Контрольная работа по предмету "Деньги, кредит, банки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Расчеты посредством аккредитива. Государственный кредит. Факторинговые операции банков.

Содержание

2. Расчеты посредством аккредитива………………………………………3
3. Государственный кредит…………………………………………………7
4. Факторинговые операции банков………………………………………..13
5. Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ.docx

— 241.67 Кб (Скачать)

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих  в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ  /1/.

Использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства  /2/.

          Отличия государственного кредита от банковского.

Государственный кредит как самостоятельная  форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей:

а) потребность государства в кредите. Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов /1/. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

б) условия сделки. Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков /1/.

в) целевое назначение. Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

г) срок возврата ссуды. При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно /1/.

д) способность увеличивать или сокращать денежную массу.

С помощью банковского кредита  создаются деньги и при не продуманной  кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических  отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных  займов, кредитов Национального банка  на покрытие дефицита и других краткосрочных  и долгосрочных обязательств (Закон  “ О внутреннем государственном  долге Республики Беларусь”). Право  привлекать заемные средства у юридических  и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину  Республики Беларусь.

Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. 

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает: 
        1.централизованный; 
        2. децентрализованный.

В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров  и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для  финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим  развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными  активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид  займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа носил  явно экспериментальный характер, поэтому  остается надеяться на дальнейшее совершенствование  нормативной базы в процессе дальнейшего  выпуска, размещения и обращения  таких бумаг).

По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы.

По срокам они делятся на: 
          1. краткосрочные (до 1 года); 
          2. долгосрочные (свыше года).

В зависимости от формы и порядка  оформления кредитных отношений  различают: государственные облигационные займы и безоблигационные займы.

Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая  внесение ее владельцем денежных средств  и подтверждающая обязательство  юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный  в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска) /3/.

Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих  внесение их держателями денежных средств  в бюджет и дающих право на получение  фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц  /3/.

Ценные бумаги государства делятся  на две группы: 
         1) бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке; 
         2) бумаги, не поступающие на вторичный рынок.

.

При приобретении ценной бумаги правительства  значение имеет доход от нее, который  зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной  величины, срока, условий выпуска, степени  риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения  ожидаемых темпов инфляции. Если темпы  инфляции повышаются, то кредиторы  несут убытки, а заемщик получает прибыль.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных  потерь. Этого можно добиться при  распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также использует займы  как краткосрочные, так и долгосрочные. Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. 
Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь.

Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг.

Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг  на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов выпуска государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки рефинансирования. В 1996 г. выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы.ЭмиссияГКО составила 6032,03 млр. Руб.

Указом Президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная биржа преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение Национального банка. С этого момента Национальный банк активно включился в процесс организации вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, Национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики 
Беларусь.

издано совместное постановление  Совета Министров Республики Беларусь и 
Национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций 
Республики Беларусь и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых выпусков ГКО и ценных бумаг Национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;

Кроме того, с целью повышения  заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности  данного рынка реализованы следующие  мероприятия:

1. Национальный банк Республики  Беларусь осуществляет предоставление  ломбардных кредитов под залог  государственных ценных бумаг; 
2. Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.

Операции на открытом рынке с  государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы.

Государственный кредит формирует  часть государственного долга 
(внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное  с предоставлением валютных и  товарных ресурсов во временное пользование  на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности /3/.

Субъектами кредитных отношений  выступают государства, банки, международные  и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации, отдельные  юридические лица. Международный  кредит предоставляется за счет средств  государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в  международных валютно-кредитных  и финансовых организациях.

Позитивная роль международного кредита  в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности  процесса воспроизводства и его  расширения.

Для межгосударственного кредита  характерно то, что субъектами кредитных  отношений выступают отдельные  государства, а объектом перераспределения  – их национальный доход.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания  экономических реформ, перехода к  рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной  перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя  современные технологии, а также  развития экспортного потенциала, насыщения  внутреннего рынка товарами народного 

В 1998 году продолжится работа по развитию рынка ценных бумаг с целью  расширения неинфляционного кредитования дефицита государственного бюджета, сглаживания  колебаний процентных ставок денежного  рынка и поддержания ликвидности  банковской системы.

  1. Факторинговые операции банков

 

 Факторинг    -     кредитование    оборотного    капитала предприятия-поставщика  (в  дальнейшем  -  "поставщик"), связанное с уступкой   другому   лицу    (фактору)   неоплаченных   плательщиком(покупателем)   долговых   требований   (платежных   документов   за поставленные  товары,   выполненные  работы,  оказанные   услуги)  и передачей фактору права получения платежа по ним.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Деньги, кредит, банки"