Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:12, курсовая работа
Целью данной работы являлись исследование всех аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
- определение сущности и характеристика видов кредитных операций;
- рассмотрение этапов кредитования коммерческих банков;
- рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА………………………………5
1.1. Сущность и виды кредитных операций………………………….........5
1.2. Этапы кредитования ……………………………………………...........9
ГЛАВА II. 2. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ РИСКОВ, ИХ ФАКТОРЫ..18
2.1. Классификация банковских рисков…………………………………...19
2.2. Пути снижения кредитных рисков в современных условиях……….21
Заключение………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………………...31
· Выручка по оплате, помесячно.
· Свернутая оборотно-сальдовая ведомость.
· Список дебиторов и кредиторов с указанием наименования контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения.
· Справка о наличии денежных средств на расчетном счете и в кассе, включая векселя и прочие ценные бумаги.
· Документы о накладных (постоянных) расходах предприятия: заработная плата, аренда, коммунальные услуги, налоги, транспортные расходы, связь, реклама, представительские расходы.
· Копии договоров с основными покупателями и поставщиками (3"4 договора).
· Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое состояние заемщика (долевого участия в строительстве, подряда, кредита, займа, простого товарищества и т.д.)
3. Информация об обслуживающих банках и платежной дисциплине:
· Информация об открытых расчетных/текущих счетах, открытых в банках на территории РФ (приложение к Балансу).
· Справка из обслуживающих банков об отсутствии/наличии ссудной задолженности; отсутствии/наличии картотеки №2.
· Справки
из обслуживающих банков о движении
средств по расчетным счетам.
4. Учредительные, правоустанавливающие документы:
· Копии учредительных документов, документов о регистрации, перерегистрации с отметкой регистрирующего органа.
· Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
· Копия информационного письма территориального органа статистики об учете в ЕГРПО.
· Копия свидетельства о присвоении ОГРН.
· Копии лицензий на право ведения определенных видов деятельности, патентов и разрешений.
· Копии
решений/приказов о назначении на должности
исполнительного органа (директора,
генерального директора, президента или
исполнительного директора
· Копии паспортов руководителя, главного бухгалтера и учредителей.
· Выписка из ЕГРЮЛ.
· Договоры аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем или принадлежащие ему (в случае, если отношения оформлены договором) – недвижимость, транспорт, оборудование.
5. Документы по залогу, в том числе копии документов, подтверждающих права собственности на предлагаемое в залог имущество (должны быть заверены печатью и подписью клиента):
· оборудование (договоры, накладные, акты приема"передачи, платежные документы);
· автотранспорт (копии ПТС, свидетельства о регистрации, паспорта собственника);
· недвижимое
имущество (свидетельство о
· товар в обороте (складская справка, накладные, платежные документы).
6. Дополнительно могут быть запрошены документы:
· для производства – калькуляция себестоимости производимой продукции (несколько основных позиций);
· при финансировании проекта – данные по проекту (технико-экономическое обоснование проекта, данные анализа рынка по выбранному направлению деятельности);
· в случае целевого финансирования – документы, подтверждающие расходование кредитных средств (договоры, смета и пр.)
Любые другие документы, которые могут способствовать принятию решения о предоставлении кредита (счета-фактуры, контракты, таможенные декларации, договоры поручительства и т.п.).
Основные документы, необходимые для получения кредита (для индивидуальных предпринимателей):
1. Заявление-анкета на предоставление кредита, анкеты поручителей.
2. Финансовые документы:
· Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних отчетных даты, с приложениями (расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности) с отметкой ИМНС/Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на вмененный доход) за последний отчетный период.
· Список основных средств.
· Складская справка о размере ТМЗ (товары, готовая продукция, сырье, полуфабрикаты) в ценах приобретения.
· Выручка по отгрузке.
· Выручка по оплате.
· Свернутая оборотно-сальдовая ведомость.
· Список дебиторов и кредиторов с указанием наименования контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения.
· Справка о наличии денежных средств на расчетном счете и в кассе (в т.ч. векселя, пр. ценные бумаги).
· Документы о накладных (постоянных) расходах.
· Копии
договоров с основными
· Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое состояние заемщика (долевого участия в строительстве, подряда, кредита, займа, простого товарищества и т.д.)
3. Информация об обслуживающих банках и платежной дисциплине:
· Информация об открытых расчетных/текущих счетах, открытых в банках на территории РФ (приложение к Балансу).
· Справка из обслуживающих банков об отсутствии/наличии ссудной задолженности; отсутствии/наличии картотеки №2.
