домов, Профессиональная ассоциация бельгийских факторинговых обществ, Французская ассоциация финансовых обществ, Немецкий факторинговый союз и др. Многие из них объединяются в более крупные сети и общества, такие как, например, Европейское объединение национальных факторинговых ассоциаций EUROPAFACTORING[10, с 339].

         Поставщики  потребительских товаров как  продовольственной, так и непродовольственной групп, являются одной из наиболее распространенных категорий клиентов факторинговых компаний в экономически развитых странах мира [17].

         Одной из наиболее активно развивающихся  областей применения факторинга является сфера услуг. В мире существует множество примеров успешного использования факторинга для целей роста компаний, специализирующихся на оказании телекоммуникационных, транспортных, полиграфических, туристических, рекламных и многих других видов услуг (в частности, услуг, за оказание которых взимается абонентская плата).

         Еще более впечатляюще выглядят темпы  роста международного факторинга –  более 40% в евро и более 50% в долларах. Это показывает, что все больше экспортеров и импортеров мира убеждаются в практической пользе факторинга: оборотный капитал, защита от кредитного риска и управление дебиторской задолженностью для экспортера и отсрочка платежа без каких-либо дополнительных требований для импортера.

         Самые быстрые темпы роста по регионам наблюдаются в Азии, особенно в  Японии (+20%), Тайване (+40%), Гонк Конге (+40%) и Китае (+63%)[17].

         Самые высокие темпы роста факторинговой  индустрии на территории Северной и  Южной Америки были отмечены в  Чили и Бразилии.

         Крупнейшая  международная факторинговая ассоциация FCI опубликовала статистическую информацию по мировому факторинговому рынку за 2007 год. Согласно данным FCI объем рынка достиг 1,134,288 млн. евро по сравнению с 1,016,547 млн. в 2006. При этом основной рост пришелся на услуги международного факторинга, объем которых составил 74,247 млн. евро в абсолютном выражении. Крупнейшим рынком остается Европа, за ней следуют Америка и Азия. Особенно динамично факторинг развивался в Таиланде, в Китае, в Индии, а также на развитых рынках таких стран, как Германия, Япония, Испания и Австралия[16]. Что касается самой факторинговой ассоциации FCI, то количество ее членов достигло 229; на них приходится 50% рынка внутреннего факторинга и 64% рынка международного факторинга.

         Генеральный секретарь FCI Джероен Констам объясняет  бурный рост мировой факторинговой индустрии следующими  причинами:

         1) Рост мировой экономики, вопреки  высоким ценам на энергоносители  и сырье, в особенности на  сталь.

         2) Увеличившаяся узнаваемость и  востребованность факторинга на  рынке.

         3) Появление предложения факторинговых  услуг в таких странах, как Египет, Перу, Украина, Вьетнам, бывших югославских странах и многих других.

         Рынок факторинговых услуг – быстрорастущий рынок. Темпы прироста в 2007 году составили 11,58%. 

      2.2. Международно-правовое регулирование  факторинга

         Необходимость в международно-правовом урегулировании факторинговой деятельности привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (далее также - Конвенция), которая была подписана 28 мая 1988 г. и вступила в силу в 1995 г. Участниками Конвенции являются Гана, Гвинея, Филиппины, Объединенная Республика Танзания, Марокко, Чехословакия, Финляндия, Италия, Германия, Бельгия, США, Соединенное Королевство Великобритании, Нигерия, Франция.

         Данная  Конвенция сыграла существенную роль в становлении и развитии международного факторинга, а также послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, так как после ее принятия многие государства ввели факторинг в систему своего гражданского права.

         Следует отметить, что Конвенция подлежит применению в случае, если сторонами по договору международного факторинга являются субъекты государств, участвующих в Конвенции. При этом, как следует из самой Конвенции, ее действие может быть исключено в случае, если такое решение приняли стороны в факторинговой сделке либо стороны основного договора купли-продажи товаров, предусмотрев, что в случае заключения факторингового соглашения в отношении дебиторской задолженности данная Конвенция не должна применяться. При этом согласно Конвенции исключение может быть сделано только в отношении Конвенции в целом, но не какой-либо ее части. [11, c.412].

         Кроме того, в соответствии со ст. 17 Конвенции, два государства - участника Конвенции  и более могут предусмотреть, что при наличии национального законодательства, регулирующего обязательства по договорам факторинга, Конвенция не применяется, если поставщик, фактор или дебитор находятся на территории данных государств. Конвенция применяется тогда, когда долговые требования, уступленные по договору о факторинге, возникают из договора купли-продажи между "поставщиком (продавцом) и должником (покупателем), предприятия которых находятся на территории разных государств и такие государства и государство, на территории которого находится предприятие фактора, являются договаривающимися государствами, или договор купли-продажи товаров и договор о факторинге регулируются правом договаривающегося государства.

         Вышеуказанные положения увязывают Конвенцию  с Венской конвенцией о договорах  международной купли-продажи товаров.

