Экономические нормативы банковской деятельности курсовая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Содержание

Введение 3
Сущность управления экономическими нормативами в банках 5
Методика расчета экономических нормативов 5
Нормативы ликвидности кредитной организации 7
О контроле за соблюдением экономических нормативов 14
Анализ экономических нормативов 15
Заключение 17
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный технический университет  им. Н. Э. Баумана

Калужский филиал

Реферат по банковскому делу

на тему:

«Экономические  нормативы банковской деятельности»

Калуга 2008 г.

Содержание

  • Введение 3
  • Сущность управления экономическими нормативами в банках 5
  • Методика расчета экономических нормативов 5
  • Нормативы ликвидности кредитной организации 7
  • О контроле за соблюдением экономических нормативов 14
  • Анализ экономических нормативов 15
  • Заключение 17
  • Библиографический список 18

4

  • Введение
  • Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
  • Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
  • Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.
  • Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.
  • Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка.
  • Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.
  • Другим направлением регулирования банковской деятельности Банком России является установление экономических нормативов для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создание системы безопасности на случай возникновения убытков. В конечном счете система экономических нормативов, устанавливаемых Банком России для банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.
  • К числу таких экономических нормативов относятся:
  • - требования, ограничивающие банковские риски; к минимальному объему уставного капитала, достаточности собственного капитала, ликвидности баланса, максимальному риску на одного заемщика, предельной величине валютного и кредитного риска;
  • - требования к размеру обязательных резервов, депонируемых в Банке России, как одному из источников покрытия убытков банков и кредитных учреждений и восстановления их платежеспособности.
  • С развитием финансовых операций банков возникает необходимость их отражения в банковской отчетности и предоставления отчетной информации для заинтересованных пользователей.
  • Заинтересованными пользователями банковской информации являются:
  • · акционеры банка;
  • · клиенты банка;
  • · банковские работники;
  • · налоговые органы;
  • · Центральный Банк России.
  • Финансовая отчетность банка должна быть доступной и понятной пользователям. На основе предоставляемой банком отчетности пользователи составляют мнение о надежности банка и принимают решения о вариантах взаимодействия с данным конкретным банком. Банк, в свою очередь, должен постоянно поддерживать доверие партнеров и клиентов к своей деятельности и показывать как он защищает их интересы.
  • Для сопоставления результатов деятельности банка с зарубежными банками и приобретения доверия на международном уровне, финансовая отчетность банка должна соответствовать принятым в международной практике нормам и стандартам.
  • Переход на международные стандарты предоставления банковской информации стал возможным благодаря государственной программе «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
  • Международные стандарты не разрабатываются только одной какой-то организацией - они плод работы ассоциаций профессионалов, различных комитетов и комиссий.
  • Международные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета банков:
  • · содержание отчетности;
  • · критерии внесения в отчетность разных ее элементов;
  • · правила оценки элементов отчетности;
  • · объем представляемой в отчетности информации.
  • При переходе российскими банками на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности за основу принимаются стандарты, разработанные:
  • Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, его стандарты являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;
  • Путем согласования законодательных актов стран - членов Европейского Экономического Сообщества и выработки Учетных директив. Непосредственно к банковской отчетности относится Директива № 86/635 от 8 декабря 1986 г. «О годовой и консолидированной отчетности банков и кредитных учреждений».
  • Первым этапом перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности явилась «Временная инструкция по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками» Общая финансовая отчетность определяется как отчетность банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным Банком России. Руководителями банка и другими заинтересованными пользователями.
  • Новые формы отчетности не являются новым планом счетов или обоснованием для расчета налога на доход. Указанная инструкция содержит требования по составлению новых форм бухгалтерской отчетности, исходя из действующего в банках России Плана счетов бухгалтерского учета. Однако, так как она основана на международных нормах бухгалтерского учета, составление новых форм отчетности требует условного исправления нескольких статей баланса.
  • Новые формы отчетности не заменяют формы, ранее установленные Центральным Банком России, а действуют одновременно с ними. В формах отчетности обобщается следующая информация:
  • * о ликвидности банка;
  • * о платежеспособности банка;
  • * о рисках, связанных с активами и пассивами.
  • Сущность управления экономическими нормативами в банках
  • Необходимость составления отчетности по банковским нормативам связана с управлением финансами коммерческого банка. Для управления финансовой деятельность банка необходимо уметь разрешать следующие проблемы:
  • - знать сущность и содержание различных финансовых отношений и операций;
  • - уметь читать и анализировать финансовую отчетность предприятий, банков и других финансовых учреждений;
  • -уметь проводить анализ влияния различных внешних и внутренних факторов на результаты финансовой деятельности;
  • - уметь проводить соответствующие финансово-экономические расчеты;
  • - знать мировой и отечественный опыт управления финансами и известные методы и приемы управления финансами в различных типовых ситуациях.
  • Практическую деятельность, связанную с управлением финансами, можно разделить на две основные части: финансовый анализ, включающий проведение необходимых финансовых расчетов, и принятие финансовых решений. Принятия финансовых решения во многом зависит от опыта и интуиции лиц, принимающих такие решения, понимания ими возможных последствий различных вариантов и связанных с ними финансовых рисков и готовности принять на себя при выборе конкретного варианта действий. Содержание финансового анализа, связанного с проведением необходимых расчетов, принципы и методы, безусловно, можно считать научным направлением, основанным как на теоретических предпосылках, так и на обобщении накопленного опыта.
