Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В работе использованы данные по уровню инфляции официальных статистических органов Республики Казахстан, раскрывающих данные по уровню инфляции в Казахстане в 2009 году.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Экономическая сущность инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Инфляция в зарубежных странах
II. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Опыт антиинфляционной политики в зарубежных странах
2.2 Современная антиинфляционная политика в Республике Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая инфляция.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

    Увеличение  объема наличных средств (включая квазиналичные, как, например, счета до востребования) склонно вызывать рост цен на потребительские  товары, так как покупатели расплачиваются наличными или кредитной карточкой, а безналичная денежная масса (за вычетом счетов до востребования) практически не влияет на потребительские цены.

    В итоге можно сказать, что формула  отражает лишь «среднюю температуру  по больнице», а конкретных пациентов  она «не видит».

    Эта формула не единственное слабое место, за которое постоянно критикуют  монетаристов. Ошибок много. Начиная  с той, что теоретики переняли принципы сторонников «невидимой руки рынка», которые утверждают: рыночная экономика - саморегулирующаяся система, а диспропорции связаны с вмешательством государства. И чтобы добиться экономического роста, государство должно минимизировать свое участие в ней. А саморегулирование якобы достигается за счет того, что каждый участник рынка, думая о своей выгоде, пытается оптимизировать все свои процессы, и если все бизнесмены будут делать все правильно, то в экономике не будет никаких диспропорций. Иначе говоря, постулат строится на том, что все знают свое дело, не ошибаются, не совершают махинаций и спекуляций. Экономический идеализм!

    Однако  мы помним, что «невидимая рука рынка» довела США до Великой депрессии, когда ВВП упал на 50-60 процентов  и миллионы семей остались без  крова и пропитания. Реальность преподала  жестокий урок сторонникам саморегулирующегося  рынка ценой гибели многих людей от голода. Тогда же на сцену экономических теорий вышел Джон Кейнс, который понял, что рынок порождает диспропорции сам по себе и, наоборот, государство должно быть активным участником рынка, чтобы восстановить экономическое равновесие. В итоге активное вмешательство правительства позволило США выйти из кризиса.

    Доводы  Кейнса позже подтвердил Джон Нэш (известный  многим по фильму «Игры разума»), который  утверждал, что каждый участник рынка  должен думать не только о своей  выгоде, но и пользе для общества. Если Адам Смит ставил интересы индивида над интересами общества, то Джон Нэш считал более правильным равенство этих интересов и предлагал индивиду самому добровольно найти компромисс, иначе в долгосрочном плане проигрывают все.

    Естественно, после опыта Великой депрессии все страны, в том числе и Казахстан, отказались от минимизации участия государства в экономике, регулируя его присутствие на уровне, соответствующем возможностям рынка.

    Другой  ошибкой монетаристов является рецепт победы над инфляцией, который звучит достаточно жестко для обывателя: инфляция должна быть подавлена любыми мерами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ.

    Этот  рецепт ярко отражает неправильное понимание  монетаризмом причин инфляции. Теория предлагает сокращать денежную массу в экономике любыми способами, в том числе перекрывая поток, который поступает через социальные программы, игнорируя обычное житейское правило «по болезни - лекарство».

    Инфляция  может возникать в силу притока  спекулятивного капитала, как это сейчас происходит на мировых продовольственных рынках. Продовольственные фьючерсы покупают даже пенсионные фонды США, не говоря уже о международных хеджфондах и прочих спекулянтах на продовольствии. И вместо того чтобы запретить участие данных фондов в покупке фьючерсов или даже запретить эти самые фьючерсы, объем которых в несколько раз превышает объем реальных продовольственных запасов и потенциального урожая, властям национальных экономик рекомендуется снижать денежную массу, сворачивать социальные программы и принимать прочие нелогичные меры.