         Вместе  с тем работа по совершенствованию  международно-правового регулирования  данного правового института  продолжается, доказательством чего является разработанный в рамках ООН в 2001г. проект Конвенции об уступке международной дебиторской задолженности и международной уступке дебиторской задолженности.

         Помимо  Конвенции, правоотношения, возникающие  из договора международного факторинга, регулируются принимаемым и периодически обновляемым FСI Кодексом международных факторинговых обычаев. Данный Кодекс преимущественно регулирует взаимоотношения между факторами при косвенном факторинге. [11, c.412]. 

      1. Характеристика  международного факторинга
     

         В практике международной торговли факторинг  осуществляется, как правило, как одна из форм финансирования экспорта, при которой банк или факторинговая компания покупает дебиторскую задолженность у предприятия-экспортера, возникающую при фактической поставке товара, за вычетом комиссионного вознаграждения при условии передачи предприятием-экспортером права на получение данных денежных сумм от импортера-должника.

           В соответствии с Конвенцией  о международном факторинге, принятой  в 1988 г. Международным институтом  унификации частного права, операция  считается факторингом в том  случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

         1) наличие кредитования в форме  предварительной оплаты долговых  требований;

         2) ведение бухгалтерского учета  поставщика, прежде всего учета  реализации;

         3) инкассирование его задолженности; 

         4) страхование поставщика от кредитного  риска. Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

         При экспорте продукции значительно  возрастает кредитный риск экспортера (вследствие трудностей оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставления коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень её экономического развития  и т.д.). Кроме того, поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух и более валют, возникает также валютный риск — опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. В связи с увеличением степени риска фактор предъявляет к экспортеру более жесткие требования, чем к поставщикам на внутреннем рынке. При обслуживании экспортера фактор, как правило, заключает договор с фактором страны - импортера и передает ему часть объема работ. Таким образом, участниками международных факторинговых сделок являются:

    • поставщик, покупатель;
    • импорт-фактор (банк или импортная фактор-фирма) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).

         В коммерческом банке международные факторинговые операции (МФО) ведет специальное факторинговое подразделение (ФП). Для обеспечения эффективного взаимодействия обоих импорт-факторов, поставщиков и покупателей работа ФП должна основываться на рациональной технологии, учитывающей правила поведения импорт-фактора и экспорт-фактора в среде сетей международных факторинговых ассоциаций и все возможные сценарии поведения ФП.

         В международной торговле применяются  четыре модели факторинга:

    • двухфакторный;
    • прямой импортный;
    • прямой экспортный;
    • "бэк-ту-бэк" (back-to-back).

         Двухфакторная модель позволяет разделить функции  и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным  в стране экспортера.  Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.

         Классическая  двухфакторная модель обслуживания включает все элементы факторинга и  предполагает следующие этапы (Приложение А):

    1. запрос лимита (обеспечение рисков);
    2. поставка (рассылка фактуры);
    3. финансирование;
    4. оплата.

         На  первом этапе экспортер запрашивает  у своего экспорт-фактора сумму финансирования, подлежащую обеспечению. Экспорт-фактор запрашивает у импорт-фактора требуемый лимит. Импорт-фактор проверяет импортера и предоставляет экспорт-фактору гарантии платежа. Далее экспорт-фактор дает экспортеру разрешение на лимит, после чего осуществляется продажа документов.

         На  втором этапе экспортер поставляет товар или услугу и передает копию  счета экспорт-фактору, а тот посылает ее импорт-фактору. Одновременно с товаром экспортер направляет импортеру счет с пометками о переуступке.

         На  третьем этапе, после поставки товара или услуги, экспорт-фактор финансирует  экспортера в пределах 85-95% суммы поставки.

         На  четвертом этапе импортер осуществляет 100%-ный платеж импорт-фактору, а тот перечисляет полученную сумму экспорт-фактору. Наконец, экспорт-фактор переводит экспортеру не профинансированную часть требований (10%--30%) за вычетом стоимости факторинговых услуг.

         Если  сроки платежа не соблюдаются, импорт-фактор направляет импортеру напоминания-предупреждения. Если после двух-трех напоминаний требования не оплачиваются, импорт-фактор принимает необходимые правовые меры.

         Импорт-фактор принимает на себя риски импортера, проверяет его платежеспособность и гарантирует экспорт-фактору оплату поставляемого экспортером товара. Если импортер не оплачивает товар, импорт-фактор платит за него.

         Экспорт-фактор принимает на себя риски, связанные  с поставкой товара экспортером  и при необходимости кредитует экспортера, не дожидаясь получения оплаты от импортера или импорт-фактора.

         Преимущество  двухфакторной модели заключается  в том, что иностранные долги  становятся внутренними, нивелируются в значительной степени риски, связанные с ведением международного бизнеса (иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и торговая практика). Однако эта модель достаточно громоздка и предполагает высокие издержки. На основе двухфакторной модели осуществляется примерно  60 % факторингового обслуживания внешней торговли.

