Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Иностранные инвестиции: понятие, виды. Источники и роль в экономике страны……………………………………………………………………………5
1.1. Иностранные инвестиции: понятие, виды………………………………...5
1.2. Источники и роль иностранных инвестиций в экономике страны……10
1.3. Зарождение иностранных инвестиций в РК……………………………..13
2. Перспективы инвестирования в РК………………………………………...19
2.1. Инвестиционный климат в РК……………………………………………19
2.2. Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в РК……………………………………………………………...22
3. Диверсификация иностранных инвестиций в РК на 2009 г……………...25
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………
1.2. Источники и роль иностранных инвестиций в экономике страны
Источниками иностранных инвестиций в экономику РК могут быть ссуды иностранных и международных банков, однако основным источником является участие инвестора-нерезидента (иностранного лица) в капитале предприятия. Финансовую поддержку инвестиционного проекта предприятие может получить также у международных организаций. Например, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в состав группы Всемирного банка, поддерживает технологически и технически обоснованные проекты, имеющие благоприятную коммерческую перспективу, удовлетворяющие экологическим и социальным требованиям МФК, и способствующие экономическому прогрессу страны. Финансовая поддержка предоставляется на долевых началах: для новых проектов максимальный объем финансирования со стороны МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по проекту; в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. По проектам, связанным с расширением ранее реализованных проектов, МФК может предоставлять до 50% затрат по проекту, при условии, что ее капиталовложения будут составлять не более 25% суммарного объема капитализации компании, осуществляющей данный проект. Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Казахстан. В современной экономической ситуации страны вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту. Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти. Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики. Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Поэтому привлечение
иностранных инвестиций в экономику страны
является объективной необходимостью.
Они обусловлены:
а) международным
разделением труда;
б) развитием
международных связей;
в) интегрированием
национальной экономики в мировое хозяйство
Иностранные инвестиции способствуют:
1) ускорению
экономического и технического
прогресса;
2) внедрению
новых форм управления;
3) обновлению
и модернизации
4) активизации
конкуренции;
5) развитию
малого и среднего бизнеса;
6) замене
импортозамещающего
7) подготовке
кадров, отвечающих требованиям
рыночной экономики;
8) расширению
экспортного потенциала страны;
9) созданию
новых рабочих мест, повышению
уровня занятости, снятию
10) повышению
конкурентоспособности
11) решению
проблем реформирования
Актуальность
использования иностранных капиталовложений
в экономике Казахстане сегодня очевидна.
Стремление к открытости экономики, повышение
конкурентоспособности национального
производства, завоеванию доверия на мировом
рынке, участию в международном финансовом
обмене обуславливает необходимость создания
условий для привлечения иностранных
инвестиций. Развитие многих бывших социалистических
стран показывает, что появление внешних
стратегических инвесторов, готовых и
способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации
предприятий, сыграло немаловажную роль
для экономического роста в этих странах.
Особое значение иностранное инвестирование
имеет для стран, вставших на путь рыночных
преобразований. В бывших социалистических
странах именно из-за отсутствия или пониженного
реального спроса активы оказываются
недооцененными - их рыночная стоимость,
как правило, значительно ниже балансовой.
Приток иностранного капитала как раз
способен изменить ситуацию и способствовать
значительному спросу на активы.
Привлечение иностранных инвестиций важно
для Казахстана не только с точки зрения
возможности увеличить реальные активы,
помимо этого, для нашего времени не мало
важное значение имеет тот факт, что иностранные
инвесторы привносят с собой новую, более
высокую культуру бизнеса
1.3.. Зарождение иностранных инвестиций в РК
Этап
первый (1990–1994 годы) – начало привлечения
иностранных инвестиций в рамках
приватизации по индивидуальным проектам.
В этот период, который с уверенностью
можно назвать «золотым веком» для
инвесторов, приняты и действуют: Закон
КазССР «Об иностранных инвестициях»
от 7 декабря 1990 года и Положение об участии
иностранных инвесторов в процессе приватизации
государственной собственности в РК, утвержденное
постановлением Кабинета Министров от
20 июля 1993 года № 633. Происходит заключение
индивидуальных контрактов с крупными
иностранными инвесторами пре-имущественно
на приватизацию больших предприятий
и на недропользование. В этих контрактах
определяется индивидуальный правовой
(договорный) режим для иностранных инвесторов.