  • Цель управления финансами банка - получение прибыли при соблюдении ограничений, вводимых регулирующими органами, а также дополнительных внутренних ограничений, которые могут устанавливаться руководством банка. При этом следует учитывать, что финансовые операции практически всегда связаны с риском. Риск означает, что может быть получена прибыль, меньшая ожидаемой, или что операция приведет к убыткам. Следовательно, меры, принимаемые для уменьшения или полного исключения риска при проведении той или иной финансовой операции, будут способствовать увеличению возможной прибыли. Таким образом, неотъемлемой частью управления финансовыми операциями с целью обеспечения их прибыльности является принятие мер, снижающих степень связанного с ними риска.
  • Методика расчета экономических нормативов
  • Основной задачей коммерческого банка является соблюдение экономических нормативов, следовательно, числовые значения экономических нормативов являются важным показателем в отчетности коммерческих банков, представляемой в ГУ ЦБ РФ.
  • Числовые значения экономических нормативов, рассчитываются в соответствии с инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности Кредитных организаций»
  • В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) «от 26 апреля 1995 года Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности кредитной организации; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
  • Обязательные нормативы - предельный размер неденежной части уставного капитала, минимальный размер резервов, создаваемых под высоко-рисковые активы, размеры валютного, процентного и иных рисков - устанавливаются другими нормативными актами Банка России.
  • Собственные средства (капитал) кредитной организации, используемые при расчете обязательных экономических нормативов, определяются как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, уменьшенная на затраты капитального характера, допущенные убытки, выкупленные собственные акции и дебиторскую задолженность длительностью свыше 30 дней с учетом результата переоценки драгоценных металлов.
  • Собственные средства (капитал) кредитной организации, используемые при расчете обязательных экономических нормативов, уменьшаются на затраты капитального характера по арендованным банком зданиям в части превышения затрат над источниками на эти цели; на расходы будущих периодов по начисленным, но неуплаченным процентам.
  • Собственные средства (капитал) рассчитываются следующим образом:
  • К = сч. 010 + 011 + часть 012 + 014 (К - Д) + 016 + 018 + 017 (К - Д) + 019 (К - Д) + 662 (К) + (часть 945 - 948) + 96 + 980 (К) + 981 (К) - 034 - часть 076 (Д) - 662 (Д) - 901 часть 904 (Д) - часть 930 - часть 932 (Д) - часть 933 - 950 - 951 97 - 980 (Д) - 981 (Д) - 923 - 660 (Д).
  • Остатки по балансовому счету 010 для паевых банков принимаются в расчет исходя из фактически оплаченного уставного капитала, но не выше зарегистрированного, а для акционерных банков - из фактически оплаченного уставного капитала (код 8965).
  • По балансовому счету 010 учитываются также фонды основных средств, не являющиеся частью паевых взносов в уставный капитал банка (код 8966).
  • Остатки по балансовому счету 012 принимаются в расчет за минусом средств на отдельном лицевом счете «Износ МБП» (код 8967).
  • Дебетовое сальдо по балансовым счетам 014, 017 и 019 уменьшает капитал.
  • Остатки по балансовому счету 945 принимаются в расчет исходя из той их части, которая сформирована под ссуды 1 и 2 групп риска (в соответствии с письмом Банка России от 20 декабря 1994 г. N 130а) (код 8968), за минусом средств на балансовом счете 948, но в пределах части остатков средств по балансовому счету 945 под ссуды 1 и 2 группы риска (код 8969).
  • Дебетовые остатки по балансовым счетам 076 и 904 принимаются в расчет по всем лицевым счетам в части сумм, числящихся на счетах более 30 дней с момента отражения на счете (т. е. уменьшают размер капитала на эту сумму). При этом дебетовый остаток по счету 904 предварительно уменьшается на суммы переплат налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также на сумму, перечисленную на приобретение ГКО и ОФЗ. Полученный результат отражается в Расшифровках отдельных балансовых счетов по вновь вводимому коду 8963.
  • Дебетовые остатки по балансовым счетам 930, 932 и 933 (суммарно) принимаются в расчет в части сумм, превышающих источники на эти цели, числящиеся на балансовом счете 016 (код 8971).
  • Соответствующие уточнения имеются в Расшифровках отдельных балансовых счетов.
  • Норматив достаточности капитала определяется как отношение собственных средств (капитала) кредитной организации к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска контрагентов.
  • Для оценки состояния активов кредитных организаций они подразделяются на 5 групп, исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости.
  • Взвешивание активов по степени риска производится путем умножения остатка средств на соответствующем балансовом счете (счетах) или их части на коэффициент риска (в %), деленный на 100%.
  • Расчет капитала кредитной организации, расшифровок отдельных балансовых счетов, коэффициентов степени риска по группам активов - все это позволяют нам найти отношение капитала кредитной организации к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска:
  • Н1 = (К/Ар - 944 - (часть 945 - часть 948)) * 100%,
  • где К - капитал банка
  • Ар - активы кредитной организации, взвешенные с учетом риска.
