Краткая история денежного обращения России

Автор: Анна Цветкова, 30 Мая 2010 в 14:40, реферат

Описание работы

В своих записках о путешествии в Китай Марко Поло отмечал, что в то время как Европейские алхимики пытаются превратить в золото различные металлы, китайские императоры научились превращать в золото обыкновенную бумагу. Он имел в виду бумажные деньги, которые уже в ХIII веке были широко распространены в Китае. Деньги имели форму четырехугольных пластинок и были снабжены особыми знаками и печатями. Изготовлены они были весьма искусно. Эти билеты обладали различной покупательной способностью и под страхом смертной казни были обязательны к приему. Это были первые бумажные деньги. В России бумажные деньги появились лишь спустя 5 веков. Однако свой краткий рассказ об истории денежного обращения в России мы начнем с времен предшествовавших царствованию Петра I.

Работа содержит 1 файл

1.2.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

Краткая история денежного  обращения России

 

     В своих записках о путешествии в Китай Марко  Поло отмечал, что в то время как  Европейские алхимики пытаются превратить в золото различные металлы, китайские  императоры научились превращать в  золото обыкновенную бумагу. Он имел в виду бумажные деньги, которые уже в ХIII веке были широко распространены в Китае. Деньги имели форму четырехугольных пластинок и были снабжены особыми знаками и печатями. Изготовлены они были весьма искусно. Эти билеты обладали различной покупательной способностью и под страхом смертной казни были обязательны к приему. Это были первые бумажные деньги. В России бумажные деньги появились лишь спустя 5 веков. Однако свой краткий рассказ об истории денежного обращения в России мы начнем с времен предшествовавших царствованию Петра I.     

Во времена  правления Софьи на единственном в стране Московском денежном дворе  чеканили проволочные серебряные копейки, денги (0,5 коп) и полушки (0,25 коп). В  основном чеканились копейки (из соображений  экономии). В то время как в Европе в 16 веке появляется крупная серебряная монета талер, в России основные денежные единицы - рубль, полтина (50 коп), полуполтина (25 коп), гривна (10 коп) и алтын (3 коп) существовали только как счетные понятия.

Копейка не отвечала запросам рынка, затрудняла расчеты при ведении крупной торговли. Подсчет значительной суммы занимал много времени. Чтобы отсчитать несколько сот рублей надо было сосчитать десятки тысяч маленьких копеечек. Приходилось содержать большой штат счетчиков. Существующее положение дел привело к появлению так называемых "начётных денег" - простых заменителей нужных в обращении крупных монет (рублей, полтинников и др). Делалось это просто - отсчитывали 100 копеек, заворачивали их в бумажку и получали "рубль". Таким образом, производили "начётные деньги" ценной в 10 копеек, 20 копеек, 25 копеек, 50 копеек (полтина), 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, 20 рублей и 30 рублей, которые и находились в обороте наряду с копейкой. Естественно, что необходимость проведения денежной реформы при таком положении дел стала очевидной. 
   
     Различных прожектов предполагаемой реформы и в то время существовало немало. Так некий заводчик Д.Воронов предложил Петру I ввести в обращение банкноты из дерева на сумму 5 миллионов рублей. Через 60 лет, когда оживятся торговля и промышленность, а государство накопит настоящих денег, деревянные деньги следует изъять из обращения и сжечь. 
   
     Общий план денежной реформы был задуман Петром еще в середине 90-х годов 17 века. Во время пребывания Великого посольства в Европе с большим интересом знакомился с организацией денежного дела за границей и работой монетных дворов. Царь, несколько раз посещая замок Тауэр, где помещались государственная тюрьма и монетный двор, смотрителем которого в то время был известный английский ученый Исаак Ньютон. 
   
     Петром было открыто 4 монетных двора в добавок к уже существующему кремлевскому. В результате проведения реформы к 1704 году появилась серия серебряных монет - 3, 5, 10, 25, 50 копеек и 1 рубль, который по весу был равен талеру (28 г.). В основу денежного обращения России был положен десятичный принцип: рубль - гривенник - копейка. Производные денежные единицы были образованы путем деления основных пополам: рубль - полтина, гривенник - пятак, копейка - денга - полушка. С 1701 года на Кадашевском монетном дворе стали чеканить золотые червонные, равные по пробе и весу дукату - золотой международной монете. Петр I отказался от общепринятых в Европе надписей на монетах на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке. На критические же замечания о том, что монеты с надписями на русском языке в других государствах будут встречены с недоверием Петр отвечал, что озабочен более тем, чтобы деньги российские не уходили из страны а, наоборот, в ней накапливались. 
   
