История образования и сущность лизинга в Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

Образование на территории Казахстана государств Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира и Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государственности казахской народности. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения; структура правящей ханской власти; комплектование вооруженных сил; налоговая система; этнически однородные племена.

Работа содержит 1 файл

казахи.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Казахской орды ханы

КАЗАХСКОЙ ОРДЫ ХАНЫ

Ханская династия, правившая в 1422—1718 гг. в Казахской  орде (Казахстан), ветвь Белой Орды ханов.

Образование на территории Казахстана государств Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира и Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государственности казахской народности. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения; структура правящей ханской власти; комплектование вооруженных сил; налоговая система; этнически однородные племена.

Причины образования Казахского ханства:

  1. Необходимость завершения политической консолидации племен Казахстана в единое государство;
  2. Необходимость восстановления разрушенных хозяйственных связей между кочевыми, оседло-земледельческими и городскими районами и создание единого экономического региона;
  3. Необходимость завершения длительного процесса сложения тюркоязычных племен Казахстана в единую народность;
  4. Борьба за власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке между потомками Орда-Еджена — Жанибеком, Кереем и Шайбана — Абулхаира.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этно-политических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).

В конце 50-х — начале 60-х гг. XV в. от ханства Абулхаира в Западный Могулистан откочевала часть племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем. Они были радушно встречены Есен-бугой ханом, который выделил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Причины принятия казахских султанов ханом Могулистана:

  1. Обеспечить безопасность границ Могулистана от территориальных претензий со стороны Абулхаира;
  2. Использование казахов в качестве военной силы против внешних врагов — тимуридов и ойратов;
  3. Использование казахов во внутренней междоусобной борьбе против своих противников за власть.

Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств — ханства Абулхаира и Могулистана, в которых усиливалось экономическое могущество кочевой знати. Наиболее влиятельные вожди родов и племен Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или же искали покровителя среди Чингизидов, продолжавших оспаривать власть ханов Абулхаира и Есен-буги. Значительная часть ее сплотилась вокруг Жанибека и Керея еще в 40–50-х гг. XV в. в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Ткруестана, с городскими центрами Сузаком, Сыгнаком, Саураном. Поддержавшие Жанибека и Керея кочевые племена не имели возможности совершать длительные традиционные перекочевки в степные районы Казахстана, занятые кочевыми подданными Абулхаира, которые в свою очередь, были лишены возможности кочевать на привычные места зимовок в районы нижней и средней Сырдарьи, вести торговый обмен. Враждебные отношения между племенами улусов Абулхаира и Жанибека еще больше усугубились после того, как в 1446 г. Абулхаир занял города Сузак, Сыгнак, Аркук, Узгенд и Аккуран. Подданные Жанибека и Керея сосредоточились в низовьях Сырдарьи, в восточной части предгорий Капатау. От этого страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей. В 50-е гг. XV в. ойраты вновь появились на территории Казахстана. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение и бежал с поля боя. Заключив унизительный для Абулхаира мир, ойраты ушли через Чу в свои земли. Это привело к падению политического авторитета в степи хана Абулхаира. Он принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе на юге Казахстана, что привело к недовольству народных масс. Их возмущение вылилось в характерную для средневекового общества форму сопротивления — откочевку из-под власти своего правителя. Начиная с конце 50-х гг. XV в. часть казахского населения начала откочевку из Восточного Дешт-и-Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Эту откочевку возглавили Жанибек и Керей. Так в долинах рек Чу и Таласа они положили начало образованию Казахского ханства. Таким образом было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов в одно государство.

Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 1465–1466 гг., т. е. к середине XV в. Первоначальной его территорией было Западное Семиречье, долины рек Чу и Таласа. Основателями Казахского ханства являются султаны Жанибек и Керей, прямые наследники ханского престола в Ак Орде. Жанибек — сын последнего хана Ак Орды — Барака, внук четвертого сына Урус хана — Куйручука. Керей — внук старшего сына Урус хана — Тохтакыйа. Первым ханом, как старший по возрасту, был избран Керей (1456–1472).

Политическая обстановка, сложившаяся к концу XV в.:

  1. С исторической арены Восточного Дешт-и-Кыпчака сошло ханство Абулхаира;
  2. Ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов; Мавераннахр отошел под власть внука Абулхаира Мухаммеда Шайбани;
  3. После смерти в 1462 г. Есен-буги Могулистан распался на несколько феодальных владений;
  4. В результате распада Золотой Орды появились Сибирское, Казанское и Астраханское ханства.