  • В целях приведения уровня достаточности капитала в соответствие с международными стандартами минимально допустимое значение норматива H1 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 5%
  • с баланса на 01. 02. 97 - 6%
  • с баланса на 01. 02. 98 - 7%
  • с баланса на 01. 02. 99 - 8%.
  • Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение установленного на 01. 07. 96 значения норматива, на период до 01. 07. 97 определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения норматива H1 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения на 01. 07. 96 (но не ниже 4%) привести значение данного норматива к 6% по балансу на 01. 07. 97.
  • Нормативы ликвидности кредитной организации
  • Под ликвидностью понимается способность кредитной организации обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.
  • В целях контроля за состоянием ликвидности кредитной организации устанавливаются нормативы ликвидности (текущей, мгновенной и долгосрочной).
  • Нормативы ликвидности кредитных организаций определяются как:
  • * соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
  • * соотношение ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов.
  • Норматив текущей ликвидности (H2) представляет собой отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней:
  • Н2 = (Лат/Овт) *100%,
  • где ЛАт - ликвидные активы - сч. 031 + 032 + 033 + 035 + 036 + 050 + 060 + 061 + 062 + 063 + 064 + 072 + часть (049 + 050) (код 8951) + части (083 + 194) (код 8972) + 161 + 411 + 412 + 432 + 729 (Д К) + 821 + 829 + кредиты, выданные кредитной организацией в рублях и иностранной валюте, со сроком погашения в течение ближайших 30 дней (исключая пролонгированные хотя бы один раз и выданные в погашение ранее выданных ссуд), а также другие платежи в пользу кредитной организации, подлежащие перечислению в эти сроки (код 8989) - код 8990 + 046 + 047 + 080 + 082 + 163 + 167 - 915 + код 8952.
  • Счета 411 и 412 не принимаются в расчет кода 8989 в этой части балансового счета первого порядка 41.
  • Счет 432 не принимается в расчет кода 8989.
  • Балансовый счет 60 принимается в расчет за минусом балансовых счетов второго порядка 604 «Кредиты в рублях, полученные от банков - нерезидентов» и 605 «Рублевые счета физических лиц нерезидентов».
  • Остатки по балансовому счету 161 принимаются в расчет в полной сумме, если на корреспондентский счет не наложен арест. При наличии ареста к корреспондентскому счету сумма ареста отражается по коду 8962, на которую должны быть уменьшены остатки по балансовому счету 161.
  • При наличии кредитового сальдо по сч. 729 ликвидные активы уменьшаются на эту сумму.
  • ОВт - обязательства до востребования и на срок до 30 дней: 071 + 073 + 076 (К) + 078 + 079 (К) + 081 + 087 + 090 + 100 (К - Д) + 120 (К - Д) + 13 + 141 + 142 + 144 + 145 (К - Д) + 158 + 168 + (17 18) + 199 + 20 + 22 + 24 + 26 + 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 (без сч. 604, 605) + 623 + 624 + 631 + 632 + 64 + 67 (К - Д) + 69 + 70 + 634 + 686 + 710 + 711 + 713 + 714 + 715 + 717 + 718 + 720 + 722 + 723 + 724 + 726 + 74 + 750 + 807 + вклады и депозиты с истекающим сроком до одного месяца и выпущенные собственные векселя со сроками предъявления до 30-ти дней (код 8991) + 810 + 811 + 812 + 817 (К - Д) + 818 + 819 + кредиты, полученные от других кредитных организаций (включая кредиты Центрального банка РФ), а также юридических лиц - нерезидентов, со сроком погашения в течение ближайших 30-ти дней (код 8992) + 900 + 904 (К) + 918 + 932 (К) + 50% гарантий и поручительств, выданных кредитной организацией, со сроком исполнения обязательств в течение ближайших 30-ти дней (код 8993) - код 8994 + код 8956.
  • Минимально допустимое значение норматива H2 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 20%
  • с баланса на 01. 02. 97 - 30%
  • с баланса на 01. 02. 98 - 50%
  • с баланса на 01. 02. 99 - 70%.
  • Норматив мгновенной ликвидности (H3) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования:
  • Н3 = (ЛАм/ОВм) *100%,
  • где ЛАм - высоколиквидные активы - сч. 031 + 032 + 033 + 035 + 036 + 050 + 060 + 061 + 062 + 063 + 064 + часть 072 (код 8976) + + части (083 + 194) (код 8972) + 161 + 411 + 412 + 729 (Д - К) + 821 + 829 - код 8990 + 163 - 915 + код 8952.
  • Остатки по балансовому счету 161 принимаются в расчет в полной сумме, если на корреспондентский счет не наложен арест. При наличии ареста к корреспондентскому счету сумма ареста отражается по коду 8962, на которую должны быть уменьшены остатки по балансовому счету 161.
  • При наличии кредитового сальдо по сч. 729 ликвидные активы уменьшаются на эту сумму.
  • ОВм - обязательства до востребования - 20% от (071 + 073 + 076 (К) + 078 + 079 (К) + 081 + 087 + 090 + 100 (К - Д) + 120 (К - Д) + 13 + 141 + 142 + 144 + 145 (К - Д) + 158 + 168 + 20 + 22 + 24 + 26 + 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 (без сч. 605) + 623 + 624 + 631 + 632 + 634 + 686 + 64 + 67 (К - Д) + 69 + 70 + 715 + 717 + 718 + 720 + 722 + 723 + 724 + 726 + 74 + 750 + 807 + 810 + 811 + 812 + 817 (К - Д) + 818 + 819 + 904 (К) + 918 + 932 (К)) + вклады и депозиты до востребования и выпущенные кредитной организацией собственные векселя до востребования (код 8995) - код 8994 + код 8956.