         Вторая  модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Схема прямого импортного факторинга состоит из следующих этапов (ПриложениеВ):

    1. запрос лимита (обеспечение рисков);
    2. поставка (рассылка фактуры);
    3. оплата.

         Прямой  импортный факторинг имеет смысл  лишь в том случае, когда экспорт  производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с фактором своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с факторами других государств.

         В случае прямого импортного факторинга фактор – фирма страны – импортера  заключает соглашение с экспортером о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для фактора внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для фактора валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.

         Таким образом прямой импортный факторинг  может представлять интерес для  фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.

         Модель  прямого импортного факторинга используется в 10 % оборота международных факторинговых  услуг. Основными ограничениями данной модели являются нахождение экспортера и импорт-фактора в разных странах и необходимость вовлечения в операции банка, обслуживающего экспортера.

         Третья  модель международных факторинговых операций - прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения фактора в стране импортера. Прямой экспортный факторинг предпочтителен в условиях, когда экспортёр осуществляет поставки во мнргие страны. Основные этапы прямого экспортного факторинга таковы:

    1. запрос лимита (обеспечение риска);
    2. поставка (рассылка фактуры);
    3. финансирование;
    4. оплата.

         При этом фактор сталкивается со значительными  трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований.

         Для оценки риска или для перестрахования  экспорт-фактор может подключить общество по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать  себя гарантиями соответствующей государственной организации. При использовании этого варианта факторинга можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок при покрытии со стороны государственной страховой компании. Доля прямого экспортного факторинга составляет 30% в обороте международного факторинга.

         В трех первых моделях международных  факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается. Эту функцию выполняет факторинг "бэк-ту-бэк", или смежный факторинг. Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга. Данная модель очень часто используется для факторинговых операций между материнской компанией,расположенной в одной стране, и дочерней компанией, базирующейся в другой стране (Приложение Г).

         Материнская компания осуществляет поставку товара покупателю и выставляет счета через дочернюю компанию в стране импорта. Дочерняя компания переуступает счета местной факторинговой компании. Материнская компания в стране экспорта также переуступает счета местной факторинговой компании. В свою очередь между факторинговой компанией в стране экспорта (экспорт-фактор) и в стране импорта (импорт-фактор) заключается соглашение, на основании которого и распределяются их функции по сделке. Импорт-фактор берет на себя функции страхования кредитного риска, инкассирования долговых требований перед материнской компанией и учета продаж — перед дочерней компанией. Экспорт-фактор осуществляет функцию финансирования материнской компании.

         Особенностью внешнеторгового факторинга  является его преимущественно открытый характер, а также отсутствие права регресса к поставщику на экспорт. Последнее обусловлено тем, что основой факторингового обслуживания экспортера является обычно защита экспортера от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при операциях внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже, факторы в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.

         Международный факторинг позволяет импортеру  на постоянной основе получать товар  с отсрочкой платежа (обычно до трех месяцев). Обязательство оплаты возлагается  на импортера после приемки товарной поставки по качеству и количеству. Факторинг открывает уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Беларусь, являясь не чем иным, как товарным кредитом.

         При получении международного статуса "фактора" белорусский банк становится для иностранных фактор-фирм гарантом безопасности и надежности бизнеса, беря на себя обязательство оплаты иностранной компании отгруженного в Беларусь товара. При импорте товаров и услуг в Беларусь факторинговая сделка осуществляется в несколько этапов.

         На  первом этапе белорусский импортер и иностранный экспортер согласовывают условия работы по факторингу и заключают контракт.

         На  втором этапе иностранный экспортер, получив от экспорт-фактора подтверждение  фактор-банка о надежности белорусского импортера, отгружает товар или  оказывает услуги.

         На  третьем этапе иностранный экспортер  переуступает счета фактор-фирме. Если иностранный экспортер нуждается  в пополнении оборотных средств, то на четвертом этапе, фактор-фирма  авансом оплачивает экспортеру стоимость  товара или предоставленных услуг.

         На  пятом этапе белорусский импортер при наступлении срока платежа  оплачивает стоимость товара или  оказанных услуг.

         На  шестом этапе белорусский фактор-банк после получения средств от импортера  платит иностранной фактор-фирме (а  в случае неоплаты импортером при наступлении срока платежа, платит из своих средств). Основными клиентами по факторингу являются белорусские импортеры, вынужденные совершать предоплату, открывать аккредитив или предоставлять платежные гарантии за поставляемый товар или оказываемые услуги. Для таких импортеров факторинг -способ избежать дорогостоящего кредитования и повысить эффективность использования собственных средств. 

     

    3. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАКТОРИНГА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

         Главная проблема социально ориентированной рыночной экономики — взаимные неплатежи. Практически каждый предприниматель или руководитель сталкивались с этой проблемой: либо невозможно заплатить поставщику, либо нельзя "выбить" долг со своего должника. При этом вовсе не обязательно, чтобы должник всеми правдами и неправдами пытался сорвать исполнение обязательства. Большинство неплательщиков хотели бы расплатиться со своими кредиторами, но им, в свою очередь, не платят такие же неплательщики, как и они сами. [5, c.56].

