Корпоративное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших инструментов управления предприятием и планирования его деятельности на перспективу является бизнес-план. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую перспективы, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Содержание

1.1 Методологические основы разработки бизнес-плана 3
1.2. Процесс и этапы бизнес планирования, концепция структуры бизнес-плана 7

Работа содержит 1 файл

Курсовой проэкт.docx

— 101.62 Кб (Скачать)

Оглавление

1.1 Методологические  основы разработки бизнес-плана 3

1.2. Процесс и этапы  бизнес планирования, концепция  структуры бизнес-плана 7

 

Введение

В современной динамично изменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя их результатов. Планирование одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Одним из важнейших инструментов управления предприятием и планирования его  деятельности на перспективу является бизнес-план. Он включает разработку целей  и задач, которые ставятся перед  предприятием на ближайшую перспективы, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых  для достижения поставленных целей  в условиях конкуренции.

Бизнес-план позволяет также показать выгодность предполагаемого проекта  и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Инвестор вложит свои средства лишь в  тот проект, который с достаточной  вероятностью гарантирует ему получение  максимальной прибыли.

Самым важным является процесс  сведения воедино всех нитей, которые  будут задействованы при запуске  проекта. Каждый элемент потребует  разработки отдельного плана, а вместе эти разработки создадут бизнес-план всей программы в целом.

В зависимости от природы  проекта эти элементы будут, скорее всего, включать следующее:

  • бизнес-цели и задачи;
  • маркетинг;
  • управление каналами дистрибтюции;
  • производственные операции;
  • IT;
  • человеческие ресурсы;
  • финансы;
  • юридические и прочие согласования;
  • оценку рисков;
  • стратегию выхода.

Формат плана может  быть определен политикой компании. Если нет, может быть выбрана общая  линия возможного подхода, разработанная  на основе того, что Acme Bank ищет способы улучшения работы одного из своих ключевых подразделений.

Ценность такого подхода  к разработке бизнес-плана — в  его жесткой дисциплине, выраженной в документе:

  • ключевые задачи должны быть выполнены каждой бизнес-группой;
  • для выполнения этих задач должны быть выполнены определенные действия и при этом указаны:
  • затраты;
  • ожидаемые результаты;
  • даты, к которым эти действия должны быть выполнены;
  • ответственные за выполнение.

 

 

 

 

 

1.1 Методологические основы  разработки бизнес-плана

В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого  будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и  задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой: 
  * рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы; 
  * развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов; 
  * документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия; 
  * результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке; 
  * функции и принципы бизнес-планирования. 
 
Рис. 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

Бизнес-планирование, как  необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие: 
  * инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок; 
  * прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов; 
  * оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде; 
  * координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат; 
  * безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий; 
  * упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности; 
  * контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки; 
  * воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках; 
  * документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы. 
При разработке бизнес-плана эксперты будут исходить из следующих предпосылок внутрифирменного планирования: 
 
Таблица 1. Основные принципы внутрифирменного планирования

№ п/п

Принципы планирования

Содержание

1

Необходимость

1. Обязательное применение  планов в любой сфере деятельности  является рациональным поведением  людей.

2. Прежде чем действовать,  каждый должен знать, что хочет  и может.

2

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии  должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

б) скользящего планирования - по истечении части планового  периода составляется обновленный  план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

3

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

а) введения плановых резервов по основным показателям;

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных  ситуаций и распределения данных;

в) использования оперативных  планов для учета возникающих  изменений среды;

г) использования альтернативных планов.

4

Единство и полнота (системность)

Системность достигается  тремя основными способами:

1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием  всех структурных подразделений  предприятия по горизонтальному  и вертикальному уровням планирования.

2. Все сопряженные частичные  планы структурных единиц фирмы  и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития.

3. Включения в план  всех факторов, которые могут  иметь значение для принятия  решений.

5

Точность и детализация

1. Любой план должен  быть составлен с достаточно  высокой степенью точности для  достижения поставленной цели.

2. По мере перехода  от оперативных краткосрочных  к средне- и долгосрочным стратегическим  планам точность и детализация  планирования соответственно может  уменьшаться вплоть до определения  только основных целей и общих  направлений развития фирмы.

6

Экономичность

1. Расходы на планирование  должны соизмеряться с получаемыми  от него выгодами.

2. Вклад планирования  в эффективность определяется  улучшением качества принимаемых  решений.

7

Оптимальность

1. На всех этапах планирования  должен обеспечиваться выбор  наиболее эффективных вариантов  решений.

