Исторя возникновения российских денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение возникновения и развития российских денег. Мы должны рассмотреть экономическую сущность и значение денег, особенности и направления развития денег в современном мире.

Для решения данной цели были решены следующие задачи:
раскрыто понятие денег;
рассмотрены основные виды денег;
изучены функции денег;
показан исторический процесс развития денег в различные периоды;
рассмотрены электронные деньги, как современный вид платежа;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Экономическая сущность и значение денег

1.1 Понятие, функции, значение денег…………………………....5

1.2 Виды денег…………………………………………………………7

2. История возникновения и развития российских денег

2.1 Возникновение денег на Руси………………………………….10

2.2 Возникновение денег и их развитие до реформы Витте…..14

2.3 Становление советской денежной системы………………….20

2.4 Бумажные деньги страны 1925-1998………………………….27

3. Развитие электронных денег в современной России ……….29

Правовой статус электронных денег в России.

Необходимость регулирования рынка……………………………………..31

Заключение………………………………………………………………33

Список литературы…………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая +1.doc

— 380.79 Кб (Скачать)

        В феврале 1924 года на завершающем этапе денежной реформы в качестве устойчивых денег достоинством менее 1 червонца были выпущены Государственные казначейские билеты СССР образца 1924 года. Казначейские билеты находились в обращении вместе с червонцами и билетами последующих выпусков и сохраняли свою платежеспособность. Практически же они были постепенно заменены билетами новых образцов, поступившими в обращение в 1925-1938 годах.

        С 10 марта по 30 июня 1924 года был произведен выкуп обесцененных денежных знаков РСФСР и СССР по твердому курсу: 50 000 рублей совзнаками за 1 новый рубль. Дальнейший выпуск обесценивающихся бумажных денег был прекращен.

        По мере осуществления реформы происходила унификация денежной системы в стране. Был начат выкуп денежных знаков Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. В систему единого денежного обращения были приняты Дальний Восток и Сахалин.

        В результате денежной реформы 1922-1924 годов, в СССР была создана устойчивая денежная система. Билеты Государственного банка РСФСР и государственные денежные знаки РСФСР являлись законным средством платежа на территории не только РСФСР, но и других советских республик: Украинской, Белорусской, Закавказской федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию.[13]

        Червонец существенно укрепил денежную систему Советского государства. Но трудности с разменом в сфере обращения оставались. В ряде случаев рабочие отказывались получать зарплату в твердых, но крайне неудобных червонцах. Кое-где на местах предпринимались попытки к созданию разменных суррогатов. Отдельные предприятия изготовляли расчетные квитанции, номинал которых исчислялся в долях червонца. По этим квитанциям рабочие могли пообедать в столовой предприятия или сделать покупки в магазине рабочего снабжения. Чтобы обеспечить долговечность квитанций, их штамповали из меди, бронзы или алюминия.

        В период подготовки к чеканке разменной монеты Совнарком издал постановление о запрещении выпуска денежных суррогатов. Было объявлено, что такая деятельность будет рассматриваться как подделка денег. В постановлении говорилось, что частная эмиссия способствует обесценению денежных знаков, засоряет денежный рынок и подрывает доверие к государственным деньгам: в "Известиях" было опубликовано второе постановление о денежных суррогатах на территории СССР, в котором, в частности, говорилось: "Безусловно, воспрещается всем государственным, кооперативным и частным организациям, предприятиям и лицам выпуск без особого на то разрешения НКФ СССР каких бы то ни было денежных суррогатов, как-то: платежных ордеров на предъявителя, предъявительских денежных квитанций на товары и т.п. Органам НКФ предоставляется право производить немедленно опечатывание касс организаций и предприятий, которые нарушили бы указанное постановление, и входить в соответствующие органы с предложением о ликвидации означенных организаций и предприятий".[12]

        Когда был начат выпуск разменных монет, пришлось размещать часть заказов на чеканку в Великобритании, так как советские монетные фабрики не справлялись с темпами, с которыми сфера обращения поглощала разменную монету. Разменный кризис был в основном преодолен к началу 1925 года.

 

            2.4 Бумажные деньги страны 1925-1998 

        За период с 1924 по 1947 год было выпущено несколько видов государственных банковских билетов (образца 1924, 1925, 1926, 1928, 1932, 1934, 1937 и 1938 года) и платежных обязательств (образца 1924 и 1928 года), но каких-либо существенных изменений в денежной системе не произошло.

        Несмотря на тяжелые испытания во время Великой Отечественной войны, денежная система характеризовалась относительной устойчивостью. Это обусловливалось тем, что население снабжалось продовольственными и промышленными товарами по карточкам и по твердым ценам. В войну население делало добровольные взносы, что позволило уменьшить объемы дополнительной эмиссии. Так как после войны объемы товарной массы сильно сократились, то в обращении появились лишние деньги. Кроме того, на оккупированных территориях в больших количествах выпускались фальшивые денежные знаки. Такое положение затрудняло решение задач послевоенного восстановления народного хозяйства и препятствовало отмене карточной системы.[13]

        Первоначально денежную реформу планировалось провести в 1946 году, но этому помешали трудности экономического характера, в частности, неурожай 1946 года.

