Кредитный портфель ОАО «ОТП Банка» и оптимизация его структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести анализ кредитного портфеля ОАО «ОТП Банка» и предложить мероприятия по оптимизации его структуры с целью снижения кредитного риска.
Задачи:
Рассмотреть сущность и особенности формирования кредитного портфеля
Выявить критерии качества кредитного портфеля
Дать характеристику основным методам управления качеством кредитного портфеля КБ
Проанализировать структуру и качество кредитного портфеля ОАО «ОТП Банка»

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 76.72 Кб (Скачать)

Доходность  кредитного портфеля имеет нижнюю и  верхнюю границу. Нижняя граница  определяется себестоимостью осуществления  кредитных операций (затраты на персонал, ведение ссудных счетов и т.д.) плюс процент, подлежащий уплате за ресурсы, вложенные в этот портфель. Верхней  границей является уровень достаточной  маржи.

Уровень ликвидности кредитного портфеля. Поскольку  уровень ликвидности банка определяется качеством его активов и, прежде всего, качеством кредитного портфеля, то очень важно, чтобы предоставляемые  банком кредиты возвращались в установленные  договорами сроки или банк имел бы возможность продать ссуды или  их часть, благодаря их качеству и  доходности. Чем более высока доля кредитов, классифицированных в лучшие группы, тем выше ликвидность банка.

В пользу применения предложенных критериев  оценки качества кредитного портфеля (степень кредитного риска, уровень  доходности и ликвидности) можно  привести следующие аргументы. Низкий риск элементов кредитного портфеля не означает его высокое качество: ссуды первой категории качества, которые предоставляются первоклассным  заемщикам под небольшие проценты, не могут приносить высокого дохода. Высокая ликвидность, присущая краткосрочным  активам кредитного характера, также  приносит невысокий процентный доход.

Таким образом, кредитный риск не может являться единственным критерием качества кредитного портфеля, поскольку понятие качества кредитного портфеля значительно шире и связано с рисками ликвидности и потери доходности. Однако значимость названных критериев будет изменяться от условий, места функционирования банка, его стратегии.

1.3 Управление качеством  кредитного портфеля

 

В управлении кредитным портфелем большое  значение имеет изменение системы  управления сроками активов и  пассивов и, следовательно, разницей процентных ставок и в конечном счете, доходностью. Каждый источник ресурсов обладает своими уникальными характеристиками, изменчивостью и резервными требованиями. Подход к их управлению - метод конверсии финансовых ресурсов, который рассматривает каждый источник средств индивидуально.

Управление  кредитным портфелем имеет несколько  этапов:

  1. определение основных классификационных групп кредитов и вменяемых им коэффициентов риска;
  2. отнесение каждого выданного кредита к одной из указанных групп;
  3. выяснение структуры портфеля (долей различных групп в их общей сумме);
  4. оценка качества портфеля в целом;
  5. выявление и анализ факторов, меняющих структуру (качество) портфеля;
  6. определение величины резервов, которые необходимо создать под каждый выданный кредит (кроме кредитов, под которые может быть создан единый резерв);
  7. определение общей суммы резервов, адекватной совокупному риску портфеля;
  8. разработка мер, направленных на улучшение качества портфеля.

Ключевым  моментом в управлении кредитным  портфелем банка является выбор  критерия (критериев) оценки качества каждого кредита и всей их совокупности.

Формирования  резерва обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Банк формирует резерв под возможное обесценение ссуды (кредита), т.е. под возможную потерю ссудой стоимости (полностью или частично) вследствие реализовавшегося связанного с данной ссудой кредитного риска. Величина такого обесценения определяется как разность между балансовой оценкой ссуды (остаток задолженности по ссуде, отраженный на счетах бухгалтерского учета банка на момент ее оценки) и ее так называемой справедливой стоимостью на момент оценки (текущая рыночная оценка ссуды). При этом справедливая стоимость ссуды должна оцениваться на постоянной основе начиная с момента выдачи ссуды.

Формируя  резерв, банк, исходя из категории ссуды, определяет размер так называемого  расчетного резерва, т.е. резерва, отражающего  величину его возможных финансовых потерь по ссуде, которые будут признаны таковыми при соблюдении предусмотренного в Положении порядка оценки факторов кредитного риска, но без учета наличия  и качества обеспечения ссуды.

