Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:02, контрольная работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.
При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их обращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, вызванному воздействием не денежных факторов со стороны производства и предложения товаров. Если масса денег быстро не приспосабливается к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит платежных средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка производства, сокращение массы товаров.
Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожиданиями, связанными с воздействием политической нестабильности, с деятельностью средств массовой информации, потерей доверия к правительству. На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса иностранной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.
Адаптивные инфляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможностям кредитной системы, что делает их еще более устойчивыми, так как ускоряется денежный оборот.
Инфляция также может быть спровоцирована налоговой политикой государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе - при спаде производства прибыль образуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальных материальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибыли хозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов, снижаются возможности инвестиционной активности. При падении объемов производства налог на добавленную стоимость только усугубляет инфляцию, он впрямую влияет на увеличение цен.
Налоговая политика государства может преследовать фискальную или регулирующую цель. При стагфляции решающим направлением бюджетной политики должно быть стимулирование частного предпринимательства и сбережений населения, эффект от создания противовеса инфляционным процессам компенсирует предшествующие налоговые потери государства.
Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности в государстве и социальной активности населения, связанной с забастовками и стачками в базовых отраслях экономики. В России политический фактор сыграл важную роль в развитии инфляции.
В процессе преобразования плановой экономики в рыночную в российской кредитно-финансовой системе в наибольшей степени проявилась корректирующая инфляция, обусловленная объективными процессами трансформации структуры внутренних цен. В новых условиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования, фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюджета, спрос и предложение продукции, занятость, состояние экспорта и импорта, валютного курса, платежного баланса.
Либерализация всех сфер хозяйственной жизни резко нарушила это равновесие, а результатом отпуска цен была трансформация стоимостных пропорций в хозяйстве. Это вызвало сильную корректирующую инфляцию. Рост цен в потребительском секторе в России к концу 1992 г. увеличился катастрофически - в 26 раз, в производственном секторе - в 34 раза, что связано с существовавшими неоправданно низкими ценами на сырьевые ресурсы и энергоносители.
Изменение структуры внутренних цен - процесс долгий и неоднозначный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием производства внутри страны, в отдельных регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отношению к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией является сближение внутренних и мировых цен.
Итак, мы очень четко и в мельчайших подробностях рассмотрели сущность и виды инфляции, однако чёткого и ясного понимания причин «вздутия» денежной массы экономическая наука не даёт.
Одна из экономических энциклопедий называет аж семь причин инфляции: повышение заработной платы, избыток денег, рост издержек, увеличение спроса и т.п. Но всё же с этих научных позиций невозможно объяснить ситуацию в нашей стране. Бензин, стоивший 20 лет назад 7 «старых» копеек за литр, сейчас стоит более 25 «новых» рублей за литр, т.е. цены выросли почти в 300000 раз. Ни один из традиционно называемых «инфляционных параметров», ни все они вместе взятые, не могут быть первопричиной таких фантастических ценовых скачков, ибо диапазон их изменений – десятки процентов и даже разы. Там где растёт, к примеру, зарплата, то это означает всего лишь попытку угнаться за галопирующей инфляцией. Элементарный анализ свидетельствует, что каждая из этих причин по факту является всего лишь прямым следствием инфляции.
Чтобы разобраться в сущности процесса инфляции, стоит начать с понимания буквального смысла этого слова. «Инфляция» - это «вздутие». Этот термин и даёт ключик к пониманию существа инфляционных процессов. Якобы «самопроизвольное» вздутие денежной массы через ссудный процент без создания этой денежной массе соответствующих товаров и услуг, наделённых потребительской стоимостью, и является причиной, генератором инфляции.
То есть первопричиной инфляции является система кредитования деньгами под проценты (ростовщичество).
