Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:39, курсовая работа
Размер золотовалютного запаса является одним из важнейших макроэкономических показателей развития экономики, а его постоянный рост - показателем стабильности не только экономики, но и других сфер государства.
Увеличение деловой активности и высокие цены на сырьевые товары в последние годы стали факторами, определившими высокие темпы экономического роста в странах с формирующимися рынками, к числу которых относится и Россия. Это привело, помимо прочего, к быстрому росту национальных накоплений и формированию значительных по объему резервов.
Ведение…………………………………………………………..…..2
Глава. Финансово - экономические основы международных резервов……………………………………………………………....5
1.1. Понятие, структура и функции международных резервов...5
1.2. Критерии достаточности международных резервов ……………………………………………………………………….11
Глава. Международные резервы в России………………………………………………………………18
2.1. Характеристика золотовалютных резервов в РФ……………………………………………………………......18
2.2. Статистический анализ международных резервов в РФ…………………………………………………………………...24
Глава 3. Прогноз золотовалютных резервов………………….................................................................28
3.1. Прогноз международных резервов……………………………………….................................28
Заключение ………………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………………31
Приложение……………
Ведение………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Размер
золотовалютного запаса является одним
из важнейших макроэкономических показателей
развития экономики, а его постоянный
рост - показателем стабильности не только
экономики, но и других сфер государства.
Увеличение деловой
активности и высокие цены на сырьевые
товары в последние годы стали факторами,
определившими высокие темпы экономического
роста в странах с формирующимися рынками,
к числу которых относится и Россия. Это
привело, помимо прочего, к быстрому росту
национальных накоплений и формированию
значительных по объему резервов.
В России государственные
резервы состоят из двух частей. Во-первых,
это избыточные доходы федерального бюджета,
за счет которых в 2004 г. был сформирован
Стабилизационный фонд РФ (в настоящее
время - Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния). Вторая составляющая
- международные резервы - находится под
управлением Центрального банка Российской
Федерации (Банка России). Указанные средства,
номинированные в иностранной валюте,
имеют различные функции и источники формирования,
однако общей проблемой является то, что
на современном этапе развития их инвестирование
в национальную экономику представляется
нецелесообразным. В этой связи и на фоне
продолжающегося роста государственных
накоплений оптимальным решением является
обеспечение сохранности и доходности
активов в иностранной валюте. В сложившихся
условиях это возможно лишь за счет осуществления
инвестиций за рубежом.
Эффективное
управление международными резервами
- одна из ключевых функций Банка России,
позволяющая обеспечивать устойчивость
рубля, гарантировать исполнение международных
финансовых обязательств Российской Федерации
и поддерживать бесперебойное функционирование
платежной системы. Стремительный рост
резервных валютных активов, однако, позволяет
говорить, что в настоящее время понятие
«эффективное управление» приобретает
принципиально иной смысл: наряду с поддержанием
ликвидности золотовалютных резервов
Банк России также проводит деятельность,
направленную на повышение их доходности,
т.е. фактически выступает в роли инвестора,
что привлекает особое внимание к его
операциям на зарубежных финансовых рынках.
Таким образом, целью данной курсовой
работы является рассмотрение функций,
структуры и динамики международных резервов.
В рамках поставленной цели необходимо
выделить следующие задачи:
ГЛАВА 1.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ
РЕЗЕРВОВ.
€ Под золотовалютными (международными)
резервами понимают официальные централизованные
запасы резервных ликвидных активов, которые
используются для международных экономических
расчетов, погашения внешнеторговых обязательств,
а также регулирования рыночных валютных
курсов национальных денежных единиц.
Данные виды активов находятся в распоряжении
центральных банков, правительственных
финансовых органов и международных валютно-кредитных
организаций.
Современные золотовалютные резервы
(ЗВР) состоят из четырех компонентов,
одним из них является золотой запас. В
условиях существовавшей до начала 1970-х
годов Бреттонвудской системы, которая
была основана на золотовалютном (золотодолларовом)
стандарте, базовым элементом ЗВР служило
золото. Под золотым запасом понимается
централизованный резерв золота в слитках
и монетах, сосредоточенный в центральном
эмиссионном банке или казначействе страны.
Второй компонент ЗВР — запасы иностранных
свободно-конвертируемых валют (СКВ). Они
представляют собой требования государственных
валютных органов к нерезидентам в форме
остатков, находящихся на текущих счетах
в иностранных банках, и краткосрочных
банковских депозитов, рыночных ликвидных
финансовых инструментов: казначейских
векселей, краткосрочных и долгосрочных
правительственных ценных бумаг, различных
не обращающихся на рынке долговых свидетельств,
которые являются результатом официальных
сделок данной страны с центральными банками
и правительственными учреждениями других
стран.
Третьим компонентом выступает резервная
позиция — доля страны в Международном
валютном фонде. Количественно она соответствует
той части вступительного взноса страны
в МВФ, которая выражена не в национальной
валюте, а в резервных активах, то есть
свободно конвертируемых валютах других
стран-членов. Если МВФ использует часть
внесенной национальной валюты страны-члена
для предоставления кредитов другим странам,
то ее резервная позиция соответственно
увеличивается. Поэтому она определяется
как превышение величины квоты страны-члена
над суммой находящегося в распоряжении
МВФ запаса ее национальной валюты. Страны-члены
могут получать валютные средства в МВФ
в пределах своей резервной позиции автоматически,
по первому требованию.