         В связи с тем, что Конвенция  о международном факторинге не ратифицирована Республикой Беларусь, правовое регулирование договора факторинга, в том числе и международного, в республике осуществляется в рамках Гражданского кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь и Правил проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями финансирования под уступку денежного требования (факторинга), утвержденными постановлением Национального Банка Республики Беларусь.

         В данных документах закреплены следующие основные правовые основы осуществления факторинга на территории Республики Беларусь (ст. 772 ГК и ст. 155–165 БК). Приводим их с небольшими комментариями:

         – по договору финансирования под уступку  денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется второй стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) с переходом прав кредитора на фактора (открытый факторинг) либо без такого перехода (скрытый факторинг). В качестве фактора может выступать банк или иная кредитная организация (на практике же в роли фактора у нас выступают исключительно банки);

         – под дисконтом понимается разница  между суммой денежного обязательства  должника и суммой, выплачиваемой  фактором кредитору. При этом дисконт  может исчисляться в виде процентов, начисленных на сумму денежного  обязательства.

         Такое исчисление дисконта вызывает множество нареканий со стороны юристов. Понятие «дисконт» (discount (англ.) – скидка) означает, что сумма обязательства выплачивается в размере, уменьшенном на определенную сумму, о чем, кстати, и говорится в части первой ст. 155 БК. Следовательно сумма, выплачиваемая сверх полученных в пользование средств, называться дисконтом не может. Если белорусские субъекты хозяйствования не обращают на это внимание, то их зарубежные партнеры зачастую отказываются понимать такую «непереводимую игру слов», особенно при судебных разбирательствах.

         Несмотря  на кажущуюся полноту рассмотрения вопроса в приведенных законодательных  актах, банковские специалисты, непосредственно  занимающиеся факторингом, отмечают, что  в Беларуси наблюдается почти полное отсутствие регламентации данных правоотношений на уровне подзаконных актов, что иногда очень затрудняет работу. И в месте с тем, как это ни парадоксально, такая ситуация открывает этому виду операций широкие перспективы ввиду минимального количества ограничений.

         Договор факторинга необходимо отличать от сходных  сделок. Хотя иногда это достаточно сложно сделать, поскольку договор  факторинга является сложной сделкой, включающей в себя элементы различных  видов обязательств.

         Чаще  всего его отождествляют с уступкой требования. Однако это не является правильным, так как договор скрытого факторинга вообще не имеет ничего общего с уступкой требования, а договор открытого факторинга, хотя в своей основе и содержит цессию, но, наряду с уступкой требования, его объектом являются и иные отношения. Кроме того, можно указать и на другие его отличия:

         – сторонами уступки требования могут  быть любые участники гражданского оборота. В качестве же сторон договора факторинга выступают: поставщик товаров (работ, услуг) с одной стороны, и специализированная организация (банк) – с другой;

         – уступка требования не всегда является возмездной. Договор факторинга, в  свою очередь, является возмездным всегда, так как фактор приобретает право  требования с определенной выгодой  для себя (дисконтом);

         – если уступка требования может представлять собой одностороннее обязательство (например, в случае безвозмездной  цессии), то договор факторинга всегда является двусторонним в силу того, что поставщик передает или обязуется  передать денежное требование, а фактор обязуется выплатить за это поставщику определенную денежную сумму;

         – цель проведения факторинговой операции – эффективное вложение денежных средств, то есть факторинг является своеобразной формой финансирования поставщика (кредитора в уступаемом требовании). Цели же уступки требования могут быть гораздо шире. Гражданско-правовая уступка права требования, как правило, имеет своей целью получение долга, когда цедент (Цедент – кредитор, уступивший свое требование к должнику), не имея возможности рассчитаться с цессионарием, в качестве формы уплаты долга передает ему право требования;

         – предметом уступки требования могут  быть практически любые обязательства, предметом факторинга являются лишь денежные обязательства, вытекающие из договора купли-продажи (мены) или подряда (возмездного оказания услуг);

         – факторинг, как правило, является длящимся договором. То есть объектом договора факторинга зачастую является передача задолженностей покупателей (заказчиков) перед поставщиком по мере их появления. Цессия же, в большинстве случаев, является одномоментным актом;

         – основанием передачи требования при  факторинге является договор купли-продажи, подтверждающий право требования. Общие  основания уступки требования могут  быть гораздо шире;

         –  при уступке требования уведомление должника о данной сделке должно быть сделано кредитором. Применительно к факторингу в практике международной торговли уведомить должника может не только его бывший кредитор, но и фактор.

         Таким образом открытый факторинг по своей  правовой природе представляет собой договор, в качестве существенных условий которого присутствуют и отношения, связанные с уступкой требования. Однако уступка требования как правовое явление может реализовываться и помимо отношений факторинга в иных формах, а отношения факторинга, наряду с уступкой требования, в свою очередь также включают в себя и иные отношения.