2. Выражается в максимизации  прибыли и других результативных  показателей фирмы и минимизации  затратных, при прогнозируемых  ограничениях.

8

Связь уровней управления

Достигается тремя способами:

а) детализацией планов «сверху-вниз»;

б) укрупнением планов «снизу-вверх»;

в) частичным делегированием полномочий.

9

Участие

1. Активное участие персонала  в процессе планирования усиливает  его мотивацию поведения.

2. «Планирование для себя»  психологически и экономически  эффективнее, чем «для других».

10

Х олизм (сочетание координации и интеграции)

Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать  в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном  уровне предприятия независимо не может  быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.


 
 
Изложенные выше принципы планирования тесно связаны между собой  и, в конечном счете, ориентированы  на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших  финансовых результатов деятельности предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта  и его последовательной реализации. 
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования будут учтены общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др. 
Разработчики, в процессе бизнес-планирования, ставят перед собой целью дать правильную оценку: 
  * круга потенциальных потребителей продукции; 
  * конкурентоспособности выпускаемых изделий на рынке в своем сегменте качества; 
  * возможности и необходимости выпуска продукции в заявленных объемах; 
  * достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи. 
 

1.2. Процесс и этапы  бизнес планирования, концепция  структуры бизнес-плана

 
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками представлен на рис. 2. 
 

Разработка бизнес-плана  включает в себя следующие этапы: 
  * Обоснование идеи проекта. Основные характеристики проекта. Цели проекта и его предварительная основная стратегия.  
  * Сбор и анализ информации по рынку сбыта. Маркетинг и сбыт продукции. 
  * Сбор и анализ информации о продукции. Описание продукции и ее структуры, мощности предприятия. 
  * Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли. Описание предприятия. 
  * Национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоприятные для проекта. 
  * Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики. 
  * Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами. Производственный план. 
  * Расчет требуемого капитала и источников финансирования. Финансовый план. 
  * Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности. Направленность и эффективность проекта. 
  * Подбор материалов и составление приложений.

 

 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Анализ перспективности  идеи

Сильные и слабые стороны  идеи – это те её характеристики, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно от-носятся к настоящему времени.

Здесь необходимо рассмотреть  следующие факторы:

  • организационные  (организационно-правовая форма,  наличие помещений,  собственных или арендованных);
  • маркетинговые  (место расположения, маркетинговый комплекс,  рынок,  его сегмент;
  • конкуренты: чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной);
  • технические (производственные фонды: состояние и ресурсы);
  • финансовые (наличие собственных средств);
  • кадровые  (навыки и профессиональные недостатки,  насколько идея отвечает представлениям, знаниям и умениям предпринимателя).

Возможности и угрозы –  это те характеристики, которые находятся, вне контроля предпринимается, и могут повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы:

  • экономическая среда  (государственная поддержка малых форм, налоговое законодательство);
  • политическая среда;
  • социально-культурная среда;
  • технологическая среда;
  • демографическая среда.

Необходимо проанализировать факторы,  вызвавшие появление  идеи и выявить тенденции их развития в дальнейшем. 

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трёх следующих  элементов:

  • понимание состояния дел на данный момент;
  • ясное представление того уровня, которого вы собираетесь достичь;
  • планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Проанализировав и оценив идею, составители бизнес-плана определяют своё состояние(сильные и слабые стороны, возможности и опасности) на данный момент, после чего приступают к формулированию целей и задач.  Этот процесс состоит из двух этапов.  На первом этапе необходимо установить,  какой именно бизнес ведётся. На втором этапе необходимо определить главные количественно определённые цели на перспективу, отражающие стремления в бизнесе, и выделить те из них, которые реально достижимы, определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и тактику, сформулировать оперативные планы. Цели должны быть очень точно и чётко выражены в цифрах и отражать то, чего можно достичь в данной экономической ситуации, в данном месте и в данное время. Цели должны быть конкретными, количественно определёнными, достижимыми и реальными. Сравнивая эти цели с результатами деятельности, вы сможете судить об эффективности своей деятельности. Правильно поставленная совокупность задач,  направленных на достижение требуемых целей, составляет стратегию. Необходимо рассмотреть несколько вариантов стратегии, дать им оценку и выбрать то необходимое, что может помочь в осуществлении поставленных задач. Эти варианты должны включать в себя различные подходы к ценообразованию продукции,  работе с персоналом, финансовым вопросам. Необходимо выбрать наиболее приемлемую для бизнеса стратегию. Стратегия не должна быть слишком сложной и перегруженной, она должна состоять из серии простых задач.


Информация о работе Корпоративное планирование