Использование опыта зарубежных стран в управлении валютным курсом (на примере определенной страны)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение валютного курса, рассмотрение способов валютного регулирования и определение роли валютного курса в экономике.
В соответствии с целью исследования ставились и решались следующие основные задачи:
· раскрыть понятие валютного курса;
· проанализировать теоретические основы формирования валютного курса;
· рассмотреть факторы, влияющие на уровень валютного курса;
· определить специфику выбора режима валютного курса;
· исследовать экономическое значение валютного курса и методики его регулирования;
· проанализировать режим валютного курса и валютную политику в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫМ КУРСОМ………………………………………………………..4
Понятие валютного курса, его стоимостная основа и режимы ……………...4
Факторы, влияющие на валютный курс……………..………………………...8
Виды управления валютным курсом....................................................................
Влияние изменения валютного курса на международные экономические отношения………………………………………………………………………….
ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМ КУРСОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….15
Развитие режима курса рубля в России…………………………………………
Управление валютным курсом в России на современном этапе……………...
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫМ КУРСОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………………….…….……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...........38

Работа содержит 1 файл

Академия управления при Президенте Республики Беларусь.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Валютный демпинг, будучи разновидностью товарного демпинга, отличается от него, хотя их объединяет общая черта - экспорт товаров по низким ценам. Но если при товарном демпинге разница между внутренними и экспортными ценами погашается главным образом за счет государственного бюджета, то при валютном - за счет экспортной премии (курсовой разницы). Товарный демпинг возник до первой мировой войны, когда предприятия опирались в основном на собственные накопления для завоевания внешних рынков. Валютный демпинг впервые стал практиковаться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Его непосредственной предпосылкой являлась неравномерность развития мирового валютного кризиса. Великобритания, Германия, Япония, США использовали снижение курса своих валют для бросового экспорта товаров.

Известно, что валютный демпинг  обостряет противоречия между странами, нарушает их традиционные экономические связи, усиливает конкуренцию. В стране, осуществляющей валютный демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, а жизненный уровень трудящихся снижается вследствие роста внутренних цен. В стране, являющейся объектом демпинга, затрудняется развитие отраслей экономики, не выдерживающих конкуренции с дешевыми иностранными товарами, усиливается безработица. Крупные фирмы-экспортеры используют валютный демпинг как средство валютной и торговой войны для подавления своих конкурентов. В 1967 г. на конференции бывшего Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) был принят Антидемпинговый кодекс, предусматривающий специальные санкции при применении демпинга, включая валютный. Правилами ГАТТ предусмотрено право государства, понесшего ущерб от демпинга, облагать соответствующий товар специальной антидемпинговой импортной пошлиной, равной разнице между внутренней ценой на рынке страны-экспортера, и ценой, по которой данный товар экспортируется. Ныне, когда конкурентоспособность экспортных товаров определяется не столько их ценой, сколько качеством, организацией сбыта, послепродажного обслуживания и других услуг, падает значение демпинга как средства завоевания экспортного рынка.

Таким образом, изменения курса  валют влияют на перераспределение между странами части валового внутреннего продукта, которая реализуется на внешних рынках. В условиях плавающих валютных курсов усиливается воздействие курсовых соотношений на ценообразование и инфляционный процесс. По имеющимся подсчетам, понижение на 20% курса валюты страны, имеющей экспортную квоту в 25%, вызывает повышение цен импортируемых товаров на 16% и вследствие этого рост общего уровня цен в стране на 4-6%. При режиме плавающих валютных курсов данный фактор воздействия на внутренние цены приобрел постоянный характер, в то время как при режиме фиксированных курсов он проявлялся эпизодически при официальной девальвации.

В условиях плавающих валютных курсов усилилось влияние их изменений на движение капиталов, особенно краткосрочных, что сказывается на валютно-экономическом положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может временно увеличиться объем ссудных капиталов и капиталовложений, что используется для развития экономики и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию инвестиций, росту безработицы.

Последствия колебаний валютного курса зависят от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций в МЭО. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласий. По этой причине проблемы валютного курса занимают видное место в экономической науке.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМ КУРСОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Все из 3-го источника

    1. Развитие режима курса рубля в России.

 

Курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте или валютной корзине. [1]

В России режим валютного курса  за годы реформ менялся несколько  раз. После вступления России в 1992 году в МВФ Центральный банк отказался от режима множественности валютных курсов и установил режим "плавающего" валютного курса. [1] С середины 1995 года режим "плавающего" курса был заменен режимом "валютного коридора", который действовал до мая 1996 года. После ЦБ начал устанавливать скользящий обменный курс рубля на основе учета нескольких показателей: котировок ММВБ, котировок межбанковского валютного рынка, динамики инфляции, текущего спроса на валюту, состояния платежного баланса и золотовалютных резервов.

В 1995-1997 годах Банк России устанавливал абсолютные значения верхних и нижних границ колебания валютного курса. В годы после валютно-денежного кризиса 1998 года Россия практикует плавающий валютный курс. При этом ЦБ РФ довольно активно употребляет способ интервенций на валютном рынке для корректировки курса рубля к доллару США. "Плавание" рубля происходит при активном регулировании процесса курсообразования со стороны Центрального банка России. ЦБ РФ проводит политику стабилизации курса рубля.