         Факторинг необходимо отличать также от договора кредита (займа). Внешнее сходство данных видов обязательств заключается  в том, что и фактор (кредитор) перечисляет соответственно поставщику (должнику) определенную денежную сумму, которую последний обязуется вернуть с доходом для фактора (кредитора). Отличие же состоит прежде всего в том, что поставщик по договору факторинга не перечисляет, как должник кредитору, определенную сумму во исполнение своих обязательств, а передает имущественное право (право требования). Еще одним отличием является вид дохода, получаемого фактором и кредитором, то есть доходом фактора, как правило, является дисконт между выданной поставщику суммой и полученной суммой с должника. В свою очередь доход кредитора составляют периодические денежные платежи в процентном отношении к сумме кредита (однако при уплате процентов одновременно с возвратом суммы кредита данные сделки внешне (в этой части) могут быть схожи). В договоре факторинга переданную поставщику денежную сумму возвращает третье лицо (должник), в договоре кредита сумму долга возвращает, как правило, лицо, получившее деньги взаймы (хотя договор кредита и не исключает возможность исполнения обязательства платежа третьим лицом).

         Часто договор кредита, при котором  банк, предоставляя поставщику кредит, получает от покупателя в качестве обеспечения возврата кредита право  требования платежа за отгруженный  товар, также приравнивают к договору факторинга. Вместе с тем фактор, принимая на себя право требования, обычно принимает одновременно риск неплатежа со стороны покупателя (факторинг без права регресса). В случае же, когда право требования передается банку в качестве формы обеспечения возврата кредита, риск неплатежа по-прежнему остается на поставщике. Следовательно неплатеж, либо неполный платеж со стороны покупателя не освобождает поставщика от обязанности погашения кредита.

         Договор факторинга необходимо отличать также  от договора поручения (агентского договора), причем наиболее значительное сходство данных договоров наблюдается при скрытом факторинге, поскольку в подобной ситуации фактор выступает юридически как агент (поверенный), хотя иные составляющие сделки факторинга отличаются от договора поручения (агентского договора). В частности, в отличие от принципала по агентскому договору (доверителя по договору поручения), поставщик по договору факторинга получает предварительный платеж за счет средств фактора, а не после того, как агент получит сумму долга от должника. Кроме того, агент (поверенный) действует в пользу принципала (доверителя), фактор же действует прежде всего в своих интересах.

         Несмотря  на то, что договор факторинга содержит в себе элементы договора подряда (возмездного  оказания услуг), не следует его отождествлять  с этим видом обязательств, поскольку главной целью договора факторинга является не выполнение определенного вида услуг, а приобретение права требования и, зачастую, финансирование поставщика.

         Отношения, возникающие по договору финансирования под уступку денежного требования (или по договору факторинга), интересны современным предпринимателям в первую очередь потому, что этот вид гражданско-правовых договоров с принятием части второй Гражданского кодекса РБ появился в белорусском гражданском законодательстве впервые, хотя ранее и использовался некоторыми белорусскими банками в их финансово-кредитной деятельности. Договор факторинга охватывает довольно широкий круг разнообразных отношений. Однако отношения факторинга, сочетающие в себе элементы договоров займа и кредита, а иногда и договора возмездного оказания финансовых услуг, имеют гораздо более сложный и многогранный характер[15].

     

         

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

           Развитие современного мирового  рынка факторинговых услуг характеризуется  рядом важных тенденций, отражающих  высокие темпы роста рынка, качественные изменения с составе услуг, их региональной и страновой структуры, формирование национальных и международных факторинговых ассоциаций – факторинговых сетей, а также методов осуществления операций факторинга.

         Операции  факторинга являются уникальным средством для предприятия в условиях бартерных отношений, при необходимости привлечения денежных средств от проданных товаров со сроком погашения возникшей дебиторской задолженности большим, чем предприятие может себе позволить на данный момент, при необходимости ускорения степени оборачиваемости денежных средств в целях обеспечения большей прибыльности всего предприятия в целом.

         В некоторых случаях факторинг  позволяет производителю сосредоточиться  на производственном процессе, не отвлекаясь на трудности с платежами, оставив их разрешение факторинговой компании. Хотя подобный подход может привести к зависимости фирмы от фактор-фирмы.

         Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга:

    • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
    • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
    • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
    • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
    • возможность расширения объемов оборота;
    • повышение доходности;
    • экономия собственного капитала;
    • улучшение финансового планирования;
    • уменьшение рисков неплатежей.

         Перспективными направлениями развития международных факторинговых операций являются:

    • расширение сферы применения МФО на страны СНГ, Южную Америку, Азиатско – Тихоокеанский регион;
    • разработка на международном уровне положений и директив, способствующих более интенсивному использованию факторинга;
    • разработка методических материалов по созданию рациональных технологий МФО, а также программного и информационного обеспечения поддержки этих технологий.