В целях  определения размера расчетного резерва в связи с ожидаемым  действием факторов кредитного риска ссуды (за исключением ссуд, сгруппированных в однородные портфели) классифицируются в одну из 5 категорий качества:

I (высшая) категория качества (стандартные  ссуды) — нет кредитного риска  (вероятность обесценения ссуды  равна нулю);

II категория  качества (нестандартные ссуды) —  имеется умеренный кредитный  риск (есть вероятность обесценения  ссуды на 1-20%);

III категория  качества (сомнительные ссуды) —  имеется значительный кредитный  риск (есть вероятность обесценения  ссуды на 21-50%);

IV категория  качества (проблемные ссуды) —  присутствует высокий кредитный  риск (есть вероятность обесценения  ссуды на 51-100%);

V (низшая) категория качества (безнадежные  ссуды) — отсутствует вероятность  возврата ссуды, т.е. она будет  обесценена полностью (на 100%).

Источниками получения информации о рисках, связанных  с заемщиком, Центральный банк считает  правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иную отчетность, дополнительно  предоставляемые им сведения, а также  средства массовой информации и другие источники, которые банк определяет самостоятельно. То есть банку в  нормативном порядке вменяется  обязанность добывать из самых разных источников информацию, необходимую  и достаточную для формирования профессионального суждения о размере  расчетного резерва. При этом он обязан также всю такую информацию о  каждом заемщике фиксировать в специальном  досье, а это досье должно быть доступно органам управления, службам  внутреннего контроля банка, аудиторам  и органам надзора.

Банк  формирует (регулирует) резерв на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и/или  качества обеспечения ссуды. При  изменении финансового положения  заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии  иных сведений о рисках заемщика банк обязан реклассифицировать ссуду и  при наличии оснований уточнить размер резерва.

В документе  ЦБ записано, что финансовое положение  заемщика оценивается:

- как  хорошее, если комплексный анализ  производственной и финансово-хозяйственной  деятельности заемщика и все  иные сведения о нем свидетельствуют  о стабильности производства, положительной  величине чистых активов, рентабельности  и платежеспособности и отсутствуют  какие-либо явления (тенденции), способные  негативно повлиять на финансовую  устойчивость заемщика в перспективе  (существенное снижение темпов  роста объемов производства, показателей  рентабельности, значительный рост  кредиторской и/или дебиторской  задолженности и др.);

- как  среднее (не лучше), если анализ  деятельности заемщика и/или иные  сведения о нем свидетельствуют  об отсутствии прямых угроз  его текущему финансовому положению,  однако присутствуют негативные  явления (тенденции), которые в  обозримой перспективе (год или  менее) могут привести к финансовым  трудностям, если заемщик не примет  меры, позволяющие улучшить ситуацию;

- как  плохое, если заемщик признан  банкротом либо если он является  устойчиво неплатежеспособным, а  также если анализ деятельности заемщика и/или иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться его банкротство либо устойчивая неплатежеспособность заемщика (убытки, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства, значительный рост кредиторской и/или дебиторской задолженности и т.п.).

Обслуживание  долга по ссуде может быть признано хорошим, если:

- платежи  по основному долгу и процентам  осуществляются своевременно и  в полном объеме;

- имеется  только единичный случай просроченных  платежей по основному долгу  и/или процентам в течение последних  180 календарных дней, в том числе:

- по ссудам, предоставленным юридическим лицам,  — до 5 календарных дней;

- по ссудам, предоставленным физическим лицам,  — до 30 календарных дней.

Обслуживание  долга должно быть признано неудовлетворительным, если:

- имеются  просроченные платежи по основному  долгу и/или по процентам в  течение последних 180 календарных  дней:

- по ссудам, предоставленным юридическим лицам,  — свыше 30 дней;

- предоставленным  физическим лицам, — свыше  60 дней;

- ссуда  реструктурирована и по ней  имеются просроченные платежи  по основному долгу и/или по  процентам, а финансовое положение  заемщика оценивается как плохое;

- ссуда  предоставлена заемщику прямо  либо косвенно (через третьих  лиц) в целях погашения долга  по ранее полученной ссуде,  либо банк прямо или косвенно  принял на себя риск потерь  в связи с предоставлением  денег заемщику, чье финансовое  положение не может быть оценено  выше среднего при условии,  что ранее выданная ссуда была  отнесена по качеству обслуживания  долга к категории ссуд со  средним обслуживанием, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде.

