Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
В настоящее время в мире функционируют денежные системы, в которых обращаются неразменные на металл бумажные деньги. К их основным отличительным особенностям можно отнести следующие:
- отмену официального золотого содержания и размен банкнот на золото;
- уход золота из внутренней и международной систем расчетов;
- выпуск денег в порядке банковского кредитования хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов;
- развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного;
- монополизацию государством эмиссии наличных денежных знаков;
- возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.
Разделение кредитных институтов в зависимости от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т. п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации. На рис. 6. 3 отмечены государственные органы, контролирующие функционирование кредитных организаций. Они разрабатывают для них различные нормативы (достаточности капитала, ликвидности и др.), методические рекомендации, контролируют их исполнение, выдают лицензии. Соответствующие органы отличаются в разных странах. Так, в России такое регулирование осуществляет сам Центральный банк РФ, в Японии - Министерство финансов, в Германии - Федеральное ведомство по кредитному делу.
Независимо от выполняемых функций и форм специализации кредитные организации, в том числе и банки, могут создаваться на основе как частной собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).
Панорама кредитной
системы не будет полной, если не
упомянуть финансовые услуги почты.
Обладая крупной сетью отделений, размещенных
на территории многих стран, почтово-сберегательная
система собирает значительное число
вкладов (например, в Японии они составляют
более 20 %, что соответствует примерно 2 трлн
дол.). В то же время следует учитывать,
что почтовая система не выдает кредиты.
Помимо выполнения традиционных функций
привлечения денежных средств, почтово-сберегательная
система занимается страхованием и оказывает
другие финансовые услуги, облегчая доступ
населения к ним. Так, японская почтово-сберегательная
система является крупнейшим в мире учреждением
по объему привлечения частных сбережений.
На этом, как утверждают специалисты, основано
экономическое и политическое могущество
японского финансового капитала. Привлеченные
денежные средства населения Японии поступают
в распоряжение правительства, формируя
как бы «второй государственный бюджет»,
достигающий почти 10 % годового ВНП. Получая
дешевые денежные средства через почтово-сберегательную
систему, Япония до недавнего времени
не нуждалось в развитии рынка государственных
долговых обязательств.
Баланс коммерческого
банка—это бухгалтерский
В настоящее время в подавляющем большинстве развитых стран в основном сформировались национальные системы банковской отчетности. Они тем многограннее, чем более развитыми являются кредитная и банковская система, а также система денежно-кредитного контроля соответствующих стран. При этом существующая в каждом коммерческом банке система отчетности призвана служить трем основным целям:
а) дать руководству банка возможность оценивать свои операции, их конечные результаты и общую эффективность, а также определять дальнейшую политику в вопросах развития тех или иных видов банковских операций;
б) служить средством контроля за различными аспектами деятельности своего банка (контроль за формированием и размещением денежных ресурсов; состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, включая операции с ценными бумагами), создавать условия для наблюдения органами банковского надзора за финансовым положением коммерческих банков, а также давать Центральным банкам информацию о денежно-кредитной ситуации в государстве;
в) обеспечивать
акционерам банка (прежде всего путем
аудиторского анализа) поддержание
контроля над соблюдением их интересов
в ходе проводимой руководством банка
политики его развития.
Для достижения этих целей используются, прежде всего, аудиторские фирмы, постоянный контакт с которыми обязателен для всех без исключения коммерческих банков, а также многоступенчатый по своей структуре аппарат банковского контроля и налоговых органов, которые по своим каналам тоже осуществляют контроль за правильным формированием и предоставлением достоверной банковской отчетности. Предоставление неверной бухгалтерской отчетности чревато применением к банкам, допустившим это, ряда санкций вплоть до уголовной ответственности. Тем не менее сама природа и логика рыночной системы ведения хозяйства неминуемо толкают отдельные коммерческие банки и их руководство на прямое или косвенное искажение данных о своем истинном финансовом положении и результатах проводимых операций. Актуальность проблемы выявления достоверного финансового состояния банков подтверждается развитием в коммерческих банках целенаправленной работы по анализу балансов других банков.
Повышенное внимание
к анализу балансов коммерческих
банков как с точки зрения контроля
за денежно-кредитной ситуацией
в экономике соответствующих
стран, так и в аспекте сохранения
доверия вкладчиков к банкам обусловливают
необходимость регулярного
Ряд крупных коммерческих банков наряду с официальным изданием основного баланса публикуют и так называемые промежуточные балансы (квартальные или полугодовые), которые носят чисто информационный характер и не подлежат проверке и заверке аудиторами. Однако в любом случае все балансовые данные публикуются за подписью директоров и главных бухгалтеров коммерческих банков, которые в этом случае несут личную ответственность за достоверность опубликованных данных.
