Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры и видов коммерческих банков Российской Федерации
Введение 2
1. Возникновение и структура коммерческих банков 4
1.1 Нормативно-правовая база деятельности коммерческих банков 10
1.2 Организационно правовые аспекты 21
2. Виды коммерческих банков 24
3. Уровни кредитной системы 25
4. Принципы деятельности коммерческих банков 27
5. Функции коммерческих банков 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
В конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд долл., 9,3 тыс. штатных банков — членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС.
В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть — до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% — это депозиты до востребования и 56% —срочные депозиты.
На данный момент в России Сформирована двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России2, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Основными
задачами ЦБР являются регулирование
денежного обращения, обеспечение
устойчивости рубля, проведение единой
денежно-кредитной политики, организация
расчетов и кассового обслуживания,
защита интересов вкладчиков, банков,
надзор за деятельностью коммерческих
банков и других кредитных учреждений,
осуществление операций по внешнеэкономической
деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное
регулирование экономики государства
путем установления норм обязательного
резервирования коммерческими банками
своих привлеченных ресурсов, уровня учетных
ставок по кредитам коммерческим банкам,
доведения до них экономических нормативов,
проведения операций с ценными бумагами.
ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих
банков, предоставляя им краткосрочные
кредиты и выступая таким образом кредитором
последней инстанции.
Второй уровень банковской системы представляется
прежде всего широкой сетью коммерческих
банков, обеспечивающих кредитно-расчетное
обслуживание субъектов хозяйственной
жизни.
Наряду с коммерческими банками в России функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечить исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
Особое
место в кредитной системе
занимает Внешэкономбанк, преобразованный
в банк по обслуживанию внешнего долга
Российской Федерации, а также Банк реконструкции
и развития, созданный государством для
финансирования правительственных целевых
программ общегосударственного и регионального
характера с использованием бюджетных
ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитной системе в институциональном
плане можно выделить также союзы, ассоциации,
консорциумы и иные объединения банков,
образованные ими для координации своей
деятельности, защиты интересов своих
членов и осуществления совместных программ.
Помимо
банковских учреждений во второй уровень
кредитной системы входят также специальные
финансово-кредитные институты. В их деятельности
можно выделить, как правило, одну или
две банковские операции, на совершение
которых требуется получение лицензии
ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру.
К таким институтам относятся кредитные
союзы и кооперативы, финансовые и трастовые
компании, страховые компании, частные
пенсионные фонды, ссудосберегательные
ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды
и другие учреждения. Они аккумулируют
средства населения и юридических лиц,
осуществляют кредитование предприятий
и граждан, выступают посредниками на
рынке межбанковских кредитов, выполняют
доверительные операции.
Активно развивается также коммерческое
и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются
тесные связи между различными звеньями
кредитной системы и рынком ценных бумаг.
Первым
и основополагающим принципом деятельности
коммерческого банка является работа
в пределах реально имеющихся ресурсов.
Коммерческий банк может осуществлять
безналичные платежи в пользу других банков,
предоставлять другим банкам кредиты
и получать деньги наличными в пределах
остатка средств на своих корреспондентских
счетах. Возможности самостоятельно создавать
денежные средства, на расчетных счетах
своей клиентуры сверх имеющихся у них
ресурсов, ограничены.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов
означает, что коммерческий банк должен
обеспечивать не только количественное
соответствие между своими ресурсами
и кредитными вложениями, но и добиваться
соответствия характера банковских активов
специфики мобилизованных им ресурсов.
Прежде всего это относится к срокам тех
и других. Так, если банк привлекает средства
главным образом на короткие сроки (вклады
краткосрочные или до востребования),
а вкладывает их преимущественно в долгосрочные
ссуды, то его способность без задержек
расплачиваться по своим обязательствам
(т.е. его ликвидность) оказывается под
угрозой.
Наличие
в активах банка большого количества
ссуд с повышенным риском требует от
банка увеличения удельного веса собственных
средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая
зависимость активов банка от характера
его пассивов должна учитываться при определении
экономических нормативов деятельности
банков и при регулировании их операций.
