Кредитная политика банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:06, творческая работа

Описание работы

Кредитная политика коммерческого банка- определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования.

Работа содержит 1 файл

Кредитная политика банка.docx

— 24.25 Кб (Скачать)

 

Кредитная политика банка, ее понятие и основные направления

 

Кредитная политика коммерческого банка- определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования. Специалист, разрабатывающий кредитную политику, должен видеть различие между политикой и процедурами. Политика устанавливает философские основы кредитной политики, а процедуры отвечают на вопрос «Как?». Когда менеджмент банка формулирует основы кредитной политики, он прописывает в документе, каким сферам экономики будет уделяться особое внимание, тип идеального клиента — заемщика, характер взаимоотношений с ним, способы обеспечения ссуд и т. д. Кредитное администрирование включает четыре аспекта управленческого процесса, это планирование, организация, направление деятельности и контроль, которые следуют логическому ходу процедуры удовлетворения кредитной заявки. Еще до того как речь пойдет о конкретном кредите, кредитные работники, менеджеры и совет директоров банка должны выработать философию, охватывающую все фазы кредитной деятельности. Эта философия, воплощенная в кредитной политике, является первым элементом кредитного администрирования.

Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется документально  и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.

Элементы кредитной политики

Этапы кредитования

Регламентируемые параметры и  процедуры

1. Предварительная работа по предоставлению  кредитов

• состав будущих заемщиков; 
• виды кредитов; 
• количественные пределы кредитования; 
• стандарты оценки кредитоспособности заемщиков; 
• стандарты оценки ссуд; 
• процентные ставки; 
• методы обеспечения возвратности кредита; 
• контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита.

II. Оформление кредита

• формы документов; 
• технологическая процедура выдачи кредита; 
• контроль за правильностью оформления кредита.

III. Управление кредитом

• порядок управления кредитным портфелем; 
• контроль за исполнением кредитных договоров; 
• условия продления или возобновления просроченных кредитов; 
• порядок покрытия убытков; 
• контроль за управлением кредитом


 

Основные функции кредитной политики:

  • получение максимально высоких доходов с минимальным риском при размещении пассивов в кредитные ресурсы
  • снижение риска возникновения критичного объема просроченной задолженности к минимуму;
  • разграничение полномочий по выдаче ссуд;
  • предоставить возможность банку гибко реагировать на изменения в экономике и законодательстве;
  • привлечение надежных и рентабельных клиентов;

Факторы кредитной политики

Экзогенные  или внешние факторы:

  • степень устойчивости макроэкономической ситуации;
  • фаза экономического цикла;
  • инфляция;
  • дефицит государственного бюджета и внешний долг страны;
  • уровень материального благосостояния в обществе;
  • общее состояние кредитного рынка;
  • политика конкурентов.

Экзогенные, внутренние факторы:

  • квалификация персонала;
  • существующая клиентская база;
  • процесс одобрений кредитов (какой риск готов принять на себя банка);
  • объем собственных средств, который можно направить на кредитование;

Практика показывает, что кредитная  политика банка в большинстве  случаев, как минимум, должна включать в себя такие элементы, как:

  • разработка ряда внутрибанковских нормативных документов по кредитованию;
  • управление кредитным риском;
  • управление кредитным портфелем.

Исходя из отечественного и мирового опыта требований оптимизации кредитной  политики рекомендуется следующая схема формирования кредитной политики коммерческого банка:

  • определение общих положений и целей кредитной политики;
  • создание аппарата управления кредитными операциями и наделение полномочиями сотрудников банка;
  • организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора;
  • осуществление банковского контроля и управление кредитным процессом.

Администрирование кредитов

Ключевой элемент кредитной  политики — администрирование кредитов:

  • процесс одобрения,
  • кредитные дела (фиксирование ответственности за открытие и ведение кредитных дел, проблема доступа),
  • обеспечение,
  • гарантии и обязательства,
  • мониторинг ревизия кредитов,
  • идентификация проблемных ссуд и их администрирование,
  • обращение взыскание на залог,
  • политика в области отказа от получения процентов,
  • списание в убыток,
  • пересмотр резерва на покрытие убытков по ссудам.

Глобальные тенденции  в кредитной политике Российских банков

Основные тенденции:

  • в кризис банки стали более ответственно подходить к принятию кредитных рисков, такая тенденция сохраняется и в текущем году;
  • банки, специализирующиеся на розничном кредитовании, меньше вкладываются в ценные бумаги;
  • помимо операций на рынке ценных бумаг, кредитные организации активно наращивают долю продуктов и услуг, приносящих им комиссионные вознаграждения;
  • банки стали выдавать кредиты так же часто, как и до кризиса (охват банковскими услугами вернулся на докризисный уровень — отношение кредитов к ВВП 41 %);
  • развитие систем дистанционного банковского обслуживания (ДБОФизическое лицо) (мультибанковские платежные системы, продвижение новых продуктов с использованием систем интернет-банкинга, интеграция банкоматных сетей)

Интенсивно развиваются системы  ДБО с использованием информационных киосков. Однако традиционно они  рассчитаны на физических лиц. Исключение — терминал автоматического подбора финансовых услуг для представителей малого бизнеса (разработчик — банк «Уралсиб»). С помощью этого сервиса предприниматель, не выходя из дома или офиса, сможет вносить ключевые данные о своей компании и сразу видеть, на каких условиях банк готов профинансировать его проект. Пока система работает только в тестовом режиме.

