Исторические аспекты развития банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Первые банки, по мнению ряда ученых, возникли в условиях мануфактурной стадии капитализма и появились прежде всего в отдельных итальянских городах (Венеции. Генуе) в XIV и XV вв. Слово «банк» происходит от итальянского «banco», означающее «стол». Эти «банко-столы» устанавливались на площадях, где проходила оживленная торговля товарами. Она велась с использованием разнообразных монет, чеканившихся как государствами, так и городами и даже отдельными лицами.

Работа содержит 1 файл

Исторические аспекты развития банков.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

факторинг; инновационное  финансирование и кредитование; долевое  участие средствами банка в хозяйственной  деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам.

Активные операции банка по экономическому содержанию делят на:

• ссудные (учетно-ссудные);

• расчетные;

• кассовые;

• инвестиционные и фондовые;

• гарантийные.

3. Активно-пассивные  операции банков — комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату — комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие. 
 

Коммерческий  банк как основное звено банковской системы.

Коммерческий  банк (англ. Commercial bank) – банк, непосредственно обслуживающий предприятия, организации и население. Коммерческий банк – основное звено банковской системы. Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основную клиентуру банка составляли торговцы, купцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла ( ссуды на пополнение оборотного капитала, на создание запасов сырья и готовых изделий, на выплату заработной платы и т.д.). Сроки кредитов постепенно удлинялись, часть банковских ресурсов стала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги и т.д. Таким образом, постепенно термин «коммерческий» в названии банка утратил свой первоначальный смысл. В настоящее время он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов вне зависимости от их рода деятельности.

По числу предлагаемых финансовых продуктов коммерческие банки принято разделять на универсальные  и специализированные. Универсальные  банки способны предоставить клиентам наибольшее число финансовых услуг, в них накапливается и основная доля банковских ресурсов страны. Основное отличие специализированных банков – предоставление узкого спектра финансовых услуг своим клиентам, т.е. специализация банка на определенном виде предоставляемых услуг. В качестве критериев специализации считаем целесообразным выделить функциональную (инновационные, инвестиционные, ипотечные, клиринговые банки и т.д.), отраслевую (сельскохозяйственные, строительные, трастовые, внешнеторговые и т.д.), «клиентскую» (биржевые, кооперативные, коммунальные и т.д.), территориальную (региональные, межрегиональные) специализации. Однако следует заметить, что в банковских структурах порой трудно различить тип универсального и специализированного банка., так как зачастую в деятельности коммерческого банка можно увидеть черты как универсального, так и специализированного банка. По типу собственности банки классифицируются на государственные, акционерные, кооперативные, частные, смешанные. По масштабам деятельности выделяются банковские консорциумы, крупные, средние и мелкие банки. По числу филиалов банки подразделяются на бесфилиальные, филиальные и многофилиальные.

В настоящее  время ( по состоянию на 1 июля 2005 года) общее число зарегистрированных кредитных организаций составило 1460, из них действующих кредитных организаций 1281. Число кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию – 299. Более половины всех действующих кредитных организаций размещены в Центральном федеральном округе (732, в т.ч. 661 в Москве и Московской области). Число кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию – 310.

В Белгородской области доминирующее положение  занимают филиалы крупных столичных  банков, совокупные ресурсы которых  составляют около 90% всех ресурсов банковского сектора области. Остальные 10% приходятся на такие местные кредитные организации как Северинвестбанк, БелДорбанк, Белгородсоцбанк, Белгородпромстройбанк. Несмотря на сложности и трудности в их работе, самостоятельные банки заняли свою нишу на рынке финансовых услуг, в частности они качественно и оперативно выполняют такую функцию как кредитование малого и среднего бизнеса, направляя туда около 70% имеющихся ресурсов.

Первым, основополагающим принципом деятельности коммерческих банков является работа в пределах имеющихся ресурсов. Реализация указанного принципа в работе коммерческого банка предполагает постоянный контроль за качественным и количественным соответствием между мобилизованными ресурсами и характером их использования, усиливает конкурентную борьбу банков за привлечение клиентов, увеличение депозитов со всеми вытекающими последствиями ( улучшение обслуживания клиентов, эффективное использование банковских ресурсов, диверсификация банковских операций и т.п.).

Коммерческие  банки являются экономически независимыми и юридически самостоятельными кредитными организациями – это второй основополагающий принцип их деятельности. Имея полную свободу действий в привлечении ресурсов и их размещении, коммерческий банк несет полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности, т.е. весь риск от банковских операций целиком ложится на него.

Третий принцип  – «рыночные отношения » с  клиентами банка. Выбирая клиентов и осуществляя их обслуживание, банк такими категориями рынка, как прибыльность, риск, ликвидность.

Четвертый принцип  деятельности коммерческого банка  предопределен его экономической  независимостью и юридической самостоятельностью. Он означает, что регулирование деятельности коммерческого банка возможно только косвенными экономическими методами (а не прямыми административными), т.е. без вмешательства в его оперативную деятельность.

Функции коммерческих банков весьма многообразны. В экономической  литературе по поводу количества функций  банков и их содержания существуют разные точки зрения. Зачастую функции отождествляются с задачами коммерческого банка и банковскими операциями. Один из подходов к трактовке функций коммерческих банков в современных условиях наиболее полно и емко, на наш взгляд, представлен Е.Ф.Жуковым в книге «Общая теория денег и кредита». Основными функциями коммерческого банка являются :

- мобилизация  временно свободных денежных  средств и превращение их в  капитал;

- кредитование  хозяйствующих субъектов, государства,  населения;

- выпуск кредитных  денег;

- осуществление  расчетов и платежей;

- эмиссионно-учредительская  функция;

- консультирование  и информационные услуги по  экономическим и финансовым проблемам.

Основной сферой деятельности коммерческого банка  является занятие банковским бизнесом. Деятельность банка носит производительный характер. Аккумулируя свободные ресурсы коммерческий банк обеспечивает непрерывность их движения, питает экономику дополнительными денежными средствами, ускоряет процесс воспроизводства. Более высокий объем банковских операций, расширение деятельности банков увеличивает объем ВВП.

Следует отметить, что банки выполняют целый  ряд важных общественный функций  в экономической системе страны, и их общественная значимость в существенной мере определяет условия их выживания. Общественная роль банков анализируется теорией банковской фирмы, эволюция этой теории – трансформация упрощенных представлений о банке как экономическом агенте в более сложные. Наиболее известны следующие концепции банковской фирмы: банк как финансовый посредник; банк как производитель финансовых продуктов и услуг; банк как мультипликатор роста; банк как делегированный контролер; банк как фирма, обеспечивающая рационирование между потреблением и сбережением.

Банки как элемент  банковской системы могут успешно  развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами и прежде всего с банковской инфраструктурой. Под банковской инфраструктурой понимается такая совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков. Принято различать внешний и внутренний блоки банковской инфраструктуры. Внутренний обеспечивает стабильность банка изнутри, внешний – в его взаимодействии с внешней средой. К внешнему блоку относятся информационное, научное, кадровое обеспечение, законодательная база. К элементам внутренней инфраструктуры относят :

- законодательные  нормы, определяющие статус банка,  перечень выполняемых операций;

- внутренние  правила совершения операций;

- построение  учета, отчетности, аналитической  базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка, на базе современных коммуникационных систем;

- структура аппарата  управления банком. 
 

Информация о работе Исторические аспекты развития банков