     Интересно заметить, что уже в те времена государство было озабочено борьбой с подделкой монет. Борьба велась как против внутренних, так и зарубежных фальшивомонетчиков. При разработке пятаков были приняты меры, затрудняющие подделку этой монеты - сложный рисунок, большие участки гладкой поверхности, сетчатая насечка на гурте, узор по краям лицевой и оборотной стороны. 
   
     Созданная Петром денежная система была хорошо продуманной, она отвечала потребностям как внутреннего, так и внешнего рынков и в то же время учитывала национальные традиции. 
   
     Первые проекты российских бумажных денег были весьма критически встречены Сенатом. Однако последовавшие вслед за петровской реформой расстройство монетной денежной системы привели к тому, что в 1769 году в России были выпущены ассигнации - бумажные денежные знаки. В 1768 г. граф Сиверс подал Екатерине II записку, в которой доказывал пользу введения в России бумажных денег. Чтобы ассигнации пользовались доверием, необходимо принимать их всегда и везде во все казенные платежи, а также положить в специально учрежденном банке медные деньги на ту же сумму, на которую будет выпущено ассигнаций. Проект был разработан генерал-прокурором Сената А.А.Вяземским. По проекту планировалось собрать в Москве и Петербурге до 1 млн. рублей медных денег и выпустить на такую же сумму ассигнаций, в случае успеха предполагалось увеличить сумму до 3 млн. рублей. Для этого были учреждены два банка, которые были обязаны без малейшего замедления производить обмен ассигнаций на медные деньги. Ассигнации первого образца выпускались четырех достоинств - 100, 75, 50 и 25 рублей и действовали с 1769 по 1786 год. Они были двух видов - московские (с оплатой только в Московском банке) и петербургские (с оплатой в Петербургском банке), однако с 1771 года эти ограничения были сняты. 
   
     Вскоре после выпуска ассигнаций пришлось отказаться от купюр номиналом 75 рублей, так как нашлось немалое количество умельцев переделывать 25-рублевую купюру в 75-рублевую. Поскольку все ассигнации печатались на бумаге одинакового цвета, то сделать это не составляло особого труда. Все 75-рублевые ассигнации были изъяты из обращения и впредь их не выпускали. 
   
     Ассигнации печатались на белой бумаге, имевшей водяные знаки. На каждой ассигнации имелись 4 собственноручные подписи: двух сенаторов, главного директора правления банков и директора местного банка. На них изображались военные атрибуты (ядра, пушки, знамена), эмблемы торговли (тюк, бочка и кадуцей Меркурия), а также гербы четырех царств: Астраханского, Московского, Казанского и Сибирского. Печатались ассигнации при Сенате, в особой экспедиции. 
   
     Поскольку правительство опасалось наплыва фальшивых ассигнаций из-за рубежа, ввоз и вывоз их за границу был запрещен. Как показывают материалы секретной экспедиции Сената, подделка первых ассигнаций была обычным делом, и занимались ею представители почти всех слоев населения. За подделку ассигнаций полагалась смертная казнь, в редких случаях она заменялась вечной каторгой. 
   
