Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:04, доклад
Осуществление безналичных расчетов происходит посредством открытия банками организациям расчетных и специальных счетов.
Расчетный счет – счет юридического лица в учреждении банка, предназначенный для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.
Осуществление безналичных расчетов происходит посредством открытия банками организациям расчетных и специальных счетов.
Расчетный счет – счет юридического лица в учреждении банка, предназначенный для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.
Для открытия расчетного счета в банк необходимо предоставить заявление об открытии счета; карточку с образцами подписей лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов; справку о постановке на учет в налоговой инспекции. Кроме этого необходимы копии следующих документов: свидетельства о регистрации; устава и учредительного договора предприятия; документов, подтверждающих регистрацию юридического лица в качестве плательщика взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
Расчетные счета, открытые в банке
являются для кредитных организаций
лицевыми счетами, имеющими свои индивидуальные
номера. Движение денежных средств
по расчетному счету контролируется
посредством предоставляемых
Особенностью банковских выписок
является то, что пополнение денежными
средствами расчетных счетов клиентов
(организаций) отражается в выписках
по кредиту, а списание денежных сумм
– по дебету. Происходит это вследствие
того, что лицевые счета банков
являются пассивными, так как содержат
информацию о задолженности кредитной
организации перед
При обработке бухгалтерией выписок и обнаружении ошибок или несоответствий вследствие необоснованного снятия с расчетного счета или поступления денежных средств, данные суммы отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» следующим образом.
При
необоснованном списании денежных средств
со счета организации :
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»
К-т счета 51 «Расчеты счета».
При
необоснованном зачислении денежных сумм
на счет организации:
Д-т счета 51 «Расчеты счета»
К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами
и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».
Вместе с предоставляемой
При осуществлении безналичных расчетов в качестве первичных документов используются следующие расчетные документы:платежные поручения, платежные требования, чеки, инкассовые поручения и аккредитивы. В расчетных документах должны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа; налог, подлежащий уплате; сумму платежа; очередность платежа; вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).
Платежное поручение – это распоряжение плательщика (владельца счета) банку перевести определенную сумму денежных средств на счет получателя.
Платежные поручения применяются для списания средств в целях осуществления расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; выплат в бюджеты и внебюджетные фонды; возврата кредитов и т.д.
Данный расчетный документ составляется
на бланке утвержденной формы и принимается
банком вне зависимости от наличия
средств на счете плательщика. При
отсутствии денежных средств на расчетном
счете организации, банк произведет оплату
по мере пополнения счета в очередности,
определенной законодательством (ГК РФ,
ст. 855), а именно:
1 – по исполнительным документам, удовлетворяющим
требования о возмещении вреда, причиненного
жизни и здоровью, а также требований о
взыскании алиментов;
2 – по исполнительным документам, предусматривающих
выплату денежных средств для расчетов
по выплате выходных пособий и заработной
платы лицам, работающим по трудовому
договору или контракту, а также выплата
вознаграждений по авторскому договору;
3 – по платежным документам, для осуществления
платежей во внебюджетные фонды Российской
Федерации;
4 – по платежным документам, предусматривающим
платежи в бюджет;
5 – по исполнительным документам, предусматривающим
удовлетворение других денежных требований.
Платежное
требование – расчетный документ, содержащий
требование получателя средств к плательщику
об уплате определенной денежной суммы
в соответствии с заключенным между ними
договором через банк.
Расчеты платежными требованиями могут
производиться за поставленные товары,
выполненные работы и оказанные услуги,
а также по другим основаниям, предусмотренным
договором, и составляются на бланке утвержденной
формы.
Следующим расчетным документом, с помощью
которого могут осуществляться взаиморасчеты
между организациями является чек.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чековые книжки выдаются владельцам счетов по предъявлению заявления и, являясь бланками строгой отчетности, хранятся в сейфе организации.
Помимо проведения взаиморасчетов при помощи денежных чеков осуществляется получение денежных средств с расчетного счета в кассу организации. Денежный чек заполняется вручную и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. При этом в чеке указываются цели, на которые предполагается израсходовать получаемую сумму: выплата заработной платы, выплата пособий, командировочные и хозяйственные расходы и т.д.
Аккредитив – это форма расчетов, которая заключается в поручении плательщика своему банку (банку-эмитенту) произвести платеж на счет и в банк получателя после предоставления последним пакета документов, свидетельствующих об исполнении обязательств, предусмотренных условиями договора. Аккредитивная форма расчетов применяется с целью обеспечения гарантии платежа.