         Факторинг успешно применяется в иностранных рыночных экономиках, в условиях белорусской действительности он получил очень небольшое распространение.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

          

    1. Алексанова Ю.А. Международный факторинг: проблемы валютного регулирования и контроля. // Финансы, №8, 2002.
    2. Бабичев С. Схемы разные нужны. // Управление компанией, 2006. №11. С. 22-27.
    3. Банковский Кодекс Республики Беларусь от 31 октября 2000г.,  №2/219 - НРПА. 2000,  №106.
    4. Банковское дело. // Под ред. В.И.Колесникова, Л.П. Кроливецкой.       М.: Финансы и статистика, 2001.
    5. Бублик М. Лицензия на уступку требования: да или нет? // Банкаўскі веснік. Люты, 2004.
    6. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. //                              Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов, С.В. Карпова и др. – М.: Мастерство, 2002.
    7. Головин А., Ивлев В., Попова Т. Технология международных факторинговых операций. // Журнал Банковские технологии №3/1996г.
    8. Гражданский Кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2006. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005. № 73, 2/1106.
    9. Котенков П.Р., Лиховидов М.Д. Тенденции развития факторинга в России нового времени. М.: Новый экономист, 2002.
    10. Кредитные и расчётные операции во внешнеэкономической деятельности: учебное пособие // А.П. Левкович. – Мн.: БГЭУ, 2006.
    11. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Д.П. Александров, А.В. Бобков, С.А. Васьковский и др.; Под ред. В.С. Каменкова. – М.: Изд-во деловой и учебн. литературы. – Мн.: Дикта, 2005.
    12. Мовсеян А. Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения. М.:ИНФРА-М, 2003.

         13.     Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь  “ О порядке проведения банками факторинговых операций в Республике Беларусь от 08.01.1998 N 6 (регистрационный N 2240/12 от 16.01.1998)", март 2007.

     

           14.  Пятанова В. Международный факторинг: новые возможности финансирования экспорта // Банковское дело в Москве, №10(70), 2000.

           15.    Тузков Д. Новые возможности факторинга. [Электронный ресурс] // Реж. доступа:  http://bdg.press.net.by.

           16.      www. factors-chain.com

           17.       www. factoring.ru

               18.       www. credits.ru 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ПРИЛОЖЕНИЕ  А

           

    Схема двухфакторной модели международного факторинга

    1-й этап:

    1  —  экспортер запрашивает у экспорт-фактора  сумму финансирования, подлежащую обеспечению;

    2 —  экспорт-фактор запрашивает у импорт-фактора необходимый лимит;

    3  —  импорт-фактор на основе оценки  платежеспособности импортера предоставляет гарантии платежа экспорт-фактору;

    4 —  экспорт-фактор дает разрешение  экспортеру на лимит; 

    2-й этап:

    5  —  экспортер поставляет товар импортеру и направляет ему счета-фактуры с пометкой о том, что платеж должен быть произведен в пользу импорт-фактора;

    6 —  экспортер передает копии счетов  экспорт-фактору;

    3-й  этап:

    7  —  экспорт-фактор финансирует экспортера  в пределах 85—90 % суммы поставки;

    4-й этап:

    8 —  экспорт-фактор переуступает дебиторскую  задолженность импорт-фактору;

    9 —  импорт-фактор взыскивает сумму  долга с импортера;

    10 —  импортер осуществляет платеж  импорт-фактору;

    11  —  импорт-фактор перечисляет полученную  сумму экспорт-фактору или, в случае неплатежа импортеру, осуществляет гарантийный платеж;

    12 —  экспорт-фактор переводит экспортеру  непрофинансированную часть суммы  поставки (10—15 %) за вычетом стоимости  факторинговых услуг 

         ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 
     

         Страна  А

         

                                                                                    Страна Б 

         Схема прямого экспортного факторинга

    1-й этап:

    1  —  экспортер запрашивает у экспорт-фактора  необходимый лимит финансирования. Страхование риска экспорт-фактор может осуществить путем перестрахования в организации по страхованию кредитов в-стране импортера;

    2 —  экспорт-фактор дает разрешение  экспортеру на лимит;

    2-й этап:

    3  —  экспортер поставляет товар импортеру  и уведомляет, что платеж должен  быть произведен в пользу экспорт-фактора;

    4 —  экспортер передает копии счетов экспорт-фактору;

    3-й этап:

    5  —  экспорт-фактор финансирует экспортера  в пределах 85—90 % суммы поставки;

    4-й этап:

    6 —  экспорт-фактор взыскивает сумму  долга с импортера;

    7 —  импортер осуществляет платеж  экспорт-фактору;

    8 —  экспорт-фактор переводит экспортеру непрофинансированную часть суммы поставки (10—15 %) за вычетом стоимости услуг 
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ  В

    Страна А

    Схема прямого  импортного факторинга:

    1-й этап:

    1  — экспортер  запрашивает у импорт-фактора  необходимый лимит финансирования;

    2 — импорт-фактор  дает разрешение экспортеру на  лимит; 2-й этап:

    3 — экспортер  осуществляет поставку товара  импортеру с уведомлением о  том, что платеж должен быть  совершен в пользу импорт-фактора;