    Согласно  последним оценкам Продовольственной  и сельскохозяйственной организации  объединенных наций (ФАО), объем производства зерновых в 2007 году вырос на 4,6% и  составил 2 102,6 млн. тонн по сравнению  с 2 010,9 млн. тонн в 2006 году[1]. То есть был зафиксирован рекордный урожай зерновых и в целом, и по отдельным компонентам - пшенице, рису, кормовым злакам. Казалось бы, цены должны упасть при увеличении объема товара, однако они выросли в 2-3 раза, показав исторический максимум. Можно сказать, что творившееся ранее на мировом рынке недвижимости теперь наблюдается на мировом рынке продовольствия.

    Этот  пример показывает, что монетаристы  говорят только о количестве - «мало  или много денег в экономике», тогда как здравый смысл подсказывает вопрос о способах, то есть «где взять деньги и как их использовать». Большое количество денег при грамотном применении создаст еще большую товарную массу и не вызовет инфляции, а может, даже снизит цены, тогда как спекулятивные операции вызовут сильный рост цен, что и наблюдается сейчас.

    Поэтому, в первую очередь, антиинфляционные меры должны устранять неправильные способы, а затем уже можно  ставить вопрос об уменьшении денежной массы.

    В свое время противники вмешательства  государства в экономику привели США к Великой депрессии, в результате чего были почти полностью отрезаны от экономического управления. Также в свое время теоретики плановой экономики и противники частной собственности привели к ослаблению, а потом и к развалу СССР, а потом закономерно были осуждены и отлучены от экономического управления. Теперь то же самое грозит  лучиться и с монетаристами, которые привели к ослаблению США и, возможно, приведут, по мнению Джорджа Сороса, к сильнейшему за всю историю человечества кризису.

    Многие  экономисты критикуют монетаристов, так как в соответствии с их теорией при понижении курса  национальной валюты экспорт увеличивается, а импорт падает, уменьшая торговый дефицит. Практика показывает, что эта  теория не работает: в США уже 7 лет наблюдается ровным счетом обратное.

    Однако  не только монетаризм, но и другие теории бывают, ошибочны, поэтому не следует  какую-либо теорию возводить в идеал, а другую принижать как нечто  совсем бесполезное. Тем более, монетаризм помог США теоретически обосновать, реализовать экономическую экспансию в 1960-80-х годах и закрепить ее результаты во всем мире.(график 1)

    

 

    Рисунок – 1. Торговый дефицит США и индекс стоимости доллара 

    Распад  СССР и, как следствие, резкое падение  ВВП и товарной массы, а также  бесконтрольная эмиссия наличной рублевой массы привели к рекордным  темпам инфляции, достигавшим ежегодно 3000% в 1992-1994 годах. Лишь введение тенге в конце 1993 года позволило взять под контроль денежное обращение и в течение года обуздать инфляцию, снизив ее до двузначных показателей. Такое же происходило и в России, и здесь заметим, что, несмотря на снижение денежной массы, цены не падали, а продолжали расти, пусть даже и меньшими темпами.

    Снижения  темпов инфляции добивались, прежде всего, за счет уменьшения денежной массы  по отношению к ВВП, что отражается таким показателем, как уровень  монетизации. В 1998 году, к примеру, он достиг критических 7,7% (!), после чего постепенно увеличивался, составив 28,9% на конец 2007 года.

    В росте денежной массы некоторые  увидели причину роста цен  и даже вывели определенную закономерность: чем выше уровень монетизации (то есть денежной массы М2 относительно ВВП), тем выше уровень инфляции. Однако мировая практика показывает обратную закономерность. Согласно анализу МВФ, данные по 126 странам убеждают в том, что чем выше уровень монетизации, тем меньше уровень инфляции. Более того, высокий уровень монетизации присущ лишь странам с высокоразвитой экономикой.

    Таблица 2 наглядно демонстрирует: чем выше уровень монетизации, тем выше ВВП на душу населения и тем более развита экономика. Необходимо отметить и другую закономерность: чем больше уровень безналичной денежной массы, тем меньше уровень наличной по отношению к ВВП.

