Капитальная база коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Собственный капитал банка по общему определению - это имущество банка, свободное от обязательств. Собственный капитал составляет основу деятельности коммерческого банка. Он формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.52 Кб (Скачать)

Срочные депозиты - это денежные средства, внесенные клиентом в банк на фиксированный срок с целью получения по ним дохода. Таким образом, срочные депозиты не используются для осуществления текущих платежей. Уровень дохода по срочному депозиту определяется процентной ставкой, величина которой варьируется банком в зависимости от срока депозита (чем более долгий срок хранения вклада, тем выше процентная ставка по нему), а также он находится в прямой зависимости от величины самого депозита.

Основным  документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета  в банк в различного рода депозиты (вклады), является "Депозитная политика банка". Это документ, который  разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана  банка, анализа структуры, состояния  и динамики ресурсной базы банка  и, исходя из перспектив её развития и  на базе таких документов, которые  определяют основные направления и  условия размещения привлеченных средств, такие как «Кредитная политика банка» и «Инвестиционная политика банка».

В документе  «Депозитная политика банка» должна быть определена его стратегия по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определенных меморандумами по кредитной  и инвестиционной политике с ориентиром на поддержание банком своей ликвидности  и обеспечение прибыльной работы.

Объемы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.

С целью  привлечения средств хозяйствующих  субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и  осуществляют целый комплекс мероприятий. Так, прежде всего важным средством  конкурентной борьбы между банками  за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные  средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих  временно свободных средств во вклады (депозиты).

Помимо  гибкой процентной политики с целью  привлечения средств банки должны создавать вкладчикам гарантии надежности помещения  средств во вклады. Для обеспечения защиты инвесторов, вкладчиков и предоставления им гарантий компенсации средств в случае своего банкротства банки должны создавать как в централизованном, так и в децентрализованном порядке специальные фонды страхования депозитов.

Следует отметить, что не вся сумма привлеченных банком средств своих клиентов может выступать в качестве ресурсов для осуществления им активных операций. Часть привлеченных средств подлежит обязательному депонированию на отдельном счете в Банк России. Банк России образует резервный фонд кредитно-банковской системы государства. Он может использоваться для оказания кредитной помощи коммерческим банкам со стороны Банка России в различных вариантах, для расчетов с вкладчиками и кредиторами в случае банкротства кредитной организации.

Изменяя нормы обязательных резервов, Банк России оказывает влияние на кредитную  политику коммерческих банков, а соответственно и на состояние денежной массы  в обращении. Например, уменьшение норм обязательного резервирования привлеченных банками средств позволяет им в более полной мере использовать в своем обороте сформированные ресурсы, т.е. увеличивать кредитные вложения в народное хозяйство, и наоборот.  

Заёмные средства.

Коммерческие  банки кредитные ресурсы могут  пополнять посредством привлечения временно свободных средств других банков, т.е. за счёт межбанковского кредита (МБК). Межбанковский кредит занимает особое место в структуре ресурсов банков.

Практически все банки время от времени  имеют излишек кредитных ресурсов или, наоборот, испытывают их недостаток. Это противоречие разрешается на рынке MБK в процессе перераспределения ресурсов между коммерческими банками на основе кредитных отношений. Заинтересованность банка-заемщика в привлечении кредитных ресурсов, как правило, вызвана необходимостью оперативного поддержания текущей банковской ликвидности либо потребностью в дополнительных средствах для расширения активных операций. Банк-кредитор, предоставляя кредит другому банку, преследует цели получения дохода от размещения временно свободных денежных средств и регулирования собственной избыточной ликвидности. Под избыточной ликвидностью понимают наличие в балансе банка значительной (превышающей нормативные требования центрального банка) доли высоколиквидных, но не приносящих дохода активов.

Таким образом, MБK не только опосредует перераспределение ресурсов с целью их инвестирования в краткосрочные кредитные или иные, приносящие доход, вложения, но и является инструментом регулирования банковской ликвидности, причем на рынке MБK осуществляется горизонтальное перераспределение ликвидных ресурсов в банковской системе. Посредством MБK удовлетворяется как заранее ожидаемый дефицит или избыток ресурсов, вызванный естественным расхождением в структуре активов и пассивов отдельных банков, так и оперативное регулирование текущей ликвидности банков, вызванное непредвиденными обстоятельствами.

Рынок MБK находится в тесном взаимодействии с рынком ценных бумаг и валютным рынком, обеспечивая перераспределение  ресурсов для совершения операций на этих рынках, связанное с изменениями  конъюнктуры в денежно-кредитной  сфере.

Значение  рынка межбанковских кредитов состоит  в том, что, перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования  кредитных ресурсов банковской системы  в целом. Кроме того, наличие развитого  рынка межбанковских кредитов позволяет  сосредотачивать в оперативных  резервах банков меньше средств для  поддержания их ликвидности. 
 

2.3 Формирование и увеличение собственного капитала банка

Первая  группа формирование или увеличение капитала банка связана с формированием и развитием собственных средств. Возможны два направления увеличения собственных источников:

1. Отчисления  от прибыли в фонды банка.

2. Увеличение  уставного капитала банка путем  эмиссии собственных акций либо  увеличения пая.