    4 — экспортер  передает копии счетов импорт-фактору; 3-й этап:

    5 — импорт-фактор  взыскивает сумму долга с импортера;

    6 — импортер  осуществляет платеж импорт-фактору;

    7  — импорт-фактор  переводит сумму взысканной дебиторской  задолженности экспортеру за  вычетом стоимости факторинговых  услуг 
     
     
     
     
     
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ  Г  
     

     
     

    Схема смежного факторинга 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ  Д 
     

    Таблица 1. Объём  факторинговых услуг в мировом хозяйстве (в миллионах евро)

    Страна 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
    Европа              
    Австрия 2,275 2,181 2,275 2,932 3,692 4,273 4,733
    Бельгия 8,000 9,000 9,391 11,500 13,500 14,000 16,700
    Болгария 1 2 0 0 0 0 35
    Великобритания 123,770 136,080 156,706 160,770 184,520 237,205 248,769
    Венгрия 344 546 580 1,142 1,375 1,820 2,880
    Германия 23,483 29,373 30,156 35,082 45,000 55,110 72,000
    Греция 1,500 2,050 2,694 3,680 4,430 4,510 5,230
    Дания 4,050 5,488 5,200 5,570 6,780 7,775 7,685
    Ирландия 6,500 7,813 8,620 8,850 13,150 23,180 29,693
    Исландия 125 26 16 25 16 15 25
    Испания 19,500 23,600 31,567 37,486 45,376 55,515 66,772
    Италия 110,000 124,823 134,804 132,510 121,000 111,175 120,435
    Кипр 1,410 1,554 1,997 2,035 2,140 2,425 2,546
    Латвия 0 показан с Эстонией до 2003 155 20 276
    Литва 0 показан с Эстонией до 2003 1,040 1,640 1,896
    Люксембург 0 0 197 257 285 280 306
    Мальта 0 0 0 0 0 0 1
    Нидерланды 15,900 17,800 20,120 17,500 19,600 23,300 25,500
    Норвегия 4,960 5,700 7,030 7,625 8,620 9,615 11,465
    Польша 2,085 3,330 2,500 2,580 3,540 3,700 4,425
    Португалия 8,995 10,189 11,343 12,181 14,700 16,965 16,886
    Россия 0 0 168 485 1,130 2,540 8,555
    Румыния 60 98 141 225 420 550 750
    Сербия 0 0 0 0 0 0 150
    Словакия 160 240 240 384 665 830 1,311
    Словения 65 71 75 170 185 230 340
    Турция 6,390 3,947 4,263 5,330 7,950 11,830 14,925
    Украина 0 0 0 0 0 333 620
    Швейцария 1,300 1,430 2,250 1,514 1,400 1,900 2,000
    Швеция 12,310 5,250 10,229 10,950 14,500 19,800 21,700
    Всего 414,383 468,326 522,851 546,935 612,504 715,486 806,983
    Америка              
    Аргентина 1,715 1,017 71 70 101 275 333
    Бразилия 12,012 11,020 11,030 12,040 15,500 20,050 20,054
    Канада 2,256 2,699 3,100 3,161 3,157 3,820 3,386
    Колумбия 0 0 0 0 0 0 100
    Коста-Рика 258 208 210 185 180 100 50
    Куба 108 113 120 93 190 210 210
    Мексика 5,030 6,890 6,340 4,535 4,600 7,100 8,150

    Окончание таблицы 1

    Страна 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
    Панама 220 220 0 160 201 240 607
    Перу 0 0 0 0 0 95 563
    Сальвадор 0 123 157 102 105 80 191
    США 102,268 101,744 91,143 80,696 81,860 94,160 96,000
    Чили 2,650 3,123 3,130 3,500 4,200 9,500 11,300
    Всего 126,517 127,157 115,301 104,542 110,094 135,630 140,944
    Африка              
    Египет 0 0 0 0 1 1 3
    Морокко 45 50 190 160 300 430 440
    Северная  Африка 5,550 5,580 5,860 5,470 7,100 5,580 7,800
    Тунис 60 171 153 210 185 226 270
    Всего 5,655 5,801 6,203 5,840 7,586 6,237 8,513
    Азия              
    Вьетнам 0 0 0 0 0 2 16
    Гонконг 2,400 2,690 3,029 3,250 4,800 7,700 9,710
    Израиль 460 429 354 190 155 325 375
    Индия 470 690 1,290 1,615 1,625 1,990 3,560
    Индонезия 3 0 1 1 0 1 50
    Китай 212 1,234 2,077 2,640 4,315 5,830 14,300
    Ливан 0 10 22 35 41 61 95
    Малайзия 585 842 610 718 730 532 480
    Объединённые  Арабские Эмираты 0 0 0 37 145 440 810
    Оман 30 36 29 10 8 1 5
    Саудовская  Аравия 0 150 100 50 0 0 0
    Северная  Корея 115 85 55 38 32 850 850
    Сингапур 2,100 2,480 2,600 2,435 2,600 2,880 2,955
    Таиланд 1,268 1,240 1,274 1,425 1,500 1,640 1,925
    Тайвань 3,650 4,511 7,919 16,000 23,000 36,000 40,000
    Филиппины 0 0 0 0 0 141 150
    Шри-Ланка 99 115 110 102 128 201 184
    Япония 58,473 61,566 50,380 60,550 72,535 77,220 74,530
    Всего 69,865 76,078 69,850 89,096 111,614 135,814 149,995
    Австралия              
    Австралия 7,320 7,910 9,527 13,716 18,181 23,130 27,573
    Новая Зеландия 100 410 465 263 236 250 280
    Всего 7,420 8,320 9,992 13,979 18,417 23,380 27,853
    Всего в мире 623,840 685,682 724,197 760,392 860,215 1,016,547 1,134.288
     