В конце июня 2011 года Банк России провел опрос кредитных организаций, которые  подписали с Банком России Соглашение о проведении операций прямого РЕПО, об использовании ими различных  инструментов рефинансирования.

            Регулярность использования инструмента

Наиболее востребованным кредитными организациями инструментом рефинансирования Банка России являются внутридневные кредиты. Объем операций по данному инструменту составляет около 87% от общего объема рефинансирования. В случае исключения его из расчета, основная нагрузка по рефинансированию сроком на один день приходится на операции прямого РЕПО – 67% от оставшегося объема рефинансирования. Однодневное РЕПО с различной степенью регулярности используется примерно половиной респондентов.

Основные факторы, препятствующие более активному использованию  инструментов рефинансирования

Основными причинами низкого использования  процентных инструментов Банка России по оценке респондентов являются: высокий  уровень ставок (более 60% респондентов) и недостаток обеспечения у коммерческих банков (более 20% респондентов). Многие респонденты предлагают снизить  ставки по инструментам Банка России в целях их приближения к рыночному  уровню межбанковского рынка. Было отмечено, что аукционный механизм определения  ставок не гарантирует возможность  привлечения рефинансирования по инструменту  РЕПО даже в случае готовности коммерческого  банка заключить сделку на условиях Банка России. Также поступили  предложения ввести дополнительную сессию прямого РЕПО с фиксированной  ставкой. В части использования  ценных бумаг в качестве обеспечения как по прямому РЕПО, так и по ломбардному кредитованию, более 20% респондентов считают недостаточный объем имеющихся у них соответствующих ценных бумаг препятствием в использовании данных инструментов. Многими банками была отмечена необходимость расширения круга ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

Существенных сложностей в использовании  инструментов внутридневного кредитования отмечено не было. Однако, по оценке 30% респондентов, при использовании инструментов прямого РЕПО эпизодически возникают трудности, в том числе технического характера. Региональные банки отмечают, что при значительной разнице во времени между регионами их нахождения и Москвой, средства по операциям РЕПО приходят на корреспондентский счет банка только на утро следующего дня, т.е. в день их возврата.

Межбанковские инструменты  рефинансирования

Среди межбанковских инструментов рефинансирования наиболее часто используются межбанковские депозиты и валютные свопы. Эти операции регулярно проводят 83% и 66% респондентов соответственно. Кроме  того, эти инструменты имеют наименьшее количество нареканий с точки  зрения технологии проведения операций, единственным существенным ограничением для роста оборота по ним были названы лимиты по межбанковским  операциям.

Операции РЕПО и операции кредитования с залогом ценных бумаг регулярно  используют 44% и 29% банков-респондентов соответственно. Более широкому внедрению  данных инструментов препятствуют имеющиеся  сложности учета указанных операций и выполнения пруденциальных нормативов. В частности, было отмечено, что использование прямого РЕПО ухудшает показатели банков по выполнению нормативов ликвидности. Другой проблемой является учет дисконта по первой части сделок РЕПО, который может оказывать негативное влияние на финансовый результат. Отмечаются сложности учета сделок РЕПО, в период действия которых происходит выплата купонного дохода. Помимо этого, существуют расхождения в правилах учета сделок РЕПО для целей бухгалтерского и налогового учета с общепринятыми международными стандартами. Участники опроса отметили необходимость развития правовой основы совершения внебиржевых сделок РЕПО и операций с залогом ценных бумаг. Поставлена проблема реализации залога во внесудебном порядке.

Выводы

Основные замечания участников денежного рынка относятся к  правилам расчетов и особенностям бухгалтерского учета по инструментам рефинансирования. Существенных недостатков в технологии работы с инструментами рефинансирования не выявлено. Общим является пожелание  банков снизить ставки и увеличить  лимиты операций по инструментам рефинансирования Банка России.

В итоге, к целям кредитной политики коммерческого банка можно отнести, во-первых, определение видов кредита, которые банк будет предоставлять определенным заемщикам на определенных условиях, и, во-вторых, поддержание оптимального соотношения между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом банка.

Однако конечная цель кредитной политики любого банка — формирование оптимального кредитного портфеля.

 


Информация о работе Кредитная политика банка