Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:42, реферат
Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.
Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы; имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права; регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные основы экономической деятельности в РФ.
Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.
Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы; имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права; регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные основы экономической деятельности в РФ.
В нашей стране законодательство традиционно является главным источником права.
Под законодательством
в настоящее время понимается
совокупность регулирующих
Российское
банковское законодательство, согласно
взглядам многих ученых
ОБЩЕЕ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В банковском праве необходимо выделять общие и специ- альные законы, применение которых вызывает во многих случа ях значительные трудности.
В качестве общих законов применительно к банкам следует рассматривать прежде всего ГК РФ, а также такие нормативные акты, как Закон об акционерных обществах, Закон о рынке ценных бумаг, Закон о валютном регулировании и валютном контроле и др. Названные и ряд других законов должны применяться к банкам и банковской деятельности, если специальные банковские нор- мы не устанавливают каких-либо иных правил или ограничений. К этим же правовым нормам необходимо восходить (вверх) в случае, когда специальное регулирование является противоречи- вым, недостаточным и т.п. Эти общие законы устанавливают прежде всего:
— общие требования к организационно-правовым
формам предпринимательской
— общие правила о сделках и договорах, их формах, услови- ях и порядке заключения;
— общие нормы и основания ответственности в хозяйствен- ном, а следовательно, и банковском обороте, которые означают, например, ответственность банка без вины как предпринимате- ля, установление полной ответственности банка, если не преду- смотрено иной, и т.п.
СПЕЦИАЛЬНОЕ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования
банковских правоотношений. Такими законами являются: Федеральный
закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"; Федеральный закон от 2 декабря 1990
года №395-1 "О банках и банковской деятельности"; Федеральный
закон от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций". Отметим также, что предмет
специального банковского законодательства совпадает с предметом
отрасли банковского
права, подчиняется тем е
те же функции, что и отрасль банковского права.
С нашей точки зрения, специальное банковское законодательство
в настоящее время
еще окончательно не
Государственной Думы
находятся проекты таких
как "О федеральном
государственном архиве
гарантировании вкладов граждан в банках", "Об использовании
платежных карт в Российской Федерации".
Оправившись после августовского кризиса 1998 года, банковская
система страны не приобрела еще необходимого запаса прочности,
испытывает затруднения в наращивании своей капитальной базы.
Велико и число кредитных организаций, неустойчивых в финансовом
отношении. Как на федеральном, так и на региональном уровнях пока
ощущается слабость
банковского воздействия на
сектора экономики. В деятельности банковской системы и ее
отдельных институтов имеется ряд недостатков, которые снижают
эффективность хозяйствования, тормозят ее развитие. Речь идет, в
частности, как о
недостатках законодательства,
экономической ситуации - в целом.
Кроме того,
на протяжении ряда лет
права и различными государственными деятелями предлагается и
отстаивается необходимость принятия широкого круга иных актов
(федеральных законов)
специального банковского
которые, по мнению их разработчиков, необходимы для повышения
эффективности регулирования банковской деятельности и
функционирования банковской системы. Необходимость кодификации
банковского законо-дательства диктуется наличием в настоящее время
огромного количества банковских инструкций, в которых перемежаются
важные, принципиальные правовые нормы с правилами оперативной
банковской техники. Мы уже не говорим о сложности и громоздкости
ряда банковских инструкций. Следует учесть еще огромный поток
приказов Центробанка РФ и так называемых "циркулярных писем", на
основании которых изменяются, дополняются и отменяются отдельные
положения банковских инструкций. Не только клиентура не в силах
разобраться во всей этой огромной массе правил, инструкций,
приказов, писем, установить, какие правила действуют, а какие
отменены или изменены, но даже опытные работники банков тонут в
этом "инструктивном море". Это же обстоятельство очень затрудняет
как практическое применение указанных правил, так и теоретическую
разработку вопросов
Кодификация банковского законодательства позволит
ликвидировать указанные недостатки "нормативного хозяйства" в этой
важнейшей области
права, привести его в должный
этого, на наш взгляд,
кодификация банковского
даст возможность проанализировать весь основной нормативный
материал банковского законодательства и корреспондирующей ему
отрасли банковского права, обеспечить большую взаимоувязанность
нормативных актов, а также увеличит долю правовых норм, внесенных
в законы, за счет переноса в них ряда норм подзаконных актов. Эта
процедура будет способствовать росту стабильности банковского
законодательства. Как известно, при подготовке ныне действующих
редакций законов "О банках и банковской деятельности" и "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ряд норм,
касающихся расчета ряда важнейших экономических нормативов
деятельности кредитных организаций, был перенесен из инструкций
Банка России. За прошедшие
с момента издания этих
также сформировались устойчивые юридические нормы подзаконных
актов, которые по своей важности очевидно должны быть отнесены к
компетенции федерального законодательства.
Таким образом, развитие и совершенствование актов специального
банковского законодательства остается одним из приоритетных
направлений государственной кредитно-денежной политики. Исходя из
этого, нельзя не отметить тот факт, что формирование новой базы
источников для создания
Банковского кодекса в
является одной из основных
задач, стоящих как перед
целом, так и перед всем экономическим сообществом.