  • Установлено, что при определении норматива H3 в обязательствах до востребования (ОВм) принимается в расчет 20% от сумм, отражаемых по коду 8994.
  • Минимально допустимое значение норматива H3 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 10%
  • с баланса на 01. 02. 97 - 20%.
  • Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение установленного на 01. 07. 96 значения норматива, на период до 01. 07. 97 определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения норматива H3 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01. 07. 96 привести значение данного норматива к 20% по балансу на 01. 07. 97.
  • Норматив долгосрочной ликвидности (H4) представляет собой отношение выданных кредитной организацией кредитов, займов и депозитов в драгоценных металлах сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации, а также обязательствам кредитной организации по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года и рассчитывается по следующей формуле:
  • Н4 = (Крд / К + ОД) * 100%,
  • где Крд - кредиты, выданные кредитной организацией, в рублях и иностранной валюте, займы в драгоценных металлах, выданные кредитной организацией, и депозиты в драгоценных металлах, размещенные кредитной организацией, с оставшимся сроком до погашения свыше года, а также 50% гарантий и поручительств, выданных кредитной организацией сроком действия свыше года (часть внебалансового сч. 9925) (код 8996);
  • ОД - обязательства кредитной организации по депозитным счетам, кредитам, полученным кредитной организацией, и обращающиеся на рынке долговые обязательства сроком погашения свыше года (в рублях и иностранной валюте) (код 8997).
  • Максимально допустимое значение норматива H4 устанавливается в размере 120%.
  • Соотношение ликвидных активов и суммарных активов кредитной организации (H5).
  • Н5 = (Лат / А) * 100%,
  • где А - общая сумма всех активов по балансу кредитной организации за минусом дебетовых остатков балансовых счетов: 014, 019, 145, 18, 681, 816, 817, 820, 89, 948, 950, 951, 970, 971, 979, 980, 981, 089, 100, 120, счета XX раздела, по балансу на 1 января 130 134, 017, 057, 058, части 049 и 050 (код 8950), 086 и 197 (код 8961), 626, 628, 662, 781.
  • Минимально допустимое значение норматива H5 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 10%
  • с баланса на 01. 02. 97 - 20%.
  • Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение установленного на 01. 07. 96 значения норматива, на период до 01. 07. 97 определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения норматива H5 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01. 07. 96 привести значение данного норматива к 20% по балансу на 01. 07. 97.
  • Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (H6)
  • Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации.
  • Норматив H6 не рассчитывается на акционера (пайщика) как юридическое, так и физическое лицо. Для этой категории (заемщик акционер (пайщик)) рассчитывается норматив H9. - Письмо ЦБ РФ от 30. 07. 96 N 310.
  • В расчете максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков норматива H6 счет 829 «Средства, размещенные в Банке России на депозитном счете» не включается.
  • При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов и займов, выданных кредитной организацией данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией одному заемщику (группе связанных заемщиков). При расчете используется следующая формула:
  • Н6 = (Крз / К) * 100%,
  • где Крз - совокупная сумма требований кредитной организации к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков по кредитам в рублях и иностранной валюте, по займам в драгоценных металлах и суммы, не взысканные по банковским гарантиям (сч. 728), а также забалансовых требований (гарантий, поручительств) кредитной организации в отношении данного заемщика (заемщиков), предусматривающих исполнение в денежной форме (внебалансовый счет 9925). Эти требования, т. е. активы, взвешиваются по степени риска (рассчитывается по методике определения Ар).
  • Настоящий норматив рассчитывается также по совокупной сумме требований в рублях и иностранной валюте, а также в драгоценных металлах (в том числе и 50% забалансовых требований - гарантий, поручительств) к кредитной организации, выступающей заемщиком по межбанковским кредитам.
  • Норматив рассчитывается и в случае, если кредитная организация выступает только гарантом или поручителем (в размере 50%) в отношении какого-либо юридического или физического лица.
  • Примечания:
  • В совокупную сумму требований кредитной организации к заемщику (заемщикам) входят также просроченные ссуды, учитываемые по дебету: сч. 055, 056, 620, 627, 780 (без учета начисленных и просроченных процентов), код 8955.
  • В совокупную сумму требований кредитной организации к заемщику (заемщикам) входят также приобретенные долговые обязательства заемщика: сч. 083, 085, 086 (без учета процентов по векселям), 193, 195, 197 (кроме процентов по векселям).
  • Под взаимосвязанными заемщиками понимаются юридические и физические лица - заемщики, связанные между собой экономически и юридически (т. е. имеющие общую собственность, и/или взаимные гарантии, и/или обязательства, и/или контролирующие имущество друг друга, а также совмещение одним физическим лицом руководящих должностей), таким образом, что финансовые трудности одного из заемщиков обуславливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей другого (других) заемщика (заемщиков). Под контролем понимается прямое или косвенное (через дочерние предприятия) владение более 50% голосов у стороны (лица) или способность контролировать больше половины голосов по специальной договоренности с другими его акционерами или согласно его уставу, т. е. одна сторона (лицо) способна контролировать другую и может существенно повлиять на ее финансовые и оперативные решения.