Действие этой системы удобнее рассмотреть в миниатюрном масштабе. Представим себе 5 человек, оказавшихся на необитаемом острове. Четверо из них выпускают в год по 5 единиц своего вида необходимого всем товара. Пятый взят ими на содержание и уполномочен на распределение произведённого между всеми «обитателями острова». Напечатав 20 бумажек, каждая из которых эквивалентна 1 единице товара, и распределив их поровну, включая себя (то есть по 4 бумажки на каждого), он успешно справился с поставленной перед ним задачей на основе здравого смысла. Каждый из 5-ти на соответствующую бумажку получит соответствующей бумажке товар.
А теперь представим, что этот пятый оказался человеком, имеющим высшее экономическое образование и нравственность, соответствующую нравственности руководителей нашей страны, её финансового блока и Центрального Банка. Решив работать «по научному», он выпустил в обращение ГКО (государственные казначейские облигации) с доходностью 50% годовых и выдал каждому трудящемуся в начале года по одной бумажке под те же скромные 50% годовых. А так как простому труженику было не до ГКО (он в это время был в поле), то все оставшиеся у него бумажки он также вложил в ГКО. После этого все инфляционные «первопричины» очень скоро автоматически всплывут на этом малообитаемом «Острове Невезения» как прямое следствие ростовщичества. И первой «первопричиной» будет увеличение денежной массы. Доход-то от ГКО и ссудного процента будет начислен, а его выплата в принципе невозможна без дополнительных бумажек! Ведь увеличения товаров не произошло. Каждый из 4-х работающих как выпускал ранее положенный ему товар, так и выпускает его при появившихся новых бумажках ГКО. Вот вам и истоки «обесценивания бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска…». Вот вам и причины появления «стабилизационного фонда».
Зачем, по сути, нужны деньги? Они нужны для обеспечения «круговорота товаров и услуг» в обществе. То есть денег должно быть ровно столько, сколько государство может предоставить товаров и услуг.
Если денег больше, чем товаров и услуг, то это – инфляция.
Если денег меньше, чем товаров и услуг – дефляция. Дефляция – уменьшение денежной массы.
А поскольку наше народное хозяйство практически разрушено, то своих товаров и услуг у нас производится мало. Поэтому и денег из «стабфонда» людям не дают. Что делать? Надо организовать работу народного хозяйства так, чтобы оно выпускало много товаров и услуг. Но наши либералы-рыночники в соответствии с «экономической наукой» считают, что «рынок сам всё организует». По этой «научной» причине в нашей стране торжествует чепуха демократизаторов, что в результате привело к нищете основную массу людей.
А теперь в порядке контрольного задания попросим руководителей нашей страны ответить на вопрос: «Сколько живых останется на острове, если процентную доходность увеличить с 50% до 210% годовых, как это было сделано в России с началом перестройки и демократических реформ?». Вот вам и «нарушения общественного воспроизводства». А чтобы выжить самому «экономисту», он, предотвращая гибель тех, кто его кормит и одевает, по своей «доброте» увеличивает им зарплату до двух бумажек за единицу товара. Так появляется еще одна «первопричина» инфляции, вызванная «повышением заработной платы».
Если кто-то полагает, что рассмотренная модель слишком грубое приближение к действительности, то он ошибается. К середине 1998 года объём рынка ГКО составил свыше 300 млрд. руб. при денежной массе в стране около 370 млрд. руб. При этом нам не удалось зафиксировать ни одного землепашца, сталевара, шахтёра и даже учителя в качестве «участников рынка ГКО». Замечу нашим читателям, что количество проживающих на «острове невезения» изменяет лишь масштаб, но никак не влияет на характер происходящих процессов, описанный для 5-ти человек.
Однако те «экономисты» и руководители, в результате дури которых разрушена и разграблена страна и миллионы людей опущены в нищету, все они благополучно и безбедно живут и возглавляют крупные участки работы. А новые руководители, пришедшие им на смену, этих негодяев к ответственности за содеянное не привлекают. Более того, эти «новые руководители» продолжают тот гибельный курс, начало которому проложили первые демократизаторы.
Уместно будет также сказать и о том, что большинство пострадавших не хотят самостоятельно разобраться с причинами произошедшего со страной и с ними. Пострадавшие хотят, чтобы какие-то «добрые дяденьки» сделали так, чтобы им, пострадавшим, «стало хорошо» без их собственных усилий. Но этого не произойдёт. Надо действовать самим пострадавшим.
