Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, доклад
Металлическая теория денег – это обобщающее название всей совокупности взглядов, высказанных в разное время различными исследователями, которые отождествляли деньги с драгоценными металлами (золотом и серебром) и рассматривали их как богатство общества.
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ ДЕНЕГ
Одной из наиболее ранних теорий денег является металлическая теория
денег. Металлическая
теория денег – это обобщающее название
всей совокупности взглядов, высказанных
в разное время различными исследователями,
которые отождествляли деньги с драгоценными
металлами (золотом и серебром) и рассматривали
их как богатство общества.
Одним из первых представителей металлической теории считают французского ученого XIV века Николо Орезме, автора первого систематизированного труда на эту тему – трактата о деньгах. Вообще, эта теория возникла в Англии со времен первоначального накопления капитала, в XVI-XVII вв.
Представителями
металлизма были: в Англии У. Стеффоррд
(1554 - 1612), Т. Мэн (1571 – 1641), Д. Норс (1641 – 1691),
Дж. Чайлд (1630 – 1690); во Франции – А. Монкретьен
(1575 - 1622), Ж. Б. Кольбер (1618 – 1683); в Германии
– И. Юсти (1717 – 1771); в Италии – Г. Скаруффи
(1519 – 1584), Ф. Галиани (1728 – 1787).
Возникновение металлической теории связано с появлением меркантилизма.
Меркантилизм – течение экономической мысли, которое главным источником богатства
общества считало
накопление денег и настаивало на
развитии торговли. Меркантелисты признавали
товарную сущность денег, усматривая их
ценность в естественных свойствах золота
и серебра, и поэтому выступали против
порчи монет, часто происходившей в то
время.
Особенное развитие получают идеи меркантилизма в XVI и XVII в. в., когда
большое значение в экономике западных стран приобретает развитие мануфактур и
торгового капитала. Накопление денег и благородных металлов, составляло тогда
главную цель торговли
и служило важнейшей
промышленности,
торговли, накоплению средств в стране.
Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и
серебро являются единственным видом богатства. Меркантилисты связывали
эту теорию с
учением о деньгах как
денег отражало,
в частности, взгляды купцов, занятых
во внешней торговле.
Ранние меркантилисты
(до середины XVI в.) ключевой функцией денег
считали функцию накопления (образования
сокровища). Их главные теоретические
позиции были основаны на идее активного
«денежного баланса», обеспечивающего
изобилие золота и серебра в стране на
основе положительного сальдо внешней
торговли. Их политика заключалась
проведении мероприятий, во-первых, препятствующих
оттоку золота и серебра из страны, во-вторых,
стимулирующих приток золота и серебра
из-за границы. Ранние меркантилисты обосновывали
необходимость регулирующей роли государства
и его политику протекционизма.
Недостатками теории раннего меркантелизма были следующие положения:
во-первых, они не предусматривали необходимости и закономерности замены полноценных денег бумажными;
во-вторых,
представления ее сторонников о
богатстве общества были ограничены,
так как они не поняли, что богатство
общества заключается не в золоте,
а в совокупности материальных и
духовных благ, созданных трудом.
Поздние меркантилисты
(со второй половины XVI в. до конца XVII
в.) противопоставили идее «денежного
баланса» идею «торгового баланса», считая,
что в условиях достаточно развитой и
регулярной торговли между государствами
можно допустить импорт товаров (при условии
положительного сальдо) и вывоз денег
в целях выгодных торговых сделок. Ключевой
функцией денег они считали функцию средства
обращения, прежде всего их использование
в качестве средства международной торговли.
Характерной чертой
меркантелизма как исторически первой
школы экономической мысли был акцент
на сферу обращения, поскольку решающая
роль отводилась деньгам и торговле как
источнику богатства общества. Это
имело большое значение, так как в конечном
счете привело к осознанию важности неотъемлемого
механизма рынка – кругооборота денежных
доходов.
Металлическая теория денег заключала в себе ряд ошибок: отождествление денег с
товарами, непонимание того, что деньги – товар особого рода, который выполняет
специфическую общественную функцию – служит всеобщим эквивалентом. Отсюда
следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег.
Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимания законов
денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они
утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они
являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали
этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений.
Металлисты смешивали
простой обмен товаров с
они не выделяли такие функции денег, как средство платежа и средство
обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции:
мера стоимости и средство накопления. В связи с этим металлисты отрицали
замену золота какими-либо другими знаками денег. Бумажные деньги они вообще
считали чем-то
противоестественным.
С завершением первоначального накопления внешняя торговля перестала служить
основным источником обогащения. Все более стала выделяться роль
капиталистических мануфактур и капиталистического земледелия в качестве сферы
производства прибавочной стоимости. Идеологи нарождающейся промышленной
буржуазии стали противопоставлять капитал в действии мертвым сокровищам в
виде золота и серебра. Поскольку же развитие промышленности в
капиталистических странах требовало развития внутреннего рынка, критики
меркантилизма резко выступали против металлической теории денег, утверждая,
что для внутреннего обращения вовсе не нужны полноценные металлические
деньги, которые
вызывают непроизводительные издержки
нации.
В эпоху домонополистического
капитализма с развитием
металлической теории денег немецкие экономисты Книс, Лексис,
Лансбург уже не отвергали возможности обращения знаков денег, однако
требовали их обязательного размена на металл. В этот период трактовка денег как
чисто технического орудия обмена и представлением о золоте и серебре как
деньгах по своей
природе приобрела широчайшее распространение.
В конце XIX в. в практику денежного обращения и международных расчетов
внедрились некоторые специфические формы, связанные с валютным подчинением
ведущими в экономическом смысле государствами более слабых стран. Это
обусловило отход от тех традиционных форм размена и внешних расчетов, на
которые опиралась металлическая теория денег.
Отрыв стоимости,
представляемый деньгами в обращении,
от стоимости содержащегося в них металла
послужил толчком для развития номиналистической
теории денег.
Металлисты не пытались
понять законы денежного обращения, а
лишь пытались понять их сущность. В современном
мире металлическая теория денег, по сути,
не имеет распространения. Последний раз
всплеск интереса к этой теории произошел
в 1981 г., когда Рейган, став президентом,
хотел ввести золотой стандарт денег.
Однако созданная им специальная комиссия
сочла это нецелесообразным. Идея возврата
к металлической валюте непопулярна в
первую очередь потому, что это поставило
бы денежные системы в зависимость от
производства золота и тем самым ослабило
бы возможность государственного вмешательства
в денежно-кредитную и валютную сферы.
Как и любая теория, металлическая теория денег имеет своих критиков, которые утверждали, что для нутреннего обращения нет необходимости в полноценных металлических деньгах, их функции могут выполнять бумажные денежные знаи. В денежной теории наметились номиналистические тенденции. Другие критики, хотя и оставались на позициях металлизма, высказали совершенно противоположные взгляды на роль денег в экономике.