    Таблица 2. Уровень монетизации экономики (в %) и ВВП на душу населения

    ВВП на душу населения     МО/ВВП     М1/ВВП     М4/ВВП
    До  $ 1 тыс.     7,2     14,2     26,3
    $ 1-3 тыс.     6,3     15,3     42,1
    $ 3-8 тыс.     5,9     16,1     46,6
    более $ 8 тыс.     5,7     21,9     77,0
 

    Данные  подталкивают к выводу, что для  обеспечения экономического роста  государству необходимо увеличить  безналичную и сократить наличную денежную массу относительно ВВП.

    Согласно  графику 2, Казахстан и Россия, намного отстающие по экономическому развитию, имеют самый низкий уровень монетизации. 

    

 

    Казахстанский коэффициент, показывающий уровень  монетизации (М3/ВВП) в размере 38,6%, учитывает и депозиты в иностранной валюте, а если учитывать только тенговую массу, то коэффициент (М2/ВВП) снизится до 28,9%.

    В других странах уровень денежной массы больше казахстанского уровня в 2-5 раз. И чем развитее страна, тем  значительнее разрыв. Например, в США  коэффициент равен 74,2%, в не менее  мощной экономике ЕС коэффициент  равен 89,2%. В Японии, опережающей  весь мир по технологическим открытиям и разработкам, коэффициент равен 136%, а Малайзия, которая в некоторых вопросах для нас служит примером, считает приемлемым уровень в 136,6%.

    Страны  Восточной Европы, как примеры  экономик переходного периода, также  поддерживают уровень денежной массы выше казахстанского. Так, в Чехии коэффициент монетизации равен 70%, а Венгрия, экономика которой слабее чешской, имеет меньший уровень денежной массы - 50%.

    Каков же естественный уровень монетизации? Считается, что при прочих равных условиях денежная масса, выраженная в национальной валюте, должна покрывать весь товарооборот страны, то есть коэффициент монетизации тенговой массы должен быть на уровне 100% от ВВП. Но учитывая, что отдельные внешнеторговые операции требуют использования иностранных валют в объеме 20-30% от ВВП, можно считать 70-80% естественным уровнем тенговой денежной массы по отношению к ВВП. В случае, если соседние страны принимают тенге в качестве валюты оплаты, уровень может быть и выше.

    Вместе  с тем необходимо убедиться, насколько влияет объем денежной массы, пусть даже безналичной, на уровень инфляции.

    Данные  статистического ежегодника МВФ (табл. 3) убедительно показывают обратную связь: чем выше уровень денежной массы относительно ВВП, тем ниже инфляция. В странах, удерживающих инфляцию на уровне до 3,5%, наличная денежная масса в среднем составляет 6,9% от ВВП, а общая денежная масса находится на уровне 73,4%. 

    Таблица 3, Уровень монетизации экономики (в %) и Годовые темпы инфляции (в %)

    Годовые темпы инфляции     МО/ВВП     М1/ВВП     М4/ВВП
    До 3,5 %     6,9     24,2     73,4
    3,6-9 %     5,9     15,0     49,8
    9,1-15 %     5,7     12,2     30,4
    Более 15 %     6,5     13,2     26,7
 

    Тогда как в странах, где инфляция двузначная, к которым можно отнести и  Казахстан, уровень наличной  денежной массы примерно одинаков - 6,5%, однако общая денежная масса намного ниже показателя стран с низкой инфляцией - 26,7%. Аналогичную картину можно наблюдать относительно процентных ставок кредитования по странам.(таблица 4)

    Таблица 4. Уровень монетизации экономики и состояние денежного рынка. 

    М4/ВВП     Номинальная ставка,

      в % годовых

    Темп  инфляции

    в % в год

    Реальная  ставка,

    в % годовых

    До 20 %     26,3     26,2     0,1
    20,1-30 %     22,2     21,3     0,9
    30,1-40 %     24,3     12,8     11,5
    40,1-50 %     16,2     9,3     6,9
    50% и более     6,6     3,5     3,1

Информация о работе Инфляция