История становления Европейской валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

Исторически элементы единой Европейской валютной системы начали формироваться в конце 1940-х — начале 1950-х гг. текущего столетия в форме многосторонних соглашений о валютных компенсациях, а в 1950 г. — создания Европейского платежного союза для осуществления многосторонних клиринговых расчетов. В 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в котором предусматривалась координация валютной политики стран-участниц.

Работа содержит 1 файл

История становления Европейской валютной системы.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

История становления Европейской  валютной системы  

Европейская валютная система (ЕВС) прошла в своем развитии три основных этапа: 1) с начала 1950-х  гг. до 1978 г., подготовительный; 2) с 1978 по 1999 гг., период действия кредитно-денежного  механизма, основанного на денежной единице — ECU и поддержании валютного коридора; 3) с 1999 г., когда в большинстве стран Европейского союза (ЕС) стала использоваться единая валюта — евро (EUR). 

Исторически элементы единой Европейской валютной системы  начали формироваться в конце 1940-х — начале 1950-х гг. текущего столетия в форме многосторонних соглашений о валютных компенсациях, а в 1950 г. — создания Европейского платежного союза для осуществления многосторонних клиринговых расчетов. В 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в котором предусматривалась координация валютной политики стран-участниц. Для этого был создан консультационный орган Валютный комитет. 

Подписанный в 1957 г. Римский договор о создании ЕЭС содержал лишь общие положения  относительно валютного сотрудничества. Согласно им участники Европейского валютного соглашения (17 государств, включая 6 стран ЕЭС) должны были руководствоваться интересами Сообщества в курсовой политике и принять счетную единицу, эквивалентную по золотому содержанию доллару США. Валютная интеграция стран ЕЭС продолжала развиваться в двух направлениях: взаимной увязки движения курсов валют стран-участниц и совершенствования единой денежной единицы с расширением осуществляемых с ее помощью операций. 

Вместе с тем для реального осуществления единой валютной политики требовалось создание ряда предпосылок, среди которых особую роль играли: сближение структур национальных валютных систем и методов валютной политики; создание таможенного союза с отменой таможенных пошлин и ограничений во взаимной торговле, движении капиталов и валют. В 1962 г. Комиссия ЕЭС1 первый раз внесла предложения по созданию экономического и валютного союза, которые на тот момент многие страны не готовы были принять. В 1964 г. был основан Комитет президентов центральных банков (Комитет гувернеров), который наделили функциями координации кредитно-денежной политики Сообщества. 

В 1969 г. рабочей  группе под руководством премьер-министра Люксембурга П. Вернера было поручено разработать план поэтапного создания до 1980 г. валютно-экономического союза. План предусматривал превращение Общего рынка в течение 10 лет в единую экономическую и валютную зону, внутри которой передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов было бы свободным. План составлялся в период, когда в МВС существовала еще система фиксированных паритетов, что отразилось на принятых решениях. 

В валютной сфере  были намечены следующие задачи: реализация полной взаимной обратимости валют  государств-членов ЕЭС и образование  единого рынка капиталов; достижение окончательно зафиксированных соотношений курсов денежных единиц стран Сообщества с созданием затем единой валюты; объединение всех золотовалютных резервов государств-участников; учреждение коллективного Фонда валютного сотрудничества для поддержания установленных твердых курсов валют и равновесия платежных балансов стран ЕЭС и координации национальных кредитно-денежных и валютных политик. 

Формирование  валютного союза намечалось провести в три этапа. Главной целью  первой наиболее детально проработанной фазы с 1971 по 1973 гг. намечалось сужение пределов взаимных колебаний курсов валют стран ЕЭС в качестве первого шага к поддержанию неизменных курсов. Было решено ввести механизм краткосрочной взаимной валютной помощи для облегчения решения первой задачи. В то время как в МВС разрешенные пределы колебаний валютных курсов составляли в этот период ±2,25%, страны ЕЭС договорились поддерживать коридор, который был в два раза уже. 

