Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть кредитный риск и способы его минимизации.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть кредитный риск, его понятие, структуру, содержание риск-менеджмента;
- Раскрыть пути снижения кредитных рисков в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика кредитного риска…………………………………………….5
1.1 Понятие и структура кредитного риска……………………………………..5
1.2 Сущность и содержание риск – менеджмента…………………………...….8
2. Пути снижения кредитных рисков в современных условиях……………...15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
- овладение искусством получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации.
Управление риском включает в себя стратегию и тактику риск менеджмента.3
Стратегия управления – выработка направления и способа использования средств для достижения поставленной цели, при этом вырабатывается определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия – это наука и искусство управления риском, основанные на долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании. Стратегия предопределяет тактику.
Тактика управления – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задача тактики заключается в выборе из всех решений, не противоречащих стратегии, наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной ситуации методов и приемов управления.
Таким образом, эффективность управления риском во многом зависит от умения использовать в полной мере все методы и приемы. Методы управления риском состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.
Средства разрешения риска:
1. Избежание риска – простое уклонение от мероприятия, связанного с риском, т.е. отказ от неприемлемого риска. Ограниченность этого метода очевидна, т.к. он означает отказ от каких-либо операций, а значит и от прибыли.
2. Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности.
3. Передача (перевод) риска – передача ответственности за риск кому-то другому. Этот метод используется, когда есть возможность передать риск клиенту или воспользоваться услугами страховой компании, и реализуется путем формирования эффективной системы страхования всех видов риска и иных аналогичных действий.
Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы:
- Диверсификация – это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска. Диверсификация рисков возможна по направлениям использования средств, отраслям, срокам, регионам и т.д.
- Управление качеством – способность квалифицированных менеджеров разрешать возникшие проблемы до того, как они станут серьезными затруднениями.
- Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах - дает возможность сделать более точный прогноз, т.к. финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения не определены и основаны на ограниченной информации.
- Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, кредитования и т.д.
- Самострахование – формирование различных страховых (резервных) фондов4.
Одна из важнейших функций риск - менеджмента – организационная. В процессе организации управления риском выделяют два этапа: подготовительный и основной. В целом же организация управления риском представляет собой единую технологию процессов управления, которую можно представить в виде схемы (рис.№2).
Рис.№2 - Организация управления риском.
На подготовительном этапе организации управления риском прежде всего определяются цели этого управления, такие как получение дохода (главная цель), предотвращение определенных видов риска, уменьшение опасности неблагоприятного воздействия этих видов на результаты хозяйственной деятельности и т.д. (сопутствующие цели).
На
описываемом предварительном
К объективным факторам относятся факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, анархия, политический и экономические кризисы, экология, воздействие государства и т.д.
К субъективным факторам относятся факторы, характеризующие непосредственно данную фирму: это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организация труда, уровень производительности труда, степень кооперированных связей и т.д.
Невозможно, конечно, учесть все рисковые факторы, но вполне реально выделить главные из них, а также определить какой эффект обуславливает то или иное рисковое событие и велика ли вероятность его наступления.
Ключевым моментом подготовительного этапа управления риском является оценка его уровня и определение допустимого предела. Для этого целесообразно использовать качественно-количественную оценку риска. 5
После определения допустимого уровня риска вырабатывается собственно система управления им, включающая подсистему адаптации к рисковым ситуациям, т.е. комплекс мер по устранению неблагоприятного с точки зрения своего воздействия на результаты деятельности риска, предотвращению возможных потерь от него.
Таким образом, на основном этапе организации управления риском реализуется адаптивный к нему режим деятельности и обязательно производится анализ результатов, достигнутых в управлении риском, а также, в случае необходимости, корректировка предыдущих этапов управления. Анализ должен осуществляться как в разрезе оперативной политики отдельных подразделений, так и в разрезе краткосрочных и долгосрочных программ.
Принятие рисков – основа банковского дела. Т.е. управление банковскими операциями по существу представляет собой управление рисками, и, в первую очередь, рисками, связанными с банковским портфелем, с набором активов, обеспечивающих банку доход.
Банки имеют успех лишь тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Основной задачей банковского менеджмента является нахождение оптимального соотношения между прибылью, ликвидностью и риском.
Важную роль в этом процессе играет риск-менеджмент, который включает выявление рисков, анализ их потенциальной опасности и контроль. Контроль означает преодоление риска путем отказа, например, от какого-либо банковского соглашения или даже области интересов, сокращение рисков тем или иным способом, перенесение их на других участников соглашения при помощи различных способов6.
Разрабатывая мероприятия по преодолению риска, необходимо иметь в виду, что риск проходит две фазы – скрытую и открытую, для каждой из которых следует проводить свои мероприятия. Кроме этого, при управлении всеми видами рисков следует учитывать также следующие обстоятельства:
1. Различные категории рисков являются чрезвычайно взаимосвязанными и изменения в одном из них вызывают изменения в другом или других рисках. Так, например, кредитный риск может привести к риску ликвидности и неплатежеспособности.
2. Финансовые риски, которые банк принимает на себя или которым подвергается, напрямую связаны с рисками, которые принимаются или несутся их клиентами, вне зависимости от того, являются ли они дебиторами или кредиторами.
3. Уровень риска, связанного с каждой сделкой постоянно меняется. Это происходит потому, что банк, как и его клиенты, оперирует в экономически, политически и социально динамичном окружении, где условия постоянно меняются.
Управление банковскими рисками должно удовлетворять двум требованиям: отвечать общей рисковой банковской политике, ориентированной на оценку общего риска, и способствовать целям специальной рисковой политики, в рамках которой оцениваются политические, хозяйственные, рыночные, кредитные риски.
Так
как основную часть банковского портфеля
составляют кредиты, то риск, относящийся
к этим операциям, имеет особенно важное
значение. Кредитный портфель банка подвержен
всем основным видам риска, которые сопутствуют
финансовой деятельности: риску ликвидности,
риску процентных ставок, кредитному риску.
Последний вид риска особенно важен, поэтому
в банках постоянно совершенствуется
система управления им.7
На мой взгляд очевидно одно, стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура включает в себя само Правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности.
Ответственность
за повседневное отслеживание риска, оценка
и определение уровня риска возлагаются
на специальное структурное
Первая. Управление рисками ведется сверху вниз и исходит от людей, которые обладают полной ответственностью за ведение дел. Конечная ответственность за управление риском - на руководстве банка.
Вторая. Правление и исполнительное руководство признает существование широкого ряда типов риска и обеспечивает такое положение, при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, - операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом.
Третья. Отделы обеспечения и контроля - внутренний аудит, юридический отдел, отдел информационных технологий - должны войти составной частью в общую структуру управления рисками.
Четвертая. Цели и принципы управления рисками должны быть основной, ведущей силой общей стратегии деятельности банка, их необходимо внедрять через вспомогательные операционные процедуры и методы контроля.
Информация по рыночным, кредитным рискам и риску ликвидности, поступает в аналитический отдел из каждой отдельно взятой организационной единицы и агрегируется по типу риска. Общая картина масштабов и концентрации риска, которому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руководству.
После того как кредит выдан, работа по клиенту не прекращается. С одной стороны, Информационным центром анализируется информация о клиенте, которую можно почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность задать Центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон. 8