Источники банковского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.

Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы; имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права; регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные основы экономической деятельности в РФ.

Работа содержит 1 файл

Источники банковского права.docx

— 19.15 Кб (Скачать)

Источники банковского  права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые  облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.

   Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы; имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права; регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные основы экономической деятельности в РФ.

   В  нашей стране законодательство  традиционно является главным  источником права.

  Под законодательством  в настоящее время понимается  совокупность регулирующих соответствующую  область общественных отношений  законов. Подзаконные акты в  состав законодательства не включаются.

  Российское  банковское законодательство, согласно  взглядам многих ученых состоит  из двух частей:

  • общего банковского законодательства.
  • специального банковского законодательства;

 

ОБЩЕЕ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В банковском праве необходимо выделять общие и специ- альные законы, применение которых вызывает во многих случа ях значительные трудности.

В качестве общих законов применительно  к банкам следует рассматривать  прежде всего ГК РФ, а также такие  нормативные акты, как Закон об акционерных обществах, Закон о  рынке ценных бумаг, Закон о валютном регулировании и валютном контроле и др. Названные и ряд других законов должны применяться к  банкам и банковской деятельности, если специальные банковские нор- мы не устанавливают каких-либо иных правил или ограничений. К этим же правовым нормам необходимо восходить (вверх) в случае, когда специальное регулирование является противоречи- вым, недостаточным и т.п. Эти общие законы устанавливают прежде всего:

— общие требования к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности. В связи с тем, что банки  могут создаваться только как  хозяйственные общества, эти требо- вания распространяются и на банки (но, например, порядок формирования банковского уставного капитала установлен осо- бо как в самом ЗоБД, так и в других нормативных актах, и в этом случае общие правила не действуют);

— общие правила о сделках  и договорах, их формах, услови- ях и порядке заключения;

— общие нормы и основания  ответственности в хозяйствен- ном, а следовательно, и банковском обороте, которые означают, например, ответственность банка без вины как предпринимате- ля, установление полной ответственности банка, если не преду- смотрено иной, и т.п.

СПЕЦИАЛЬНОЕ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Специальное  банковское  законодательство составляют  законы,  специально предназначенные  для  регулирования

   банковских  правоотношений. Такими законами  являются:  Федеральный

   закон  от  10 июля 2002 года  №86-ФЗ "О Центральном банке  Российской

   Федерации  (Банке  России)"; Федеральный закон от  2  декабря  1990

   года  №395-1  "О  банках  и  банковской деятельности";  Федеральный

   закон   от   25  февраля  1999  года  №40-ФЗ  "О  несостоятельности

   (банкротстве)  кредитных организаций". Отметим также,  что предмет

   специального  банковского  законодательства  совпадает   с  предметом

   отрасли  банковского  права, подчиняется тем е принципам  и выполняет

   те же функции, что  и отрасль банковского права.

       С  нашей   точки зрения, специальное банковское  законодательство

   в  настоящее  время  еще окончательно не оформилось. На рассмотрении

   Государственной  Думы  находятся проекты таких Федеральных   законов,

   как  "О  федеральном  государственном архиве кредитных  историй",  "О

   гарантировании   вкладов граждан в банках",  "Об   использовании

   платежных карт в Российской  Федерации".

       Оправившись   после августовского кризиса  1998 года,  банковская

   система  страны  не  приобрела еще необходимого  запаса  прочности,

   испытывает  затруднения   в  наращивании  своей   капитальной   базы.

   Велико  и  число кредитных  организаций, неустойчивых  в   финансовом

   отношении.  Как на федеральном, так и на региональном уровнях пока

   ощущается  слабость  банковского воздействия на развитие  реального

   сектора   экономики.  В  деятельности  банковской  системы   и   ее

   отдельных  институтов  имеется  ряд  недостатков,  которые  снижают

   эффективность хозяйствования, тормозят ее развитие.  Речь  идет,  в

   частности,   как   о   недостатках  законодательства,   так   и   об

   экономической ситуации - в  целом.

       Кроме  того,  на протяжении ряда лет специалистами   банковского

   права  и  различными  государственными  деятелями   предлагается   и

   отстаивается  необходимость   принятия  широкого  круга   иных  актов

   (федеральных  законов)  специального банковского  законодательства,

   которые,  по  мнению  их  разработчиков, необходимы  для   повышения

   эффективности     регулирования    банковской    деятельности     и

   функционирования  банковской  системы.  Необходимость   кодификации

   банковского законо-дательства диктуется наличием в настоящее время

   огромного  количества  банковских инструкций, в которых  перемежаются

   важные,  принципиальные  правовые  нормы  с  правилами  оперативной

   банковской  техники. Мы  уже не говорим о сложности   и  громоздкости

   ряда  банковских  инструкций. Следует  учесть  еще  огромный  поток

   приказов  Центробанка РФ  и так называемых "циркулярных   писем",  на

   основании  которых изменяются, дополняются и отменяются  отдельные

   положения  банковских  инструкций. Не только клиентура   не  в  силах

   разобраться   во  всей  этой  огромной  массе  правил,  инструкций,

   приказов,  писем,  установить, какие  правила  действуют,  а  какие

   отменены  или  изменены, но даже опытные работники  банков  тонут  в

   этом  "инструктивном море". Это же обстоятельство очень затрудняет

   как  практическое применение  указанных правил, так и  теоретическую

   разработку вопросов банковского  права.

       Кодификация      банковского     законодательства      позволит

   ликвидировать указанные  недостатки "нормативного хозяйства"  в  этой

   важнейшей  области   права, привести его в должный   порядок.  Помимо

   этого,  на  наш  взгляд,  кодификация банковского  законодательства

   даст   возможность   проанализировать  весь  основной   нормативный

   материал  банковского   законодательства  и  корреспондирующей   ему

   отрасли  банковского   права, обеспечить  большую  взаимоувязанность

   нормативных  актов, а  также увеличит долю правовых  норм,  внесенных

   в  законы, за счет переноса  в них ряда норм подзаконных  актов.  Эта

   процедура   будет   способствовать  росту  стабильности  банковского

   законодательства.  Как   известно, при подготовке  ныне  действующих

   редакций  законов  "О   банках  и  банковской  деятельности"  и   "О

   Центральном  банке Российской  Федерации (Банке России)"  ряд   норм,

   касающихся   расчета   ряда   важнейших  экономических   нормативов

   деятельности  кредитных   организаций, был перенесен   из  инструкций

   Банка России. За прошедшие  с момента издания этих законов  пять  лет

   также   сформировались  устойчивые  юридические  нормы   подзаконных

   актов,  которые по своей  важности очевидно должны быть  отнесены  к

   компетенции федерального  законодательства.

       Таким  образом,  развитие и совершенствование  актов специального

   банковского   законодательства  остается  одним   из   приоритетных

   направлений государственной  кредитно-денежной политики.  Исходя  из

   этого,  нельзя  не отметить  тот факт, что формирование  новой   базы

   источников для создания  Банковского кодекса в Российской  Федерации

   является одной из основных  задач, стоящих как перед государством  в

   целом, так и перед всем экономическим сообществом.


Информация о работе Источники банковского права