С декабря 1992 г. начался процесс передачи
Банком России функций кассового исполнения
государственного бюджета вновь созданному
Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией
Российской Федерации (ст. 75) и Законом
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет
независимо от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов федерации и органов местного
самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности
банковской системы Банк России создал
систему надзора и инспектирования коммерческих
банков, а также систему валютного регулирования
и валютного контроля. В качестве агента
Министерства финансов Банк России организовал
рынок государственных ценных бумаг (ГКО)
и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование
прямых кредитов для финансирования дефицита
федерального бюджета и перестал предоставлять
целевые централизованные кредиты отраслям
экономики.
С целью преодоления последствий
финансового кризиса 1998 г. Банк России
проводил политику реструктуризации банковской
системы, направленную на улучшение работы
коммерческих банков и повышение их ликвидности.
В установленных законодательством рамках
с рынка банковских услуг были выведены
несостоятельные банки. Большое значение
для восстановления банковской деятельности
в послекризисный период имело также создание
Агентства по реструктуризации кредитных
организаций (АРКО) и Межведомственного
координационного комитета содействия
развитию банковского дела в России (МКК).
В результате эффективных действий Банка
России, АРКО и МКК банковский сектор экономики
в середине 2001 г. в основном преодолел последствия
кризиса.
Денежно-кредитная политика Банка
России была ориентирована на
поддержание финансовой стабильности
и формирование предпосылок, обеспечивающих
устойчивость экономического роста
страны. Банк России гибко реагировал
на изменение реального спроса на деньги,
способствовал поддержанию растущей динамики
экономики, снижению процентных ставок,
инфляционных ожиданий и темпов инфляции.
Это привело к некоторому укреплению реального
валютного курса рубля и стабильности
финансовых рынков.
В результате взвешенной денежно-кредитной
политики и политики валютного
курса, проводимой Банком России,
увеличились золотовалютные резервы
Российской Федерации, нет резких
колебаний обменного курса.
Деятельность Банка России в
области развития платежной системы
была направлена на повышение
ее надежности и эффективности
для обеспечения стабильности
финансового сектора и экономики
страны. С целью повышения информационной
прозрачности в функционировании
платежной системы Банком России была
введена отчетность кредитных организаций
и территориальных учреждений Банка по
платежам, которая учитывала международный
опыт, методологию и практику наблюдения
за платежными системами.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации
проекта по усовершенствованию банковского
надзора и пруденциальной отчетности
за счет внедрения системы международных
стандартов (МСФО).
Предусматривается реализация комплекса
мер, включая обеспечение достоверного
учета и отчетности кредитных организаций,
повышения требований к содержанию, объему
и периодичности публикуемой информации,
реализации в учете и отчетности подходов,
признанных передовой международной практикой.
Кроме того, будет раскрыта информации
о реальных владельцах кредитных организаций,
контроль за их финансовым состоянием,
а также повышение требований к должностным
лицам кредитной организации и их деловой
репутации.
Повышенное внимание Банк России
уделяет ряду проблем. Одна
из них связана с тем, что
в последнее время все более важную роль
начинают играть специфические риски,
связанные с динамикой цен на отдельные
финансовые активы и конъюнктурой рынка
недвижимости. К высокой концентрации
рисков у ряда банков приводит практика
кредитования связанных сторон. В связи
с этим совершенствование Банком России
методов банковского регулирования и
надзора идет в направлении развития содержательного
(риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема, которой Банк
России уделяет повышенное внимание,
— это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия использованию
банками разного рода схем
для искусственного завышения
или занижения значения обязательных
нормативов в 2004 г. Банк России принял
ряд документов в том числе Положение
"О порядке формирования кредитными
организациями резервов на возможные
потери" и Инструкцию "Об обязательных
нормативах банков".
В связи с расширением круга
кредитных организаций, предоставляющих
населению ипотечные кредиты,
Банк России в 2003 г. издал Указание
"О проведении единовременного обследования
по ипотечному кредитованию", в котором
был определен порядок составления и предоставления
сведений о предоставленных кредитными
организациями ипотечных жилищных кредитах.
