Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа
Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди.
Инфляция является одной из больших макроэкономических проблем: достаточно отметить, что каждую страну мира она охватывала хотя бы один раз в 50-100 лет. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать - циклическим кризисам.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Сущность и причины возникновения инфляции
1.2 Типы и формы инфляции
1.3 Способы измерения инфляционных процессов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Особенности развития инфляции в РК
2.2 Анализ инфляционных процессов в РК за 2008– 2010 годы
2.3 Социально-экономические последствия инфляции в РК
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Антиинфляционная политика
3.2 Пути преодоления инфляции в Казахстане
Заключение
Список использованных источников
Цены на продовольственные товары и платные услуги снизились на 0,1%, на непродовольственные товары подорожали на 0,4%. На рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце снижение цен зафиксировано на фрукты и овощи – на 3,5% и на яйца – на 2,2%. Стали дороже табачные изделия – на 3,5%, мясо и мясопродукты – на 0,7% и безалкогольные напитки – на 0,6%.
В группе непродовольственных товаров в наибольшей степени выросли цены на газеты, книги и канцелярские товары – на 1,6%, на медикаменты – на 0,5%, на дизельное топливо – на 0,3%.В структуре платных услуг оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы снизилась на 0,5%. При этом оплата за центральное отопление подешевела на 1,3%, за горячую воду – на 0,9%, электроэнергию – на 0,8%. Цены на услуги транспорта выросли – на 0,7%, на услуги здравоохранения – на 0,4%.
На рисунке 3 отображены колебания цен на продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги за 2008-2011 годы. Рассмотрим темпы роста и снижения цен на продовольственные товары: в 2008 году происходит скачок уровня цен, но к концу года этот показатель постепенно снижается. В 2009 и 2010 годах происходят незначительные колебания цен на продовольственные товары (от -0,5% до 1,4%). К концу 2010 и в январе, феврале 2011 года наблюдается резкое увеличение уровня цен до 3%. Колебания цен на непродовольственные товары резко не изменялись, и находились на уровне от 0,3% до 1%. Только в 2009 году наблюдалось резкое снижение, а затем резкое повышение уровня цен. Динамика уровня цен на платные услуги показывает, что в августе 2008 года наблюдается резкий рост цена на 2,3%, в сентябре 2008 наблюдается снижение и до декабря 2010 года уровень цен на платные услуги колеблется в рамках от 0,3% до 1,3%. Мы можем увидеть, что в январе происходит резкое увеличение уровня цен до 2,8%. С декабря по конец года цены уменьшаются и находятся на уровне -0,1%-0,5%. В начале 2011 года прослеживается резкое увеличение уровня цен до 2,3%.
По данному рисунку можно сделать вывод, что рост уровня цен в 2008, 2009 и 2010 был не высоким, колебался в рамках от 0,3% до 1,2%. В начале 2011 года уровень цен резко возрос и в среднем составил 1,7%.
Рис. 3 Изменение цен на потребительские товары и услуги за 2008-2011 годы.
2.3 Социально-экономические последствия инфляции в РК
Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном состоянии рынка в Казахстане. Неготовность большинства структур единого народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного самоуправления привела к результатам, обратным ожидаемым.
Социальные факторы инфляции связываются с поведением населения, хозяйствующих субъектов относительно обстановки, складывающейся в государстве. Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения уровня жизни. Рост цен ведет к снижению текущих реальных доходов населения. При любой системе компенсации в РК дополнительные выплаты отстают от темпов роста цен. Хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег. В несколько лучшем положении оказываются владельцы акций, наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности. Психологическое состояние «ожидаемой» инфляции вызывает ажиотажный спрос, закупку товаров впрок, что порождает дефицит и соответствующее повышение цен.
От инфляции сильно страдает и производство. Инфляция ломает рыночный механизм саморегуляции. Производители в Республике не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не может осуществляться с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функционирование не рыночной, а командной экономики.
Политика РК поощряет развитие коммерческой деятельности гражданам и предприятиям для достижения оперативности движения товаров, удовлетворения спроса рыночными методами. Это вызвало разгул спекуляции и привело к неуправляемым процессам перераспределения. Такой процесс приобрел стихийный и неуправляемый характер, которому способствовало ослабление контроля со стороны государственных органов, игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.
Либерализация цен, которая ставила перед собой цель достижения упорядочения ценовой структуры и соотношения в общей структуре цен, обернулась их ростом и еще большими диспропорциями в соотношениях цен на отдельные виды товаров и услуг.
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Пути преодоления инфляции в Казахстане
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетно - налоговая политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду.
Второй подход выдвигает на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
В каждом государстве разрабатывается антиинфляционная стратегия и тактика.
Антиинфляционная стратегия - стратегия предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
1)Всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост;
2)Существование правительства, национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.
Антиинфляционная тактика - когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.
Бесспорно, инфляция являет собой значительную проблему для экономики страны; ее масштабы охватывают широкий диапазон всех секторов хозяйства - где в прямом, а где в косвенном виде. Ведь инфляция, охватывая практически все отрасли национальной экономики, по сути, является макроэкономической проблемой. Государство, имея в руках главные инструменты денежно - кредитную и бюджетно – налоговую политику - обязано управлять инфляцией, регулируя ее.
Рассмотрим конкретные пути преодоления инфляции в Казахстане.
О том, на каком фронте будет разворачиваться борьба с инфляцией, можно сказать с большой уверенностью – достаточно изучить совместное заявление правительства и Нацбанка «Об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2011 год».
Во-первых, правительство стимулирует экономический рост в стране преимущественно за счет повышения производительности труда. А рост этого показателя должен носить опережающий характер по сравнению с ростом реальных доходов населения. Во-вторых, предприятиям-монополистам предписывается неукоснительное соблюдение предельных значений роста цен на их товары и услуги. В-третьих, декларируется создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутреннем рынке страны. В частности, на рынках стратегически важных товаров (нефтепродукты, зерно) будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.
Среди задач Нацбанка – обеспечение «уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики», и стабильности цен.
Преодоление инфляции в РК достигается рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Денежная антиинфляционная политика:
1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично- денежной эмиссии Национальным банком;
2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности
3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;
4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.
Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии, но в наших условиях только ценой остановки производства; сокращение эмиссии, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию, после чего происходит очередное повышение цен. Этот процесс последовательно повторяется: отсутствие рыночной конкуренции, и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн.
Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета.
Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. И третье, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции, предпочтительнее простая и надежная налоговая система.
Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции в Казахстане - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно- правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».
Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.
Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию в республике является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.
Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.
Более целесообразным является совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электроэнергия и тепло-энергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.
Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д.