  • Максимально допустимое значение норматива H6 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 60%
  • с баланса на 01. 02. 97 - 40%
  • с баланса на 01. 02. 98 - 25%.
  • Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение установленного на 01. 07. 96 значения норматива, на период до 01. 07. 97 определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения норматива H6 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01. 07. 96 (но не выше ранее действовавших значений прежней инструкции) привести значение данного норматива к 40% по балансу на 01. 07. 97.
  • Максимальный размер крупных кредитных рисков (H7)
  • Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) кредитной организации.
  • Совокупная сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику (или группе связанных заемщиков) кредитной организации по кредитам с учетом 50% сумм забалансовых требований (гарантий, поручительств), имеющихся у кредитной организации в отношении одного заемщика (или группы связанных заемщиков), превышающая 5% капитала кредитной организации, рассматривается в качестве крупного кредита.
  • Решение о выдаче крупных кредитов и займов должно в обязательном порядке приниматься Правлением банка либо его кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка. Решение о выдаче должно быть оформлено соответствующими документами.
  • Сведения о крупных кредитах и займах ежемесячно представляются в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ по месту нахождения корреспондентского счета одновременно с представлением баланса и расчетами экономических нормативов. Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ обобщают информацию по крупным кредитам и займам и формируют базу данных для осуществления контроля за концентрацией рисков в банковской системе путем анализа займов одним юридическим или физическим лицом в различных кредитных организациях. Одновременно указанные сведения направляются в Главный центр информатизации Банка России в электронном виде по системе БАНКОМ для формирования реестра крупных кредитных рисков банковской системы. Порядок и дата начала передачи информации по системе БАНКОМ будут сообщены дополнительно.
  • В случае возникновения у кредитной организации отрицательного (или нулевого) капитала форма Приложения 2 не заполняется. В Департамент банковского надзора Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ в составе аналитической записки сообщают о мерах, принимаемых по выходу кредитных организаций из критического положения, и перспективах их дальнейшей деятельности.
  • Устанавливается, что совокупная величина крупных кредитов и займов, выданных кредитной организацией, включая взаимосвязанных заемщиков, с учетом 50% забалансовых требований (гарантий, поручительств) не может превышать размер капитала кредитной организации более, чем:
  • Н7 = S Кркр / К
  • 1996 г. - в 12 раз
  • 1997 г. - в 10 раз
  • 1998 г. - в 8 раз
  • где S Кркр - совокупная величина крупных кредитов, выданных кредитной организацией (код 8998).
  • Письмом ЦБ РФ от 28. 03. 96 N 263 установлено, что при расчете крупных кредитных рисков (H7) все ранее выданные кредиты подлежат перерасчету в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 30. 01. 96 N 1, исходя из остатков по счетам заемщиков (или группы связанных заемщиков) по балансу на 01. 04. 96. В дальнейшем перерасчет крупных кредитных рисков производится исходя из размера капитала и остатков по счетам на каждую отчетную дату.
  • Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (H8)
  • Устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной кредитной организацией, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации:
  • Н8 = (Овкл / К) * 100%,
  • где Овкл - совокупная сумма обязательств кредитной организации в рублях и иностранной валюте, в драгоценных металлах по вкладам, полученным кредитам и займам, гарантиям и поручительствам (50%) и остаткам по расчетным, текущим счетам и счетам по операциям с ценными бумагами одного или взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков). Остатки по бюджетным счетам в расчет не принимаются.
  • Письмом ЦБ РФ от 28. 03. 96 N 263 установлено, что при расчете норматива H8 в совокупную сумму обязательств кредитной организации в отношении одного или группы взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков) (Овкл) включаются и депозитные счета.
  • Письмом ЦБ РФ от 10. 11. 96 N 358 установлено, что:
  • при расчете норматива H8 по кредитным организациям со 100%-ным участием иностранных инвестиций в подсчет совокупной суммы обязательств (Овкл) пассивный остаток балансового счета 075 не включаются;
  • для банков со 100%-ным участием иностранного капитала максимальный размер риска на одного кредитора в отношении материнских компаний стран - членов ОЭСР не рассчитывается;
  • суммы выпущенных банком векселей, учитываемых на счете 196 «Банковские акцепты и собственные векселя», не включаются в подсчет совокупной суммы обязательств (Овкл) норматива H8.
  • Настоящий норматив рассчитывается также по совокупной сумме обязательств перед другой кредитной организацией, выступающей кредитором (вкладчиком) по отношению к данной кредитной организации.
  • Максимально допустимое значение норматива H8 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 60%
  • с баланса на 01. 02. 97 - 40%
  • с баланса на 01. 02. 98 - 25%.
  • Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение установленного на 01. 07. 96 значения норматива, на период до 01. 07. 97 определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения норматива H8 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01. 07. 96 привести значение данного норматива к 40% по балансу на 01. 07. 97.
  • Суммы выпущенных банком векселей, учитываемых на счете 084 «Банковские акцепты и собственные векселя в иностранной валюте», не включаются в подсчет совокупной суммы обязательств (Овкл) норматива H8.
