Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Иностранные инвестиции: понятие, виды. Источники и роль в экономике страны……………………………………………………………………………5
1.1. Иностранные инвестиции: понятие, виды………………………………...5
1.2. Источники и роль иностранных инвестиций в экономике страны……10
1.3. Зарождение иностранных инвестиций в РК……………………………..13
2. Перспективы инвестирования в РК………………………………………...19
2.1. Инвестиционный климат в РК……………………………………………19
2.2. Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в РК……………………………………………………………...22
3. Диверсификация иностранных инвестиций в РК на 2009 г……………...25
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

1.2. Источники  и роль иностранных инвестиций  в экономике страны

Источниками иностранных инвестиций в экономику  РК могут быть ссуды иностранных  и международных банков, однако основным источником является участие инвестора-нерезидента (иностранного лица) в капитале предприятия. Финансовую поддержку инвестиционного проекта предприятие может получить также у международных организаций. Например, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в состав группы Всемирного банка, поддерживает технологически и технически обоснованные проекты, имеющие благоприятную коммерческую перспективу, удовлетворяющие экологическим и социальным требованиям МФК, и способствующие экономическому прогрессу страны. Финансовая поддержка предоставляется на долевых началах: для новых проектов максимальный объем финансирования со стороны МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по проекту; в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. По проектам, связанным с расширением ранее реализованных проектов, МФК может предоставлять до 50% затрат по проекту, при условии, что ее капиталовложения будут составлять не более 25% суммарного объема капитализации компании, осуществляющей данный проект. Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Казахстан. В современной экономической ситуации страны вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту. Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти. Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики. Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Поэтому привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является объективной необходимостью.                                                                           

Они обусловлены:                                                                                                    

а) международным  разделением труда;                                                                 

б) развитием  международных связей;                                                                    

в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство  Иностранные инвестиции способствуют:                                                                  

1) ускорению  экономического и технического  прогресса;                                         

2) внедрению новых форм управления;                                                                         

3) обновлению  и модернизации производственного  аппарата;                         

4) активизации  конкуренции;                                                                                           

5) развитию  малого и среднего бизнеса;                                                                

6) замене  импортозамещающего производства;                                                           

7) подготовке  кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики;                

8) расширению  экспортного потенциала страны;                                                

9) созданию  новых рабочих мест, повышению  уровня занятости, снятию социальной  напряженности;                                                                               

10) повышению  конкурентоспособности отечественного  производства;                        

11) решению  проблем реформирования экономики.       

Актуальность  использования иностранных капиталовложений в экономике Казахстане сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными - их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.              Привлечение иностранных инвестиций важно для Казахстана не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы, помимо этого, для нашего времени не мало важное значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса 

