Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность кредитно-банковской системы Республики Беларусь, а также определить ее проблемы и перспективы развития.
Задачи исследования состоят в том, чтобы:
- дать понятие структуре кредитно-банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть механизм влияния кредитно-банковской системы на экономику Республики Беларусь;
- изложить, проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………..6
1.1 Структура кредитно-банковской системы Республики Беларусь..6
1.2 Функции кредитно-банковской системы Республики Беларусь…10
2 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………12
2.1 Операции, проводимые коммерческими банками…………….....12
2.2 Ликвидность и платежеспособность коммерческих банков…….16
2.3 Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком
и их влияние на национальную экономику……………………....19
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Возможность
коммерческого банка
Ликвидность и платежеспособность банков находятся в тесной взаимосвязи, но между ними существуют различия, наглядно проявляющиеся в методике исчисления показателей, характеризующих вышеназванные понятия. Нарушения ликвидности и платежеспособности приводят к одинаковым последствиям: падению доверия к банку, его банкротству.
Сущность управления ликвидностью и платежеспособностью означает проведение гибкой банковской политики, сочетающей требования по получению прибыли и обеспечение безопасной деятельности банка, заключающейся в безусловном выполнении всех обязательств в должных суммах и в должные сроки.
2.3Взаимоотношения коммерческих банков с
Национальным
банком и их влияние
на национальную экономику
Взаимоотношения
коммерческого банка с
Контролируя рост денежной массы и предложения ссудного капитала, Национальный банк должен обеспечивать необходимые темпы развития экономики, и высокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке.
Национальный банк при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Методы взаимоотношений между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь[9,с.408].
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-
БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
На современном этапе развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь происходит достаточно медленно. Одной из важных проблем в кредитно-банковской системе является роль кредита, которая реализуется далеко не полностью. Активному участию кредита в регулировании отраслевых пропорций препятствует недостаточность развития рыночных начал в экономике. В частности, только начинает формироваться рынок ссудных капиталов, незакончено формирование кредитной системы, адекватной рыночным отношениям, незавершен процесс демонополизации и децентрализации экономики. Деятельность коммерческих банков по кредитованию народного хозяйства еще не полностью соответствует принципам рыночного хозяйства. Регулирующее воздействие кредита на воспроизводственные пропорции осложняется также кризисом производства и развитием инфляционных процессов. В этих условиях кредитное перераспределение приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя тем самым нарушению макроэкономической сбалансированности.
В настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь, и, прежде всего ее функций. Наряду с основной функцией - аккумуляцией свободных денежных средств и превращении их в ссудный капитал - развиваются другие функции, такие, как прием вкладов и открытие по ним различного рода счетов, организация выпуска акций и облигаций, прием ценностей на хранение, операции в посредничестве в платежах. Кредитно-банковская система берет на себя выполнение операций с деньгами отдельных предприятий и организаций, создает такие орудия обращения, которые заменяют сначала золото, а затем и кредитные деньги безналичным расчетом. Кредитно-банковская система проникает во все сферы хозяйственной жизни, если говорить о ее положении в современных условиях, то с полным основанием можно сказать, что ей принадлежит центральное место в экономическом воспроизводстве. Кредитно-банковская система как стержневая часть кредитной системы по всей формальной организации и централизации представляет собой самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит развитие экономических отношений.
Новые международные требования к банковскому капиталу, установленные в странах, оказывающих доминирующее влияние на мировом финансовом рынке, повлияли и на кредитно-банковскую систему Республики Беларусь. В частности, Национальный банк Республики Беларусь вынужден увеличивать минимальный размер уставного фонда банков, других нормативных требований. Новые стандарты заставляют банки в Республике Беларусь, и во всем мире развивать новые формы услуг, которые приносят доход банку и в тоже время позволяют избегать излишнего риска или пользоваться привлеченными ресурсами. Именно поэтому такие новые банковские услуги, как финансовое планирование, деятельность инвестиционного банкира, андеррайтинг, финансовое консультирование, а также продажа страховых и взаимных фондов, стали высоко цениться и предлагаются банками[16,с.196].
Следует отметить, основным направлением развития кредитно-банковской системы в Республике Беларусь являются, во-первых, дифференциация и внедрение новых банковских продуктов, во-вторых, автоматизация филиалов, отделений. Компьютерные системы, управляющие информацией о клиентуре, определяют новые возможности сегментации потребительского рынка, введение соответствующих продуктов и рыночной стратегии.
Таким образом, как показывает практика, в современном функционировании экономики любого государства большую роль играет кредитно-банковская система и, прежде всего ее Центральный банк. Денежное обращение активнейшим образом влияет на протекание процессов воспроизводства. Сознательное воздействие на параметры денежной системы важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как метод регулирования экономики в целом. Конституция Республики Беларусь наделила Национальный банк Беларуси исключительным правом эмиссии денег, закрепила за ним функции регулирования денежного обращения, кредитных отношений и определения порядка расчетов в стране. Вместе с тем регулирование денежного обращения и кредитных отношений означает макроэкономическое регулирование экономики.
Законодательством Беларуси установлено, что главнейшей задачей Национального банка Республики Беларусь является выработка и проведение денежно-кредитной (монетарной) политики белорусского государства, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля и поддержание стабильных цен. Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь должен располагать самостоятельностью и автономией среди других властных государственных структур. Мировой опыт свидетельствует, что степень независимости Центрального банка влияет на большинство макроэкономических показателей, прежде всего на уровень стабильности цен, а также экономический рост и уровень безработицы. Наиболее независимым от законодательной и исполнительной властей являются центральные банки Германии, Швейцарии и США. В этих странах на протяжении десятилетий среднегодовой уровень инфляции является весьма низким.