Помимо публикации балансовых данных коммерческие банки обязаны регулярно (в большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах — ежемесячно) представлять свои текущие балансы в контрольные органы. Представление такой информации производится в объемах и по форме, предписываемой в специальных указаниях директивных органов, имеющих для банков обязательный характер. Обычно такие указания составляются в виде "номенклатуры счетов", в которой, в частности, дается не только наименование разделов балансов и отдельных счетов, но и их экономическое содержание. Так, во Франции по требованию Банка Франции все коммерческие банки как национальные, так и иностранные обязаны ежемесячно представлять ему информацию о состоянии балансовых и забалансовых счетов с разбивкой по видам операций и отдельным позициям. Это позволяет Центральному банку страны осуществлять контроль за платежеспособностью отдельных коммерческих банков и соблюдением ими действующих кредитных ограничений. Объем такой номенклатуры счетов в настоящее время составляет около 500 страниц, сведенных в 2 тома.
Номенклатура счетов, порядок и регулярность их представления в органы банковского контроля могут довольно существенно различаться по странам и даже экономическое содержание счетов с одинаковым наименованием может быть совершенно несхожим. Например, весьма серьезные различия существуют в трактовке понятия краткосрочных источников привлеченных средств, ликвидных активов и некоторых других. Тем не менее в содержании балансов коммерческих банков различных стран имеется много общего, что обусловлено, прежде всего, аналогичным характером их операций (преимущественно это сфера краткосрочного кредитования) и источниками привлеченных средств (краткосрочные депозиты клиентуры).
Прежде всего это обязательное наличие в балансах коммерческих банков легко реализуемых активов, обладающей повышенной степенью ликвидности. К наиболее ликвидным активам коммерческих банков (в убывающей пропорции) относятся, во-первых, наличность в кассе и средства на корсчетах в Центральном банке, во-вторых, размещенные банком онкольные (до востребования) и краткосрочные (с предварительным уведомлением об их изъятии) депозиты, в-третьих, краткосрочные государственные ценные бумаги, в-четвертых, некоторые виды учитываемых банками коммерческих векселей.
Поскольку основным источником привлеченных средств коммерческих банков являются краткосрочные по своей природе депозиты их клиентуры (как юридических, так и физических лиц), а в их активных операциях наиболее заметное место занимает кратко- и среднесрочное кредитование компаний, фирм и частных лиц, постольку наличие в балансах ликвидных средств для коммерческих банков объективно необходимо как с точки зрения компенсации возможных колебаний в объеме привлекаемых ими ресурсов, так и для удовлетворения постоянно изменяющегося в условиях рыночной экономики спроса на кредит со стороны их клиентуры. Необходимость для банков поддержания определенного уровня ликвидности является в настоящее время общепризнанной и находит свое выражение в широком применении практически во всех развитых и развивающихся странах коэффициентов банковской ликвидности.' Изменение уровня ликвидности банков в результате определенных мер или соответствующей политики Центрального банка страны в этой области является одним из важнейших орудий денежно-кредитной политики. В зависимости от ряда факторов показатель уровня ликвидности, признаваемый нормальным для банков конкретной страны, может варьироваться довольно существенно. Однако обычно по отдельным странам он может колебаться в пределах от 20 до 30 процентов текущих обязательств коммерческих банков.
Другой особенностью балансов банков является большая доля в них краткосрочных кредитов компаниям, фирмам и частным лицам, обусловленная местом, занимаемым этими банками в денежно-кредитных системах соответствующих стран. Совокупная доля указанных кредитов составляет, как правило, не менее 30—40 процентов всех активных операций коммерческого банка.
В последние
годы все более возрастающую роль
в кредитных вложениях
Отличительной чертой в пассивных операциях коммерческого банка является преобладание в них краткосрочных источников привлеченных средств, в основном средств клиентуры, а также депозитов, привлеченных на межбанковской основе. Среднесрочные источники привлеченных средств, как правило, не играют большой роли в структуре ресурсов коммерческих банков.
Существующие виды балансов коммерческих банков различаются также по детальности их составления. Внутренний баланс банка представляет собой детализированную бухгалтерскую отчетность, содержащую сведения по всем счетам, ведение которых предписывается банковским регулированием соответствующей страны. В отличие от этого вида баланса, служащего целям осуществления практического руководства деятельностью банка и надлежащего учета всех его операций, носящего конфиденциальный характер и регулярно представляемого в органы банковского контроля, публикуемый годовой и промежуточный балансы коммерческого банка составляются по схеме сводного укрупненного счета, в целом отвечающего требованиям номенклатуры, предусмотренной указаниями органов банковского контроля. Однако в случае необходимости органы банковского контроля могут получить доступ почти ко всей банковской отчетности. В то же время из этого правила имеются некоторые серьезные исключения. Так, для получения детальных сведений о реквизитах и динамике секретных счетов, открытых в коммерческих банках Швейцарии, требуется самое активное вмешательство судебных органов.