                   1.3.. Зарождение иностранных инвестиций в РК

Этап  первый (1990–1994 годы) – начало привлечения  иностранных инвестиций в рамках приватизации по индивидуальным проектам. В этот период, который с уверенностью можно назвать «золотым веком» для инвесторов, приняты и действуют: Закон КазССР «Об иностранных инвестициях» от 7 декабря 1990 года и Положение об участии иностранных инвесторов в процессе приватизации государственной собственности в РК, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 20 июля 1993 года № 633. Происходит заключение индивидуальных контрактов с крупными иностранными инвесторами пре-имущественно на приватизацию больших предприятий и на недропользование. В этих контрактах определяется индивидуальный правовой (договорный) режим для иностранных инвесторов. В соответствии со ст. 20 Закона КазССР «Об иностранных инвестициях в КазССР» юридическим лицам с иностранным участием, помимо предусмотренных налоговым законодательством КазССР, предоставляются следующие дополнительные льготы: а) если доля иностранного инвестора в них превышает 30 % и эти юридические лица заняты в производстве продукции и услуг, указанных в приложении к Закону, они освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет после первого объявления прибыли и уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной на 50 %, в течение последующих пяти лет; б) расходы на благотворительные цели исключаются из подлежащей налого-обложению прибыли.    При заключении контрактов (в отсутствие стабильного и либерального налогового законодательства и законодательства об инвестициях) предпочтение отдается гражданско-правовым индивидуальным методам регулирования отношений по взаимному согласованному волеизъявлению равных в своем правовом статусе сторон: государства и иностранного инвестора. Ведутся переговоры, уполномоченными лицами согласовываются условия и подписываются контракты с обязательной оговоркой об их конфиденциальности на весь срок действия. Государство в этот период времени еще стоит перед выбором модели взимания плат с недропользователей: налоговой (императивной) как платежей в пользу государства-суверена или договорной (диспозитивной) как платы в пользу собственника – стороны договора. Но в отсутствие иного в законодательстве пока все решается договорным (диспозитивным) путем. В отсутствие даже самого «национального режима» в казахстанском законодательстве (сплошной пробел в праве) ничего не может быть лучше индивидуального контрактного режима. (1990–1994 годы) – начало привлечения иностранных инвестиций в рамках приватизации по индивидуальным проектам. приняты и действуют: Закон КазССР «Об иностранных инвестициях» от 7 декабря 1990 года и Положение об участии иностранных инвесторов в процессе приватизации государственной собственности в РК, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 20 июля 1993 года № 633. Этап второй (1994–1997 годы) – максимальное поощрение иностранных инвестиций в любой сфере экономики; принятие и действие Закона РК «Об иностранных инвестициях» с законодательным предоставлением иностранным инвесторам правовых гарантий от ухудшения их положения в будущем. В этот «бриллиантовый век» вступает в действие пресловутая ст. 6 Закона РК «Об иностранных инвестициях», согласно которой, в случае ухудшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступления в силу и (или) изменения условий международных договоров, к иностранным инвестициям в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее в момент осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными государством органами, – до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное. Действие ст. 6 в части государственных гарантий иностранным инвесторам от изменения законодательства в худшую сторону, согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РК «О порядке введения в действие Закона РК «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года, распространяется также на те правоотношения, которые возникли до введения в действие Закона РК «Об иностранных инвестициях». В контрактах провозглашается принцип стабильности правового и налогового режима, закрепленного на весь период действия Контракта, независимо от изменений налогового и любого другого законодательства РК в будущем. (1994–1997 годы) – максимальное поощрение иностранных инвестиций в любой сфере экономики; принятие и действие Закона РК «Об иностранных инвестициях» с законодательным предоставлением иностранным инвесторам правовых гарантий от ухудшения их положения в будущем. вступает в действие пресловутая ст. 6 Закона РК «Об иностранных инвестициях», согласно которой, в случае ухудшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступления в силу и (или) изменения условий международных договоров, к иностранным инвестициям в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее в момент осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными государством органами, – до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное. «Серебряные» преференции: Этап третий (1997–2003 годы) – формирование целевой и осмысленной инвестиционной политики Казахстана. Время поощрения прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики, независимо от происхождения инвестиций (иностранные или оте-чественные); этап сближения правового регулирования иностранных инвестиций с отечественными, при сохранении их отдельного законодательного регулирования и очевидных ранее созданных преимуществ иностранных инвесторов перед отечественными; принятие и действие Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 года № 75-1. Для инвесторов наступает «серебряный век».  Вводится новое понятие прямых инвестиций как всех видов вложений, осуществляемых инвестором в основные средства (основной капитал) казахстанского юридического лица. Инвестиционная деятельность определяется как предпринимательская деятельность, связанная с процессом осуществления инвестиций, а инвестор – как физические или юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность, уже независимо от государственной принадлежности инвестиций. Заключаются контракты между Агентством РК по инвестициям и инвесторами, в соответствии с которыми последним предоставляются налоговые льготы, натурные гранты и преференции, независимо от государственной принадлежности инвестиций (иностранные или отечественные).  