Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:06, курсовая работа
Целью работы является определение понятия кредита, рассмотрение его сущности, форм и принципов, а также государственное регулирование кредитной системы.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность кредита, его функции и принципы кредитования
- Выделить формы кредита
- Определить пути развития кредитных отношений.
- Рассмотреть государственное регулирование, ее формы и виды
Введение
I. Сущность и функции кредита
1.1 Сущность кредита
1.2 Функции кредита
1.3 Принципы кредитования
II. Условия и формы кредитования
2.1 Банковский кредит
2.2 Коммерческий кредит
2.3 Потребительский кредит
2.4 Государственный кредит
2.5 Международный кредит
2.6 Ростовщический кредит
III. Пути развития кредитных отношений в российской экономике
IV. Государственное регулирование.
Заключение
Список литературы
Банк России проводит денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильности национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления денежно-кредитных сбережений. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание её на низком уровне.
Случившийся кризис в 2008 году пошатнул развитие кредитных отношений. Многие предприятия не могли справиться с выплатой ссуд, что привело к резкому ухудшению финансового состояния банков.
В число лидеров по объему
просроченных ссуд перед
Чтобы как - то поддержать кредитную систему государство предпринимает активные действия по стимулированию кредитования экономики. Замедление годовой инфляции с 13,5-14% в начале 2009 года до 11,6% в августе (к августу 2008 г.) позволяет Банку России снижать процентные ставки, что способствует повышению доступности централизованных финансовых ресурсов для банков и, в конечном счете, выступает значимым фактором расширения доступа предприятий к банковскому кредитованию.
Еще одним значимым способом оказания централизованной помощи банкам в решении проблем, вызванных ростом «плохой» задолженности, является повышение их капитализации. Однако требованиям для получения государственного софинансирования капитала соответствуют не более 50 банков, преимущественно крупных. Средние и региональные банки должны изыскивать другие способы повышения своей капитализации.
Несмотря на появление первых признаков улучшения ситуации в экономике, сохранение высоких темпов роста «плохих» долгов свидетельствует о том, что пока банками выявлены не все проблемные заемщики и в будущем ситуация может ухудшиться. Так, по оценкам ВТБ24, пик роста доли просроченных кредитов в кредитном портфеле банковской системы наступит в середине 2010 г. Другие эксперты также полагают, что в 2010 г. просроченная задолженность может возрасти до 7-8% от общего объема предоставленных ссуд.
В
настоящее время
IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Государственное
регулирование (англ. state regulation) - целенаправленное
воздействие государства на организацию определенной сферы
жизнедеятельности общества путем издания законов
и других нормативных
правовых актов,
определяющих предлагаемые государством правила деятельности
в соответствующей сфере. Государственное
регулирование предполагает, с одной стороны,
формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой
- применение мер государственного принуждения
к лицам, нарушающим требования, выраженные
в правовых
актах. Правовые акты в данном случае
являются юридической формой, в которую
облекаются различные методы и средства
государственного воздействия. Эти методы
и средства представляют собой сложную
систему экономических, правовых, организационно-
Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования (см. приложение)
К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.
Прямое
экономическое регулирование
К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.
Прямые
формы регулирования
Один
их методов регулирования - налоговая
политика. Она заключается в изменении
налоговых ставок на прибыль, получаемую
различными кредитно-финансовыми
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах.
Большое
влияние на регулирование кредитной
системы оказывают
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы.
Основные цели государственного регулирования состоят в следующем:
•
использование
• содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование в России должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
• перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы;
• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления;
• обеспечение равенства всех участников.
Особое
значение сегодня имеет четкое разграничение
компетенции
Федерации и ее субъектов. В компетенции
федеральных органов должно и впредь оставаться
решение таких важнейших вопросов, как:
•
определение основных принципов
осуществления ВЭД и
• разработка соответствующих федеральных программ;
• защита экономических интересов страны, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
•подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
• определение и реализация валютной политики страны;
• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
Информация о работе Кредитная система и ее государственное регулирование