В соответствии со ст. 20 Закона КазССР
«Об иностранных инвестициях в КазССР»
юридическим лицам с иностранным участием,
помимо предусмотренных налоговым законодательством
КазССР, предоставляются следующие дополнительные
льготы: а) если доля иностранного инвестора
в них превышает 30 % и эти юридические лица
заняты в производстве продукции и услуг,
указанных в приложении к Закону, они освобождаются
от уплаты налога на прибыль в течение
пяти лет после первого объявления прибыли
и уплачивают налог на прибыль по ставке,
сниженной на 50 %, в течение последующих
пяти лет; б) расходы на благотворительные
цели исключаются из подлежащей налого-обложению
прибыли. При заключении контрактов
(в отсутствие стабильного и либерального
налогового законодательства и законодательства
об инвестициях) предпочтение отдается
гражданско-правовым индивидуальным методам
регулирования отношений по взаимному
согласованному волеизъявлению равных
в своем правовом статусе сторон: государства
и иностранного инвестора. Ведутся переговоры,
уполномоченными лицами согласовываются
условия и подписываются контракты с обязательной
оговоркой об их конфиденциальности на
весь срок действия. Государство в этот
период времени еще стоит перед выбором
модели взимания плат с недропользователей:
налоговой (императивной) как платежей
в пользу государства-суверена или договорной
(диспозитивной) как платы в пользу собственника
– стороны договора. Но в отсутствие иного
в законодательстве пока все решается
договорным (диспозитивным) путем. В отсутствие
даже самого «национального режима» в
казахстанском законодательстве (сплошной
пробел в праве) ничего не может быть лучше
индивидуального контрактного режима.
(1990–1994 годы) – начало привлечения иностранных
инвестиций в рамках приватизации по индивидуальным
проектам. приняты и действуют: Закон КазССР
«Об иностранных инвестициях» от 7 декабря
1990 года и Положение об участии иностранных
инвесторов в процессе приватизации государственной
собственности в РК, утвержденное постановлением
Кабинета Министров от 20 июля 1993 года №
633. Этап второй (1994–1997 годы) – максимальное
поощрение иностранных инвестиций в любой
сфере экономики; принятие и действие
Закона РК «Об иностранных инвестициях»
с законодательным предоставлением иностранным
инвесторам правовых гарантий от ухудшения
их положения в будущем. В этот «бриллиантовый
век» вступает в действие пресловутая
ст. 6 Закона РК «Об иностранных инвестициях»,
согласно которой, в случае ухудшения
положения иностранного инвестора, являющегося
результатом изменений в законодательстве
и (или) вступления в силу и (или) изменения
условий международных договоров, к иностранным
инвестициям в течение 10 лет применяется
законодательство, действовавшее в момент
осуществления инвестиций, а по инвестициям,
осуществляемым по долгосрочным (свыше
10 лет) контрактам с уполномоченными государством
органами, – до окончания срока действия
контракта, если контрактом не предусмотрено
иное. Действие ст. 6 в части государственных
гарантий иностранным инвесторам от изменения
законодательства в худшую сторону, согласно
п. 2 Постановления Верховного Совета РК
«О порядке введения в действие Закона
РК «Об иностранных инвестициях» от 27
декабря 1994 года, распространяется также
на те правоотношения, которые возникли
до введения в действие Закона РК «Об иностранных
инвестициях». В контрактах провозглашается
принцип стабильности правового и налогового
режима, закрепленного на весь период
действия Контракта, независимо от изменений
налогового и любого другого законодательства
РК в будущем. (1994–1997 годы) – максимальное
поощрение иностранных инвестиций в любой
сфере экономики; принятие и действие
Закона РК «Об иностранных инвестициях»
с законодательным предоставлением иностранным
инвесторам правовых гарантий от ухудшения
их положения в будущем. вступает в действие
пресловутая ст. 6 Закона РК «Об иностранных
инвестициях», согласно которой, в случае
ухудшения положения иностранного инвестора,
являющегося результатом изменений в
законодательстве и (или) вступления в
силу и (или) изменения условий международных
договоров, к иностранным инвестициям
в течение 10 лет применяется законодательство,
действовавшее в момент осуществления
инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым
по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам
с уполномоченными государством органами,
– до окончания срока действия контракта,
если контрактом не предусмотрено иное.
«Серебряные» преференции: Этап третий
(1997–2003 годы) – формирование целевой и
осмысленной инвестиционной политики
Казахстана. Время поощрения прямых инвестиций
в приоритетные секторы экономики, независимо
от происхождения инвестиций (иностранные
или оте-чественные); этап сближения правового
регулирования иностранных инвестиций
с отечественными, при сохранении их отдельного
законодательного регулирования и очевидных
ранее созданных преимуществ иностранных
инвесторов перед отечественными; принятие
и действие Закона Республики Казахстан
«О государственной поддержке прямых
инвестиций» от 28 февраля 1997 года № 75-1.
Для инвесторов наступает «серебряный
век». Вводится новое понятие прямых
инвестиций как всех видов вложений, осуществляемых
инвестором в основные средства (основной
капитал) казахстанского юридического
лица. Инвестиционная деятельность определяется
как предпринимательская деятельность,
связанная с процессом осуществления
инвестиций, а инвестор – как физические
или юридические лица, осуществляющие
инвестиционную деятельность, уже независимо
от государственной принадлежности инвестиций.