     28 июня 1786 года Екатерина II выпустила манифест, который ограничивал эмиссию ассигнаций 100 млн. рублей и вводил в обращение новые купюры номиналом в 5 и 10 рублей, которые для лучшего различия печатались на цветной бумаге, десятирублевые - на красной, пяти - на синей. По краям купюр с четырех сторон имелись водяные знаки. На ассигнациях были подписи, выполненные чернилами - директора Государственного Ассигнационного банка и кассира (на лицевой стороне), а также советника правления банка (на оборотной стороне). В верхней части ассигнации выполнено овальное рельефное тисненое изображение. К сожалению, торжественное обещание было нарушено уже через два года, и к 1790 г ассигнаций находилось в обращении на сумму 111 млн. рублей. Особенно сильно выросла эмиссия ассигнаций при Александре I, чему способствовал период воин, которые вела Россия с Францией (1805, 1806-1807 гг.), Турцией (1806-1821 гг.), Швецией (1808-1809 гг.). Ассигнации стремительно обесценивались, и уже к декабрю 1810 года за 100 тыс. ассигнациями давали 25 тыс. рублей серебром. Накануне Отечественной войны 1812 года сумма ассигнаций находящихся в обращении составила 581,4 млн. рублей, а по её окончании в 11815 году - 836 млн. рублей. Положение усугублялось громадным количеством фальшивых рублей, ввезенных наполеоновскими войсками. Курс ассигнационного рубля упал до 20 копеек серебром. 
   
     В 1818 году в обращение поступили 25 и 50 рублевые ассигнации, затем в 1819 году - 5, 10, 25, 50, 100 и 200 рублевые. Новые дензнаки значительно отличались от прежних. Оформлены они были в стиле классицизма, утвердившемся в тот период в российской культуре. Подобные ассигнации выпускались в обращение ежегодно до 1843 года 
   
     Практические меры по изъятию из оборота некоторого количества ассигнаций за счет различных займов результатов не принесли и, таким образом, общее количество ассигнаций в обороте оставалось неизменным вплоть до реформы 1839-1843 года. Таким образом, в стране одновременно находились в обращении серебряные монеты и обесцененные в 3-4 раза ассигнации, имевшие, однако относительно устойчивый курс. 
   
     Расстроенное денежное обращение вызывало огромное количество жалоб. В 1837 году на докладе одного из губернаторов Николай I написал резолюцию - "Далее такое положение не терпимо и нужно принять меры к его устранению". В соответствии с такой резолюцией правительством была подготовлена реформа, устранившая из обращения российские государственные ассигнации. 
   
     Начало реформе положил манифест от 1 июля 1839 года, называвшийся "Об устройстве денежной системы". Согласно манифесту, с 1 января 1840 года главным средством платежа стал серебряный рубль, все сделки купли-продажи должны были исчисляться в серебре. Курс ассигнаций становился постоянным и равным 3 рубля 50 копеек за 1 серебряный рубль. В том же году государство приступило к выпуску депозитных билетов, а для ввода их в обращение учреждены специальные депозитные кассы. С помощью депозитных билетов, на 100 % обеспеченных серебром, государство стремилось возродить доверие народа к бумажным деньгам. Депозитные билеты выпускались на такую сумму, в какой в депозитной кассе накапливался фонд серебра и золота. Депозитные билеты пользовались значительной популярностью. Однако в 1840 году Россию постиг неурожай, и дефицит государственных средств вынудил правительство приступить к выпуску кредитных билетов (на сумму 30 млн. серебряных рублей). Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой. Таким образом, начиная с 1841 года, в России одновременно обращались бумажные денежные знаки 3-х видов: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Последним шагом реформы, в соответствии с манифестом от 1 июля 1843 года, стало прекращение хождения всех видов бумажных денежных знаков и замена их на Государственные кредитные билеты. Для выпуска государственных кредитных билетов при министерстве финансов была создана Экспедиция государственных кредитных билетов. Первоначально были изготовлены билеты 4-х номиналов - 3, 5, 10 и 25 рублей (по указу от 2 октября 1843 года), затем ещё 3-х - 1, 50 и 100 рублей (по указу от 23 февраля и 4 октября 1844 года). Кредитные билеты на 1/6 суммы выпуска обеспечивались специальным разменным фондом - звонкой монетой. Однако действовали ограничения - в Москве на монету можно было обменять 3 тыс. рублей, в уездных казначействах - до 100 рублей, в Петербурге обмен был не ограничен. 
   