  • По кредитным организациям, являющимся дочерними банками иностранных компаний стран - членов ОЭСР, максимальный размер риска на одного кредитора (H8) в отношении материнских компаний не рассчитывается.
  • Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (H9)
  • Максимальный размер риска на одного заемщика - акционера (пайщика) банка:
  • Н9 = (Кра / К) * 100%,
  • где Кра - совокупная сумма всех требований банка (включая внебалансовые требования), взвешенных с учетом риска, в рублях и иностранной валюте и драгоценных металлах в отношении одного акционера (участника) банка, юридического или физического лица или группы взаимосвязанных акционеров (участников) банка, юридических или физических лиц.
  • Максимально допустимое значение норматива H9 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 60%
  • с баланса на 01. 10. 96 - 40%
  • с баланса на 01. 01. 97 - 20%.
  • При этом совокупная величина кредитов и займов (H9. 1), выданных акционерам (пайщикам) кредитной организации, не может превышать с 1 января 1998 года 50% собственных средств (капитала) банка.
  • Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим инсайдерам.
  • Н10 = (Кри / К) * 100%,
  • где Кри - совокупная сумма требований (в том числе, забалансовых требований - 50% гарантий и поручительств) кредитной организации в рублях и иностранной валюте, в драгоценных металлах в отношении инсайдера кредитной организации и связанных с ним лиц.
  • В соответствии с международной практикой к категории инсайдеров относятся физические лица: акционеры, имеющие более 5% акций, директора (президенты, председатели и их заместители), члены Совета, члены кредитного совета (комитета), руководители дочерних и материнских структур и другие лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита, а также родственники инсайдеров, бывшие инсайдеры и другие лица, участвующие в сторонних структурах, в которых также участвуют инсайдеры.
  • Максимально допустимое значение H10 на одного инсайдера и связанного с ним лица устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 10%
  • с баланса на 01. 07. 97 - 2%.
  • При этом совокупная величина кредитов и займов, выданных инсайдерам, начиная с баланса на 1 июля 1997 г. не может превышать 3% собственных средств (капитала) кредитной организации.
  • Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение установленного на 01. 07. 96 значения норматива, на период до 01. 07. 97 определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения норматива H10 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01. 07. 96 привести значение данного норматива к 2% по балансу на 01. 07. 97.
  • Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (H11)
  • Устанавливается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.
  • Н11 = (Вкл нас. / К) * 100%,
  • где Вкл нас. - совокупная сумма вкладов населения в рублях и иностранной валюте (сч. 605 + 710 + 711 + 718 + 732 + 733 + 734 + 735 + код 8999 (части сч. 070 + 084 + 088 + 196 + 199 + 730 + 731)).
  • Максимально допустимое значение норматива H11 устанавливается в размере 100%.
  • При этом для кредитных организаций, превышающих данное соотношение, Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения данного норматива таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01. 04. 96 привести значение данного норматива к 100% по балансу на 1 января 1999 года.
  • Норматив использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц (H12) устанавливается в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации.
  • Н12 = (Кин / К) * 100%,
  • где Кин - собственные средства кредитной организации, инвестируемые на приобретение долей (акций) других юридических лиц (сч. 059 + 191 + 825).
  • Примечание: Внесенные кредитной организацией средства в паи и акции других банков - резидентов в иностранной валюте должны учитываться на балансовых счетах 825 и 191 соответственно.
  • Максимально допустимое значение норматива H12 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 07. 96 - 45%
  • с баланса на 01. 10. 96 - 35%
  • с баланса на 01. 01. 97 - 25%.
  • При этом устанавливается, что собственные средства кредитной организации, инвестируемые на приобретение долей (акций) одного юридического лица (H12. 1) не могут превышать с баланса на 1 января 1997 года 10% собственных средств (капитала) банка (данные представляются кредитными организациями в Главные управления ЦБ РФ по форме Приложения 3).
  • 10. 1. Норматив риска собственных вексельных обязательств (H13).
  • Н13 = (ВО /К) * 100%,
  • где ВО - выпущенные кредитными организациями векселя и банковские акцепты в рублях и в иностранной валюте (сч. 196 + 084) + 50% забалансовых обязательств кредитной организации из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества (лицевые счета (в рублях и валюте) «Обязательства банка из индоссамента векселей, авали, вексельное посредничество» забалансового счета 9925) (код 8960).
  • К - собственные средства (капитал) кредитной организации, используемые при расчете обязательных экономических нормативов.
  • Максимально допустимое значение норматива H13 устанавливается в размере:
  • с баланса на 01. 10. 96 - 200%
  • с баланса на 01. 03. 97 - 100%
  • Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение установленного на 01. 10. 96 значения норматива, на период до 01. 03. 97 определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления (Национальные банки) Центрального банка РФ устанавливают ежемесячные значения норматива H13 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01. 10. 96 привести значение данного норматива к 100% по балансу на 01. 03. 97.
  • Для вновь создаваемых кредитных организаций, отработавших шесть месяцев с момента регистрации, устанавливаются следующие значения обязательных экономических нормативов:
  • H1 - минимально 8% H8 - максимально 25%
  • H2 - минимально 70% H9 - максимально 20%
  • H3 - минимально 20% H9. 1 - максимально 50%
  • H4 - максимально 120% H10 - максимально 2%
  • H5 - минимально 20% H11 - максимально 100%
  • H6 - максимально 25% H12 - максимально 25%
  • H7 - 8 раз H12. 1 - максимально 10%
  • H13 - максимально 100%.
