Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:08, курсовая работа
Цель работы: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том чтобы:
понятие современной количественной теории денег
дать понятие теории монетаризма и описать эволюцию развития;
изложить современный монетаризм Фридмена;
Введение………………………………………………………………………………3
1. История современной количественной теории денег…………………………...5
1.1 Этапы развития количественной теории денег………………………………...5
1.2 Что представляет собой современная количественная теория денег…….......8
1.3 Три направления внутри количественной денежной теории………………...12
2. Теория монетаризма……………………………………………………………...16
2.1 Эволюция развития……………………………………………………………...16
2.2 Современный монетаризм М. Фридмена……………………………………...40
3. Монетарная теория правительства и её роль в регулировании экономики…..49
Заключение…………………………………………………………………………..52Библиографический список………………………………………………………...55
Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, по Фридмену, состоит в том, что она в отличие от кейнсианской концепции ограничивается жесткой денежной политикой. Последняя тесно связана с фридменовской "естественной нормой безработицы", достигаемой посредством постоянного и стабильного темпа роста количества денег в размере 3—4 % в год независимо от состояния конъюнктуры (учитывая средние темпы роста валового национального продукта США за ряд лет, по которым устанавливается максимально возможный уровень национальной экономики).
Концепция М. Фридмена о "естественной норме безработицы" (ЕНБ) основывается как на институциональных, так и на законодательных детерминантах (подразумевая под первыми, например, профсоюзы, а под вторыми - возможность, к примеру, принятия закона о минимальном уровне заработной платы). Она позволяет обосновывать минимальный уровень безработицы, при котором в течение определенного периода времени инфляция будет невозможна. По мнению М. Блауга, "ЕНБ, к которой постоянно возвращается экономика, - это современная монетарная версия старой классической доктрины строго пропорционального отношения между количеством денег и ценами в долгосрочной перспективе; "якорь", который удерживает процентную ставку в устойчивом положении...".
Чтобы представить концепцию Фридмена, попытаемся выделить ее исходные положения, в той или иной степени, разделяемые его сторонниками.
Первый тезис - признание устойчивости рыночного хозяйства. Рыночная экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится к стабильности, саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Возникновение отклонений, диспропорций обычно является результатом внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования, а не внутренних причин. Рынок обладает возможностями амортизировать, успокоить шоковые импульсы.
Постулат об устойчивости рыночного хозяйства направлен против утверждения Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс.
Второй тезис - приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не ценовые методы, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования.
Если Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам, то в отличие от него Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.
Деньги - это особый товар; их основное свойство заключается в ликвидности. Имея деньги, их можно всегда реализовать, приобрести на них любой товар. Деньги реализуют особую функцию, они способны выполнять регулирующую, стабилизирующую роль. Они влияют на экономику через институционную структуру, банковскую систему, создающую деньги и формирующую финансовую политику. Деньги влияют на цены, потребительский спрос, уровень издержек, объем и структуру производства.
Фридмен исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.
Третий тезис - регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Дело в том, что последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Обычно лаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.
Анализ лагов приводит Фридмена к выводу о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. Результаты оказываются противоположными ожидаемым. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить долгосрочный характер.
Четвертый тезис - необходимость изучения мотивов поведения людей. «Рынок есть взаимозаинтересованность. Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения». Важны личная инициатива, условия для ее активизации. Необходимы учет и анализ действий участников экономического процесса. На основе такого анализа можно строить прогнозы, что и является задачей экономиста. Справедливость прогнозов служит проверкой правильности теоретических выводов и постулатов[7].
Сошлемся в качестве примера на рассмотрение и оценку поведения людей при выборе альтернативных вариантов с различной степенью риска. Обращает на себя внимание то, что выбор среди различных степеней риска имеет место не только в страховании или азартных играх, где он весьма нагляден, но и «явно присутствует и является важным в гораздо более широкой сфере экономических альтернатив». Он присутствует при выборе профессии. В одних профессиях предполагаемый доход будет находиться в весьма узких пределах (работа бухгалтера), в других - доход может существенно варьироваться (профессия артиста), в третьих - перспективы крупного успеха ожидаются из-за незнания реальной ситуации. «Главные экономические решения человека, в которых важную роль играет риск, касаются использования имеющихся у него возможностей: какой профессией заняться, в какой предпринимательской деятельности участвовать, как инвестировать капитал...» Фридмен - экономист-математик, предпочитающий точность оценок и формулировок; теоретические обобщения и «математическое изящество» стремится сочетать с изучением реальных побуждений людей, с объяснением «наблюдаемого поведения». Он считает, что люди упрямы, их мотивы зависят от многих факторов, в том числе от степени информированности, ожиданий, предвидения действий правительства.
Рецепты монетаристов не являются сегодня ведущими. Это связано, в частности, с тем, что главной проблемой для Запада стала в последнее время не инфляция, а занятость, темпы роста, доходы. Политиков и экономистов интересуют подходы и рецепты стратегического плана, а монетаризм не дает соответствующих рекомендаций. Монетаристские рецепты используются обычно не в «чистом» виде, а в комплексе, в сочетании с выводами и рецептами теоретиков других школ.