 

 

Глава 2. Анализ кредитного портфеля коммерческого  банка на примере ОТП Банка

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОТП Банка

 

ОТП Банк (Россия) входит в международную  финансовую Группу ОТП (OTP Group), которая  является одним из лидеров рынка  финансовых услуг Центральной и  Восточной Европы. ОТП Банк - это  универсальная кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов  для корпоративных клиентов и  частных лиц.

На 1 декабря 2011 г чистая  прибыль составляет 4,9 млрд. рублей, собственный капитал  ОТП Банка  составляет 18,9 млрд рублей. Активы банка на аналогичную дату составляют более 108 млрд рублей, депозитный портфель составляет около 56,4 млрд. рублей.

ОТП Банк входит в число 50 крупнейших банков России, а по ряду направлений входит в число лидеров рынка.

В частности, ОТП Банк занимает 15 место среди  розничных банков и 2 место на рынке pos-кредитования, 4 место на рынке  кредитных карт, 12 место по прибыли  по итогам первого квартала 2011 года.

ОТП Банк является лауреатом национальных премий «Финансовый Олимп 2008» в категории  «Потенциал и перспектива» и трижды лауреатом премии «Брэнд года 200/EFFIE»  за успехи в построении бренда в  сфере финансовых услуг. В 2011 году ОТП  Банк стал лауреатом в специальной  номинации «Финансовая грамотность» от Дирекции Премии Ежегодной премии "Права потребителей и качество обслуживания - 2011". Организторы Премии являются Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Фонд «Социальные  проекты и программы».

ОТП Банк осуществляет обслуживание клиентов через  собственную сеть, которая состоит  в настоящее время из более  чем 28 тыс точек потребительского кредитования, 95 кредитно-кассовых офисов (ККО), сети отделений, которая состоит из 157 точек клиентского обслуживания, и банкоматной сети из 228 ATM. Всего ОТП Банк присутствует в более чем 3 300 населенных пунктов в России. Услугами банка постоянно пользуются более 1,2 млн клиентов.

ОТП Банк является участником Системы страхования  вкладов, членом Ассоциации российских банков, Ассоциации Европейского Бизнеса, Национальной ассоциации участников фондового  рынка, Национальной фондовой ассоциации, фондовой биржи РТС и ММВБ.

ОТП Банк обладает аккредитацией на участие  в конкурсах Агентства по страхованию  вкладов, а также входит в список банков, поручительством которых  могут быть обеспечены кредиты Банка  России.

Результаты  деятельности ОАО «ОТП Банк» полностью  соответствуют основным тенденциям российского банковского сектора, о чём свидетельствует устойчивый рост таких показателей, как активы, капитал, прибыль. (Рис.1)

 

Высокая эффективность бизнеса

Рис. 1. Оценка эффективности деятельности ОАО «ОТП Банка»

 

  • CIR устойчиво снижается за счет:
  • Оптимизации сети отделений: численность персонала снизилась в 2010 г. на 9,0% по сравнению 2009 г., а число отделений - на 4,3% за тот же период
  • Жесткого контроля над операционными расходами (только 10,7% рост в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом)
  • Чистая процентная маржа выросла до 15,1% в 4 квартале 2010 г. вследствие высокой доходности POS-кредитов и карточных кредитов
  • По состоянию на 01.01.2011 активы банка составили 97,038 млрд. руб., что на 7,6 % больше данного показателя по состоянию на 01.01.2010 (90,187 млрд. руб.).

По состоянию  на 01.01.2011 г. собственные средства Банка  составили 14,656 млрд. руб., что на 26% больше данного показателя по состоянию  на 01.01.2010 (11,628 млрд.руб.). Основными факторами, повлекшими столь значительный рост собственных средств, стало увеличение прибыли Банка и присоединение в феврале 2010 года ЗАО «Донской народный банк».

Основными факторами, позитивно повлиявшими  на рост чистой прибыли Банка стало  увеличение доходности от операций кредитования клиентов банка и улучшение качества кредитного портфеля, что обусловило рост чистых процентных доходов и  снижение расходов на дополнительное создание резервов по кредитному портфелю банка соответственно.

Информация о работе Кредитный портфель ОАО «ОТП Банка» и оптимизация его структуры