Первые казахские ханы Жанибек и Керей проводили активную внешнюю политику, с целью расширения территории ханства, утверждения своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака.

Последние три десятилетия XV века – это время крупных политических событий, в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство, оно начало вести борьбу за владение всей территории нынешнего Казахстана. Казахстан, как страна казахов впервые возник во времена создания Казахского ханства.

Казахские ханы, вступившие в войну с шайбанидами за власть в Южном и Центральном Казахстане, обладали, реальной несомненной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был плотный тыл в Семиречье. Их союзниками были были — потомок Тимура Ахмад-хан, шайбанид Ибак-хан, из Ногайской Орды Муса иурза. Противники казахских ханов — внуки Абулхаира Мухаммед Шайбани и Махмуд-султан, могульский хан Юнус его сын Султан Саид.

Войны между казахскими ханами и шайбанидами шли не только за присырдарьинские города, но и за власть над кочевым и полукочевым населением региона. Они стремились укрепить политико- экономическую базу государства, за это боролись более 30 лет. В последней трети XV века и начале XVI века продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство.

Основные районы борьбы — район Сырдарьи, Каратау и Восточного Дешт-и-Кыпчака. Этот район имел большое экономическое и стратегическое значение. Здесь находились ценные зимние пастбища для кочевий; важные центры торгово-экономических связей, крепости, выдержавшие длительную осаду, административно-политические центры.

В 70-е гг. XV в. произошло несколько крупных сражений под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук, в горох Каратау. Яссы и Сыгнак захватывали то казахские ханы, то Мухаммед Шайбани. В одном сражении погиб сын Жанибек хана — владетель Сузака Махмуд-султан, в то время его брат Иринци занимал Сауран. В 80–90-е гг. XV в. борьбу с Мухаммедом Шайбани продолжил сын Керея — Бурундук хан (1472–1512). Итогом борьбы стало то, что к концу XV в. в состав Казахского ханства вошли города Сузак, Сыгнак и Сауран; к Мухаммеду Шайбани отошли города Отрар, Яссы, Узгенд и Аркук, могульскому хану Султану Саиду достались Сайрам и Ташкент.

Казахские жузы

Жуз — историко-хозяйственный район, сложившиеся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. У казахских жузов имелись следующие особенности:

  1. внутреннее региональное единство;
  2. этническое единство;
  3. культурно-хозяйственная общность;
  4. общность политического руководства.

До сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина «жуз» и согласованности в определении времени появления казахских жузов.

Еще у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественно-географических и хозяйственных условий обитания, вхождения в разные племенные союзы и государства формируется три этнокультурных группы. Традиционно казахский народ делился на три жуза. Старший жуз располагался на территории Южного и Юго-Восточного Казахстана (район Туркестана и Семиречья). В него входили племена уйсуней, дулатов, канглов, жалаиров, албанов, суанов, шапрашты, ошакты, сиргелей, шанышкылы. Средний жуз занимал районы Центрального, Северного и Восточного Казахстана. Племенной состав Среднего жуза: аргыны, найманы, кереи, кыпчаки, конураты, уаки. Младший жуз находился в Западном Казахстане. В него входили алимулы, байулы, жетиру. В ХVII-ХVIII вв в состав трех жузов входило всего — 112 родоплеменных подразделений. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка.

Философ-мыслитель Шакарим Кудайбердиев в своей книге «Родословная тюрков, казахов и ханских династий», вышедшей в 1911 г., приводит легенду, о том что, предком казахов является Алаш. От потомков трех сыновей Алаша появилась народность казахи: Старший сын — Акарыс — потомки Старшего жуза; Средний сын — Бекарыс — потомки Среднего жуза; Младший сын — Жанарыс — потомки Младшего жуза.

Происхождение этнонима «казах» долгое время являлось предметом дискуссий исследователей. Оно отражено в многочисленных легендах народа о своем происхождении. Имеются все основания считать, что само слово «казах» возникло в регионе обитания кыпчаков. По мнению ряда тюркологов, первоначальный ареал распространения термина «казах» связан с Восточным Дешт-и Кыпчаком.