     Результатом реформы стала унификация денежной системы России, при которой преимущественно серебряный рубль служил основой денежного обращения и в обороте также находился один вид бумажных денежных билетов, разменивавшихся на звонкую монету. В 1853 году началась Крымская война, расходы на которую составил более 800 млн. рублей. Правительство, не имевшее значительных финансовых ресурсов, прибегло к значительной эмиссии кредитных билетов, что вызвало падение их курса и усиленное предъявление их к размену на монеты. Так в 1854 году правительство прекратило свободный размен кредитных билетов на серебро. Созданная реформой 1839-1843 гг. денежная система стала стремительно разрушаться, наступил длительный период инфляции. К 1858 году обесценение кредитного рубля достигло 20 %, а рост цен составил 75 % и выше. По окончании Крымской войны правительство провело ряд мер, направленных на улучшение финансового состояния страны, однако они были настолько непоследовательны и противоречивы, что не дали сколько-нибудь заметного положительного результата. Положение государственных кредитных учреждений стало столь критическим, что с 31 мая 1860 года Государственный заемный банк был упразднен, а его вклады передавались в созданный в тот же день Государственный банк России. На данный период в России обращалось бумажных денежных знаков и ценных бумаг на сумму свыше 1 млрд. рублей. Эта сумма в несколько раз превышала годовые доходы государственного бюджета. 
   
     В 1861 году одновременно с реформой, отменявшей крепостное право, было предпринято ряд мер, направленных на упорядочение денежного обращения. Требовавшиеся для этого крупные денежные средства, правительство нашло во внешних займах. В 1862 г было заключено соглашение с банкирами "Н.М.Ротшильд и сыновья" в Лондоне и "Братья Ротшильд" в Париже 5% заем в 15 млн. фунтов стерлингов. Часть этих денег шла на увеличение разменного фонда, благодаря чему он вырос до 120 млн. рублей (при общем количестве в обращении - 713 млн. рублей). С 1 мая 1862 года операции по обмену кредитных билетов на звонкую монету были возобновлены. Билеты обменивали по курсу 570 копеек за золотой полуимпериал или 110,5 копеек за 1 рубль серебром. Однако суммы, предъявленные к обмену, были столь велики, что разменный фонд очень быстро сократился до критического уровня, и в конце 1863 года правительство прекратило размен кредитных билетов на золото и серебро. Попытка стабилизации рубля не удалась. 
   
     Оживление промышленности после отмены крепостного права хотя и стабилизировало финансовую и денежную систему России, но ненадолго. Последовавшие в 1877-1878 годах новая война с Турцией, а затем неурожай 1880 года окончательно похоронили надежды правительства на стабилизацию рубля. 
   
     Тем временем, начиная с 50-х годов, и особенно после 60-х произошли серьезные изменения в оформлении государственных бумажных денежных знаков. Окончательно утвердился стиль, названный "русским". На денежных билетах стали появляться крупные детали архитектурных сооружений, парадные портреты русских исторических лиц - полководца князя Дмитрия Донского (Кредитный билет 5 рублей 1866 г), основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича (Кредитный билет 10 рублей 1880 г), Петра I (Кредитный билет 50 рублей 1868 г), Екатерины II (Кредитный билет 100 рублей 1864 г). Впервые появились изображения императорских вензелей: на знаках, выпущенных до 1882 года - Александра II, с 1882 года - Александра III, а с 1895 года - Николая II. 
   
     В 1887-1895 годах были выпущены Государственные кредитные билеты новых образцов с нарицательной стоимостью 1, 3, 5, 10 и 25 рублей. Их оформление приобретало все большую пышность в "русском стиле". На оборотной стороне купюр был изображен Герб империи. Все кредитные билеты, выпущенные в данный период, содержали текст с указанием об их размене в кассе Госбанка на серебряную и золотую монету, однако на практике данное положение не выполнялось. 
   
     Предпринимавшиеся до конца столетия попытки стабилизации рубля были противоречивы и непоследовательны и желаемого результата не принесли. Однако бурный рост капитализма в конце XIX века в России требовал твердой валюты. Поскольку многочисленные попытки увеличить покупательную способность рубля неизменно проваливались, правительство приняло курс на поддержание курса рубля на прежнем уровне, накапливая тем временем золотой запас, и подготавливая денежную реформу, имевшую целью замену инфляционного денежного обращения - системой золотого монометаллизма с банкнотным обращением, переход к которой уже совершили к тому времени многие развитые капиталистические страны. 
   