Настала пора и администрации Президента России задать экономическим темнилам вопрос: «Может ли на этом «острове невезения» сократиться инфляция, если ссудный процент будет равен 20% годовых, как это фактически существует в России сегодня?» И другой вопрос: «Как так получается, что при повышении мировых цен на нефть, следствием чего должна бы быть дефляция, сопровождающаяся снижением цен в России, у нас цены наоборот – растут?».
Рост тарифов естественных монополий также неизбежно раскручивает инфляцию. Вместе с системой ростовщичества это образует замкнутый круг: ростовщичество – инфляция – повышение тарифов – инфляция – ростовщичество. Выйти из этого замкнутого круга невозможно без законодательного запрета либо на ростовщичество, либо на увеличение тарифов на продукцию естественных монополий, а лучше на то и другое вместе. В США пересмотр тарифов естественных монополий принадлежит Конгрессу. В условиях современной России с её коррупцией и грызнёй кланов осуществить запрет на ростовщичество и рост тарифов естественных монополий возможно Указом Президента.
На примере только одной этой частности с инфляцией должно стать понятным предназначение всех псевдопатриотов типа Зюганова, Рогозина, Навального и пр. Вот уж поистине «знает кошка, чьё мясо съела». Ни одного намёка на Центральный банк, ссудный процент и прочие почему-то «незаметные» для их глаз обстоятельства вы от них не услышите.
Как-то, выступая на телевидении, «лучший банкир» всех времён и народов В.В.Геращенко с многозначительной улыбкой парировал попытку «невежд» задать вопрос по поводу причин инфляции: «Инфляции не бывает только на кладбище». Точность этого афоризма вызывает большие сомнения, этот афоризм исключительно в библейских воровских догматах, когда «вздутие» денежной массы считается само собой разумеющимся источником личных и корпоративных «доходов» от воровства.
История хранит иные примеры. Осмысливший причины инфляции и уничтоживший схемы глобального ростовщического ограбления, И.В.Сталин, опередив время, впервые в истории человечества продемонстрировал возможности безинфляционного развития экономики страны, опираясь при этом на закон сохранения денег как той технологической среды, которая обслуживает товарооборот, т.е. циркуляцию товаров в обществе. Именно так и должно быть в государстве, которое исключило в общественных отношениях народа своей страны паразитирование бездельников и неумёх на труде честных людей, тружениках. Повышение качества управления, внедрение технологических достижений должны с неизбежностью вести к систематическому неуклонному снижению цен на производимую всем обществом, всеми людьми, продукцию. При этом именно прейскурант цен и является численной мерой вектора ошибки управления народно-хозяйственным комплексом – чем ниже цены, тем выше качество управления. По этим критериям и следует оценивать способности к общественно-полезному управлению высших руководителей страны и в первую очередь министров экономики и финансов.
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже довольно долгое время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время наплыва в Европу дешевого Американского золота), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Но всё равно инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция - это многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция - чисто денежное явление, есть не что иное, как современная степени определяется особенностями конкретного этапа экономического развития той или иной страны. В развивающихся странах со слабой экономикой инфляционный процесс находится под определяющим воздействием избыточной денежной эмиссии, вызываемой резким повышением бюджетных расходов над доходами. В развитых странах денежная масса, находящаяся в обращении, попадает под жесткий контроль центральных банков и может увеличиваться лишь темпами, адекватными темпам роста ВНП. Поэтому переполнения каналов обращения денежной массой не происходит. При инфляции снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенным и перспективы развития производства; происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклониться от налогообложения; расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен; ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг; обесцениваются финансовые ресурсы государства. В то же время возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченным слоям общества. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход), а, соответственно, и общий уровень жизни населения, если номинальный доход будет отставать от роста цен. Особенно тяжела инфляция для лиц с фиксированными доходами: пенсиями, пособиями, заработной платой госслужащих. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения и накопления граждан.