Законодателем и Правительством определяются и утверждаются приоритетные секторы экономики как отрасли, определенные в качестве ключевых для интенсивного привлечения инвестиций и развития, в целях экономического роста и повышения эффективности экономики страны. Вместе с тем продолжает действовать и Закон РК «Об иностранных инвестициях» со своими гарантиями иностранным инвесторам и ст. 6, оберегающей их от любых ухудшений законодательства РК. В этой связи в обществе и среди инвесторов активно дебатируется вопрос о нарушении принципа равенства в правах и обязанностях иностранных и отечественных инвесторов, о необоснованных преимуществах иностранных инвесторов перед отечественными. Данный этап характеризуется обострением противоречий между иностранным и отечественным капиталом в их правовом регулировании, государственных гарантиях и налоговых преимуществах. Разрешение конфликта приводит к объединению законов об иностранных инвестициях и государственной поддержке прямых инвестиций в рамках единого закона об инвестициях. Но закон не имеет обратной силы и не распространяется на отношения с участием иностранных инвесторов, возникшие до введения его в действие. Другими словами, иностранные инвесторы, пришедшие в Казахстан со своими инвестициями на первых трех этапах, сохраняют свои права и преимущества, пользуются нормами действовавшего в то время законодательства об инвестициях и о налогах. (1997–2003 годы) – формирование целевой и осмысленной инвестиционной политики Казахстана. Время поощрения прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики, независимо от происхождения инвестиций (иностранные или оте-чественные); этап сближения правового регулирования иностранных инвестиций с отечественными, при сохранении их отдельного законодательного регулирования и очевидных ранее созданных преимуществ иностранных инвесторов перед отечественными; принятие и действие Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 года № 75-1. Для инвесторов наступает: «Эпоха бронзы» Этап четвертый (2003 год – по настоящее время) – объединение и уравнивание новых инвестиций, независимо от места их происхождения (иностранные или отечественные); принятие и действие Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-II. «Золотой» (равно и «серебряный») сон развеян, на смену предыдущим периодам для инвесторов наступил «бронзовый век», а вместе с ним обретение долгожданного равенства отечественных и иностранных инвесторов современности и ликвидации дискриминации инвесторов по признаку страны происхождения инвестиций. Противоречие в принципе разрешено, но последствия его длительного существования еще остались, дают (и еще долго в течение сроков действия контрактов будут давать) о себе знать многочисленными правовыми и налоговыми режимами. Хотя формально в ст. 4 Закона РК «Об иностранных инвестициях» государство и вело речь о «национальном режиме» или «режиме наибольшего благоприятствования» для иностранных инвесторов, фактически и юридически ст. 6 Закона для иностранных инвесторов на многие годы были созданы предпосылки для порождения многочисленных «лучших» режимов, чем те, которые появлялись впоследствии, ухудшая условия для всех остальных.                   (2003 год – по настоящее время) – объединение и уравнивание новых инвестиций, независимо от места их происхождения (иностранные или отечественные); принятие и действие Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-II. В условиях неопределенности На протяжении всей истории становления и реформирования налоговой системы налогоплательщика интересовал вопрос стабильности налогового законодательства. Особую актуальность стабильность имела и имеет для недропользователей, которые работают в режиме долгосрочных контрактов и вследствие этого строят экономическую модель своей предпринимательской деятельности на долгосрочную перспективу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Перспективы инвестирования в РК

2.1. Инвестиционный климат в РК

Республика  Казахстан является страной, в экономике  которой важную роль играет экспорт  сырья. Это свидетельствует о  неэффективном использовании имеющегося технологического и производственного  потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль - цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаропроизводителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону. Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией». По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска - как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат. Многие проблемы, с которыми сталкивается Казахстан в условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:                                                               

1. определение  направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль  государства может быть наиболее эффективной;               

  2.  создание институционально-правовой и экономической среды для развития инновационной деятельности;                                                                   

3. развитие  научно-технической инфраструктуры;                                                  

4. создание  механизмов финансирования инновационной  деятельности, адекватных условиям  транзитной экономики                                                          

5. создание  инфраструктуры международного и внутриреспубликанского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;                              

6. формирование  адекватных условиям Казахстана  организационным формам инновационной  деятельности;                                                                                      

7. использование  косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности.

Система государственного регулирования инновационной  и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики. В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций. Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов.

Информация о работе Иностранные инвестиции