  • Отчетность по выполнению обязательных нормативов H6, H8, H9, H10 и H12. 1 кредитные организации представляют по форме, предложенной региональным Главным управлением (Национальным банком) ЦБ РФ, которое в Департамент банковского надзора по системе РЕМАРТ направляет сводную справку по форме Приложения 4 по каждой кредитной организации, нарушившей указанные нормативы.
  • О контроле за соблюдением экономических нормативов
  • Контроль за соблюдением кредитными организациями обязательных экономических нормативов возлагается на Главные управления (Национальные банки) Центрального банка РФ по месту нахождения корреспондентского счета кредитной организации.
  • Контроль осуществляется на основании месячных балансов кредитных организаций, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных экономических нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов, подписанные руководителем кредитной организации и главным бухгалтером. По результатам рассмотрения месячных балансов и справок в течение 10 дней после представления их в Главное управление (Национальный банк) последнее составляет соответствующее заключение, которое рассматривается руководителем Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ с принятием соответствующего решения.
  • Кредитные организации, у которых отозвана лицензия на совершение банковских операций, обязательные экономические нормативы не рассчитывают.
  • В случае нарушения кредитной организацией обязательных экономических нормативов Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ применяет меры воздействия к кредитной организации в соответствии со статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) «и адекватных указаний Банка России.
  • При этом в целях предотвращения ухудшения финансового положения кредитных организаций, утративших собственные средства (капитал), такая мера воздействия как взыскание штрафа не применяется.
  • Учитывая особенности действия данной Инструкции в 1996 1997 годах, на указанный период устанавливается следующий порядок контроля за выполнением обязательных экономических нормативов:
  • * в течение II квартала 1996 г. кредитные организации не имеют права допускать ухудшение фактически сложившихся по балансу на 01. 04. 96 значений нормативов. В противном случае к кредитным организациям применяются санкции в установленном порядке;
  • * к кредитным организациям, не обеспечившим выполнение поквартальных значений обязательных нормативов, установленных Главным управлением (Национальным банком) ЦБ РФ, также применяются санкции, начиная с результата по балансу на 01. 08. 96. Контроль осуществляется ежемесячно.
  • В случае нарушения кредитными организациями обязательных экономических нормативов, предусмотренных настоящей Инструкцией, Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ не должно поддерживать их просьбы об открытии филиалов (дополнительных филиалов), о расширении круга операций. Банк России не рассматривает ходатайства кредитных организаций на получение аккредитации для участия в международных программах Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, в случае нарушения ими обязательных экономических нормативов.
  • Кредитные организации в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверное и правильное составление расчетов обязательных экономических нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета нормативов. Главные управления (Национальные банки) Центрального банка РФ имеют право проводить проверки кредитных организаций по вопросам правильности и достоверности представляемых кредитными организациями сведений для расчетов обязательных экономических нормативов.
  • Анализ экономических нормативов
  • В инструктивных материалах ЦБ РФ содержится перечень экономических нормативов, методика их расчета и предельные значения каждого показателя. В процессе анализа экономических нормативов выясняется правильности расчетов установленных показателей, соответствие их фактических уровней предельным значениям, а также выясняются причины, вызвавшие нарушения нормативных уровней.
  • Оценка достаточности капитала коммерческого банка производится на основе главного показателя Н1, характеризующего соотношение совокупного капитала банка и активов, взвешенных с учетом риска.
  • Совокупный капитал банка включает уставной капитал (в сумме зарегистрированного) плюс прочие фонды, плюс прибыль, плюс доходы будущих периодов, плюс текущие доходы, минус текущие расходы, минус использование прибыли, минус дебиторская задолженность, минус приобретенные банком ценные бумаги акционерных обществ и предприятий, минус убытки, минус права участия, приобретенные банком.
  • Следовательно, объем совокупного капитала зависит от:
  • - величины уставного и других фондов банка;
  • - результатов финансовой деятельности (прибыли, доходов и расходов за истекший и текущий периоды);
  • - объема иммобилизации собственных средств в дебиторской задолженности и приобретения банком права участия, а также от суммы средств, вложенных в ценные бумаги акционерных обществ и предприятий.
  • Для определения величины совокупного риска активов в соответствии с действующей инструкцией ЦБ РФ № 1 выделяется 5 групп в зависимости от степени риска активных операций.
  • Совокупный риск активов банка зависит от объема и структуры активов.
  • Оценка коэффициента достаточности капитала конкретного банка осуществляется на основе сравнения фактического уровня с нормативным.
  • Одновременно в процессе анализа данного экономического норматива необходимо выявить тенденцию этого показателя в текущем году, для чего следует проанализировать его ежемесячную динамику с начала года. Важно установить стабильную картину, касающуюся достаточного капитала. Для этого целесообразно провести анализ динамики факторов, влияющих на уровень коэффициента достаточности капитала.