С принятием Федерального закона
"Об ипотечных ценных бумагах" кредитные
организации, обеспечивающие соблюдение
требований по защите интересов инвесторов,
получили законодательно закрепленную
возможность рефинансировать свои требования
по ипотечным кредитам за счет выпуска
указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основании Федерального закона
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" и Федерального закона
"Об ипотечных ценных бумагах" Банк
России издал Инструкцию "Об обязательных
нормативах кредитных организаций, осуществляющих
эмиссию облигаций с ипотечным покрытием",
в которой установил особенности расчета
и значений обязательных нормативов, величину
и методику определения дополнительных
обязательных нормативов кредитных организаций,
осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным
покрытием.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный
закон "О страховании вкладов физических
лиц в банках Российской Федерации".
В нем были определены правовые, финансовые
и организационные основы функционирования
системы обязательного страхования вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации,
а также компетенция, порядок образования
и деятельности организации, осуществляющей
функции по обязательному страхованию
вкладов, порядок выплаты возмещения по
вкладам.
В настоящее время в системе
страхования вкладов участвует подавляющее
большинство банков. В них сосредоточено
почти 100 процентов всех вкладов физических
лиц, размещенных в банковских учреждениях
Российской Федерации.
В апреле 2005 г. Правительством Российской
Федерации и Центральным банком Российской
Федерации была принята "Стратегия
развития банковского сектора Российской
Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом
основной целью развития банковского
сектора на среднесрочную перспективу
(2005—2008 гг.) являлось повышение его устойчивости
и эффективности функционирования.
Основными задачами развития банковского
сектора являлись:
- усиление защиты интересов вкладчиков
и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой
банковским сектором деятельности по
аккумулированию денежных средств населения
и организаций и их трансформации в кредиты
и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности
российских кредитных организаций;
- предотвращение использования
кредитных организаций для осуществления
недобросовестной коммерческой
деятельности и в противоправных
целях (прежде всего таких,
как финансирование терроризма
и легализация доходов, полученных
преступным путем);
- развитие конкурентной среды и обеспечение
транспарентности в деятельности кредитных
организаций;
- укрепление доверия к российскому
банковскому сектору со стороны
инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Реформирование банковского сектора
будет способствовать реализации программы
социально-экономического развития Российской
Федерации прежде всего преодолению сырьевой
направленности российской экономики
за счет ее ускоренной диверсификации
и реализации конкурентных преимуществ.
На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство
Российской Федерации и Банк России считают
приоритетной задачу эффективного позиционирования
российского банковского сектора на международных
финансовых рынках.
Глава 3.
Перспективы развития
и пути совершенствования
банковской системы.
3.1.
Проблемы развития российской
банковской системы.
Одним
из приоритетных направлений деятельности
российской банковской системы является
ее полномасштабное финансовое участие
в модернизации российской экономики.
В
процессе подготовки утвержденной Правительством
Российской Федерации 17.11.2008г. Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года руководством страны неоднократно
отмечалось, что для осуществления динамического
развития экономики, перехода к инновационному
хозяйственному укладу и укрепления позиций
России в мировом сообществе необходимо
создать в нашей стране финансовый центр
мирового значения, способный эффективно
аккумулировать и перераспределять временно
свободные средства.