        В декабре 1947 года были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. На все товары были установлены единые цены: на промышленные товары они намного превышали цены нормируемой торговли, а на продовольственные - находились на уровне этих цен.

        Все наличные средства населения, предприятий, организаций и учреждений подлежали обмену в соотношении 1 рубль новыми на 10 рублей старыми.

        Эта реформа привела к фактической конфискации крупных денежных накоплений у населения. Кроме того, денежная реформа проводилась в очень короткие сроки: с 16 по 22 декабря 1947 года. Реформа 1947 года не внесла изменений в денежную систему: денежная единица, золотое содержание рубля, условия выпуска и обеспечения банковских билетов остались прежними.[12]

        Билеты Государственного банка СССР перестали называться червонцами, а их достоинство выражалось в рублях. В обращение были выпущены билеты Государственного банка достоинством 10, 25, 50 и 100 рублей и Государственные казначейские билеты СССР образца 1947 года достоинством 1, 3 и 5 рублей.

        В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:

      1. тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России
      2. тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства
      3. тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять же в крупных купюрах.

        После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти. На первом этапе Центральным банком было проведено несколько последовательных выпусков купюр все более и более высокого достоинства. Но в 1994 году все же было решено бороться с инфляцией и правительство, лишившись привычного источника средств, начало задерживать бюджетным работникам зарплаты. Это не привело к желаемым результатам. Периодически (перед выборами и некоторыми праздниками) зарплаты частично или полностью выдавались и, населению обещалось, что такое больше не повторится. Тем не менее задержки повторялись снова и снова.[13]

        Постепенно правительство добилось уменьшения темпов роста инфляции и цен. В 1997 году было принято решение об укрупнении денежной единицы. Это было обусловлено тем, что наметился небольшой рост валового национального продукта страны и инфляция практически приблизилась к нормальной.

        Реформа 1998 года заключается в укрупнении рубля в 1000 раз, причем в отличие от предыдущих реформ не ставится жестких ограничений по срокам и суммам обмена денег. Деноминированные и неденоминированные ("новые" и "старые") деньги находятся в обращении одновременно на протяжении всего 1998 года, а после этого периода можно свободно менять "старые" деньги на протяжении нескольких последующих лет. 
     
     
     
     
     
     
     
     

3. Развитие электронных денег в современной России

 
Деньги и проблемы их использования занимали и занимают важное место в жизнедеятельности каждого субъекта хозяйствования: начиная от государства до отдельного человека. Поэтому данной проблеме философы, историки, психологи и экономисты отводят особое внимание. Из отечественных экономистов необходимо отметить, прежде всего, таких всемирно известных ученых как: А. Гальчинского, А. Косого, Л. Красавину, Г. Кравцова, А. Чухно, Д. Смыслова, В. Лагутина, Ю. Бокарева, А. Боханова. Несмотря на большое количество научных работ по данной проблеме, вопросы теории денег требуют новых подходов и переосмысления некоторых существующих понятий, а также существенных их дополнений. Исходя из того, что в современных условиях возникает объективная необходимость изучения денег не только как экономического, но и социального, культурного феномена. Сегодня деньги занимают прочное место в быту отдельной личности и семьи, став мощным источником формирования обыденного сознания и, соответственно, социального поведения. Влияние денег на человека не исчерпывается сферой экономики, они оказывают существенное влияние на формирование морали, иерархии ценностей, обладают психологическим и мировоззренческим воздействием на человека и общество. Тем самым создаются предпосылки для осмысления трансформации самой сущности денег. Первоначально возникшие для удовлетворения потребности в совершенствовании процесса товарообмена и жизнеобеспечения сегодня деньги приобретают новое качество -- измерение внеэкономических интересов и регулирование социально-экономического поведения.[3, C. 197]