Заключаются контракты между Агентством
РК по инвестициям и инвесторами, в соответствии
с которыми последним предоставляются
налоговые льготы, натурные гранты и преференции,
независимо от государственной принадлежности
инвестиций (иностранные или отечественные).
Законодателем и Правительством определяются
и утверждаются приоритетные секторы
экономики как отрасли, определенные в
качестве ключевых для интенсивного привлечения
инвестиций и развития, в целях экономического
роста и повышения эффективности экономики
страны. Вместе с тем продолжает действовать
и Закон РК «Об иностранных инвестициях»
со своими гарантиями иностранным инвесторам
и ст. 6, оберегающей их от любых ухудшений
законодательства РК. В этой связи в обществе
и среди инвесторов активно дебатируется
вопрос о нарушении принципа равенства
в правах и обязанностях иностранных и
отечественных инвесторов, о необоснованных
преимуществах иностранных инвесторов
перед отечественными. Данный этап характеризуется
обострением противоречий между иностранным
и отечественным капиталом в их правовом
регулировании, государственных гарантиях
и налоговых преимуществах. Разрешение
конфликта приводит к объединению законов
об иностранных инвестициях и государственной
поддержке прямых инвестиций в рамках
единого закона об инвестициях. Но закон
не имеет обратной силы и не распространяется
на отношения с участием иностранных инвесторов,
возникшие до введения его в действие.
Другими словами, иностранные инвесторы,
пришедшие в Казахстан со своими инвестициями
на первых трех этапах, сохраняют свои
права и преимущества, пользуются нормами
действовавшего в то время законодательства
об инвестициях и о налогах. (1997–2003 годы)
– формирование целевой и осмысленной
инвестиционной политики Казахстана.
Время поощрения прямых инвестиций в приоритетные
секторы экономики, независимо от происхождения
инвестиций (иностранные или оте-чественные);
этап сближения правового регулирования
иностранных инвестиций с отечественными,
при сохранении их отдельного законодательного
регулирования и очевидных ранее созданных
преимуществ иностранных инвесторов перед
отечественными; принятие и действие Закона
Республики Казахстан «О государственной
поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля
1997 года № 75-1. Для инвесторов наступает:
«Эпоха бронзы» Этап четвертый (2003 год
– по настоящее время) – объединение и
уравнивание новых инвестиций, независимо
от места их происхождения (иностранные
или отечественные); принятие и действие
Закона Республики Казахстан «Об инвестициях»
от 8 января 2003 года № 373-II. «Золотой» (равно
и «серебряный») сон развеян, на смену
предыдущим периодам для инвесторов наступил
«бронзовый век», а вместе с ним обретение
долгожданного равенства отечественных
и иностранных инвесторов современности
и ликвидации дискриминации инвесторов
по признаку страны происхождения инвестиций.
Противоречие в принципе разрешено, но
последствия его длительного существования
еще остались, дают (и еще долго в течение
сроков действия контрактов будут давать)
о себе знать многочисленными правовыми
и налоговыми режимами. Хотя формально
в ст. 4 Закона РК «Об иностранных инвестициях»
государство и вело речь о «национальном
режиме» или «режиме наибольшего благоприятствования»
для иностранных инвесторов, фактически
и юридически ст. 6 Закона для иностранных
инвесторов на многие годы были созданы
предпосылки для порождения многочисленных
«лучших» режимов, чем те, которые появлялись
впоследствии, ухудшая условия для всех
остальных.
(2003 год – по настоящее время) – объединение
и уравнивание новых инвестиций, независимо
от места их происхождения (иностранные
или отечественные); принятие и действие
Закона Республики Казахстан «Об инвестициях»
от 8 января 2003 года № 373-II. В условиях неопределенности
На протяжении всей истории становления
и реформирования налоговой системы налогоплательщика
интересовал вопрос стабильности налогового
законодательства. Особую актуальность
стабильность имела и имеет для недропользователей,
которые работают в режиме долгосрочных
контрактов и вследствие этого строят
экономическую модель своей предпринимательской
деятельности на долгосрочную перспективу.
2. Перспективы инвестирования в РК
2.1. Инвестиционный климат в РК
Республика
Казахстан является страной, в экономике
которой важную роль играет экспорт
сырья. Это свидетельствует о
неэффективном использовании
1. определение
направлений инноваций и
2. создание
институционально-правовой и экономической
среды для развития инновационной деятельности;
3. развитие
научно-технической
4. создание
механизмов финансирования
5. создание
инфраструктуры международного и внутриреспубликанского
трансферта технологий на региональном
и отраслевом уровнях;
6. формирование
адекватных условиям
7. использование
косвенных методов
Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики. В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций. Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов.