Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 23:46, курсовая работа
Новые формы отчетности не являются новым планом счетов или обоснованием для расчета налога на доход. Указанная инструкция содержит требования по составлению новых форм бухгалтерской отчетности, исходя из действующего в банках России Плана счетов бухгалтерского учета. Однако, так как она основана на международных нормах бухгалтерского учета, составление новых форм отчетности требует условного исправления нескольких статей баланса.
Новые формы отчетности не заменяют формы, ранее установленные Центральным Банком России, а действуют одновременно с ними. В формах отчетности обобщается следующая информация:
* о ликвидности банка;
* о платежеспособности банка;
* о рисках, связанных с активами и пассивами.
Введение 3
Сущность управления экономическими нормативами в банках 5
Методика расчета экономических нормативов 5
Нормативы ликвидности кредитной организации 7
О контроле за соблюдением экономических нормативов 14
Анализ экономических нормативов 15
Заключение 17
Библиографический список 18
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Калужский
филиал
Реферат по банковскому делу
на тему:
«Экономические
нормативы банковской деятельности»
Введение 3
Сущность управления экономическими нормативами в банках 5
Методика расчета экономических нормативов 5
Нормативы ликвидности кредитной организации 7
О контроле за соблюдением экономических нормативов 14
Анализ экономических нормативов 15
Заключение 17
Библиографический
список 18
Введение
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.
Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.
Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка.
Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.
Другим направлением регулирования банковской деятельности Банком России является установление экономических нормативов для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создание системы безопасности на случай возникновения убытков. В конечном счете система экономических нормативов, устанавливаемых Банком России для банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.
К числу таких экономических нормативов относятся:
- требования, ограничивающие банковские риски; к минимальному объему уставного капитала, достаточности собственного капитала, ликвидности баланса, максимальному риску на одного заемщика, предельной величине валютного и кредитного риска;
- требования к размеру обязательных резервов, депонируемых в Банке России, как одному из источников покрытия убытков банков и кредитных учреждений и восстановления их платежеспособности.
С развитием финансовых операций банков возникает необходимость их отражения в банковской отчетности и предоставления отчетной информации для заинтересованных пользователей.
Заинтересованными пользователями банковской информации являются:
акционеры банка;
клиенты банка;
банковские работники;
налоговые органы;
Центральный Банк России.
Финансовая отчетность банка должна быть доступной и понятной пользователям. На основе предоставляемой банком отчетности пользователи составляют мнение о надежности банка и принимают решения о вариантах взаимодействия с данным конкретным банком. Банк, в свою очередь, должен постоянно поддерживать доверие партнеров и клиентов к своей деятельности и показывать как он защищает их интересы.
Для сопоставления результатов деятельности банка с зарубежными банками и приобретения доверия на международном уровне, финансовая отчетность банка должна соответствовать принятым в международной практике нормам и стандартам.
Переход на международные стандарты предоставления банковской информации стал возможным благодаря государственной программе «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Международные стандарты не разрабатываются только одной какой-то организацией - они плод работы ассоциаций профессионалов, различных комитетов и комиссий.
Международные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета банков:
содержание отчетности;
критерии внесения в отчетность разных ее элементов;
правила оценки элементов отчетности;
объем представляемой в отчетности информации.
При переходе российскими банками на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности за основу принимаются стандарты, разработанные:
Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, его стандарты являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;
Путем согласования законодательных актов стран - членов Европейского Экономического Сообщества и выработки Учетных директив. Непосредственно к банковской отчетности относится Директива № 86/635 от 8 декабря 1986 г. «О годовой и консолидированной отчетности банков и кредитных учреждений».
Первым этапом перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности явилась «Временная инструкция по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками» Общая финансовая отчетность определяется как отчетность банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным Банком России. Руководителями банка и другими заинтересованными пользователями.
Новые формы отчетности не являются новым планом счетов или обоснованием для расчета налога на доход. Указанная инструкция содержит требования по составлению новых форм бухгалтерской отчетности, исходя из действующего в банках России Плана счетов бухгалтерского учета. Однако, так как она основана на международных нормах бухгалтерского учета, составление новых форм отчетности требует условного исправления нескольких статей баланса.
Новые формы отчетности не заменяют формы, ранее установленные Центральным Банком России, а действуют одновременно с ними. В формах отчетности обобщается следующая информация:
* о ликвидности банка;
* о платежеспособности банка;
*
о рисках, связанных с активами и пассивами.
Сущность управления экономическими нормативами
в банках
Необходимость составления отчетности по банковским нормативам связана с управлением финансами коммерческого банка. Для управления финансовой деятельность банка необходимо уметь разрешать следующие проблемы:
- знать сущность и содержание различных финансовых отношений и операций;
- уметь читать и анализировать финансовую отчетность предприятий, банков и других финансовых учреждений;
-уметь проводить анализ влияния различных внешних и внутренних факторов на результаты финансовой деятельности;
- уметь проводить соответствующие финансово-экономические расчеты;
- знать мировой и отечественный опыт управления финансами и известные методы и приемы управления финансами в различных типовых ситуациях.
Практическую деятельность, связанную с управлением финансами, можно разделить на две основные части: финансовый анализ, включающий проведение необходимых финансовых расчетов, и принятие финансовых решений. Принятия финансовых решения во многом зависит от опыта и интуиции лиц, принимающих такие решения, понимания ими возможных последствий различных вариантов и связанных с ними финансовых рисков и готовности принять на себя при выборе конкретного варианта действий. Содержание финансового анализа, связанного с проведением необходимых расчетов, принципы и методы, безусловно, можно считать научным направлением, основанным как на теоретических предпосылках, так и на обобщении накопленного опыта.
Цель
управления финансами банка - получение
прибыли при соблюдении ограничений, вводимых
регулирующими органами, а также дополнительных
внутренних ограничений, которые могут
устанавливаться руководством банка.
При этом следует учитывать, что финансовые
операции практически всегда связаны
с риском. Риск означает, что может быть
получена прибыль, меньшая ожидаемой,
или что операция приведет к убыткам. Следовательно,
меры, принимаемые для уменьшения или
полного исключения риска при проведении
той или иной финансовой операции, будут
способствовать увеличению возможной
прибыли. Таким образом, неотъемлемой
частью управления финансовыми операциями
с целью обеспечения их прибыльности является
принятие мер, снижающих степень связанного
с ними риска.
Методика
расчета экономических нормативов
Основной задачей коммерческого банка является соблюдение экономических нормативов, следовательно, числовые значения экономических нормативов являются важным показателем в отчетности коммерческих банков, представляемой в ГУ ЦБ РФ.
Числовые значения экономических нормативов, рассчитываются в соответствии с инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности Кредитных организаций»
В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) «от 26 апреля 1995 года Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности кредитной организации; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
Обязательные нормативы - предельный размер неденежной части уставного капитала, минимальный размер резервов, создаваемых под высоко-рисковые активы, размеры валютного, процентного и иных рисков - устанавливаются другими нормативными актами Банка России.
Собственные средства (капитал) кредитной организации, используемые при расчете обязательных экономических нормативов, определяются как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, уменьшенная на затраты капитального характера, допущенные убытки, выкупленные собственные акции и дебиторскую задолженность длительностью свыше 30 дней с учетом результата переоценки драгоценных металлов.
Собственные средства (капитал) кредитной организации, используемые при расчете обязательных экономических нормативов, уменьшаются на затраты капитального характера по арендованным банком зданиям в части превышения затрат над источниками на эти цели; на расходы будущих периодов по начисленным, но неуплаченным процентам.
Информация о работе Экономические нормативы банковской деятельности