· Справки из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам за последние 6 месяцев.
4. Учредительные, правоустанавливающие документы:
· Копия
свидетельства о
· Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
· Копия информационного письма территориального органа статистики об учете в ЕГРПО.
· Копии лицензий на право ведения определенных видов деятельности, патентов и разрешений.
· Копии паспорта предпринимателя, супруга(и).
· Копии договоров аренды помещений, транспорта и иного имущества компании.
· Договоры аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем или принадлежащие ему (в случае, если отношения оформлены договором) – недвижимость, транспорт, оборудование.
5. Документы по залогу, в том числе копии документов, подтверждающих права собственности на предлагаемое в залог имущество (должны быть заверены печатью и подписью клиента):
· оборудование (договоры, накладные, акты приема"передачи, платежные документы);
· автотранспорт (копии ПТС, свидетельства о регистрации, паспорта собственника);
· недвижимое
имущество (свидетельство о
· товар в обороте (складская справка, накладные, платежные документы).
Дополнительно могут быть запрошены документы:
· для производства – калькуляция себестоимости производимой продукции (несколько основных позиций);
· для финансирования проекта – данные по проекту (краткая техническая и финансовая информация по проекту, данные анализа рынка по выбранному направлению деятельности);
· в случае целевого финансирования – документы, подтверждающие расходование кредитных средств (договоры, смета и пр.).
Любые другие документы, которые могут способствовать принятию решения о предоставлении кредита (счета-фактуры, контракты, таможенные декларации, договоры поручительства и т.п.).
Для удостоверения
копий предоставленных
Заполненные
кредитная заявка и сопроводительные
документы предоставляются
После получения документов специалист банка проводит предварительную беседу с потенциальным заемщиком. Устные ответы позволяют узнать дополнительную информацию о клиенте, предприятии, об испрашиваемом кредите, погашении кредита, обеспеченности кредита, информацию об отношениях клиента с другими банками, причину выбора именно данного банка. На основании анализа и проверки полученных фактов, кредитным комитетом банка принимается решение о дальнейшем рассмотрении заявки или отказе.
Второй этап: анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки. При принятии положительного решения проводится тщательный анализ кредитоспособности заемщика на основе системы показателей и дается оценка кредитного риска. Кредитоспособность характеризует сложившееся финансовое состояние клиента, которое дает возможность банку сделать правильный вывод об эффективности его работы, способности погасить кредит (включая проценты) в установленные кредитным договором сроки. Элементы оценки кредитоспособности:
· правоспособность – признанная государством способность юридических лиц иметь права и нести обязанности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
· финансовая устойчивость определяется эффективным формированием и использованием финансовых ресурсов, необходимых для нормальной производственно-коммерческой деятельности (осуществляется ли развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств);
· платежеспособность
– способность предприятия
· эффективность использования ресурсов (имущества) – оборачиваемости активов и собственного капитала.
Определение кредитоспособности клиента представляет собой комплексную качественную оценку финансового состояния, позволяющую принять обоснованное решение о выдаче кредита, а также целесообразности продолжения кредитных отношений с заемщиком. По результатам анализа устанавливается рейтинг (класс) предприятия, на основании которого определяют условия предоставления кредита (размер, срок, форма обеспечения, процентная ставка). Для предприятий (организаций), отнесенных к первому классу банк может открыть кредитную линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (доверительные) кредиты без обеспечения с взиманием пониженной процентной ставки на срок до 60 дней. Кредитование заемщиков второго класса осуществляют на обычных условиях, при наличии соответствующих форм обеспечения (залога имущества, поручительства, гарантии, страхования риска непогашения кредита и т. д.). Предоставление кредита заемщикам третьего класса связано для банка с большим риском неплатежа и если кредит предоставляется, то в основном под очень высокие проценты.
Третий этап: оформление кредита. Оформление кредитной сделки происходит путем заключения кредитного договора между кредитором и заемщиком. В кредитном договоре фиксируют: цель, срок, размер, процентную ставку, режим использования ссудного счета, порядок погашения суммы основного долга и процентов по нему, виды и формы проверки обеспечения. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, и другие существенные условия договора. Договор о предоставлении кредита составляется только в письменной форме. Типовые формы кредитных договоров разрабатывают сами банки с учетом рекомендаций Банка России. Для контроля за выполнением условия договора и ходом погашения кредита формируется кредитное досье, содержащее всю информацию по кредитной сделке и необходимые сведения о заемщике.