Значительное
ухудшение условий фондирования российских
банков за рубежом вследствие кризиса
на мировом финансовом рынке в сочетании
с существенными замедлением в январе-сентябре
2008г. темпа прироста денежной массы привело
в обострению проблемы ликвидности в банковском
секторе, ухудшению ситуации на межбанковском
кредитном рынке, снижению платежеспособности
ряда банков. Оказанная денежными властями
финансовая поддержка банковскому сектору
способствовала предотвращению масштабного
кризиса в российской банковской и финансовых
системах. Вместе с тем негативное
воздействие кризисных явлений в финансовой
сфере на российскую банковскую систему
в текущем году постепенно усиливалось,
что обусловило замедление ее развития
по ряду показателей[]
Обострение
в сложившихся условиях ранее не
решенных проблем российской банковской
системы повысило вероятность реализации
системных банковских рисков. К числу
основных проблем российской системы,
отмеченных аналитиками, в первую очередь
можно отнести:
- высокая зависимость
фондирования кредитных организаций от
коньюктуры внешнего финансового рынка;
- дефицит «длинных»
рублевых ресурсов;
- ограниченные
возможности региональных банков;
- высокая концентрации
активов в небольшой по численности группе
банков (как в Российской Федерации в целом
так и в отдельных федеральных округах);
- опережающий
темп роста активов по сравнению с темпом
увеличения собственных средств (капитала)
кредитных организаций;
- замедление
темпа роста зарегистрированного уставного
капитала действующих кредитных организаций;
- снижение
темпов прироста привлеченных кредитными
организациями вкладов (депозитов) населения
и средств организаций;
- сохранение
тенденций к наращиванию присутствия
на рынке банковских услуг банков с иностранным
участием в уставном капитале;
- заметное
сжатие рынка межбанковских кредитов;
- увеличение
доли убыточных кредитных организаций;
- несбалансированность
структуры активов и низкое качество пассивов;
- отсутствие
должного доверия между кредитными организациями,
а также доверия к ним со стороны клиентов.
3.2..
Направления совершенствования
банковской системы
России.
Принятые
в 2008г. Правительством Российской Федерации
и Банком России меры по стабилизации
ситуации в российской банковской системе,
безусловно, имели определенные позитивные
результаты. Однако сложность ситуации
в российской финансовой и банковской
системах, дестабилизация внешних финансовых
рынков сохраняют актуальность разработки
комплекса специальных мер, направленных
в краткосрочной пи среднесрочной перспективах
на преодоление сформировавшихся проблем,
а также на повышение устойчивости и конкурентоспособности
российской банковской системы.
В
качестве таких мер можно было
бы предложить следующие:
- оказание
государственной финансовой поддержки
более широкому кругу банков, в том числе
за счет придания крупным региональным
банкам статус уполномоченных по такой
поддержке (при участии территориальных
учреждений Банка России);
- формирование
системы опорных региональных банков
( в том числе посредством участия органов
государственной власти субъектов РФ
в их капитале);
- активизация
рынка межбанковских кредитов за счет
предоставления гарантий государства
по выданным кредитам;
- развитие
правовой базы по регулированию секьюритизации
финансовых активов, а также по регулированию
рынка производственных финансовых инструментов;
- расширение
возможностей коммерческих банков
осуществлять кредитование под залог,
в том числе создание правовой базы для
регистрации залога транспортных средств,
денежных средств на банковском счете;
- рассмотрение
возможности использования кредитными
организациями драгоценных металлов в
качестве обеспечения кредитов Банка
России, а также при формировании резервов;
- установление
требования к банкам в части обязательного
формирования подразделений, специализирующихся
на работе с проблемными кредитами (активами);
- введение
безотзывных (с положительной реальной
процентной ставкой) депозитов в практику
работы банков с физическими лицами, внесение
изменений в законодательство о страховании
кладов физических лиц, имея в виду предоставление
100%-ной гарантии по всем видам долгосрочных
(свыше пяти лет) вкладов физических лиц;
- совершенствование
системы страхования вкладов физических
лиц в части дифференциации взносов в
соответствующий фонд Государственной
корпорации «Агентство по страхованию
вкладов» в зависимости от условий соответствующих
депозитных договоров, имея в виду уровень
рисков, определяемых длительностью договора
и видом валюты вклад;
- введение
норм, допускающих использование обеспечения
в договорах потребительского кредитования.
Ограничение роста беззалогового кредитования
физических лиц (в том числе с применением
повышенных норм резервирования);
- разработка
специального законодательного акта об
ипотечных банках;
- развитие
правовой базы, регулирующей вопросы слияния
и поглощения кредитных организаций;
- упрощение
процедур реорганизации кредитных организаций
при надлежащем обеспечении интересов
их кредиторов;
- определение
размера банковского капитала, по достижению
которого банк обязан приобрести статус
публичной компании с обязательным размещением
части акций на российском фондовом рынке;
- использование
Банком России принципа пропорционального
надзора за различными по размеру кредитными
организациями;
- создание
системы оценки результатов деятельности
российских рейтинговых агентств.