Российский бизнес вступил на рынок электронных платежей в то время, когда во всем мире этот рынок уверенно и динамично развивался и регулировался. К моменту появления российских игроков -- электронных негосударственных платежных систем, таких как WebMoney, Яndex. Деньги, «Единый кошелек», RBK Money, «КредитПилот», «Рапида», у российского потребителя уже имелись представления об электронных деньгах и потребности в электронных платежах.[17] И перечисленные российские негосударственные платежные системы приступили к эмиссии электронных суррогатов денег, расширяя число участников, принимающих эти средства платежа. Следует сказать, что электронные средства платежа подразделяются на собственно электронные деньги и на суррогаты денег. Электронные деньги обязательно выражены в одной из мировых валют и являются разновидностью денежных единиц денежной системы одного из государств. Из этого следует, что эмиссия, обращение и погашение электронных денег происходят по правилам национальных законодательств, Центробанков или других государственных регуляторов. 
Электронные суррогаты денег являются электронными единицами стоимости негосударственных платежных систем. Соответственно эмиссия, обращение и погашение (обмен на обычные деньги) электронных суррогатов денег происходят по правилам негосударственных платежных систем. Зачастую негосударственные платежные системы привязывают свои электронные суррогаты денег к курсам мировых валют, однако это не гарантирует полную надежность и реальную ценность таких суррогатов.[4, C. 52-53] 
Выйдя на рынок, российские платежные системы продемонстрировали достаточную привлекательность для клиентов и довольно агрессивный рост: многочисленные данные платежных систем показывают, что в настоящее время электронными деньгами оплачивает покупки каждый 15-й житель России. А в 2008 г. появился новый сегмент рынка электронных платежей -- оплата услуг деньгами, заранее введенными в систему моментальных платежей через «личный кабинет». Объем мобильных платежей (с помощью платных SMS) показывает двукратное приращение в год, и этот сегмент активно развивают сотовые операторы. Например, «Вымпелком» позволяет абонентам направить деньги со счета на оплату коммунальных услуг, Интернета, ТВ и т.д.[14] 
Все больше российских кредитных организаций добавляют интернет-транзакции в линейку своих услуг. Пользовательская аудитория в России и СНГ показывает непрерывный рост, и соответственно растет спрос на такие операции. Добавим, что отнесение к электронным деньгам и мобильным платежам таких банковских услуг, как интернет-банкинг, и других современных средств доступа к банковскому счету (а именно -- традиционных банковских платежных карт (как микропроцессорных, так и с магнитной полосой)) является одной из распространенных ошибок, поскольку в системах, которые осуществляют расчеты электронными деньгами, банковские счета используются только при вводе и выводе денег из системы, и при этом используется консолидированный банковский счет эмитента электронных денег, а не карточные или текущие счета пользователей.[7, C. 40]
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Правовой статус электронных денег в России. Необходимость регулирования рынка

Убедительный рост объемов электронных платежей и увеличение числа вовлеченных участников, безусловно, не может не поставить на передний план такие вопросы, как: правила игры платежных систем, взаимоотношения участников рынка электронных платежей, правовая сущность электронных денег, правовой режим, гарантии и конфиденциальность. Иными словами, требуется разработка правового регулирования рынка электронных денег в России. В законодательстве Российской Федерации в настоящее время не только не прописаны нормы и правила регулирования эмиссии и обращения электронных денег на территории РФ, но и отсутствует само это понятие. 
Несмотря на то, что в российской юридической литературе используются понятия, сходные с определением электронных денег, данным в Директиве ЕС, существуют и другие точки зрения на природу электронных денег.[4, C. 24] 
Согласно одной из точек зрения, электронные деньги признаются безналичным платежным средством особого рода, поскольку они обладают свойством делимости, что делает возможным выполнение ими функций средства обращения и средства платежа. Однако ряд свойств «электронных денег» противоречит данной точке зрения. В частности, то, что они являются предоплаченным финансовым продуктом, а также то, что фактическое получение стоимости возможно лишь после перевода «электронных денег» в наличные или безналичные.[2, C. 39] При определении правовой конструкции электронных денег необходимо учитывать аспекты действующего гражданского законодательства. Таким образом, при постановке задачи регулирования и правового определения электронных денег необходимо серьезное всестороннее исследование данного вопроса, чтобы сделать однозначный вывод в пользу той или иной юридической конструкции. Правовое определение электронных денег предваряет следующий этап регулирования -- определение эмитентов и набор требований к ним, призванный обеспечить их платежеспособность перед клиентами. 
В текущий момент времени на территории РФ действуют обычные юридические лица, работающие через сеть сертифицированных партнеров и систему банковских счетов. Одни системы, например Яndex.Деньги, работают строго по агентской схеме, другие привлекают кредитные организации для эмиссии платежных инструментов, которые позволяют осуществлять расчеты между клиентами. К последним можно отнести WebMoney Transfer, использующую для расчета в рублях электронные чеки на предъявителя. Отсутствие правового регулирования в настоящее время приводит также и к незащищенности пользователей в части возможности востребования средств, размещенных в платежной системе, получения компенсации в случае программных сбоев, а также в части соблюдения конфиденциальности предоставленных личных данных. Вопросы социально-экономического характера, такие как защита прав потребителя, конкуренция, доступность, широта применения, вызывают особую озабоченность финансовых государственных органов. Нарушение безопасности систем электронных денег чревато вероятностью мошенничества, которое приводит к материальному ущербу потребителя электронных денег или их эмитента, раскрытию конфиденциальной информации.[17] 
Также системы электронных денег представляются привлекательными для реализации всевозможных схем, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (так называемое «отмывание» денег). Анонимность платежей может привести к тому, что эмитенты столкнутся с возрастающими трудностями в применении традиционных методов обнаружения и предотвращения криминальной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исторя возникновения российских денег