В настоящее  время отчисления от прибыли производятся в следующие фонды коммерческого  банка:

уставный  фонд - служит обеспечением по обязательствам банка; резервный фонд - средства РФ служат для покрытия возможных убытков  и не предусмотренных в планах банков расходов по его операциям; отчисления в РФ производятся в размерах, предусмотренных  уставом банка в течение года по нормативам поквартально (после  утверждения общим собранием  учредителей банка годового бухгалтерского отчета); фонд накопления, который используется для дальнейшего развития банка; специальные фонды и резервы, которые создаются в банке  для покрытия возможных потерь, связанных  с риском по размещению ресурсов. Порядок  отчисления и доля прибыли регулируется уставом банка и решениями  совета акционеров (пайщиков). Формирование и увеличение УФ коммерческого банка  возможны также путем эмиссии  собственных акций. Процедура выпуска  ценных бумаг кредитными организациями  установлена Инструкцией № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями  на территории РФ» от 23.11.98. Государственной  регистрации подлежат все выпуски  ценных бумаг независимо от величины выпуска и количества инвесторов. Выпуски ценных бумаг должны регистрироваться в Департаменте контроля за деятельностью  кредитных организаций на финансовых рынках Банка России или в территориальных  учреждениях Банка России. В Департаменте контроля за деятельностью кредитных  организаций на финансовых рынках Банка  России регистрируются: выпуски акций  кредитных организаций: с УК 400 млн  руб. и более (включая в расчет предполагаемые итоги выпуска); с  долей иностранного участия (в том  числе физических и юридических  лиц из стран СНГ) свыше 50%; выпуски  облигаций кредитных организаций  на сумму 100 млн руб. и выше; выпуски  конвертируемых ценных бумаг независимо от размера выпуска и величины УК; выпуски ценных бумаг, предназначенных  для размещения за пределами РФ, разрешенные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, независимо от объема выпуска.

Остальные выпуски ценных бумаг регистрируются в территориальных учреждениях  Банка России.

Кредитная организация может выпускать  ценные бумаги: именные; на предъявителя.

Одновременный выпуск кредитной организацией акций  и облигаций запрещается.

Одновременно  с предоставлением документов на регистрацию эмиссии ценных бумаг  кредитная организация уплачивает налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8% номинальной суммы  выпуска. Налог не платится кредитной  организацией в виде АО: в случае эмиссии при их учреждении; при  увеличении УК на величину переоценки основных фондов.

При увеличении УК путем увеличения номинальной  стоимости акций налогообложению  подлежит разница между заявленной кредитной организацией суммой выпуска  с новой номинальной стоимостью и величиной УК до его увеличения.

Новая эмиссия акций может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами  всех ранее размещенных кредитной  организацией акций. Решение о выпуске  акций для увеличения УК принимается  общим собранием акционеров или  Советом директоров. Увеличение УК может осуществляться:

• путем  увеличения номинальной стоимости  уже размещенных акций (регистрационные  документы оформляются на общий  выпуск с увеличенной номинальной  стоимостью);

• при  размещении дополнительных акций.

В случае, если регистрация эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, то процедура  выпуска включает следующие этапы: 1. Принятие эмитентом решения о  выпуске. 2. Подготовка проспекта эмиссии. 3. Регистрация выпуска ценных бумаг  и проспект эмиссии. 4. Раскрытие  всей информации, содержащейся в проспекте  эмиссии в СМИ. 5. Изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной  формы выпуска). 6. Размещение ценных бумаг. 7. Регистрация отчета об итогах выпуска. 8. Раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска  в СМИ.

Решение принимается тем органом управления банка, который имеет соответствующие  полномочия, либо Собранием акционеров, либо Советом банка, который потом  отчитывается перед очередным Собранием  акционеров о выполнении установленного на истекший год прироста уставного  фонда.

Решение о выпуске должно содержать общие  данные о порядке, источниках, методах  и сроках осуществления мероприятий, связанных с выпуском.

Проспект  эмиссии готовится Правлением банка, подписывается председателем правления  и главным бухгалтером банка.

Проспект  эмиссии первого выпуска акций  впервые учреждаемого банка готовится  его учредителями и скрепляется  подписью и печатями всех учредителей. Проспект эмиссии должен содержать  три раздела:

1. Данные  о кредитной организации- эмитенте (наименование, местонахождение, номер корреспондентского счета в ЦБР, сведения об учредителях: список членов Совета и Правления банка с указанием ФИО, адреса, должности сейчас и за последние 5 лет, список всех отделений, филиалов банка, принадлежность банка к банковским и финансовым группам).

2. Данные  о финансовом положении кредитной  организации (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты об использовании прибыли и отчеты о формировании и использовании средств резервного фонда за три завершенных финансовых года; размер просроченной задолженности банка кредиторам и по платежам в бюджет на момент эмиссии; сведения о санкциях, наложенных на банк органами государственного и местного самоуправления за три последних года; расчет экономических нормативов; отчет об уже выпущенных ценных бумагах).

3. Сведения  о предстоящем выпуске ценных  бумаг, для каждого типа ценных  бумаг он повторяется в полном  объеме (вид и тип ценной бумаги; объем выпуска, в том числе в инвалюте; количество и номер ценных бумаг; права владельца ценных бумаг; данные о порядке выпуска ценных бумаг; форма выпуска: данные о получении доходов по ценным бумагам; периодичность платежей и порядок расчета).

Регистрационные документы предоставляются кредитной  организацией в течение двух месяцев  с момента принятия решения. Срок их рассмотрения регистрирующим органом - не более 30 дней. В случае возврата документов на доработку он исчисляется  заново.

При отсутствии претензий к регистрационным  документам выпуск ценных бумаг регистрируется. В момент государственной регистрации  выпуска ценных бумаг им присваивается  государственный регистрационный  номер.

После регистрации регистрирующий орган  выдает банку-эмитенту:

• один экземпляр зарегистрированного  решения о выпуске ценных бумаг;

• один экземпляр зарегистрированного  проспекта эмиссии (если осуществлялась регистрация проспекта эмиссии);

• письмо, подтверждающее акт государственной  регистрации;

Информация о работе Капитальная база коммерческих банков