Наконец, четвертым компонентом официальных
международных резервов являются принадлежащие
странам специальные права заимствования
(СДР). СДР представляют собой выпущенные
МВФ и распределенные между странами-членами
пропорционально их квотам международные
кредитные резервные и платежные средства.
Они предназначены для пополнения валютных
резервов, урегулирования сальдо платежных
балансов, расчетов с МВФ и соизмерения
стоимости национальных валют стран—членов
МВФ. В настоящее время механизм СДР играет
весьма ограниченную роль.
Официальные международные резервы призваны
выполнять следующие функции:
Показатель резервов в месяцах импорта
товаров и услуг интерпретируется довольно
просто: это - число месяцев, в течение
которых страна может поддерживать текущую
структуру производства в случае резкого
падения экспортных доходов. Считалось,
что за три месяца экономика страны способна
адаптироваться к внешнему шоку и произвести
замещение импорта. Такой критерий был
логичным для периода ограниченного перелива
капитала, когда широкое распространение
получило представление, что "государства
не могут стать банкротами".
Показатель, сопоставляющий резервы с
импортом, то есть фокусирующий внимание
на балансе текущих операций, и сегодня
остается актуальным для развивающихся
стран, не имеющих свободного доступа
к рынку капитала и/или не являющихся по
тем или иным причинам привлекательными
для иностранного капитала. Он также актуален
для стран с концентрированной структурой
экспорта, которая не позволяет шок одного
типа компенсировать шоками других типов.
В процессе анализа этого показателя
достаточности резервов и обсуждения
статистических проблем учета импорта
высказывалось и мнение, что при сопоставлении
резервов с импортом целесообразно учитывать
не весь, а так называемый критический
импорт. Под ним в экономической теории
понимается импорт таких товаров и услуг,
которые не имеют равноценных аналогов
среди отечественных, но необходимы для
поддержания структуры экономики и качества
человеческого капитала.
При определении объема критического
импорта, с одной стороны, возникает проблема
неадекватности статистики, а с другой
– невозможно отделить рыночный спрос
на валюту в целях закупок критического
импорта от спроса на нее для приобретения
остального импорта. В рыночных условиях
импортируются те товары и услуги, на которые
имеется платежеспособный спрос (например,
швейцарские часы, а не инсулин; для ввоза
критически необходимых товаров, не обеспеченных
платежеспособным спросом, необходимо
вмешательство государства). Поэтому при
сопоставлении резервов с импортом целесообразно
использовать показатель текущего импорта.
При сравнении резервов с государственным
внешним долгом принимается во внимание
краткосрочный внешний долг по оставшемуся
до погашения сроку. Исключение составляют
условные срочные пассивы денежных властей,
если они не являются предметом требований
о внесении дополнительного залога.
При оценке потребности в резервах
для валютных интервенций надо решить
две задачи. Во-первых, определить потребность
в резервах для сглаживания нежелательной
краткосрочной изменчивости курса в случае
спекулятивных атак участников международного
финансового рынка на национальную валюту.
Это особенно важно для стран с достаточно
открытыми рынками товаров и капитала
и/или фиксированным обменным курсом как
фундаментом денежно-кредитной политики.
Во-вторых, выяснить потребность в резервах
на среднесрочную перспективу для отражения
возможного давления на национальную
валюту в случае начала бегства капитала.
Такие интервенции предпринимаются для
того, чтобы "купить время", пока денежные
власти рассматривают и применяют другие
меры, например, корректируют отечественные
процентные ставки. Последняя задача состоит
из двух частей: оценки величины возможного
бегства капитала нерезидентов и оценки
вероятности и величины бегства от национальной
валюты резидентов. Оценка величины возможного
бегства капитала нерезидентов опирается
на измерения объема и степени мобильности
иностранных инвестиций (например, кредиты,
связанные с торговлей, менее мобильны,
чем другие формы краткосрочного кредитования).
В условиях нестабильного внутреннего
спроса на деньги или слабой банковской
системы вероятность бегства от национальной
валюты достаточно высока. Потенциал бегства
резидентов может быть оценен с помощью
показателей денежных агрегатов, например,
величины широкой денежной базы. Поэтому
отношение резервов к денежным агрегатам
может служить одним из показателей достаточности
резервов.
В условиях роста государственного
внешнего долга центральный банк, озабоченный
поддержанием внешней платежеспособности
и кредитного рейтинга страны, будет наращивать
резервы. Они необходимы так же, как и страховка
на случай стихийных бедствий, форс-мажорных
обстоятельств. Высокие резервы повышают
инвестиционную привлекательность страны.
Поэтому неудивительно, что после кризисов
1990-х годов председатель центрального
банка одной из развивающихся стран сформулировал
превалирующую среди главных банкиров
таких стран точку зрения следующим образом:
"Чем больше резервов, тем лучше".
В то же время наращивание официальных
резервов сталкивается с рядом ограничений.
Это, в частности, стоимость хранения резервов,
а также альтернативные издержки, возникающие
вследствие того, что упускаются возможности
другого, более эффективного размещения
данных ресурсов, которое прямо способствовало
бы ускорению экономического роста, повышению
благосостояния населения или структурным
реформам в развивающейся экономике. Обратной
стороной наращивания официальных резервов
может быть чрезмерная эмиссия национальной
валюты в тех случаях, когда экономике
не требуется такой объем денежной массы,
а недоразвитый финансовый рынок ограничивает
эффективность операций по ее стерилизации.
Информация о работе Международные(золотовалютные) резервы РФ