Практика убедительно показала, что монетаризм не способен решать долговременные, стратегические задачи. «Шоковая терапия» - не радикальное лекарство. Она порождает инфляцию, падение производства, неэффективную структуру, свертывание инвестиций. Финансовая сфера отрывается от производственной. Рецепты монетарной теории не должны рассматриваться как универсальная схема. Их следует использовать с учетом реальных условий в сочетании с другими мерами экономической политики.
3.МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
Монетарная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через национальный банк страны. Монетарная политика обеспечивает надлежавшее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.
Монетарная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как монетарная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.
Соответственно и целевые задачи монетарной политики обладают своеобразием. Это – стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.
Макроэкономическая денежная политика в ее монетарной форме связывается, прежде всего, с воздействием на денежную массу. Денежная политика считается жесткой, если государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. И наоборот, денежную политику называют мягкой, если государство способствует увеличению денежной массы или, по крайней мере, не препятствует ему, слабо сдерживая выпуск в обращение новых денег и помогая получению дешевых кредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном через национальный банк страны.
В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной монетарной политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.
Политика рефинансирования, которую называют также учетной политикой, есть выражение процентной политики, она заключена в воздействии центральным банком посредством процентной ставки на объем кредитных ресурсов и, соответственно, денежной массы в обращении. Национальный банк назначает учетную ставку процента, в соответствии с которой он переучитывает векселя у коммерческих банков и предоставляет им кредиты. В более широком плане коммерческие банки приобретают, покупают кредитные деньги у национального банка и затем перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование. Так что центральный банк способен влиять на цену кредитных денег на финансовом рынке. Поднимая цену, увеличивая свою учетную ставку, национальный банк сдерживает спрос на кредиты и сужает денежную массу в обращении, а, снижая учетную ставку – способствует увеличению денежной массы.
Политика рефинансирования представляет собой составную часть политики регулирования процентных ставок, процентной политики, которая может проводиться не только национальным банком и коммерческими банками, но любыми кредиторами, предоставляющими деньги в долг под процент. Однако в последнем случае имеет место выход за пределы государственной монетарной политики.
Национальный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние на денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Сама эмиссия таких ценных бумаг в виде облигаций, казначейских обязательств становится актом государственной монетарной политики. Приобретая государственные ценные бумаги и организуя куплю-продажу на открытом рынке, национальный банк способствует проведению определенной денежной политики. Продавая ценные бумаги, национальный банк изымает деньги из обращения и сужает денежную массу, а, покупая ценные бумаги на открытом рынке, расширяет денежную массу, осуществляя как бы дополнительную эмиссию.
Эффективное воздействие на величину активной денежной массы государство способно оказывать, осуществляя через национальный банк политику резервирования. Национальный банк вправе обязать коммерческие банки держать определенную часть своих активов в виде беспроцентного резерва в национальном банке. Чем выше норма такого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать своими денежными средствами обладают коммерческие банки, то есть происходит уменьшение денежной массы. Уменьшение нормы резервирования приводит к увеличению денежной массы в обращении. При нехватке денег в обращении следует уменьшать норму резервирования, а при избыточности денег – увеличивать ее.
Предложение денег коммерческими банками зависит от наличия у них денег, эмитируемых национальным банком. Так что национальный банк, а в его лице государство обладает возможностью регулирования предложения денежной массы со стороны коммерческих банков в ходе реализации политики обеспечения ликвидности за счет изменения количества денег, предоставляемых в распоряжение коммерческих банков для поведения ими операций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую работу на тему «Монетаризм: регулирование и прогнозирование денежного рынка последователями современной количественной теории» можно сделать следующие выводы:
1.Современная денежная теория представляет собой кейнсианско-неоклассический синтез, который включает общие для обеих теорий элементы и достижения современной научной мысли.
2.Современная теория рассматривает богатство как один из определяющих факторов спроса на деньги. При увеличении богатства индивида он, вероятно, захочет увеличения каждого из типов принадлежащего ему богатства, включая деньги.
3.Современная теория спроса на деньги учитывает наличие инфляции. Эта теория четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная нормы процента, реальный и номинальный размеры денежной массы.
В реальном мире существует инфляция, подрывающая полезность денег как средства сбережения, поскольку реальный объем товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество не приносящих проценты наличных денег, падает с темпом, равным темпу роста уровня цен. Поэтому реальная норма процента на альтернативные деньгам активы представляет собой не всю альтернативную стоимость хранения не приносящей процентов наличности. Дополнительной альтернативной стоимостью является темп роста инфляции. А сумма этих величин представляет собой ожидаемую номинальную норму процента.
1. монетаризм - школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это теория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов;
2. термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы;
Информация о работе История современной количественной теории денег