Международные валютно-кредитные и финансовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МОДИФИКАЦИИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 6
1.2 МОДИФИКАЦИИ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 7
2 ЭЛЕМЕНТЫ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 12
3 ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА 16
3.1 ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ 16
3.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ 17
4 МЕЖДУНАРОДЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

     В-пятых, МВФ участвует в регулировании  международных валютно-кредитных  отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.

     В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.

     Наша  страна несколько раз использовала финансовые ресурсы МВФ:

     по  линии фонда системных трансформаций  – 217,2 млн. долларов США (два транша кредита по программе системных трансформаций – в августе 1993 г. и в феврале 1995 г.);

     в рамках механизма stand-by  – 77,4 млн. долларов США (один транш в 1995 году).

     Республика  Беларусь в 2004 году приняла решение  отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.

     Новый этап взаимодействия между Республикой  Беларусь и МВФ начался в 2008 году. В октябре-декабре 2009 года в Беларуси находилась миссия МВФ по подготовке к подписанию финансовой документации для начала программы кредитования stand-by с использованием механизма исключительного доступа и чрезвычайного финансирования.

     Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия: отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе; установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация курса белорусского рубля; принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.

     12 января 2009 г. Совет Исполнительных  директоров Международного валютного  фонда одобрил выделение Республике  Беларусь финансовых ресурсов  по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на 15 месяцев. Первый транш кредита в размере около 800 млн. долл. США поступил в Беларусь 15 января 2009 г.

     По  итогам первого обзора хода реализации программы, Республике Беларусь выделен  второй транш кредита на сумму 675 млн. долл. США и увеличен на 1 млрд. долл. США общий объем финансирования.

     21 октября 2009 г. МВФ объявил о  предоставлении Беларуси третьего  кредитного транша в размере  699,5 млн. долл. США. В декабре  2009 г. наша страна получила  очередной, четвертый, транш кредита МВФ в размере более 688 млн. долл. США. Поступление последнего транша планируется в марте 2010 г.

     В настоящее время размер ресурсов, предоставленных Беларуси по программе stand-by, уже достиг около 2,9 млрд. долл. США. Общая стоимость программы оценивается в более 3,5 млрд. долл. США.

     Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы  и направление экономического развития большинства стран оказывает  группа международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.

     Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван  наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать  экономику всех стран-членов с основными  центрами мировой системы хозяйства.

     МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

     МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный  капитал.

     МИГА  как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.

     Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций  в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

     Особое  место среди международных валютно-кредитных  организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

     Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.

     Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса. [3. c. 63-68] 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

     Характер  функционирования и стабильность мировой  валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

     Всемирное хозяйство предъявляет определенные требования к мировой валютной системе, которая должна: обеспечивать международный  обмен достаточным количеством  пользующихся доверием платежно-расчетных  средств; поддерживать относительную  стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий мировой экономики; служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречию воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил на мировой арене.

     Большое влияние на международные валютно-кредитные  и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно развитые  страны (особенно «СЕМЕРКА»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

     Валютная  политика в зависимости от ее целей  и форм подразделяется на структурную  и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

     В настоящее время основной валютой, в которой осуществляется около 80% всех международных расчетов, выступает доллар США, фактически сохранивший статус резервной валюты. В этом же качестве используются марка ФРГ и японская иена.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: учебник. – М.: Юрайт-издат, 2007 – 620с.
  2. Варламова М.А. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – М.: Инфра: РИОР, 2005 – 128с.
  3. Варфоломеева В.А., Медведева С.Н. Деньги, кредит, банки: учебно-методическое пособие. ГУАП. СПБ., 2006 – 128с.
  4. Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2007 – 432с.
  5. Грязнова А.Г. Экономическая теория: учебное пособие. 5-е издание. Мн.: КНОРУС, 2008 – 464с.
  6. Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А. Экономическая теория (общие основы): курс лекций. 2-е издание. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005 – 240с.
  7. Ефимова Е.Г., Карелина Л.Ю. Деньги, кредит, банки: Практикум. 4-е издание. – Издательство: «МГИУ», 2009 – 116с.
  8. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебное пособие. 3-е издание. Мн.: Финансы и статистика, 2005 – 576с.
  9. Карякина О.А, Капшина Ю.К. Деньги, кредит, банки: курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 – 130с.
  10. Кравцова Г.И., Кузьменко Г.С., Румянцева О.И [и др.]. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. 2-е издание. – Минск: БГЭУ, 2007 – 444с.
  11. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление». 2-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 567с.
  12. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: КНОРУС, 2006 – 560с.
  13. Леонтьев В.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. 3-е издание. Мн.: ИВЭСЭП, 2004 – 384с.
  14. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2005
  15. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении: Учебник / Научн. ред. д-р. эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.

Информация о работе Международные валютно-кредитные и финансовые отношения