На втором этапе  предусматривалось создание Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) с передачей ему золотовалютных запасов стран — членов ЕЭС. Реально были переданы 20% золотовалютных запасов. 

Два первых шага не посягают коренным образом на суверенитет  государств ЕЭС в валютной области. 

На третьем  этапе предлагалось изъятие вопросов регулирования валютных отношений из компетенции национальных правительств с передачей руководящим органам Сообщества, объединением национальных банков по образцу Федеральной резервной системы США, переходом к единой валюте и совместным представительством стран ЕЭС в международных валютно-финансовых организациях. Это означало переход к политическим решениям с ограничением национальных суверенитетов. 

До 1971 г. в рамках действовавшей системы жестких  паритетов допускались максимальные отклонения курсов валют стран ЕЭС по отношению к доллару ±0,75%. Соответственно максимальные курсовые отклонения валют стран ЕЭС относительно друг друга составляли ±1,5%. С 1 января 1971 г. 

Комиссия ЕЭС (ЕС) — рабочий орган ЕЭС (ЕС), призванный реализовать и контролировать соблюдение решений руководящих органов (Европейского парламента и Европейского совета). Советом министров ЕЭС было принято решение еще более сузить границу данного коридора — до ±1,2%. Однако долларовый кризис 1971 г. затруднил реализацию этого решения, поскольку в мировой валютной системе преобладала тенденция к расширению границ разрешенных колебаний. 

Некоторые европейские  страны отказались от жесткой привязки своих валют к доллару и  провозгласили свободное плавание. Однако со Смитсо-новским соглашением (декабрь 1971 г.) эти страны вернулись к привязке ва-лют к доллару, но в более широких пределах — ±2,25%, что расширило также границы колебаний европейских валют по отношению друг к другу до ±4,5%, 

В марте 1972 г. Совет  министров ЕЭС принял решение о создании ЕФВС и об ограничении колебаний курсов валют стран-участниц по отношению друг к другу до ±2,25%. 

До марта 1973 г. совместное движение курсов валют стран  ЕЭС («валютная змея») было ограничено фактически «внешними границами» максимально возможного отклонения от установленного курса по отношению к доллару («валютный туннель») и более узкими границами допустимых отклонений по отношению друг к другу. Эта система получила название «змея в туннеле». С переходом с марта 1973 г. к свободному плаванию доллара границы «туннеля» исчезли, так что стали говорить просто о «змее». 
 

Первоначально в рассматриваемых системах участвовали 6 валют стран-участниц ЕЭС, к которым  в 1972 г. присоединилась Великобритания, Ирландия и Дания. Однако валютный союз в 1970-х гг. носил крайне неустойчивый характер. Великобритания и Ирландия уже вскоре приняли решение о выходе. Затем их примеру последовали Италия и Франция. Различные точки зрения на развитие европейской валютно-экономической интеграции привели и к отказу от реализации плана Вернера уже на втором этапе. Фактически к 1978 г. в Европейском сообществе образовались две группы государств, преследовавших разные цели валютной политики. С одной стороны, сохранялся блок стран, которые остались верны принципу поддержания жестких границ колебаний валютных курсов (ФРГ, Дания и страны Бенилюкса). С другой стороны, несколько стран (Великобритания, Ирландия, Франция и Италия) придерживались политики свободного плавания своих валют, причем ирландский фунт был привязан к английскому. 

В июле 1978 г. на совещании  глав правительств и государств 9 стран  ЕЭС было принято так называемое Бременское коммюнике, которое учитывало  более реалистичные условия и  ставило в качестве основных задач  совершенствование единой денежной единицы и создание системы согласованного колебания курсов, то есть возвращались к первоначальной идее, зафиксированной еще при создании ЕЭС. 