    Источник: Factors Chain International // www. factors-chain.com

    ПРИЛОЖЕНИЕ E 
     

    Таблица 2. Объём  факторинговых услуг в 2006 году (в  миллионах евро) 

    Страна Внутренний  факторинг Международный факторинг Всего
    Европа      
    Австрия 3,805 928 4,733
    Бельгия 12,200 4,500 16,700
    Болгария 30 5 35
    Великобритания 243,838 4,931 248,769
    Венгрия 2,740 140 2,880
    Германия 52,700 19,300 72,000
    Греция 4,800 430 5,230
    Дания 4,785 2,900 7,685
    Ирландия 29,393 300 29,693
    Исландия 0 25 25
    Испания 63,048 3,724 66,772
    Италия 113,035 7,400 120,435
    Кипр 2,500 46 2,546
    Латвия 150 126 276
    Литва 1,292 604 1,896
    Люксембург 225 81 306
    Мальта 1 0 1
    Нидерланды 19,550 5,950 25,500
    Норвегия 9,530 1,935 11,465
    Польша 3,850 575 4,425
    Португалия 15,846 1,040 16,886
    Россия 8,395 160 8,555
    Румыния 500 250 750
    Сербия 100 50 150
    Словакия 898 413 1,311
    Словения 270 70 340
    Турция 12,285 2,640 14,925
    Украина 600 20 620
    Швейцария 1,600 400 2,000
    Швеция 18,000 3,700 21,700
    Всего 732,766 74,217 806,983
    Америка      
    Аргентина 300 33 333
    Бразилия 20,000 54 20,054
    Канада 2,452 934 3,386
    Колумбия 100 0 100
    Коста-Рика 50 0 50
    Куба 10 200 210
    Мексика 8,000 150 8,150
    Страна Внутренний  факторинг Международный факторинг Всего
    Панама 600 7 607
    Перу 556 7 563
    Сальвадор 190 1 191
    США 90,000 6,000 96,000
    Чили 10,900 400 11,300
    Всего 133,158 7,786 140,944
    Африка      
    Египет 0 3 3
    Морокко 340 100 440
    Северная  Африка 7,720 80 7,800
    Тунис 220 50 270
    Всего 8,280 233 8,513
    Азия      
    Вьетнам 15 1 16
    Гонконг 5,210 4,500 9,710
    Израиль 250 125 375
    Индия 3,350 210 3,560
    Индонезия 50 0 50
    Китай 12,000 2,300 14,300
    Ливан 85 10 95
    Малайзия 460 20 480
    Объединённые  Арабские Эмираты 750 60 810
    Оман 5 0 5
    Саудовская  Аравия 0 0 0
    Северная  Корея 0 850 850
    Сингапур 2,510 445 2,955
    Таиланд 1,900 25 1,925
    Тайвань 28,000 12,000 40,000
    Филиппины 150 0 150
    Шри-Ланка 181 3 184
    Япония 73,715 815 74,530
    Всего 128,631 21,364 149,995
    Австралия      
    Австралия 27,503 70 27,573
    Новая Зеландия 260 20 280
    Всего 27,763 90 27,853
    Всего в мире 1,030.598 103,690 1,134.288
     

    Источник: Factors Chain International // www. factors-chain.com 
     
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ  Ж 
     

    Таблица 3. Оборот факторинга по группам продуктов                                                   (во внутреннем факторинге FCI) (в миллионах евро)

                                                                                 

    Группа  продукта 2003 2004 2005 2006 2007 Темп роста, %

    2007/2006

    Дисконтирование счетов-фактур 74,815 77,516 97,543 160,141 193,829 21,04%
    Факторинг с правом регресса 63,830 73,169 89,808 116,626 139,978 20,02%
    Факторинг без права регресса 156,510 177,173 191,467 232,683 247,818 6,50%
    Инкассирование 15,640 12,836 15,549 13,120 12,604 -3,93%
    Общий объём факторинга FCI 310,795 340,694 394,367 522,569 594,229 13,71%
     

    Источник: Factors Chain International // www. factors-chain.com 
     
     
     
     

  • Информация о работе Мировой рынок факторинговых услуг