На современном этапе в России действует режим управляемого плавающего валютного курса рубля. [11]

Центральный Банк РФ намерен в среднесрочной  перспективе (в ближайшие три-четыре года) осуществить переход к режиму свободно плавающего курса рубля, последовательно  ослабляя жесткость привязки рубля  к бивалютной корзине. Для перехода к режиму свободного плавания ЦБ РФ намерен постепенно расширять технический коридор стоимости бивалютной корзины. [9]

Переход к режиму свободного плавания рубля должен рассматриваться в  увязке со следующим:

1. Введение свободного плавания  рубля можно рассматривать в  качестве важной стратегической задачи в будущем, но оно не представляется целесообразным в настоящее время.

2.Выбор ориентира курсовой политики, основанного на стабильных темпах  изменения курса рубля к корзине  валют основных торговых партнеров  России (рис.1), является оптимальным на сегодняшний день.

3.Возможное направление усилий  ЦБ - формирование динамики обменного  курса преимущественно на основе  рыночных факторов, осуществление  точечных корректировок курсовой динамики, изменение курсовой динамики. [5]

Реальный эффективный курс рубля к корзине государств - основных торговых партнеров России вырос в 2008 году на 4,5 процента. При этом к доллару реальный курс рубля снизился на 0,2 процента, а к евро вырос на 5,3 процента. В то же время номинальный эффективный курс рубля упал за год 3,8 процента. К доллару он снизился на 12,7 процента, а к евро - на 5,6 процента. В первом полугодии 2008 года рубль значительно вырос по отношению к основным валютам, однако затем курс начал падать из-за глобального финансового кризиса. [11]

В 2008 году реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла  смягчить влияние внешнеэкономической  конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях нестабильности. В первом квартале увеличившееся предложение валюты на внутреннем рынке было компенсировано чистым оттоком частного капитала, что определило существенное снижение объема валютных интервенций Банка России и повышение волатильности рыночной стоимости бивалютной корзины. [6]

В апреле 2008 года возобновление чистого  притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля. (рис.2) [6]

рис.2

В декабре 2008 года Всемирный банк предложил  России в вопросе образования валютного курса рубля перейти к режиму более гибкого обменного курса национальной валюты. Данная политика, по мнению экспертов ВБ, поможет России смягчить негативный эффект резкой волатильности мировых цен на нефть. Рубль является commodity currency (зависит от мировых сырьевых товарных рынков, в первую очередь от рынка нефти), поэтому гибкий обменный курс рубля позволит компенсировать шоки от колебания цен на природные ресурсы. Кроме того подобная смена валютной политики ЦБ РФ станет также одним из драйверов роста российской экономики на этапе восстановления от глобального финансового кризиса. [10]

По прогнозу Минэкономразвития  относительно развития кризиса в  России в 2009 году курс рубля к доллару  составит 35.1 рублей за доллар.

Прогнозируемый курс рубля выглядит вроде не так страшно - если сравнивать с текущими 33 рублями за доллар - но есть нюанс: речь ведь идет о среднем курсе за год, поэтому вполне вероятно, что доллар может "сходить" и к 40 рублям, чтобы к концу года снизиться до 30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫМ  КУРСОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка и реализация денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Национальный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Национальный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и  размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. При правильной организации, на нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. А какой парламент или президент примет решение об увеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому часто принятие таких решений откладывается (как это было в Республике Беларусь в 2010г.). Денежно-кредитная политика свободна от этого (при грамотной организации), Национальный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

Представляется, что дальнейшему  повышению эффективности экономической и денежно-кредитной политики будут содействовать:

- усиление в экономических прогнозах и программах как финансового блока, предусматривающего консолидацию используемых в мировой практике внутренних и внешних источников финансовых ресурсов (включая инвестиционные  и страховые фонды), так и блока структурных преобразований, обеспечивающих институциональные, правовые и организационные условия реализации задач экономической политики;

- расширение учета внешнеэкономических  факторов на основе анализа  и прогноза мировых рынков;

- формирование механизма регулярного  и комплексного анализа положения Республики Беларусь в системе рейтингов наиболее представительных международных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год: Указ Президента Республики Беларусь, 23 декабря 2011г., №591. 
  2. Об итогах выполнения Основных направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год в январе-ноябре 2011г. и задачах банковской системы страны по их реализации в 2012 году: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 26 декабря 2011г., №618.
  3. Банковский кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г., №441-3.
  4. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова. – Москва: 2001. – 327с.
  5. Базылева, Н.И. Экономическая теория / Н.И. Базылева. – Минск: БГЭУ, 2005. – 270с.
  6. Лаврушина, О.И. Деньги, кредит, банки / О.И. Лаврушина. – Москва: Финансы и статистика, 2003. – 287с.
  7. Лобанов, А.В. Политика государства в развитии банковского сектора Республики Беларусь / А.В. Лобанов // Аналитический банковский журнал. – 2011. – №9 (148). – С. 30-34.
  8. Меркулова, И.В. Деньги, кредит, банки / И.В. Меркулова. – Москва: КноРус, 2010. – 307с.
  9. Миллер, Р.Л. Современные деньги и банковское дело / Р.Л. Миллер. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 250с.
  10. Мирончик, Н.Л. Неокейнсианский подход к анализу и прогнозированию монетарной политики / Н.Л. Мирончик // Белорусский экономический журнал. – 2011. - №1. – С. 38-50.
  11. Плотницкий, М.И. Макроэкокомика / М.И. Плотницкий. – Москва: – Новое знание, 2002. – 275с.
  12. Серегина, С.Ф. Макроэкономика / С.Ф. Серегина. – Москва: 2001. – 317с.

Информация о работе Использование опыта зарубежных стран в управлении валютным курсом (на примере определенной страны)