     Для подготовки реформы правительством был предпринят ряд мер, направленных на увеличение золотого запаса страны - увеличение экспорта (главным образом хлеба), расширение добычи золота, внешние займы, что позволило стабилизировать курс рубля на уровне 1 рубль 50 копеек кредитными билетами за 1 рубль золотом. 
   
     В 1895-1897 годах министр финансов Витте С.Ю. в несколько этапов провел денежную реформу. Первоначально в обращение была введена золотая монета и ее размен на кредитные билеты. При этом между кредитным билетом и золотыми монетами было установлено следующее соотношение: 7,5 рублей кредитными билетами за полуимпериал (5 золотых рублей) и 15 рублей - за империал (10 золотых рублей). Затем номинальная стоимость золотых монет была приведена в соответствие с установленной на них "ценой" в кредитных рублях. На империалах стали чеканить номинал - 15 рублей, на полуимпериалах - 7,5 рублей. Завершающим этапом реформы явилось принятие закона, регулирующего эмиссию кредитных билетов. Государственному банку был разрешен выпуск билетов на 600 млн. рублей, при покрытии 50 % суммы золотом, вторая же половина должна была выпускаться под залог товаров и недвижимости. Выпуск билетов сверх этой суммы на 100 % должен был обеспечиваться золотом. Проведенная реформа, по сути, вводила неограниченный размен билетов на золотую монету, что требовало соответствующего изменения надписи на Государственных кредитных билетах, предусматривавшей ранее размен на серебряную монету, как основное средство платежа. Основным средством платежа становился золотой рубль. 
   
     Таким образом, в результате денежной реформы 1895-1897 годов в обращении находились следующие денежные знаки: золотые монеты, Государственные кредитные билеты (свободно разменивавшиеся на золотые монеты), полноценная серебряная монета, неполноценная серебряная монета и мелкая медная монета. 
   
     Оформление выпущенных в пореформенное время билетов (1898-1912 года) билетов претерпело сильные изменения. Первоначально были выпущены билеты номиналами в 1, 3, 5, 10 и 25 рублей с прежним внешним видом, за исключением текста об их размене на металлическую монету.

Купюра 1 рубль образца 1898 года выпуска 
 
Размеры банкноты - 153 х 92 мм; 
Водяные знаки - фоновая сетка  
(в виде светлых и тёмных ромбиков  
по всему полю купюры).
Купюра 50 рублей 1899 года 
 
Банкнота появилась после реформы, 
проведённой министром финансов Витте С.Ю. 
Размеры купюры - 190 х 117 мм,  
Водяные знаки - отсутствуют.

В дополнение к  указанным были выпущены билеты в 50 рублей образца 1899 г, 100 рублей (1898 г) и 500 рублей (1898 г). На данных денежных знаках были изображены портреты Николая I, Екатерины II и Петра I соответственно. Все дореформенные  кредитные билеты были изъяты из обращения до 1902 года, а с 1905 года начинается постепенная замена денежных знаков, выпущенных в первые годы после реформы на кредитные билеты новых образцов. 
   
     К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я.Рейхеля, А.Зауэрвейда, Ф.Лундина, П.Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ "русской валюты". "Николаевский" рубль отличался виртуозной сложностью исполнения, изображения на нем нередко превосходили по сложности и утонченности рисунки и гравюры лучших художников. В этот период были выпущены в обращение знаки достоинством 3 рубля, (образца 1905 года), 5, 10 и 25 рублей (1909 года)., 100 рублей (1910 года) и 500 рублей (1912 года). Последнюю купюру, безусловно, можно отнести к лучшим образцам мировых валют. Кроме того данная купюра по покупательной способности была одной из самых крупных в истории бумажных денег. На купюрах достоинством 25 рублей и выше были изображены портреты царей Александра III, Екатерины II и Петра I. 
   