Принято считать, что впервые термин «казах» в письменном источнике употреблен в арабо-кыпчакском словаре, составленном в кыпчакской среде Мамлюкского государства Египта в 1245 г. В нем слову «казах» придается значение «свободный, скиталец».

В переводе с тюркского языка этноним «казах» означает «свободолюбивый, вольный человек».

В социальном смысле термин «казах» означал «человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд).

По «Тарихи-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Жанибеком и Кереем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи», а затем «казахи».

Ибн Рузбихан (ХVI в.) писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингизхана. Ныне одно из них — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, третье — мангыты, а из них цари астраханские».

По сведению М. Ахинжанова термин «казах» происходит от слова «сак» или «кас-сак». М. Тынышпаев в своей книге «Материалы к истории киргиз-кайсацкого народа», приводит легенду о «белой гусыне — Ак -каз».

С укреплением Казахского ханства «казахами» стало называться все подвластное ему население. Постепенно термин «казах» стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.

Социально-экономическое и культурное развитие Казахского ханства в XVI-XVII вв.

Сословно-классовое деление общества

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак. суйек — белая кость, к ней относились только чингизиды — потомки Чингизхана и ходжи — потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к карасуйек — черной кости. Чингизиды по праву рождения приобретали титул султана, также по отношению к ним употреблялись термины «оглан», «торе», означавшие нецарствовавших потомков Чингизхана по мужской линии. Этот атрибут родовой принадлежности был присущ им естественно и не зависел от их материального и духовного состояния. Чингизиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции Монгольской империи, они не относились ни к одному жузу.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеты. Жаргы».

Денежное обращение

В денежном обращении в XVI-XVII вв. в городах Казахстана и Средней Азии определяющую роль играли медные монеты среднеазиатских городов, выпущенные при последних Тимуридах и Шайбанидах. К середине XVI в. приток среднеазиатских медных денег в города Казахстана резко сокращается. На рынке появляются медные монеты ташкентского и местного производства, отчеканенные в Туркестане и Отраре. Мелкие медные монеты без надписей — предназначались для внутреннего оборота; серебряные монеты — для крупных сделок и транзитной торговли, поэтому они чеканились в небольшом количестве.

В конце XVI — начале XVII вв. в основном чеканились медные монеты с именами казахских ханов. Это имело не столько экономическое, сколько политическое значение, призванное официально провозглашать власть ханов в том или ином городе. Многие монеты не имеют надписей, но украшены орнаментами, изображающими хищных зверей, птиц, рыб, на других помещены значки, в которых можно видеть тамги казахских родов.

Особенностью денежного обращения южно-казахстанских городов в XVII в. является обращение «не вполне монетных» форм денег в виде небольших кусочков меди, рубленых из толстой проволоки. Размеры и вес этих кусочков настолько различны, что трудно говорить об их номинальном соотношении. Вероятно, что оно определялось по весу.

Клады серебряных монет этого периода состоят из денег среднеазиатской чеканки. В одном из мелких кладов с территории Отрара обнаружены медные копейки с именами царя Алексея Михайловича, отчеканенные в 1655–1663 гг., находки среднеазиатских и русских монет.

Скотоводство

Основным занятием казахов являлось скотоводство. Скот давал питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей и верблюдов — скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Особое значение имело разведение овец. Мясо, молоко шли в пищу, из шерсти изготавливалась одежда, из кожи — обувь, посуда, каракуль, из сала — мыло. Посетивший Приаралье в XVI веке англичанин А. Дженкинсон свидетельствовал о том, что тамошние бараны крупные, с большими курдюками весом 60–80 фунтов. А вот как описывает Мухаммед Хайдар Дулати в своем труде «Тарих-и Рашиди» встречу хана Касыма с ханом Моголистана Султан Саидом и его рассуждения об особенностях кочевого образа жизни. Касым-хан обратился к Султан Саиду со словами: «Мы жители степи, у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, главное богатство состоит в лошадях, мясо и кожа их служат нам лучшею пищей и одеждою… в земле нашей нет ни садов, ни зданий, полюбоваться скотом, который пасется, — вот цель наших поездок; поедем же в табун, поглядим на лошадей…». Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.

Информация о работе История образования и сущность лизинга в Республики Казахстан