Возможность совершения тех или иных специфических
банковских операций (ипотечных, инвестиционных
и т.п.) детерминирована структурой пассивов
банка. Поэтому, разрабатывая условия
этих операций, необходимо первостепенное
внимание уделить источникам формирования
соответствующих пассивов. В пределах
имеющихся у банков ресурсов он свободен
в проведении своих активных операций
(при соблюдении установленных экономических
нормативов), т.е. объем его активных операций
не может быть ограничен административными,
волевыми методами. Административные
ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный
характер. Систематическое их применение
подрывает коммерческие основы деятельности
банка, и поэтому приоритет в регулировании,
в том числе имеющем рестриктивную направленность,
должен быть отдан экономическим мерам.
Принцип работы в пределах реально привлеченных
ресурсов как фундамент коммерческой
деятельности банка меняет все ее акцепты:
возрастает заинтересованность банка
в привлечении депозитов, развивается
подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая
движение кредитных ресурсов от административных
пут единого государственного банка. Острая
борьба за пассивы стимулирует поиск банками
наиболее эффективных сфер приложения
своих ресурсов. Происходит реальное перемещение
банковского капитала в наиболее рентабельные
и динамичные отрасли. Радикально меняется
кредитное планирование в банках. Коммерциализация
не означает отказ от кредитного планирования,
напротив, его значение (как текущего,
так и перспективного) неизмеримо возрастает.
Но основу планирования при этом уже составляют
ресурсы банка, а не его вложения.
Работать
в пределах реально привлеченных
ресурсов, обеспечивая при этом поддерживание
своей ликвидности, коммерческий банк
может, только обладая высокой степенью
экономической свободы в сочетании с полной
экономической ответственностью за результаты
своей деятельности.
Вторым важнейшим принципом, на котором
базируется деятельность коммерческих
банков, является полная экономическая
самостоятельность, подразумевающая и
экономическую ответственность банка
за результаты своей деятельности. Экономическая
самостоятельность предполагает свободу
распоряжения собственными средствами
банка и привлеченными ресурсами, свободный
выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение
доходами, остающимися после уплаты налогов.
Банковское законодательство предоставило
всем коммерческим банкам экономическую
свободу в распоряжении своими фондами
и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся
в его распоряжении после уплаты налогов,
распределяются в соответствии с решением
общего собрания акционеров.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.
Одной
из важных функций коммерческого
банка является посредничество в
кредите, которое они осуществляют
путем перераспределения
Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.
Вторая
важнейшая функция коммерческих
банков – стимулирование накоплений в
хозяйстве. Осуществление структурной
перестройки экономики должно опираться
на использование главным образом и в
первую очередь внутренних накоплений
хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции
должны составлять основную часть средств,
необходимых для реформирования экономики.
Между тем все ее предшествующее развитие
не создавало у непосредственных производителей
и других субъектов хозяйственной жизни,
включая население, достаточных стимулов
к сбережению и накоплению полученных
доходов на потребляемую и накопляемую
часть устанавливались директивным планированием.
При невысоком уровне доходов населения
его склонность к накоплению находилась
на низком уровне, а разбалансированность
потребительского рынка опустила этот
уровень до минимальной отметки.
Коммерческие банки, выступая на финансовом
рынке со спросом на кредитные ресурсы,
должны не только максимально мобилизовывать
имеющиеся в хозяйстве сбережения, но
и сформировать достаточно эффективные
стимулы к накоплению средств на основе
ограничения текущего потребления. Стимулы
к накоплению и сбережению денежных средств
формируются на основе гибкой депозитной
политики коммерческих банков. Помимо
высоких процентов, выплачиваемых по вкладам,
кредиторам банка необходимы высокие
гарантии надежности помещения накопленных
ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит
формирование в Российской Федерации
фонда страхования активов банковских
учреждений, депозитов в коммерческих
банках.
Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредиторов средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.
Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами – при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.