     Период стабилизации завершился с вступлением России в первую мировую войну. Выстрел, прозвучавший в Сараево, поразил не только наследника Австрийского престола, но и Российские финансы. Война потребовала колоссальных непредвиденных расходов, что неминуемо привело к инфляции. Уже летом 1915 года из оборота практически исчезли золотые монеты, которые осели на руках у населения в виде сокровищ. В сложившейся ситуации ощущался острый голод мелкой разменной монеты. Чтобы решить данную проблему в сентябре 1915 года правительство решило выпустить марки-деньги. Для их изготовления использовались клише 10-, 15-, и 20-копеечных почтовых марок, выпущенных в 1913 году в связи с 300-летием дома Романовых.

Деньги-марки 
 

Деньги-марки были выпущены в 1915 году  
для замены исчезнувшей из оборота мелкой серебряной и медной монеты. 
Были напечатаны на плотной, толстой бумаге.
 
Размеры марок -30 х 24 мм     

На оборотной  стороне марок достоинством в 1, 2, 3 копейки был помещен текст "имеет хождение наравне с медной монетой", а на марках номиналом в 10, 15 и 20 копеек - "имеет хождение наравне с серебряной монетой". Марки-деньги быстро ветшали и выцветали, поэтому во второй половине декабря 1915 года помощь им позднее были выпущены в обращение более прочные разменные казначейские знаки достоинством 1, 2, 3, 5 и 50 копеек. 
   
     В годы войны резко возросла нагрузка на печатный станок, и экспедиция заготовления государственных бумаг перестала справляться с выпуском денег. Тогда в оборот стали поступать денежные знаки упрощенного оформления - кредитные билеты стоимостью 1 рубль, на которых отсутствовали серия и номер купюры. 
   
     Таким образом, накануне Февральской революции покупательная способность рубля упала до 26 довоенных копеек. Наконец в результате известных событий на смену Царскому пришло Временное правительство. Продолжавшаяся война требовала колоссальных расходов. С первых дней Временное правительство приступило к активной эмиссии денег. Указом от 4 марта 1917 года Государственному банку был разрешен выпуск денежных знаков до 8,5 млрд. рублей, а уже к осени 1917 года общий объем эмиссии составил 16,5 млрд. рублей. 
   
     Весной 1917 года в денежное обращение поступили купюры достоинством 250 и 1000 рублей.

Купюра 250 рублей 1917 года выпуска 
 

Первая денежная эмиссия Временным правительством банкнот нового образца. 
В центре купюры - двухглавый орёл на фоне свастики 
Размеры банкноты - 17,3 х 10,3 см;  
Водяные знаки - фоновая сетка  
(в виде сложного повторяющегося рисунка из вложенных тёмных и светлых ромбиков).      

Купюры содержали  обозначение номинала и текст  об их размене на золотую монету, несмотря на то, что разменные операции Госбанк прекратил еще в начале войны. На этих же купюрах впервые появились изображения свастики. На обороте билета в 250 рублей был изображен двуглавый орел без атрибутов царской власти, а на купюре в 1000 рублей - Таврический дворец в Петербурге - место, где заседал первый Российский парламент. 
   
     Указом Временного правительства от 23 августа 1917 года началась эмиссия новых денежных знаков достоинством 20 и 40 рублей, получивших в народе название "керенок".

"Керенки" - 20 и 40 рублей 
 

Выпускались напечатанными на больших листах,  
от которых по мере необходимости отрезали требуемую сумму. 
Водяные знаки-фоновая сетка (в виде ромбиков).     

Временное правительство  планировало провести массовый выпуск новых денег и в 1917 году в США  был размещен заказ на изготовление государственных кредитных билетов  номиналом в 50 копеек, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей. Однако эти денежные знаки  начали поступать в Россию лишь в 1918 году, т.е. после Октябрьской революции. Позднее билеты номиналом 50 копеек, 25 и 100 рублей были использованы правительствами Колчака, Временным правительством Дальнего Востока и Временной властью Забайкалья. Кредитные билеты, изготовленные в США, значительно отличались от денежных знаков, отпечатанных в России. В их разработке участвовали американские специалисты, что привело к появлению на них элементов узоров, характерных для долларовых купюр. Отпечатаны они были на бумаге темно-серого или коричневого цвета.

Купюра 25 рублей образца 1918 года 
 
Купюра изготовлена по заказу  
Временного правительства в США. 
Поступила в Россию  
после Октябрьской революции. 
Размеры купюры - 147 х 86 мм;  
Водяные знаки - отсутствуют.
«Белогвардейские» деньги 
 
Размеры купюры - 100 х 45 мм; 
Водяные знаки - отсутствуют. 
  
