Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов управления предприятием и планирования его деятельности на перспективу является бизнес-план. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую перспективы, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.
1.1 Методологические основы разработки бизнес-плана 3
1.2. Процесс и этапы бизнес планирования, концепция структуры бизнес-плана 7
Оглавление
1.1 Методологические
основы разработки бизнес-плана
1.2. Процесс и этапы бизнес планирования, концепция структуры бизнес-плана 7
Введение
В современной динамично
Одним из важнейших инструментов управления предприятием и планирования его деятельности на перспективу является бизнес-план. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую перспективы, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.
Бизнес-план позволяет также показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.
Самым важным является процесс
сведения воедино всех нитей, которые
будут задействованы при
В зависимости от природы проекта эти элементы будут, скорее всего, включать следующее:
Формат плана может быть определен политикой компании. Если нет, может быть выбрана общая линия возможного подхода, разработанная на основе того, что Acme Bank ищет способы улучшения работы одного из своих ключевых подразделений.
Ценность такого подхода к разработке бизнес-плана — в его жесткой дисциплине, выраженной в документе:
1.1 Методологические основы разработки бизнес-плана
В самом общем случае план
- это образ чего-либо, модель желаемого
будущего или система мер, направленная
на достижение поставленных целей и
задач. Бизнес-план, как один из наиболее
распространенных в настоящее время видов
планов, представляет собой:
* рабочий инструмент предпринимателя
для организации своей работы;
* развернутую программу (рационально
организованных мер, действий) осуществления
бизнес-проекта, предусматривающую оценку
расходов и доходов;
* документ, характеризующий основные
стороны деятельности и развития предприятия;
* результат исследования и обоснования
конкретного направления деятельности
фирмы на определенном рынке;
* функции и принципы бизнес-планирования.
Рис. 1. Назначение бизнес-плана и его основные
элементы
Бизнес-планирование, как
необходимый элемент управления
выполняет в системе
* инициирование - активизация, стимулирование
и мотивация намечаемых действий, проектов
и сделок;
* прогнозирование - предвидение и обоснование
желаемого состояния фирмы в процессе
анализа и учета совокупности факторов;
* оптимизация - обеспечение выбора допустимого
и наилучшего варианта развития предприятия
в конкретной социально-экономической
среде;
* координация и интеграция - учет взаимосвязи
и взаимозависимости всех структурных
подразделений компании с ориентацией
их на единый общий результат;
* безопасность управления - обеспечение
информацией о возможных рисках для своевременного
принятия упреждающих мер по уменьшению
или предотвращению отрицательных последствий;
* упорядочение - создание единого общего
порядка для успешной работы и ответственности;
* контроль - возможность оперативного
отслеживания выполнения плана, выявления
ошибок и возможной его корректировки;
* воспитание и обучение - благоприятное
воздействие образцов рационально спланированных
действий на поведение работников и возможность
обучения их, в том числе и на ошибках;
* документирование - представление действий
в документальной форме, что может быть
доказательством успешных или ошибочных
действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-плана эксперты
будут исходить из следующих предпосылок
внутрифирменного планирования:
Таблица 1. Основные принципы внутрифирменного
планирования
№ п/п |
Принципы планирования |
Содержание |
1 |
Необходимость |
1. Обязательное применение
планов в любой сфере 2. Прежде чем действовать,
каждый должен знать, что |
2 |
Непрерывность |
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы. |
3 |
Эластичность и гибкость |
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; г) использования альтернативных планов. |
4 |
Единство и полнота (системность) |
Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой)
экономической цели и 2. Все сопряженные частичные
планы структурных единиц 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. |
5 |
Точность и детализация |
1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2. По мере перехода
от оперативных краткосрочных
к средне- и долгосрочным стратегическим
планам точность и детализация
планирования соответственно |
6 |
Экономичность |
1. Расходы на планирование
должны соизмеряться с 2. Вклад планирования
в эффективность определяется
улучшением качества |
7 |
Оптимальность |
1. На всех этапах планирования
должен обеспечиваться выбор
наиболее эффективных 2. Выражается в максимизации
прибыли и других |
8 |
Связь уровней управления |
Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий. |
9 |
Участие |
1. Активное участие персонала
в процессе планирования 2. «Планирование для себя» психологически и экономически эффективнее, чем «для других». |
10 |
Х олизм (сочетание координации и интеграции) |
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |
Изложенные выше принципы планирования
тесно связаны между собой
и, в конечном счете, ориентированы
на всестороннее обоснование плановых
показателей и достижение наилучших
финансовых результатов деятельности
предприятия. Они определяют содержание
и ориентацию плановой работы на всех
стадиях обоснования проекта
и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов,
в процессе планирования будут учтены
общеэкономические принципы научности,
приоритетности, динамичности, директивности,
эффективности, комплектности и др.
Разработчики, в процессе бизнес-планирования,
ставят перед собой целью дать правильную
оценку:
* круга потенциальных потребителей продукции;
* конкурентоспособности выпускаемых
изделий на рынке в своем сегменте качества;
* возможности и необходимости выпуска
продукции в заявленных объемах;
* достаточности капитала у инициатора
бизнес-идеи.
1.2. Процесс и этапы бизнес планирования, концепция структуры бизнес-плана
Процесс бизнес-планирования от возникновения
экономического замысла до получения
и распределения прибыли между его участниками
представлен на рис. 2.
Разработка бизнес-плана
включает в себя следующие этапы:
* Обоснование идеи проекта. Основные характеристики
проекта. Цели проекта и его предварительная
основная стратегия.
* Сбор и анализ информации по рынку сбыта.
Маркетинг и сбыт продукции.
* Сбор и анализ информации о продукции.
Описание продукции и ее структуры, мощности
предприятия.
* Анализ состояния и возможностей предприятия
и перспективности отрасли. Описание предприятия.
* Национальные, отраслевые и подготовительные
факторы, благоприятные для проекта.
* Контуры экономической, промышленной,
финансовой, социальной политики.
* Определение потребности и путей обеспечения
площадями, оборудованием, кадрами и другими
ресурсами. Производственный план.
* Расчет требуемого капитала и источников
финансирования. Финансовый план.
* Определение направленности и масштабности
проекта, расчет эффективности. Направленность
и эффективность проекта.
* Подбор материалов и составление приложений.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Анализ перспективности идеи
Сильные и слабые стороны идеи – это те её характеристики, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно от-носятся к настоящему времени.
Здесь необходимо рассмотреть следующие факторы:
Возможности и угрозы – это те характеристики, которые находятся, вне контроля предпринимается, и могут повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы:
Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появление идеи и выявить тенденции их развития в дальнейшем.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трёх следующих элементов:
Проанализировав и оценив
идею, составители бизнес-плана