По состоянию на 02.05.2010 года на территории Беларуси функционирует в нормальном режиме 32 коммерческих банка (см. приложение 1), среди них 27 банков с участием иностранного капитала. Еще 24 банка ликвидированы из Единого государственного регистра (см. приложение 2). Насчитывается около двухсот пятидесяти филиалов банков. Суммарный размер уставного фонда банков составлял на 1 января 2010 года 317 миллиардов рублей, или 201 миллион долларов, собственного капитала - 592 миллиарда рублей, или 375 миллионов долларов. В уставных капиталах банков доля иностранного капитала составляет 10%, в том числе средства российских инвесторов - 4%. Собственный капитал банков за последние годы вырос в целом на 2,5% [20,банковская статистика].
Из 32 функционирующих банков собственный капитал свыше 5 миллионов евро сформировало 17 банков, в том числе свыше 10 миллионов евро - 10 банков. На территории Беларуси зарегистрированы представительства иностранных банков России, Польши, Германии и стран Балтии.
Состоянию белорусской банковской системы последнего пятилетия присущи определенные признаки. Несмотря на принятые в последние годы меры, хроническая финансовая слабость, недостаточность собственного капитала и кредитных ресурсов. Активы всей банковской системы Беларуси составляют лишь менее 30% от размера ВВП, что крайне мало. Банковская система отстает от нужд экономики. По мировым меркам, промышленность Республики Беларусь считается достаточно крупной, а банки мелкие.
Как самостоятельная, существует проблема обеспечения полной сохранности сбережений населения. Отсутствие должной конкуренции, рост издержек и снижение уровня рентабельности. Крупные коммерческие банки, такие как, - Беларусбанк, Белагропромбанк, Приорбанк, Белпромстройбанк и Белинвестбанк - функционируют в неодинаковых экономических условиях с остальными банками. Эти банки, выделены в специальную группу, уполномоченную обслуживать государственные программы и мероприятия. На их долю приходится порядка 80% ресурсов по основным статьям сводного баланса активов и пассивов банковской системы. Причем доля одного из них (АСБ «Беларусбанк») превышает официальный показатель монополизации в 35%. В нем сосредоточено почти 45% активов всей банковской системы страны. По совокупности этих факторов, межбанковская конкуренция минимальна, банки и реальный сектор не в состоянии взаимно подпитывать друг друга. У этих банков образовались небольшие суммы сомнительных к погашению кредитов (около 90% всех проблемных кредитов - это задолженность государственного и кооперативно-колхозного сектора экономики). Недостаточная «прозрачность» банков.
Кредитно-банковская система государства требует реконструкции. Совокупность негативных факторов (низкая капитализация, высокий удельный вес сомнительных к погашению кредитов, отсутствие финансовых инструментов, защищающих банковские активы от обесценения, высокая концентрация капиталов в государственных банках) представляет собой серьезные проблемы для банковского сектора, требует его кардинального оздоровления в общем контексте экономических реформ[18,с.19-26].
Единственный выход - подготовить законодательную базу для коренных рыночных реформ в денежно-кредитной и банковской системах страны, согласованных с аналогичным законодательством в реальном секторе экономики. Прежде всего, необходимо законодательно запретить использование денежно-кредитной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита, а также любых государственных и иных проектов и установить зависимость эмиссии от роста ВВП и скорости оборота денежной единицы. Функцию надзора за деятельностью коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений следовало бы выделить из ведения эмиссионного банка.
По мнению многих экономистов, финансовое оздоровление банковской системы должно проводится по двум направлениям: реструктизация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками; рекапитализация самих банков, понимаемая как их разгосударствление и привлечение дополнительных финансовых средств. В стране наблюдается явный дефицит капитала, как у государства, так и у национального бизнеса. Необходим поиск стратегических иностранных инвесторов, быстрая интернационализация банковской системы, что соответствовало бы весьма высокой открытости экономики нашей страны.
Следовало бы провести чрезвычайные меры для восстановления общей ликвидности банковской системы и побуждения банков к собственному финансовому оздоровлению: ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам; предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, разработать план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых «мировых соглашений» с кредитополучателями; разработать механизм ускоренного судебного разбирательства с предприятиями - ссудозаемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит; разработать механизм принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы.
В условиях отсутствия финансовых ресурсов из внешних источников особенно актуальным становится вопрос эффективной мобилизации внутренних ресурсов. Высокий уровень риска препятствует развитию финансового посредничества, ограничивает внутренние источники инвестиций. Низкий процент по депозитам сдерживает потенциальных вкладчиков (владельцев сбережений), а высокие ставки по кредитам препятствуют доступу экономических агентов к ликвидным средствам для финансирования инновационных проектов и ограничивают некоторые инвестиционные проекты экономически неэффективными масштабами, что оказывает неблагоприятное влияние на внешнюю конкурентоспособность и потенциальные возможности для экономического роста[19,с.16-18].
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что с точки зрения экономики более эффективными являются банки в развитых странах, поскольку перераспределяют финансовые ресурсы с наименьшими издержками. Кроме того, они несут меньшую налоговую нагрузку на доходы. В то же время в странах с переходными экономиками мобилизация и распределение сбережений банками связаны со значительными издержками, что отражает высокий уровень операционных расходов и чистой процентной маржи по сравнению с другими группами стран. Это является одной из причин неразвитости банковского сектора и его, небольших по отношению к валовому внутреннему продукту размеров.