  • В качестве отрицательных тенденций, выявленных в настоящее время в части формирования показателя достаточности капитала следует выделить:
  • · наличие значительных сумм доходов будущих периодов, в том числе просроченных процентов по ссудам, в составе совокупного капитала банка, что снижает качество капитальной базы банка;
  • · наличие значительных сумм дебиторской задолженности, уменьшающих реальную величину собственного капитала банка;
  • · наличие незначительных сумм резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков в условиях высокой рискованности активов;
  • · снижение качества активов банков, выражающихся в увеличении доли активов с высокой степенью риска.
  • Другим направлением анализа соблюдения экономических нормативов является оценка ликвидности баланса банка на основе показателей Н3, Н6, Н7 и Н8. Указанные показатели характеризуют соотношения между отдельными видами активов и пассивов коммерческого банка.
  • Показатель Н3 определяет зависимость между объемом совокупного капитала и величиной обязательств банка. К обязательствам относятся все виды депозитов (остатки на расчетных и текущих счетах, срочные депозиты и вклады физических лиц), задолженность по полученному межбанковскому кредиту, кредиторскую задолженность, а также выданные гарантии. Предельный уровень этого показателя дифференцирован по разным видам банков.
  • Для банков, созданных на базе упраздненных специализированных банков минимально допустимое значение установлено в размере 1: 25; для банков, действующих в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа - в размере 1: 20; по прочим коммерческим банкам - в размере 1: 15.
  • К числу наиболее распространенных замечаний, касающихся расчета рассматриваемого показателя относятся: не включение в состав обязательств кредитового остатка средств на расчетах, остатков средств на валютных счетах клиентов, на корреспондентских счетах других банков в данном банке, гарантийных обязательств, выданных банком.
  • Показатель Н6 характеризует долю ликвидных активов в общей сумме активов.
  • Важное значение для оценки ликвидности коммерческих банков имеют показатели и Н8, характеризующие сопряженность обязательств банка и его активам по суммам и срокам.
  • Показатель Н7 отражает в какой мере краткосрочным обязательствам (до 1 года) соответствуют краткосрочные активы; показатель Н8 отражает в какой мере долгосрочным обязательствам (свыше 1 года) соответствуют долгосрочные активы.
  • Для расчета указанных показателей банки обязаны делать расшифровки по строкам статьи баланса, показывающие их обязательства и активы. Необходимо проверять правильность осуществления таких расшифровок а, следовательно, состояние аналитического учета. Учет по строкам должен быть организован по следующим статьям:
  • * срочные депозиты и вклады граждан;
  • * межбанковские кредиты, полученные банком;
  • * гарантии и поручительства, выданные банком;
  • * кредиторская задолженность;
  • * кредиты, выданные клиентам;
  • * межбанковские кредиты, выданные банком.
  • Особое внимание следует обратить на соблюдение нормативов по максимальному риску на одного заемщика и совокупному риску по «крупным кредитам». Соблюдение указанных нормативов является важным фактором обеспечения надежности коммерческого банка.
  • Оценка риска банка на одного заемщика осуществляется на основе расчета показателя Н9, характеризующего соотношение между величиной выданного «крупного» кредита одному клиенту и объемом совокупного капитала банка.
  • К «крупным» кредитам относятся ссуды, превышающие 20% капитала банка. При этом, если одному клиенту выдано несколько ссуд. Они суммируются. Величина риска по «крупному» кредиту одного заемщика зависит от объема всех выданных ссуд и наличия обеспеченности их залогом имущества, страхованием или гарантией третьих лиц.
  • Поскольку величина риска по «крупному» кредиту уменьшается на сумму обеспечения его залоговым обязательством, страховым полисом или гарантийным письмом, проверяется реальность такого обеспечения. Для этого по всем «крупным кредитам» необходимо рассмотреть качество обеспечения и правильность его правового оформления. Критерием качества предметов залога является их высокая ликвидность, позволяющая при необходимости превратить соответствующее имущество (товарно-материальные ценности, ценные бумаги, недвижимость) в денежные средства для погашения ссуды и процентов по ней. По отношению к движимому имуществу, являющемуся предметом залога, важно проверить организацию контроля за их сохранностью.
  • Заключение
  • Нормативы деятельности коммерческих банков, которые могут устанавливаться в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», включают ограничения, связанные в размещением его активов и обеспечением ликвидности вложенных средств в банк.
  • Показатели прибыльности банков регулирующими органами непосредственно не устанавливаются, хотя такие органы могут влиять на прибыльность банков косвенно - нормами резервных отчислений, налоговой политикой, ставкой рефинансирования (учетной ставкой) центральных банков, ограничениями процентных ставок по различным видам вкладов и др. Тем не менее, поскольку получаемая банком прибыль является, по существу, главным показателем его деятельности, непосредственно влияющим на его эффективное развитие и повышения его ценности с точки зрения фондовых бирж, акционеров и возможных инвесторов, показатели прибыльности деятельности банков имеют исключительно важное значение. Следует также учитывать, что надежность банка для его клиентов отождествляется с его способностью выполнять обязательства по возврату в установленные сроки вложенных средств с выплатой соответствующего дохода за пользование этими средствами, а для акционеров - с выплатой дивидендов и ростом курсовой стоимость акций банка. Источником выплат доходов и дивидендов является прибыль, поэтому надежным банком может считаться тот, который получает и будет получать устойчивую прибыль.

Информация о работе Экономические нормативы банковской деятельности курсовая