Для устранения возникших противоречий в 1979 г. была образована Европейская валютная система (ЕВС), основой которой служила сеть двухсторонних паритетов валют с максимальными разрешенными колебаниями ±2,25% относительно центрального обменного курса ЭКЮ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современный этап развития Европейской  валютной системы  

Планы создания единого валютного и экономического союза реализовались в полном объеме, причем были выдержаны сроки. В результате проверь ки критериев (оценка всех показателей производилась с 1 декабря 1997 г. по 1 декабря 1998 г.) были определены первоначально 11 стран, которые вошли в зону единой валюты евро (ins). Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Англия отказались от перехода к единой валюте. С 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция. 

Как и планировалось, до начала 2002 г. в зоне евро использовалась безналичная валюта евро, а также банкноты и монеты всех стран, которые факти-v чески стали наличными эквивалентами новой валюты. Курсы валют были зафиксированы друг по отношению к другу. Декларировался принцип равноправия всех валют. В начале 2002 г. валюты 12 государств стран зоны евро были изъяты постепенно из обращения, так что теперь все расчеты внутри зоны ведутся в новой валюте. Остальные страны ЕС составили зону (pre-ins), в которой действует валютный механизм, аналогичный существовавшему прежде во всем едином европейском валютном пространстве. 

Современный этап развития Европейской валютной системы  связан с развитием Евросоюза  «вглубь» и «вширь». 

Потенциал развития «вглубь» обусловлен тем, что в зону евро не входят Швеция, Дания, Великобритания. Во всех странах — членах зоны евро остаются различия в таможенных пошлинах, акцизах, расценках на грузо- и пас-сажиротранзит, тарифах на электроэнергию. Бельгия, Нидерланды и Люкк сембург сохранили существующий с 1944 г. таможенно-экономический союз (Бенилюкс). 

В декабре 2002 г. к вступлению в ЕС были приглашены десять стран — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. 

После распада  СССР Россия стала самостоятельно строить отношения с Евросоюзом. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В Коллективной стратегии Европейско-* го союза в отношении России, одобренной Европейским советом в июне 1999 г., говорится о необходимости интеграции России в общеевропейское и социальное пространство. Эта же идея содержится во встречном докумеН" те — Среднесрочной стратегии развития отношений Российской Федераций с Европейским союзом (2000—2010). Полагается, что в итоге будут достигну" ты следующие цели: а) расширение экономического пространства ЕС; б) укрепление системы безопасности и сотрудничества в Европе; в) укрепление позиций объединенной Европы в мировой экономике и политике. 

Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро стал Европейский центральный банк (ЕЦБ) — первый в истории наднациональный Центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро. ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все 15 центральных банков стран ЕС. Центральные банки государств, не входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют право влиять на решения, которые действительны только для зоны евро. 
 
 
 

Кроме того, введено  понятие Евросистемы, которая состоит  из центральных банков стран, вошедших в зону евро, и ЕЦБ. ЕСЦБ управляется  тремя органами — Советом управляющих, Правлением ЕСЦБ и Общим советом. Совет управляющих включает членов Правления ЕЦБ и управляющих центральных банков стран зоны евро. Правление ЕЦБ избирается на восьмилетний срок без права переизбрания, и его члены независимы от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правление ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Общий совет в отличие от Совета управляющих наряду с президентом и вице-президентом включает управляющих всех центральных банков стран ЕС. Таким образом, структура управления ЕСЦБ является двуслойной с учетом наличия двух групп стран. Общий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном между странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в нее (pre-ins). 

Уставной капитал  ЕЦБ определен в 5 млрд евро. Доля центральных банков в нем рассчитывается исходя из доли их стран в ВВП и населении ЕС. При этом центральные банки стран ins должны вносить 100% подписанного капитала, а стран pre-ins — 5%. Наряду с этим центральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют (в сумме эквивалентные 50 млрд евро), за исключением их национальных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорциональными долям центральных банков в подписанном капитале. 

Европейскому  центральному банку принадлежит  ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного Резервирования для коммерческих банков, а часть из тех, кто использовал их, Не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефи-Нансирования кредитных институтов со стороны центральных банков. 

Информация о работе История становления Европейской валютной системы