Краткосрочная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены цели, инструменты и типы денежно-кредитной политики, а также взгляд основных макроэкономических школ на данную проблему и краткий обзор денежно-кредитной политики в России на современном этапе.

Содержание

Теоретическая часть................................................................................................3
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

kratkosrochnaya_fin_pol_kr.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теоретическая часть................................................................................................3

Практическая  часть...............................................................................................13 
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

Денежно-кредитная  политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и  в сфере проведения денежной политики государства , которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется  косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются:

-     регулирование темпов экономического  роста;

    • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
    • сдерживание инфляции;
    • достижение сбалансированности платежного баланса.

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую  для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический  оборот, и их можно сравнить с  транспортными средствами. Последние  дают возможность доставлять товары , продукцию промышленности и сельского  хозяйства к месту их переработки  или потребления; аналогично денежные инструменты  обеспечивают обращение  различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или  потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно  уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную  способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли , с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы  призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

В данной работе будут рассмотрены цели, инструменты  и типы денежно-кредитной политики, а также взгляд основных макроэкономических школ на данную проблему и краткий  обзор денежно-кредитной политики в России на современном этапе.

 

Компоненты кредитной политики.

Основополагающей  целью кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства ( стабильный рост ), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что  наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся оставшаяся денежная масса, поэтому  деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной  и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  банк  , воздействуя на кредитную  деятельность коммерческих банков и  направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного  обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким  образом, воздействие на кредит позволяет  достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства  в целом. Например, недостаток у предприятий  свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны , избыточная денежная масса  имеет свои недостатки: обесценивание  денег, и, как следствие снижение жизненного уровня, ухудшение валютного  положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная  политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике «дорогих цен» (рестрикционной).

С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими) , так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в основном в том, что Центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении  количественных и качественных параметров деятельности банков.

Инструменты денежно – кредитной политики.

Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых  Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Большинство из них имеет косвенный  характер воздействия. Однако некоторые  операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом.

Учетная (дисконтная ) политика.

Данный  вид операций относится к давно  используемым методам регулирования. Центральный банк выступает в  роли кредитора по отношению к  деловым банкам. Средства предоставляются  при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. Центральный банк имеет право манипулировать ставкой процента , под который он выдает банкам кредиты. Возможность установлений «цены»кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Определяемый  Центральным банком уровень «цены» кредита получил в экономической  науке и практике  обозначение  официальной «учетной ставки» ( которую  также называют дисконтной или ломбардной).

Взятые  в Центральном банке кредиты  предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более  высокому проценту. Естественно, что  процентная политика деловых баков  отражает те изменения, которые осуществляет Центральный банк в ходе своей  политики. С помощью ставки процента Центральный банк тем самым оказывает  косвенное воздействие на соотношение  спроса и предложения на рынке  капиталов.  Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы  и сокращает намерения фирм к  увеличению инвестиций. Снижение же ставки «удешевляет» кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме  покупки акций, производственного  оборудования или строительства  новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни воздействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное  значение имеет функция учетной  политики, как манипулирование ставкой  процента, которое усиливает эффект от  применения  других регулирующих мер Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установление норм обязательных резервов.

Применительно к России следует отметить, что  в рамках учетной политики Центральный  банк стал практиковать в 1995 году также  и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг ( в основном государственных казначейских облигаций).

Политика  обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или иных  высоко ликвидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение  суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным)  или относительным ( приращению ) показателям пассивных (депозитов ) либо активных ( кредитных вложений ) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. [2, с. 45]

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток  этого метода  заключается в  том, что некоторые учреждения, в  основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние  полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит  тот  факт, что повсеместно ( в западных странах ) происходит снижение  нормы  обязательных резервов и даже отмена  ее по некоторым видам депозитов.

Операции  на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования ( рефинансирование  и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом  денежно-кредитной политики  стали интервенции Центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Прибегая  к данному виду регулирования, Центральный  банк осуществляет куплю и продажу  ценных бумаг на открытом рынке ( например на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию  у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса  в обращении возрастает. В итоге  расширяются возможности для  кредитных операций деловых банков.

Данные  меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков . В процессе же проведения учетной  политики позиция Центрального банка  остается в известном смысле пассивной. К тому же  операции на открытом рынке  вполне согласуются   с рыночными  правилами. Выступая на рынке ценных бумаг Центральный банк реализует  роль такого же контрагента, как и  другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято  считать идеальным кредитным  инструментом.

Основные  типы денежно-кредитной политики

(политика  дешевых и дорогих денег).

К основным типам денежно-кредитной  политики можно отнести политику дорогих денег ( рестрикционная)  и политику дешевых денег (экспансионная).

Пусть экономика  столкнулась с безработицей и  со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для  достижения  данной цели применяют  политику дешевых денег, которая  заключается в следующих мерах:

Во-первых,  Центральный банк должен совершить  покупку  ценных бумаг на открытом рынке  у населения и у коммерческих банков.

Во-вторых, необходимо провести  понижение  учетной ставки.

В-третьих, нужно провести  понижение по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер  увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой  увеличения денежного предложения  коммерческими банками путем  кредитования, то можно ожидать, что  предложение денег в стране возрастет.

Увеличение  денежного предложения понизит  процентную ставку , вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного  чистого  национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики  входит сделать  кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем  совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с  излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, Центральный  банк должен пытаться  понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения  предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо  понизить резервы  коммерческих банков . Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации  на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить  резервную  норму что автоматически освобождает  коммерческие банки от  избыточных резервов. Третья мера  заключается  в поднятии учетной ставки  для  снижения интереса коммерческих банков  к увеличению своих резервов посредством  заимствования у Центрального банка. Приведенную выше  систему мер  называют политикой дорогих денег. Цель политики заключается  в ограничении  предложения  денег, т.е. снижение доступности  кредита и увеличении его издержек для того, чтобы понизить расходы  и сдержать инфляционное давление.

Информация о работе Краткосрочная финансовая политика