Существует несколько видов аккредитивов – покрытые, непокрытые, отзывные и безотзывные.
При открытии покрытого (
При открытии непокрытого (
Аккредитив, который может быть аннулирован или изменен без предварительного согласования и уведомления поставщика является отзывным.
Безотзывным является аккредитив, который не может быть изменен без согласия поставщика.
Для открытия аккредитива организация представляет в банк соответствующее заявление, в котором указывается вся необходимая информация. На основании данного заявления банк составляет аккредитив на бланке установленного образца.
Инкассовое поручение - является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые
поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок
взыскания денежных средств установлен
законодательством, в том числе для взыскания
денежных средств органами, выполняющими
контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами
по основному договору, при условии предоставления
банку, обслуживающему плательщика, права
на списание денежных средств со счета
плательщика без его распоряжения.
Инкассовые поручения также
как и вышерассмотренные
Структурным подразделениям организаций в банках могут открываться субсчета с целью выполнения операций по выдаче наличных денежных средств на заработную плату, командировочные расходы и т.д.
Помимо расчетных, организации могут открываться в банках текущие счета. Текущий счет – это вид счета, который служит для хранения денежных средств и осуществления текущих расчетов средствами, которые могут быть легко сняты со счета. Чаще всего текущие счета открываются некоммерческим организациям, фондам, учреждениям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Организация-владелец текущего счета может распоряжаться средствами в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.
Поступление наличных денежных средств
на расчетные счета организаций
осуществляется посредством оформления«
Для бухгалтерского учета движения безналичных денежных средств организации планом счетов финансово-хозяйственной деятельности предусмотрен активный синтетический счет 51 «Расчетные счета», операции по которому отражаются на основании банковских выписок. Данный счет дебетуется при поступлении денежных средств на счета организации и кредитуется при списании денежных средств с расчетного счета организации.
При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет организуется в разрезе каждого из них.
Поступление
денежных средств на расчетный счет организации учитывается по дебету
счета 51 «Расчетные счета» икредиту различных счетов в зависимости от осуществляемой хозяйственной
операции:
- поступление денежных средств на расчетный
счет организации из кассы, с других расчетных
счетов организации, со специальных и
валютных счетов – К-т соответствующих
счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»,
55 «Специальные счета в банках», 52 «Валютные
счета»;
- при поступлении денежной наличности,
числящейся в пути – К-т счета 57 «Переводы
в пути»;
- при возврате займов, предоставленных
организацией другим юридическим лицам,
участником простого товарищества отражено
получение денежных средств от организации-участника,
ведущего общие дела по результатам раздела
имущества, находящегося в общей долевой
собственности – К-т счета 58 «Финансовые
вложения»;
- при возврате авансов поставщиками за
невыполненные обязательства – К-т счета
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- поступление излишне перечисленных средств
в бюджет или во внебюджетные фонды –
К-т счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
69 «Расчеты по социальному страхования
и обеспечению»;
- при поступлении денежных средств вследствие
погашения задолженности перед организацией
поставщиками, подотчетными лицами, учредителями,
другими юридическими и физическими лицами,
филиалами, подразделениями организации
– К-т счетов 62 «Расчеты с покупателями
и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными
лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
79 «Внутрихозяйственные расходы»;
- при поступлении краткосрочных и долгосрочных
кредитов и займов на счет организации
– К-т счетов 66 «Расчеты по краткосрочным
кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным
кредитам и займам»;
- погашение задолженности работника перед
организацией за причинение материального
ущерба или по выданному займу посредством
внесения денежных средств на расчетный
счет – К-т счета 73 «Расчеты с персоналом
по прочим операциям»;
- при погашении дебиторской задолженности
учредителей по вкладам в уставный капитал
– К-т счета 75 «Расчеты с учредителями»;
- при поступлении вкладов участников
простого товарищества – К-т счета 80 «Уставный
капитал»;
- при получении денежных средств на осуществление
конкретных мероприятий – К-т счета 86
«Целевое финансирование»;
- поступление на расчетный счет выручки
от продажи продукции, товаров, за оказанные
услуги и выполненные работы – К-т счета
90 «Продажи»;
- поступление денежных средств вследствие
погашения задолженности по списанным
долгам, поступление штрафов, пеней и других
прочих доходов – К-т счета 91 «Прочие доходы
и расходы»;
- поступление денежных средств в счет
будущих отчетных периодов – К-т счета
98 «Доходы будущих периодов»;
- поступление денежных средств в связи
с чрезвычайными обстоятельствами – К-т
счета 99 «Прибыли и убытки».