  
  
 
 

      Пришедшие  к власти осенью 1917 года большевики  также не могли оставить без  внимания денежное обращение  страны. Ситуация сложившаяся после  Октябрьской революции в денежном обращении страны отличалась редкостной пестротой всевозможных платёжных средств: облигации "Займа Свободы", купоны государственных процентных бумаг, закладных листов Дворянского и Крестьянского банков, билеты Государственного казначейства, краткосрочные обязательства Государственного казначейства и др. В обороте насчитывалось около двух сотен разновидностей одних только купонов. Пользоваться ими было неудобно, так как номиналы их были не только не округлёнными, но и зачастую - дробными. Сами же купоны были небольшого размера, а надписи на них были выполнены мелким шрифтом. Продолжавшаяся же инфляция требовала постоянного увеличения денежной массы, а денег не хватало катастрофически. 
   
     Особенно остро "денежный голод" ощущался на окраинах молодой Советской республики. Поступления денег были нерегулярны, к тому же в стране разгоралась гражданская война. В этих условиях во многих городах местные власти выпускали собственные деньги, объявляя их обязательными к приёму.

«Местные» деньги 
 
Размеры купюры - 140 х 83 мм; 
Водяные знаки - отсутствуют. 
  
  
 
«Внутренние»  деньги 
 
Размеры купюры - 110 х 55 мм; 
Водяные знаки - фоновая сетка  
в виде волнистых линий по всему  
полю знака. 
 
 

     В 1918 году был  разрешен выпуск местных денег Архангельскому отделению Госбанка. При оформлении этих денег художник С.Чехонин использовал различные "северные" мотивы - изображение белых медведей, моржей, снега, торосов. Денежные знаки выглядели очень эффектно, но печатались на обычной бумаге и быстро изнашивались. Кроме Архангельска местные деньги были разрешены Терской области и Туркестанскому краю. Помимо санкционированной центральными властями местной эмиссии денег, в различных городах и областях шло стихийное "деньготворчество". Для одной из таких эмиссий в Якутии использовались винные этикетки, на которых рукой местного наркома финансов А.Семенова были надписаны номиналы. Алексея Семёнова хорошо знал и уважал М.Горький. В своём очерке "О единице" Горький так писал об этом : "Из всех бумажных денег, которые выпускались в оборот на безграничном пространстве Союза Советов, самые оригинальные деньги выпустил Алексей. Он взял разноцветные этикетки для бутылок вина, своей рукой написал на "Мадере" - 1 р., на "Кагоре" - 3 р., "Портвейн" - 10 р., "Херес" - 25, приложил печать Наркомфина, и якуты, тунгусы очень хорошо принимали эти деньги как заработную плату и как цену продуктов. Когда Советская власть погасила эти своеобразные квитанции, Семёнов прислал мне образцы их.". 
   
     Новой власти нужны были новые деньги, которые бы соответствовали по духу и несли на себе символику Советской власти. 28 сентября 1918 года Коллегия по управлению Народным банком РСФСР поручила техническому советнику банка П.М.Богданову выяснить в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг в Петрограде техническую возможность изготовления разменных марок или казначейских знаков мелких достоинств. 
   
     Первоначально в экспедиции был разработан эскиз денежного знака трёхрублёвого достоинства. Его автором стал художник Р.Г.Зарриньш, бывший в то время главным техником по художественной части на фабрике. После небольшой редакции эскиза и его одобрения, решением Центрального управления Народного банка Экспедиции предлагалось незамедлительно приступить к разработке образцов новых знаков трёх номиналов - 1, 2 и 3 рубля. Так 3 января 1919 года ЭЗГБ в Москву было отправлено описание расчётных знаков 1, 2 и 3-х рублёвого достоинства образца 1919 года. Разработанные в экспедиции знаки были упрощённого образца - без нумерации и указания года выпуска и имели небольшой формат, на них впервые был изображён государственный герб РСФСР, утверждённый Конституцией, принятой Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года.

Информация о работе Краткая история денежного обращения России